Выдающиеся интерпретации Реквиема В.А.Моцарта с вашей точки зрения • Stereo.ru
Вопрос AVR55 54 3

Выдающиеся интерпретации Реквиема В.А.Моцарта с вашей точки зрения

В соседней ветке уважаемый @Alex_Bob упомянул Реквием, и я подумал, что об этом произведении можно интересно поговорить.

Тремя наиболее интересными интерпретациями Реквиема, с моей точки зрения, являются:

3. Оркестр "musicAeterna" под управлением Теодора Куррентзиса и хор "The New Siberian Singers" (2010) (discogs)

Исполнение примечательно малыми составами оркестра и хора. Теряется ощущение широты замысла, присущая произведению монументальность, но приобретается некоторая интимность, "близость" к слушателю, индуцирующая сопереживание. Выдержка об этом исполнении из статьи на Снобе:

«У "Реквиема" очень сложная архитектура, это, как говорят австрийцы, Musik fur Augen — музыка для глаз, — говорит Теодор Курентзис. — Я думаю, что Моцарт вообще не предполагал, что "Реквием" будет исполняться. И тем интереснее было его поставить». Главная проблема, по мнению Курентзиса, состоит в том, что дирижеры в основной своей массе не понимают, что «Реквием» это музыка любви и света. «Они опираются на ложную традицию исполнения духовной музыки, из которой однозначно следует, что Бог не любит людей. А людей это совершенно не волнует. Но Моцарт, как гений, писал совсем иное».

После смерти Моцарта его ученик Зюсмайр дописывал недостающие части произведения и оркестровки. В таком виде «Реквием» и исполнялся на протяжении почти двух столетий. При этом подход к исполнению «Реквиема», по словам Курентзиса, всегда был слишком светский. Классическое звучание — насыщенное, с большим оркестром и невнятной артикуляцией оркестровых и хоровых партитур — считалось критиками наиболее полнокровным. «А мне не нравится, когда красиво, — говорит Курентзис, — мне нравится, когда искренне и откровенно». Да и в партитуре, как утверждает дирижер, нет ни единого знака, который бы указывал на то, что исполнять «Реквием» нужно именно так. А потому он возводит свою трактовку к византийской традиции, которая в ранние эпохи требовала не красивого и профессионального пения, а, скорее, медитативного извлечения звуков: тех, кто пел в византийских богослужениях, называли не певцами, а псалмопевцами. На этих принципах было решено исполнить «Реквием».

2. Берлинский филармонический оркестр под управлением Герберта фон Караяна, хор Венского музыкального общества, ремастер 2001 года с винила 1962 года (discogs)

Исполнение для себя считал эталонным до того, как услышал no.1

1. Венский государственный оперный оркестр под управлением Германа Шерхена, Венский академический камерный хор, ремастер 1996 года с записи 1958 года (discogs)

Абсолютный эталон, с моей точки зрения. Прекрасное качество записи, прекрасные голоса того времени, особенно тенор. Музыкальное сопровожения - чрезвычайно пластичное, с основательной проработкой деталей, орекстр "прозрачен" для хора и солирующих голосов. Примечательно внимание, с которым оркестр подходит к оформление окончаний частей.

Максимум, что нашёл на ютубе - это монофоническую запись 1958 года. Ремастер звучит значительно лучше, однако всё вышенсписанное слышно и из неё.

Вам слово.

Ответы

AVR55 @Vert

Согласен на 100%. В Dies irae неожиданно высокий органный регистр, но с такой экспрессией видимо иначе затерялся бы. Пластинка однозначно к покупке. Спасибо.

Aram

Вспомнился анекдот:

- Всё-таки правду говорят, что классическая музыка развивает интеллект. Стоило нам с супругой дома ежедневно включать "Реквием" В. А. Моцарта, как наш 1,5 годовалый сын научился выключать КД-проигрыватель.

Igor_Golochshapov

Так как не оговорено, выдающимися с какой точки зрения, мне очень нравится этот аудиофильский вариант. Трансфер с оригинальной 1/4" ленты 38см/сек на Нагре Т с ламповым усилением и серебряным кабелем с головки воспроизведения на EF86 от Телефункена.

Sergei_A

"Реквием" даже в масштабах Моцарта - скала, из ряда вон. Для меня - одно из ключевых мест в музыке вообще.
По сию пору не слышал лучше Караяна, особенно записи 1961-62 и 1976. Сравнивал с Херревеге, Бернштейном, Аббадо, даже "главный по Моцарту" Карл Бём не зацепил так сильно. Всё на цифре, аналога у меня нет.

Варианты Куррентзиса и Шерхена ещё не пробовал, спасибо за наводку, обязательно доберусь!

Sergei_A @AVR55

ИМХО по Караяновским 1961-62 лучшие солисты, 1976 лучшая оркестровка (лаконичная и эмоциональная одновременно), 1987 лучшая звукозапись и микширование.

Существует ещё в природе 1975 с Берлинским Симфоническим, издавался на SACD.

Alex_Bob

Вспоминаю достаточно давнишний разговор, по поводу исполнения моцартовского Реквиема, закончившийся примерно такой фразой: "Что бы вы ни слушали - рано или поздно придёте к Караяну".

Тем не менее, Алексей, спасибо за внимание к этой теме - послушаю Ваши предпочтения...

a152v

У меня на виниле есть упомянутая версия Куррентзиса - да, очень сильно.

А еще есть вот такое исполнение (извините за качество - уж какие фото "под рукой" оказались)

Данный винил, к сожалению, достался мне в состоянии Good+ или даже Good, шум мешает нормально слушать, по сути - просто коллекционный экземпляр. Но этот хор при Свешникове был очень сильным коллективом.

bluesevich @a152v

Привет, Алексей. У тебя неподалёку (ну относительно) есть антикварный магазинчик, где за оочень скромные деньги(100 за диск) есть очень много винила Мелодии, и там много классики, даже есть "коробками". Некоторые экземпляры в состоянии "муха не сидела":))

a152v @bluesevich

наводку! (в одно слово с маленькой буквы:) )

(на ЦСКА я)

(вообще-то помню, вы как-то что-то писали про магазинчик где-то на Пятницком, кажется, шоссе, но разве уследишь...)

Gray

Благодарю за интересную тему. Для начала, прояснил для себя.

Реквием (от первых слов молитвы "Requiem aeternam dona eis, Domine" - "Покой вечный дай им, Господи" [лат.]).

- missa pro defunctis, seelenmesse - cиноним: богослужение, месса.

- обедня по умершим - траурное заупокойное богослужение в католической церкви.

- служба сопровождалась песнопением – исполнялось музыкальное (многочастное) сочинение для солистов, хора, оркестра или органа, на текст молитвы (узаконенный, никогда не изменяющийся латинский канонический текст).

Реквием Моцарта. Реквием Верди. Немецкий реквием Брамса. Военный реквием Бриттена.

Со времени Моцарта реквием утрачивает культовый - церковный - характер, но сочиняли его все же на латинский текст.

Он использован даже в Реквиеме Верди, который по музыке больше напоминает оперные сцены, чем церковную службу.

«Немецкий реквием» Брамса называется так потому, что этот композитор впервые отказался от латинского текста, заменив его словами на родном - немецком - языке.

В наше время понятие слова «реквием» очень расширилось.

Английский композитор Б. Бриттен назвал так свое монументальное антивоенное сочинение, в котором, кроме латыни, звучат страстные стихи английского поэта Уилфрида Оуэна, погибшего во время I мировой войны.

Вслед за поэтом Робертом Рождественским Реквиемом назвал свое вокально-симфоническое сочинение, написанное на его стихи, Д. Б. Кабалевский. В нем нет никаких латинских текстов, и вообще ничего молитвенного, связанного с религией. Реквием Кабалевского посвящен тем, кто погиб в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны. Он проклинает войну, призывает к борьбе за мир, за светлое будущее детей.

Реквиемом так же называются отдельные небольшие вокально-симфонические или оркестровые произведения, или эпизоды внутри крупных произведений - оперы или симфонии, - когда они посвящены памяти погибших героев и носят скорбно-возвышенный, сосредоточенный характер.

Но... самое интересное:

Главная проблема, по мнению Курентзиса, состоит в том, что дирижеры в основной своей массе не понимают, что «Реквием» - это музыка любви и света. «Они опираются на ложную традицию исполнения духовной музыки, из которой однозначно следует, что Бог не любит людей. А людей это совершенно не волнует. Но Моцарт, как гений, писал совсем иное».

Вот от этого места нужно вести совершенно другой разговор. О светлом будущем.

Слова из советского мультфильма "Семеро козлят на новый лад":

Баста, карапузики, кончилися танцы

Помирать - так с музыкой, запевайте, братцы.

Продолжение, на новый лад, видимо, следует.

Leonsy

Товарищ Вольф был мажором, неучем, двоечником. Позором своих современников. Но- богатеньким.

Как Ксюша Собчак у нас, или Бузова.

Leonsy @Leonsy

Нести правду в неблагодарные

условия- наше с вами бремя).

А действительно талант- Сольери, его привечал, кормил. Теперь он в опале

Leonsy @Katerina

Мы год дежурили с напарницей по ночам- выхлоп отрицательный

Два возврата. Супруг не одобрил

Умный дом- не для боязливых богатеев

Katerina @Leonsy

Увольте напарницу, и сами на покой уходите, с супругом

У вас может и выхлоп отрицательный, а на стерео ру положительный.

Я вас кстати узнала. Вы тот ещё тролль.

Vert

В своё время Реквием Моцарта стал для меня потрясающим открытием, определившим музыкальные предпочтения. Следующей вехой развития эстетического вкуса стало приобщение творчеству И. С. Баха, поистине это вершина классической музыки. Mass in B Minor близка по духу Реквиему, но, по моему мнению, является более глубоким произведением. Особо хочется отметить ключевые его части: Et incarnatus est, Crucifixus. Предпочитаю слушать в исполнении Мюнхенского оркестра под управлением Карла Рихтера.

Alex_Bob

Послушал. Что касается №3 - Оркестр "musicAeterna" под управлением Теодора Куррентзиса и хор "The New Siberian Singers" (2010) - качественная запись. В техническом смысле. Более добавить нечего. А вот №1 - Венский государственный оперный оркестр под управлением Германа Шерхена, Венский академический камерный хор, ремастер 1996 года с записи 1958 года, правда я слушал с записи 1959 года - впечатлил. Тонкостью и точностью. Кстати, запись тоже замечательная. Чем-то близко к Караяну. У меня караяновский LP Дойче Граммофон, 1968. Рекомендую также вариант Карло Гулини.

Sergei_A @SergeyK

Интерпретация Бёма замечательная, одна из классических, но при сравнении может показаться ... приторной что ли. У Бёма рекомендую симфонии Моцарта, там он, кажется, непревзойден.

Alex_Bob

Немного личного. Реквием Моцарта - это то произведение, которое слушаю один и всегда - более ничего после прослушивания. И ещё пару дней ничего не слушаю. А тут послушал много реквиемов. И понял, что это, как бы... девальвирует услышанное. Тем не менее, коллеги, спасибо за поднятую тему - есть что потихоньку, не спеша слушать...

PS. О музыке в авто. Так случилось, что лет 20 не ездил на пассажирском сиденье. А с водительского места - ничего серьёзнее вальсов Шопена - не заходит. Просто требуется иное состояние...

Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.