Несколько лет назад Technics активно взялась за развитие своей линейки легендарных проигрывателей винила, пытаясь сделать их еще более легендарными. Обновленные версии SL-1200 не так сильно удивляют, равно как и упрощенные вариации, более доступные для тех, кто только входит в тему винила. А вот в сфере топовых вертушек бренда все несколько интереснее.

В принципе, SL-1000R — уже не новинка, аппарату несколько лет, но до нас он добирался долгими и сложными путями. Под индексом SL-1000R подразумевается готовый проигрыватель в сборе: это мотор и блок управления SP-10R (который, кстати, может быть установлен в кабинеты от старых Technics SP-10MK2 и SP-10MK3), помещенный в современное шасси-основание, снабженное одной базой с родным 10-дюймовым тонармом. 

Technics SL-1000R

Мотор прямоприводный, бесщеточный, постоянного тока, с выносным импульсным блоком питания и управления. Изначально он разрабатывался для Technics SL-1200G. В отличие от старых моделей, да и от большинства прямоприводных проигрывателей, кварца здесь нет: система контроля скорости, как я понимаю, работает на основе DSP. 

К мотору прилагается диск массой почти 8 кг, собранный из алюминиевой нижней части и бронзовой верхней, дополненный по внешнему краю вольфрамовыми утяжеляющими вставками. Все это в сумме дает стартовое усилие в 0,39 Н/м / 4,0 кг/см. И фактически самый низкий среди проигрывателей винила коэффициент детонации в 0,015%. Впечатляет. Да и внешне все сделано очень качественно, видна точность, с которой элементы подгонялись друг к другу. 

Составной диск у Technics SL-1000R не просто ставится сверху, а фиксируется тремя винтами

Мотор на квадратном основании (действительно квадратном, но и сам мотор, и, соответственно, диск на нем расположены не совсем по центру) вставляется в корпус и снизу прикручивается многочисленными винтами. Корпус большей частью сделан из алюминия, дополненного внутри компаундом. Тяжелая (общая масса проигрывателя — 40 кг, и это без блока питания и управления) и явно глухая конструкция, не особо восприимчивая к воздействиям. Да и мотор очень тихий — его физически не слышно.

Кнопки — старт/стоп и переключение скоростей — расположены на корпусе мотора, что совершенно привычно для «Техниксов» как таковых. Выключатель и кнопки коррекции скорости, а также дисплей, отражающий текущие настройки, находятся на передней панели блока питания и управления.

Устанавливается вся конструкция на регулируемые по высоте ножки, снабженные силиконовыми демпферами. Еще к ножкам прикладываются чугунные вставки, которые делают конструкцию существенно жестче, но не рекомендуются производителем к обязательному использованию. Я вообще не особо понял их смысл, в том числе и практический — они объективно ни к чему.

Обратная сторона диска

Отдельно стоит рассказать о системе дополнительных баз под тонармы. Базы, в том числе и текущая, с предустановленным тонармом крепятся не к внешнему корпусу, а квадратному основанию мотора. Снизу база вставляется в сложнопрофильный вырез (сначала нужно вынуть мотор, потом открутить декоративную заглушку, а потом туда можно прикрутить базу для тонарма).

И с системой баз не так-то просто разобраться. Производитель обозначает два типа баз — «короткую» и «длинную», хотя сами базы вроде бы не различаются. Я был знаком с проигрывателем до теста и однажды начал ставить базу не туда —а посадочные совпали, хотя там точность изготовления до долей миллиметра.

Но по руководству «длинная» база может быть установлена только слева, а «короткая» — только сзади. Потому что Technics выпускает ряд готовых баз с уже проделанными крепежными отверстиями, а тут мы вспоминаем, что на квадратном основании мотор размещен не по центру, поэтому если перепутать базы местами, то установочные расстояния для тонармов окажутся различными и не совпадут.

На то, что внешние контуры базы идентичны, указывает не только совпадение посадочных, но и то, что выпускается база без отверстий вовсе, когда можно все рассверлить под свой тонарм, и эта база не маркируется как «короткая» и «длинная». А вот готовые маркируются, поэтому 12-дюймовые тонармы устанавливаются только слева, а 9- и 10-дюймовые — только сзади.

Готовые базы есть под SME 9 или 12, под Ikeda и Ortofon (тоже 9 или 12-дюймовые современные модели), под Jelco (когда проигрыватель разрабатывали, производитель был еще жив), а также есть база под старый тонарм Technics EPA-100mk2. 

При желании штатный тонарм с базой можно снять, убрать или перенести назад, а вместо него поставить какую-то «короткую» или «пустую» базу. Но в таком случае эту «пустую» базу не под любой тонарм получится рассверлить — достаточно взглянуть на то, как выглядит стол снизу: видно, что приличная часть базы закрыта корпусом. Правда, подобный вариант использования мне кажется совсем уж редким. «Пустую» базу лучше ставить на дополнительные места.

Блок питания и управления Technics SL-1000R

Но вернемся к проигрывателю в сборе, ведь в первую очередь именно в таком виде мы его рассматриваем сейчас. Штатный тонарм — 10-дюймовый, статический, очень похожий на обычные современные тонармы Technics, но заявлено, что использованы более точные подшипники и более качественные материалы. Хотя внешне и функционально все похоже.

Изогнутая трубка, быстрая регулировка по высоте, набор дополнительных трех противовесов-утяжелителей (прикручиваются к хвостовику). По настроечной геометрии здесь скорее получается Löfgren B, по весу связки головка/шелл (в комплекте шелла нет) можно оперировать суммарным весом от 15,9 до 31 грамма при прижиме от 0 до 4 грамм.

Если использовать тяжелый шелл плюс дополнительный противовес, то логично, что эффективная масса тонарма будет больше, а это значит, что можно ставить менее податливые МС-головки, и на практике головки с податливостью около 8 на 10 Гц вполне можно качественно отстроить.

Ножка-опора Technics SL-1000R

В настройке и работе тонарм приятный — все точно, ровно, без люфтов и без перекосов. Да, в комплекте нет не только шелла, но и фоно-кабеля, а он здесь с разъемом DIN, а не 2 х RCA плюс земля, как у остальных современных Technics.

Пылезащитная крышка у аппарата есть, но она без петель — просто колпак. Потому что крышка больше, толще и тяжелее обычной. Ставится на корпус, опираясь на него аккуратными резиновыми уголками — вполне удобно. Но тоже есть момент. Например, если на дополнительную базу поставить тонарм с крупным узлом антискейтинга (был случай с Ikeda IT-407), то этот узел окажется под краем крышки и пользоваться последней станет весьма затруднительно.

И последнее — поставляется проигрыватель в разобранном виде, но собирается легко. А вот упаковка… Огромный фанерный лакированный ящик с лазерной гравировкой на крышке, на колесах и с мощными замками-защелками. Очень даже захотелось где-то добыть такой ящик, чтобы сделать из него столик-сундук для мастерской. Это уже совсем лирика, конечно, но факт: такой упаковки я ни у кого не видел вообще.

Кнопки управления Technics SL-1000R — все предельно просто и удобно. Индикация минимальная

Тест планировался с несколькими головками, но подвела техническая накладка (самое интересное, что я запланировал, поставить не удалось — увы, у головки не оказалось одного канала), поэтому пришлось все слушать в виде одной сборки. Но я, как уже говорил, знаком с такими аппаратами и ставил на них очень разные головки, поэтому в выводах я дам некую поправку о том, что же можно здесь вообще сделать.

В этом тесте для прослушивания поставил головку Ortofon Cadenza Bronze на шелле Pro-Ject Signature Carbon. Суммарный вес — около 21 грамма, соответственно понадобился самый легкий утяжелитель. Измеренный резонанс при этом получился примерно на уровне 9 Гц.

Начал с пластинки Isao Suzuki Quartet + 1 «Blue City». Первые впечатления — проигрыватель не с таким уж и темным звуком, как некоторые младшие Technics, я здесь не слышу перекачанного или акцентированного баса. Он есть — хороший, качественный, разборчивый. Партии контрабаса слушать очень приятно. Подача этой части диапазона вполне уравновешенная. Середина у звука ровная, не выпяченная, но и совершенно не проваленная. Верха уверенные, детальные.

Штатный 10-дюймовый тонарм Technics SL-1000R

Если абстрагироваться от каких-либо отдельных качеств — звука много. Он большой, объемный, вполне разборчивый. Динамика очень ровная, все возникает и затухает в примерно нужное время и по нужной амплитуде. Но ощущение того, что звука попросту много, не покидает.

И не то чтобы он навязчивый, или какой-то кривой, или грубый — нет, ничего подобного нет даже в намеке. Но есть какая-то явная настойчивость, уверенность, иногда даже на грани легкой самоуверенности. Все очень открыто, однозначно, даже чуть-чуть прямолинейно. И, как мне кажется, дело тут не в приводе — хороший и точный привод дает ровный звук, убирает окраску, создает ощущение, что каждая нота звучит в свое время, и нет никакой смазанности.

Это в нашем случае тоже присутствует. Так что даже в начале прослушивания можно сказать, что к приводу вопросов нет. Он делает свою работу. А вот дальше начинается поиск нюансов.

И кстати, интересно: Ortofon Cadenza Bronze — самая резкая-яркая головка из всей линейки Cadenza. И карбоновый шелл — не та вещь, которая склонна смягчать звук. Но я не скажу, что слышу какую-то сверх-резкость. Звук яркий, экспрессивный, это факт, но он не переходит в категорию «слишком». Скорее, он просто динамичный, достаточно неплохой по детальности, открытый и с хорошим масштабом. 

База тонарма снизу. Вправо направлен разъем для DIN фоно-кабеля

Вторая пластинка — Shelby Lynne «Just A Little Lovin'». Тот же большой и масштабный звук, который уже можно считать узнаваемым. Впрочем, эта пластинка и записана так, что просто обязана звучать с этими качествами. Весьма хороша сцена — широкая, глубокая, с хорошим количеством воздуха, с приличным разделением партий: картинка выходит вполне красивая.

Бас мне показался чуть мягче и чуть воздушнее, чем обычно. И здесь его даже может быть немного больше, чем нужно. По опыту общения с другими экземплярами этой модели я бы советовал попробовать убрать родной резиновый мат и положить вместо него что-то менее «вязкое» — иногда это идет на пользу звуку.

Бывает так, что переглушить систему — тоже не самый лучший вариант. И такой подход работает и в плане комнаты, и в плане проигрывателя винила. У этого проигрывателя и так очень приличная виброразвязка. Тонкий мат из пробковой крошки или тонкий спил кожи могут оказаться даже более интересными, чем резина. 

Алюминиевая заглушка, закрывающая у Technics SL-1000R место для крепления опциональной базы для тонарма

В остальном же на примере этой пластинки — все можно слушать. Формальные качества очень даже на высоте, звук близок к нейтральному, окраски не наблюдается. Правда, мне иногда казалось местами, что звук чуть навязчив, чуть сильнее давит на слушателя, чем стоило бы. Мне ближе очень детальная и динамичная, но в то же время деликатная подача, которая оставляет место для своих собственных эмоций.

Третья запись — сорокопятка Al Di Meola, John McLaughlin, Paco De Lucia «Friday Night In San Francisco». На примере предыдущей пластинки я ожидал, что будет совсем остро, но нет: все, что ожидаешь от записи — динамику, экспрессию — все слышно, и слышно хорошо. Но здесь мне звук показался чуть светлым.

С быстрыми фрагментами проигрыватель, да и вся система, справляется хорошо. Но именно здесь я бы скорее предпочел бы головку с более изысканным и не таким ярким звуком — да хотя бы ту же Cadenza Black, если сопоставлять с чем-то совсем близким. Или что-то уровнем еще выше вполне можно поставить: возможность раскрыть такие головки у проигрывателя есть. Но и с Cadenza Bronze, как есть, слушать уже интересно. Что не совсем обычно, так это то, что, конечно, пластинка к такому предрасполагает, но слушаешь сначала ритм, а потом звук. Вот так расставляются приоритеты. 

Деталей и аксессуаров минимум, самое важное — три утяжелителя противовеса

Резкая смена жанра — My Dying Bride «The Dreadful Hours». Предполагал, что звук будет чуть пыльным и сам по себе темным, а все оказалось куда интереснее. Немного яркости этой записи точно не повредило, да и немного резкости — тоже. Детальность же получается более чем хорошей — отсюда, пожалуй, больше и не вытащить.

И хорошо, что много нижней середины и низа: «суховатое» изначально основание звука здесь как-то слегка выравнивается, и в целом картинка получается более естественной для восприятия. Эмоционально звучание никак себя не навязывает, даже просматривается какая-то тактичная дистанция между слушателем и звуком: хочешь — партии анализируй, хочешь — погружайся в эмоции. Формальных качеств, таких как динамика и детальность, вполне хватает. И объем звука хороший, есть наполненность и насыщенность — но, к счастью, без тяжеловесности.

Тестовая головка Ortofon Cadenza Bronze на шелле Pro-Ject Carbon Signature

Потом послушал пластинку Horowitz Plays Rachmaninoff. Весьма правильное звучание рояля и очень хорошая атака и эмоциональная наполненность. Впрочем, на спокойных фрагментах звук совсем не тускнеет, все остается на своих местах. 

Но кое-что здесь заметно, как особое качество. Я это уже подмечал на других записях, почти на всех. Звук прямо-таки стремится к слушателю и получается не очень подходящим для фонового или расслабленного прослушивания. В музыку хочется вслушиваться, она затягивает, но иногда немного кажется, что даже давит на слушателя.

Подача получается настойчивой, кого-то такой подход может даже слегка утомить или отпугнуть. Впрочем, подбором компонентов тракта такой характер можно не то что скорректировать, а сильно изменить. А вот если бы звук был изначально фоново-вялым, то его уже особо ничем нельзя было бы исправить. Так что у проигрывателя есть весьма широкий спектр возможностей.

Technics SL-1000R

И последняя пластинка — Pierre Boulez Conducts Claude Debussy. Очень приличный бас, при том бас, подходящий для симфонической музыки. Отличная динамика даже на сложных фрагментах. Тембрально вполне правдоподобно, хотя жестковато, чуть резко.

Сцена вполне соответствует той, которая требуется для оркестровой музыки — раскладка правильная, все на своих местах, есть масштаб, глубина и некоторое количество воздуха. Иногда тембры инструментов кажутся чуть более жесткими, чем нужно, самую малость упрощенными, но это как-то вписывается в общую подачу. Общая правильная форма есть — это главное. А нюансы содержания — это все-таки нюансы, и, повторюсь, за счет подбора компонентов мы можем ими управлять в достаточно широком диапазоне.

Система, в которой проходило прослушивание Technics SL-1000R

Выводы

Действительно очень тихий и очень точный привод, и отсюда — правильная динамика звучания. Да и в целом очень приятное изготовление всего аппарата. Он очень прост в обслуживании и использовании, разве что головку нужно отстроить с должной точностью. Приятно, что систему можно потенциально развивать за счет установки дополнительных баз и тонармов. 

Также объективно нравится то, что звук здесь иной, чем у аппаратов с диджейскими корнями, и даже Technics SL-1200G с похожим мотором звучит явно иначе. 

В плане подбора головок — на Technics SL-1000R на штатный тонарм я ставил и Ortofon Cadenza Black, и модели ближе к старшим My Sonic Lab и Sumiko Palo Santos, и даже что-то редкое типа Analog Relax. И каждая головка раскрывалась по-своему, вполне узнаваемо — но раскрывалась на фоне очень неплохих базовых способностей проигрывателя по всем основным характеристикам, таким как динамика, детальность, тембральная достоверность, ровный тональный баланс и способность строить пропорциональную подробную сцену. Так что выбор здесь есть, и этот выбор требует некоторой работы по подбору вариантов под свое представление о звуке и под свою фонотеку. 

И хотя проигрыватель — это полностью готовый продукт, стоит помнить, что на эксперименты с матами или подбор клэмпа (вот тут можно и тяжелые) звук тоже отзовется достаточно чутко. Есть пространство для маневра.

Музыкальный материал

Al Di Meola, John McLaughlin, Paco De Lucia – Friday Night In San Francisco / Impex Records – IMP 6031-45

Horowitz Plays Rachmaninoff - Sonata In B-Flat Minor, Op. 36 / CBS/Sony – SOCL 1061

Isao Suzuki Quartet + 1 – Blue City / Three Blind Mice – TBM-24

My Dying Bride – The Dreadful Hours / Peaceville – VILELP517

Pierre Boulez Conducts Claude Debussy – La Mer - L'Après Midi D'un Faune — Jeux / CBS/Sony – SOCL 15

Shelby Lynne – Just A Little Lovin' / Analogue Productions – APP 041, Lost Highway – B0016322-01

Technics SL-1000R

2 700 000 руб

Мотор проигрывателя

Тип привода: прямой, бесщеточный мотор постоянного тока

Скорости: 33 1/3, 45, 78 об/мин с возможностью корректировки ±16 %

Стартовое усилие: 0,39 Н/м / 4,0 кг/см

Коэффициент детонации: 0,015 %

Основной диск: сборный из слоев алюминия и бронзы, с вольфрамовыми утяжелителями, общий вес 7,9 кг

Тонарм

Тип: поворотный, статически сбалансированный

Эффективная длина: 254 мм

Заход: 15 мм

Регулировка по высоте: 15 мм

Прижимная сила — 0 - 4 г

Допустимый вес головки и шелла (шелл в комплект не входит, подбирается отдельно):

15,9 — 19,7 г (без дополнительного противовеса)
18,8 — 23,6 г (с малым противовесом)
22,5 — 26,3 г (со средним противовесом)
26,0 — 31.0 г (с тяжелым противовесом)

Выходной разъем: DIN

Проигрыватель в базовой комплектации в сборе

Размеры (ШхГхВ): 531 x 188 x 399 мм

Вес: 40,2 кг

Блок питания и управления: 

Размеры (ШхГхВ): 110 x 84 x 350 мм

Вес: 2,1 кг