Я уважаю активную акустику как класс. Это решение, избавляющее от головной боли, связанной с подбором компонентов — производители уже подумали за тебя. Конечно, это несколько ограничивает в возможностях апгрейда, но о том, что будет в будущем, можно подумать в этом самом будущем, а пока что — просто наслаждаться сбалансированным комплектом.
В последнее время DALI регулярно добавляют в свой модельный ряд активные модели. Начали с отдельной линейки Callisto, затем выпустили Rubicon C более высокого класса, основанную на одноименной пассивной серии, а теперь взялись за самую бюджетную линейку Oberon — и сделали ее активной, пожалуй, закрыв, практически все ценовые сегменты, в которых такая акустика может быть актуальна.
Правда, в силу бюджетности в Oberon C пришлось использовать упрощенные версии технологий, известных по Callisto и Rubicon C — чтобы цена не стала совсем уж неадекватной. Но зато у Oberon C есть уникальный функционал, которого нет в старших моделях.
Активные и пассивные Oberon имеют одинаковые динамики: крупный 29-мм твитер и 133-мм СЧ/НЧ-динамик с диффузором из фирменной смеси бумажной массы и деревянных волокон, а также с магнитной системой SMC. Спереди активную модель не отличить от пассивной: те же фланцы динамиков с насечками, те же отверстия под штырьки защитных решеток, те же расцветки. Вот только в активной версии на каждый динамик приходится по 50 Вт встроенного усиления класса D, за счет чего она аж на 200 граммов тяжелее.
Правая и левая колонки идентичны друг другу, нет ведущей и ведомой: у каждой из колонок свое усиление, свой кабель питания, и друг с другом колонки никак не соединены. Все общение происходит беспроводным образом через хаб: он позволяет разместить акустику в комнате достаточно свободно — в радиусе 10 м. Именно к хабу подключаются все источники.
Курс на ТВ
Одно из самых важных отличий активных Oberon от других современных активных линеек DALI — в хабе. С Oberon C поставляется компактная версия хаба, в которую нельзя вставить стриминговый модуль на базе BluOS. Из разъемов доступны оптика (аж две, одна — специально для телевизора), RCA и HDMI с поддержкой ARC — этого интерфейса в большом хабе нет.
Если Rubicon C и Callisto рассчитаны в первую очередь на воспроизведение музыки, то для Oberon C телевизор становится таким же полноправным источником, как и любой аудиопроигрыватель.
Нацеленность на работу с видео можно ощутить, посмотрев на заднюю панель колонок: там есть схема домашнего кинотеатра с каналами, отмеченными светодиодами. В дальнейшем на базе Oberon C можно будет собрать полноценный беспроводной домашний кинотеатр, сигнал для которого будет направлять хаб.
С колонками хаб связывается по собственному 30-битному протоколу, работающему на одной из двух частот: хаб выбирает либо 5,2 ГГц, либо 5,8 ГГц — в зависимости от загруженности диапазона. Задержка сигнала минимальная — 15 мкс. Ощутить ее я не смогла, хотя запустила видео с ноутбука и вывела сигнал на колонки по Bluetooth — то есть препятствий, на которых звуку следовало споткнуться, было немало.
Собственный конвертер хаба преобразовывает все поступающие сигналы в формат 24 бит/96 кГц. «Но передает-то 30 бит», — скажете вы и будете правы. Еще шесть бит отводятся на коррекцию ошибок, передачу информации об уровне громкости, о том, для какой колонки сигнал предназначен, и так далее.
Схема передачи данных не отличается от той, что используется в Callisto и Rubicon C: маленький и большой хабы полностью взаимозаменяемы и готовы работать с любыми современными активными аудиосистемами от DALI. Но в силу позиционирования с Oberon C поставляется маленький хаб.
Хаб управляется с пульта — никаких приложений, все просто. Причем у этого хаба пульт отличается от того, что поставляется с хабом для Callisto и Rubicon C — на нем есть отдельная кнопка для выбора HDMI-входа. Габариты и материалы — те же самые. При желании, кстати, можно использовать Oberon C с большим хабом, у которого есть полноценный сетевой функционал, но покупать его нужно отдельно.
Эмоции и драйв
Пассивные Oberon были спроектированы с учетом настенного использования — и в активной версии о таком функционале не забыли. Кабель питания утоплен в небольшую нишу, чтобы не мешать установке, в верхней части корпуса над небольшим фазоинвертором находится само отверстие под крепление. Внизу есть кнопка подключения акустики и USB-разъем для обновления.
Каких-либо спецэффектов вроде полос светодиодов, как на старших активных колонках, у Oberon C нет. Визуально это все те же маленькие колонки, которые я тестировала два года назад — разве что от каждой тянется по силовому кабелю, а не акустическому.
В плане высоты акустика осталась такой же капризной. Мне повезло — я оказалась в шоуруме с несколькими разными стойками. И если со стойками высотой 60 см Oberon 1 C свистели безо всякого намека на бас, то со стойками высотой 70–75 см все встало на свои места.
Ощущение мелкого, но юркого, заводного, дерзкого хэтчбэка никуда не делось. Со стойками правильной высоты звук получается собранным, с небольшим, но заметным крепеньким басом. Я не ожидала, что маленькие колонки могут с правильной долей агрессии и неотвратимости отыграть барабаны в треках из альбома «10,000 Days» от Tool — но они смогли. Конечно, им недоставало массы, но эмоции они передали правильные.
Но это все же DALI, а значит — некая светлота в звуке есть. Она хорошо чувствуется на гитарах в том же «Right In Two» и на вокале. Иногда звон тарелок и тонких струн становится более навязчивым и привлекает к себе больше внимания, чем другие элементы мелодий.
И это очень меняет восприятие некоторых композиций — например, в длинном треке «And I Will Kiss» от Underworld акцент смещается с эпичной перкуссии на детали, раскиданные на ее фоне: разнообразное жужжание, клекот и цокот, завывания вокала. На женских голосах акустика отрывается — они очень живые, глубокие, чуть выставленные вперед по сравнению со всем остальным.
Объема немного, сцена кажется небольшой, особенно если сидеть в углах равностороннего треугольника. Можно сесть подальше, сцена станет шире, но проще и несколько зыбче.
Звучание, как ни странно, одновременно сочетает в себе драйв и камерность. Это такая акустика, которая создает персональную вечеринку. Ей нравится играть шустрые, веселые, эмоциональные мелодии, а не комфортные, уютные и расслабляющие.
Правда, по-моему, это не очень стыкуется с возможностями встроенного усилителя: ему будто бы недостает контроля и четкости. На Combichrist и Nine Inch Nails звук периодически превращался в нетекстурный, плоский шум. В «One Of These Days» от Pink Floyd в лесенке из звуков слайда чувствовалось мало контраста между этими самыми нотами. Эмоции на месте, но подача кажется несколько размытой.
По Bluetooth колонки играют будто бы агрессивнее, хоть и более зажато — такое ощущение, что они пытаются компенсировать недостаток диапазона повышенной динамикой. Звук кажется более плоским, да и теряет объем на низах — но это особенность протокола aptX HD. Насколько я знаю, он очень снисходительно обращается с басами. В целом звучание по Bluetooth, конечно, явно проще, чем по оптике — но далеко не ужасное.
Все написанное выше применимо к той ситуации, когда Oberon играют погромче — а на малой громкости колонки звучат спокойно. Задор и драйв отходят на фон, выводя на передний план фирменные DALI-шные высокие частоты и создавая достаточно комфортное и аккуратное звучание.
Жизнь в трех розетках
Два правила использования активных Oberon 1 C: ставить повыше и слушать погромче. В такой ситуации они показывают себя с наилучшей стороны: это живой, эмоциональный, драйвовый звук — притом фирменный, с узнаваемым акцентом на высокочастотном диапазоне и с очень приятным подъемом на голосах.
Я до сих пор не могу к нему привыкнуть, поэтому различные композиции каждый раз открываются для меня с новой стороны — акцент, смещающийся с ритма на что-то, что композиторы и звукоинженеры запрятали повыше, меняет восприятие мелодий. Каким-то трекам это очень даже идет на пользу.
Главная особенность этой акустики — в том, что она активная, и сам усилитель мог бы быть чуточку шустрее и точнее. На музыке, которую эта акустика предпочитает, хотелось бы больше контроля. Здесь на месте аккуратный упругий бас, но как только в четкую ритмическую подложку вмешивается завернутый в несколько слоев дисторшена шум — аккуратность, упругость и четкость начинают теряться.
Активные Oberon 1 C стоят примерно в 2,5 раза дороже, чем пассивные. И в эту стоимость заложены не только хаб и встроенное усиление. В эту стоимость заложена функция экосистемы, беспроводного домашнего кинотеатра, простого решения аудиосистемы для телевизора.
И в силу трехкомпонентной конструкции эта аудиосистема обеспечивает большую гибкость в установке, чем длинная балка саундбара. А еще можно использовать их как настольную и даже отдельно стоящую систему, способную тихо и комфортно урчать на фоне и вдаривать, как следует, при выкручивании громкости.
Но найти три свободных розетки в доме, да еще и рядом — непростая задача.
Живой, эмоциональный и по-хорошему басовитый для таких габаритов звук, множество вариантов подключения, нацеленность на работу не только с аудиоисточниками, но и с телевизором, потенциальная многофункциональность.
Стоимость может казаться завышенной, в индастриале иногда недостает четкости, нужны три розетки.
89 590 рублей (только акустика), 99 590 рублей (в комплекте с хабом)
DALI Oberon 1 C
Акустическое оформление: фазоинверторное
Количество полос: 2
ВЧ-динамик: 1x29 мм, тканевый купол
СЧ/НЧ-динамики: 1x133 мм, армированная древесными волокнами бумага
Частота и тип кроссовера: 2 350 Гц, Full Active 24-bit DSP
Диапазон частот: 39–26 000 Гц
Мощность: 2 х 50 Вт, класс D
Макс. SPL: 106 дБ
Беспроводная связь: 24 бит/96 кГц (без потерь)
Рекомендуемое расстояние от стены: 1–50 см
Габариты: 274x162x234 мм
Масса: 4,4 кг
DALI Sound Hub Compact
Входы: 2 х Toslink (для аудиотехники и для телевизора), RCA, HDMI ARC, IR-сенсор, Chromecast, Bluetooth 5.0 (AAC, aptX, aptX HD)
Выходы: на сабвуфер, USB для подзарядки и обслуживания
Выход на акустику: беспроводная связь 24 бит/96 кГц (без потерь)
Макимальный входящий сигнал: 24 бит/192 кГц
Габариты: 30х212х132 мм
Масса: 0,5 кг