В соседней ветке уважаемый @Alex_Bob упомянул Реквием, и я подумал, что об этом произведении можно интересно поговорить.
Тремя наиболее интересными интерпретациями Реквиема, с моей точки зрения, являются:
3. Оркестр "musicAeterna" под управлением Теодора Куррентзиса и хор "The New Siberian Singers" (2010) (discogs)
Исполнение примечательно малыми составами оркестра и хора. Теряется ощущение широты замысла, присущая произведению монументальность, но приобретается некоторая интимность, "близость" к слушателю, индуцирующая сопереживание. Выдержка об этом исполнении из статьи на Снобе:
«У "Реквиема" очень сложная архитектура, это, как говорят австрийцы, Musik fur Augen — музыка для глаз, — говорит Теодор Курентзис. — Я думаю, что Моцарт вообще не предполагал, что "Реквием" будет исполняться. И тем интереснее было его поставить». Главная проблема, по мнению Курентзиса, состоит в том, что дирижеры в основной своей массе не понимают, что «Реквием» это музыка любви и света. «Они опираются на ложную традицию исполнения духовной музыки, из которой однозначно следует, что Бог не любит людей. А людей это совершенно не волнует. Но Моцарт, как гений, писал совсем иное».
После смерти Моцарта его ученик Зюсмайр дописывал недостающие части произведения и оркестровки. В таком виде «Реквием» и исполнялся на протяжении почти двух столетий. При этом подход к исполнению «Реквиема», по словам Курентзиса, всегда был слишком светский. Классическое звучание — насыщенное, с большим оркестром и невнятной артикуляцией оркестровых и хоровых партитур — считалось критиками наиболее полнокровным. «А мне не нравится, когда красиво, — говорит Курентзис, — мне нравится, когда искренне и откровенно». Да и в партитуре, как утверждает дирижер, нет ни единого знака, который бы указывал на то, что исполнять «Реквием» нужно именно так. А потому он возводит свою трактовку к византийской традиции, которая в ранние эпохи требовала не красивого и профессионального пения, а, скорее, медитативного извлечения звуков: тех, кто пел в византийских богослужениях, называли не певцами, а псалмопевцами. На этих принципах было решено исполнить «Реквием».
2. Берлинский филармонический оркестр под управлением Герберта фон Караяна, хор Венского музыкального общества, ремастер 2001 года с винила 1962 года (discogs)
Исполнение для себя считал эталонным до того, как услышал no.1
1. Венский государственный оперный оркестр под управлением Германа Шерхена, Венский академический камерный хор, ремастер 1996 года с записи 1958 года (discogs)
Абсолютный эталон, с моей точки зрения. Прекрасное качество записи, прекрасные голоса того времени, особенно тенор. Музыкальное сопровожения - чрезвычайно пластичное, с основательной проработкой деталей, орекстр "прозрачен" для хора и солирующих голосов. Примечательно внимание, с которым оркестр подходит к оформление окончаний частей.
Максимум, что нашёл на ютубе - это монофоническую запись 1958 года. Ремастер звучит значительно лучше, однако всё вышенсписанное слышно и из неё.
Вам слово.