Неоднократные просьбы форумчан собрать в единое целое различные мои публикации по «лентоводству и магнитофоноведению», да и жизнь не стоит на месте, что и побудило совокупно меня написать данный материал, как некоторый итог двухлетнего развития темы.
Итак, что произошло в нашей теме за почти два года? Количество компаний, выпускающих собственные аналоговые релизы на лентах и тиражирующих коммерческие копии архивных лент увеличилось с 23 до 42, а количество изданий подросло почти в три раза. При этом уже четыре «лентоиздателя» в России.
К производителям современных лент в лице штатовской ATR и французской RTM присоединилась Capture Reel Audio из Splicit Reel Audio Products - Орегон, Роузбург.
Из заявленных проектов новых магнитофонов три стали реальностью: Ballfinger доехал до России и прижился, ленточный транспорт от Thorens - TM 1600, стал следующим реальным шагом и наконец заиграл Metaxas TRX ( два заказано для наших).
Thorens - TM 1600
Французы из Analog Audio Design заявили, что «обеспечат будущее катушечным магнитофонам» и мир затих в ожидании начала продаж их TR-1000.
Однако все вышеперечисленное в ценовом диапазоне от 10 000 евро и выше.
А для тех, кто предпочитает "нативный" R2R - Revox online, основанный в 2000 г. Томасом Шрёдером (Thomas Schröder), который и в настоящее время является менеджером Revox-Studer. Гарантированные и официально восстановленные аппараты. Revox A-700 - 2190 евро.
Есть и плохие новости: заявленный еще в 2016-м проект нового доступного R2R Revox не состоялся, увы! А участвовавший в этом проекте The Horch House, выпускавший очень хорошие копии мастер-лент ушел в небытие.
Каталог студий (Record Labels), выпускающие коммерческие копии мастер-лент на ноябрь 2019
Наиболее быстро развивающийся ресурс - 1-2 новых ленты каждые два месяца. Долгое время выпускавший DSD трансферы с лент René Laflamme перешел к выпуску авторизованных копий на ленте.
2. ABC RECORDS - Китай.
3. ANALOGUE MASTERING SERVICES - Италия.
4. ANALOGUE PRODUCTIONS ULTRA TAPE - США.
5. ANALOGY RECORDS - Италия.
6. CHASING THE DRAGON - Великобритания.
7. DELMARK RECORDS - США.
8. ENTERTAPE (aka HORCH HOUSE) Germany/Slovakia - более недоступен, только вторичный рынок ранее выпущенных изданий.
9. FONÈ RECORDS - Италия.
10. HEMIOLIA RECORDS - Италия.
11. INTERNATIONAL PHONOGRAPH INC< - США.
12. Clefandnote - Италия.
Необходимо отметить, что при шикарном каталоге джаза и классики не совсем понятна ситуация с авторским правом на копии лент.
Однако же на MHES 2019 они были представлены.
13. Open Reel to reel - Великобритания.
14. MASTER TAPE SOUND LAB - Греция - Австралия.
Совместный проект Тодора Дмитрова и Костаса Метаксы.
15. OPEN REEL RECORDS - Италия.
16. OPUS 3 - Швеция.
17. QUINTON RECORDS - Австрия.
18. STS ANALOG (PART OF STS DIGITAL) - Нидерланды.
19. THE TAPE PROJECT - США.
20. TONE-PEARLS - Франция.
22. YARLUNG RECORDS -США.
23. Groove Note - США.
24. Lyn Stanley - США.
25. Premonition Records - США.
26. DA Music - Япония.
27. United Home Audio - США.
28. Brilliance Music and Studios - США.
29. Dangerous Analog - США.
30. MPS - Lutz Precision- Германия.
31. DJABE - Венгрия.
Даже Стива Хаккета на ленте записали.
32. Mascara - Словения.
33. AC Records - Польша.
34. Bel Canto Musicale - Тайвань.
35. Magnetic Fidelity - Греция.
36. The Three Blind Mice - Япония.
Упоминание из уважения, ибо их уже нет, но начали работать с мастер-копиями именно они. Можно еще найти на вторичке, но это большая удача.
Правда еще Toshiba выпускала мастер-копии, но я не держал ни одной в руках...
А вот раритет от TEAC Master Sound. Бывало и такое...
https://injapan.ru/auction/u22...
А еще японская Mouri Studio выпускала свои релизы.
37. Volta Recordings - Япония.
38. Kamekichi Records 龜吉音樂堂 - https://kamekichirecord.com/ Япония.
39. SEPEA Audio - Словакия.
40. Base2 Music - Франция.
Честно сообщают, что их ленты второго поколения.
41. Studio Volta Recordings - Италия.
42. TRJ Records - Италия.
43. AUDIOGUY records - Южная Корея.
Национальные исполнители классики и традиционной музыки.
Россия
1. MMS
2. Smart Audio
3. Zavalinka
Что-нибудь наверняка не учел — не взыщите.
Таким образом тенденция к активному развитию налицо.
Что такое мастер-ленты и их копии?
Для тех, кто входит в тему это не праздный вопрос. На торговых площадках в инете масса предложений по продаже «мастер-лент» от бросовых цен до невероятных.
Термин «мастер-лента» может относиться ко многим различным вещам, поэтому давайте кратко попытаемся устранить здесь и сейчас несколько общих недоразумений с мастер-лентами.
Первое поколение (The first generation)
Когда альбом записывается на аналоговую ленту, будь то в студии или на сцене, это будет либо многодорожечная запись с использованием нескольких микрофонов и / или разных сессий для записи каждого отдельного элемента музыкального материала (инструментов, вокала), либо живая концертная запись, в которой один или несколько микрофонов фиксируют исполнение в целом. Многодорожечная (двух-, одно- и даже полудюймовая) лента - это не master tape. Это multitrack tape.
Затем звукозаписывающие инженеры объединят различные элементы, отредактируют и сведут их для достижения желаемого звучания - master mix, результатом которого станет финальная аранжировка альбома. Для тиражирования оригинальный студийный микс дополнительно обрабатывают и этот процесс называется мастерингом. Делается он в специализированных мастеринговых студиях, которые сильно отличаются от студий звукозаписи, прежде всего по оборудованию. В результате то, что получилось — оригинальная студийная мастер-лента две дорожки в стерео на 1/4 или 1/2 дюйма, также называемая «первым поколением». Ее копии называют safety copy. Тиражные копии с нее же - dubbing copy. Часто финальное сведение и мастеринг регистрируется несколькими синхронизированными мастер-машинами.
The Beatles production master tape для выпуска альбома ''Revolver'' на виниле в Австралии
Чего только не бывает... https://natedsanders.com/LotDe...
Второе поколение (The second generation)
Вот тут первое недоразумение — если изготовлен только один оригинал мастера первого поколения, он обычно будет немедленно скопирован для обеспечения нескольких безопасных (safety) или резервных копий. Здесь и происходит основная путаница, потому что, строго говоря, эти копии — второе поколение, и все же их часто называют «оригинальными» мастерами.
В те давние, добрые времена, когда аналоговая запись была нормой, эти так называемые «оригинальные мастера» затем использовались в качестве исходников для всех последующих копий, печати и ремастеринга и т. д. — независимо от того, выпускали ли с них катушки, виниловые пластинки, кассеты или даже CD. Копии рассылались по всему миру лицензиатам, зарубежным дочерним компаниям-дистрибьюторам и компаниям, занимающимся дистрибуцией, чтобы выпускать альбомы в различных форматах.
Эти копии мастеров были редко вторыми, а чаще третьими копиями от оригинала. При этом, фабрики, штампующие винил делали себе еще несколько копий, с которых происходила эквализация под нарезку лакового диска. То есть первопресс виниловый это чаще всего материал с использованием ленты уже третьего, даже четвертого поколения. Вот и сравните звук ленты и винила...
Поэтому то, что официально продается как мастер-копии — ленты второго-третьего поколения. Ну кроме The Tape Project, Fone Records и International Phonograph (direct from master).
Как правило, после выпуска винила эти резервные копии третьего поколения фабрики должны были вернуть, но это не всегда прописывалось и делалось фактически.
После закрытия многих фабрик копии лент ушли в помойку и... просочились на рынок. Однако и цифровых копий в сетях инета гуляет изрядно!
Довольно много осталось и "бесхозных" радиотрансляционных копий - архивы просто выбросили после перехода на цифровое вещание...
Возвращаясь к вышеприведенному примеру аукционной продажи тиражной копии Битлов, вообразим себе, что вы - яростный коллекционер и повелись приобрести ленту Битлов по цене подержанного Штудера.
Что видим? Лента реально ацетатная EMI Tape, выпускавшаяся в Англии для мастер работ в 60-е годы. Хотя такую можно купить новую и запечатанную на аукционе и сегодня. Информация о копии один в один из библиотеки Abbey Road. Дата выполнения dubbing copy совпадает с годом выпуска альбома Revolver в Австралии - яблоко "Парлафона" подлинное - PCS0 7009, найдите такой первопресс, да еще и австралийский. Ну а что к вам приедет и как будет играть? Два паса и в прикупе - чудеса...
Мой хороший знакомый приобрел в Японии, он там живет и работает, две ленты TBM из того знаменитого тиража 1977-78 гг. и, в одном случае дедушка-самурай признался, что переписал оригинал на Technics 1500 на старую Scotch 3M и вложил в оригинальную коробку, а подлинник себе оставил. Но и это играло волшебно.
Как отличить цифровую копию от аналоговой?
Если аппаратура достаточно высокого качества, то сделать это можно и на слух. Однако в таком случае разница наиболее очевидна если сравнивать в "лоб". В аналоге инструменты звучат более раздельно, достоверно тембрально и более ярко выражена сцена, высокие имеют более мягкий оттенок.
Естественно, можно найти много отличий с помощью различных приборов и программ. Очень много можно сказать по «рисунку» оцифрованной фонограммы. Если оцифровать запись с магнитофона через хорошую звуковую карту с параметрами не ниже 96 кГц/24бит, то можно увидеть, к примеру, не обрезана ли запись по верхам и по низам. Можно по спектру шумов определить какая по счёту копия (если запись имеет мастеровое происхождение), можно увидеть что на мастере были в промежутках между композициями проклеены ракорды. В некоторых случаях можно увидеть прописанное на ленте подмагничивание.
Оцифровка аналогового оригинала мастер-копии International Phonograph
Проведем некоторый "разбор полетов" над купленной в интернете и оцифрованной, предположительно оригинальной аналоговой лентой:
Начало ленты и по сканам шумов видно, что аналоговый источник примерно третьего поколения.
По фрагменту промежутка между композициями, видно две склейки — так выглядят склейки, когда готовят мастер ленту — production master для нарезки записи на лаковый диск для печати винила. Между композициями вклеены ракорды. Отчетливо видно, что срезы лент и ракорда сделаны профессионально под углами. Есть ощущение, что запись на этой копии эквализирована.
Крайне сложно определить оцифрованную мастеровую запись переписанную обратно на ленту, особенно если это DSD flat transfer с оригинала.
А ниже - пример цифрового вмешательства в аналоговый исходник.
Продолжение следует...