У культовой, не постесняемся этого слова, группы The Cure всего-то пять официальных концертных альбомов. Пять, Роберт?! Но, правда, плюс к тому — море бутлегов, записей по случаю вроде AOL Peel Sessions и всяких live-бонус-треков. И не забудем видеоконцерты: Cure in Orange, Picture Show и «мтивишный» unplugged. Есть еще замечательный акустический бонус-диск к лимитированному изданию Greatest Hits (CD 2000 года). О нем, как ни странно, вообще мало кто знает, а там между тем — весь трек-лист обычного «грейтест хитса» продублирован в акустике, и звучит это все, ну не сказать, чтоб прям лучше, но — удивительно. Вот уж действительно, звук — в пальцах.
Это мы к тому, что, собственно, концертники The Cure обозревать нет особенного смысла — если так интересно, то их даже за деньги получится скачать не очень дорого. Давайте лучше вспомним ударные моменты выступлений The Cure, когда песни вкатаны настолько, что начинают как будто сами себя играть, раскрывая какую-то другую красоту.
Primary / Charlotte Sometimes (Concert, 1984)
Первый по счету live-альбом The Cure — это, конечно, хрестоматийный «Concert». Они — уже звезды, но скорее культовые. И тут все их ранние великие песни. Выделяется, в частности, гениальная связка — моторная панковская «Primary» (на альбоме-то звучит как группа «Алиса» какая-нибудь!) и сверхромантичная «Шарлотта иногда».
Play For Today (Paris, 1993)
Просто сверхудачная версия «Play For Today» из раннего репертуара, совершенно не заигранная, здесь подана в плотном звуке, с плывущими голосами на припеве. Гораздо лучше студийного оригинала на альбоме «Seventeen Seconds» — там-то просто группа «Кино» какая-нибудь (но, кажется, я повторяюсь).
A Night Like This (Bestival Live 2011)
Всегда проблема — заливистый саксофон этой песни на концертах воспроизвести — как? Не штатного же саксофониста с собою возить. Да и вообще сакс — это слишком слащаво; что для 80-х — ок, для нулевых — моветон. На вышеупомянутом «Show» это соло играла жужжащая гитара. Симпатично, но не то, ощущение эрзаца. А здесь самое оно — и мотив романтичный соблюден, и «сахара» нет.
Prayers for Rain (Entreat, 1989)
Не упомянутый нами в заходе «Entreat» — это фактически «Disintegration» вживую. Чувствуется, что материал уже неплохо разыгран, задышал. Кому как, но мне в юности особенно нравилась здешняя версия «Prayers for Rain». Это вообще незаслуженно игнорируемый трек!
The Walk / Let’s Go to Bed (Show, 1992)
Вообще-то весь сет-лист «Show» — хиты плюс некоторые бодрые альбомные треки («Doing the Unstuck») — сыгран жестко, сухо, отвязно. Как будто панк-рок играют! Песни с того же «Desintegration», очень сахарные на альбоме, на концертах тура задышали и забились, как кровь в венах. И вот эта связка, «The Walk» с ее привязчивым попсовым мотивом, плюс очищенная от синтезаторов и драм-машин «Let’s Go to Bed», рождает нереальный панковский драйв. Просто сразу вспоминаешь, откуда The Cure родом, из какой субкультуры. И играют отлично, кстати.