Неоднократные просьбы форумчан собрать в единое целое различные мои публикации по «лентоводству и магнитофоноведению», да и жизнь не стоит на месте, что и побудило совокупно меня написать данный материал, как некоторый итог двухлетнего развития темы.
![](http://img.stereo.ru/v2/52/2049502-2c98-4204-abbe-61bb213d7395.jpg)
Итак, что произошло в нашей теме за почти два года? Количество компаний, выпускающих собственные аналоговые релизы на лентах и тиражирующих коммерческие копии архивных лент увеличилось с 23 до 42, а количество изданий подросло почти в три раза. При этом уже четыре «лентоиздателя» в России.
К производителям современных лент в лице штатовской ATR и французской RTM присоединилась Capture Reel Audio из Splicit Reel Audio Products - Орегон, Роузбург.
![](http://img.stereo.ru/v2/71/1c38b97-426b-46cb-90d5-3c77447e5f74.jpg)
Из заявленных проектов новых магнитофонов три стали реальностью: Ballfinger доехал до России и прижился, ленточный транспорт от Thorens - TM 1600, стал следующим реальным шагом и наконец заиграл Metaxas TRX ( два заказано для наших).
![](http://img.stereo.ru/v2/d7/7479c09-8d9c-482e-9be9-1634cd7c09a7.jpg)
Thorens - TM 1600
Французы из Analog Audio Design заявили, что «обеспечат будущее катушечным магнитофонам» и мир затих в ожидании начала продаж их TR-1000.
![](http://img.stereo.ru/v2/b4/43bdc10-970b-4143-bfce-54c438cbd2e2.jpg)
Однако все вышеперечисленное в ценовом диапазоне от 10 000 евро и выше.
А для тех, кто предпочитает "нативный" R2R - Revox online, основанный в 2000 г. Томасом Шрёдером (Thomas Schröder), который и в настоящее время является менеджером Revox-Studer. Гарантированные и официально восстановленные аппараты. Revox A-700 - 2190 евро.
![](http://img.stereo.ru/v2/c4/452b779-3e8b-497f-bbc3-473e499670b9.jpg)
Есть и плохие новости: заявленный еще в 2016-м проект нового доступного R2R Revox не состоялся, увы! А участвовавший в этом проекте The Horch House, выпускавший очень хорошие копии мастер-лент ушел в небытие.
![](http://img.stereo.ru/v2/2a/a4e7ff4-28ca-43ed-aa72-191f71f620f3.jpg)
Каталог студий (Record Labels), выпускающие коммерческие копии мастер-лент на ноябрь 2019
Наиболее быстро развивающийся ресурс - 1-2 новых ленты каждые два месяца. Долгое время выпускавший DSD трансферы с лент René Laflamme перешел к выпуску авторизованных копий на ленте.
![](http://img.stereo.ru/v2/f9/9f526d2-ffa4-42bf-92d4-98c676a48c13.jpg)
2. ABC RECORDS - Китай.
![](http://img.stereo.ru/v2/ee/e944f0c-f581-43d9-a54f-37722be06e71.jpg)
3. ANALOGUE MASTERING SERVICES - Италия.
4. ANALOGUE PRODUCTIONS ULTRA TAPE - США.
![](http://img.stereo.ru/v2/60/07f13ca-7f4c-4770-814b-c32594f916b2.jpg)
5. ANALOGY RECORDS - Италия.
![](http://img.stereo.ru/v2/1e/e704113-71f7-41b0-a77d-1ea6f0894883.jpg)
6. CHASING THE DRAGON - Великобритания.
![](http://img.stereo.ru/v2/f9/935e215-d80f-43c1-ac0b-080af0451395.jpg)
7. DELMARK RECORDS - США.
![](http://img.stereo.ru/v2/83/3a8ed6d-7bd2-4fb4-bc3a-46d4b12e9ff6.jpg)
8. ENTERTAPE (aka HORCH HOUSE) Germany/Slovakia - более недоступен, только вторичный рынок ранее выпущенных изданий.
9. FONÈ RECORDS - Италия.
![](http://img.stereo.ru/v2/03/3e01bc1-4098-4f38-a3f3-e56c30f11cc4.jpg)
10. HEMIOLIA RECORDS - Италия.
![](http://img.stereo.ru/v2/b4/481122b-ad23-40b5-88fd-bddf7425cf99.jpg)
11. INTERNATIONAL PHONOGRAPH INC< - США.
![](http://img.stereo.ru/v2/b3/39b2d7c-7bcc-48f2-aff2-266cc517f26f.jpg)
12. Clefandnote - Италия.
Необходимо отметить, что при шикарном каталоге джаза и классики не совсем понятна ситуация с авторским правом на копии лент.
![](http://img.stereo.ru/v2/25/53fd007-2a66-432e-9797-8fd7e72e1cec.jpg)
Однако же на MHES 2019 они были представлены.
13. Open Reel to reel - Великобритания.
14. MASTER TAPE SOUND LAB - Греция - Австралия.
![](http://img.stereo.ru/v2/fd/d9b7ce6-d890-4ad6-8487-9c2644369d90.jpeg)
Совместный проект Тодора Дмитрова и Костаса Метаксы.
15. OPEN REEL RECORDS - Италия.
![](http://img.stereo.ru/v2/ac/cbf41b3-e0ac-4483-9321-d6c9942f06a0.jpg)
16. OPUS 3 - Швеция.
17. QUINTON RECORDS - Австрия.
18. STS ANALOG (PART OF STS DIGITAL) - Нидерланды.
![](http://img.stereo.ru/v2/ed/db925f3-2579-4fc1-82aa-c52ba15efd79.jpg)
19. THE TAPE PROJECT - США.
![](http://img.stereo.ru/v2/48/8cd17de-56da-4849-b8dc-8b2d78a60d24.jpg)
20. TONE-PEARLS - Франция.
![](http://img.stereo.ru/v2/95/5b6cec3-d686-4881-96d6-51aac69e2e50.jpg)
22. YARLUNG RECORDS -США.
![](http://img.stereo.ru/v2/05/5b82e18-92da-473a-b4f0-4a5681b73076.jpg)
23. Groove Note - США.
![](http://img.stereo.ru/v2/28/895984c-8811-4cc4-8993-606ee12edf9a.jpg)
![](http://img.stereo.ru/v2/a0/0cb40ad-115f-49f3-a88a-36add18ea4c3.jpg)
24. Lyn Stanley - США.
![](http://img.stereo.ru/v2/22/2be262a-dc08-45f7-8ab3-454680c5b0b3.jpg)
25. Premonition Records - США.
![](http://img.stereo.ru/v2/22/236cbc7-4073-4840-92da-1eafb027a2d7.jpg)
26. DA Music - Япония.
27. United Home Audio - США.
28. Brilliance Music and Studios - США.
29. Dangerous Analog - США.
30. MPS - Lutz Precision- Германия.
![](http://img.stereo.ru/v2/7c/cbb398d-b52f-4066-8d1a-e4db7656fced.jpg)
![](http://img.stereo.ru/v2/64/4464a1b-f95d-4e44-b08b-7b750a4bca70.jpg)
31. DJABE - Венгрия.
Даже Стива Хаккета на ленте записали.
32. Mascara - Словения.
33. AC Records - Польша.
![](http://img.stereo.ru/v2/6b/b1a42db-b4b7-4465-8543-25f723fcd9a7.png)
34. Bel Canto Musicale - Тайвань.
![](http://img.stereo.ru/v2/21/13689ee-6f01-4022-933d-cf79903144eb.jpg)
35. Magnetic Fidelity - Греция.
![](http://img.stereo.ru/v2/b6/6ab753e-2705-4755-9350-c39c0ebe5c25.jpg)
36. The Three Blind Mice - Япония.
Упоминание из уважения, ибо их уже нет, но начали работать с мастер-копиями именно они. Можно еще найти на вторичке, но это большая удача.
![](http://img.stereo.ru/v2/73/31d0195-a839-481e-82df-28b1d819666b.jpg)
Правда еще Toshiba выпускала мастер-копии, но я не держал ни одной в руках...
А вот раритет от TEAC Master Sound. Бывало и такое...
https://injapan.ru/auction/u22...
![](http://img.stereo.ru/v2/a4/4a0583b-a99d-4ad9-9a9e-73c926bea26b.jpg)
А еще японская Mouri Studio выпускала свои релизы.
![](http://img.stereo.ru/v2/09/9fa7349-206e-4902-8658-7135700f4f98.jpg)
![](http://img.stereo.ru/v2/b0/02a4cdb-5b09-4dd9-8d8f-799ea4a69f85.jpg)
37. Volta Recordings - Япония.
38. Kamekichi Records 龜吉音樂堂 - https://kamekichirecord.com/ Япония.
39. SEPEA Audio - Словакия.
40. Base2 Music - Франция.
![](http://img.stereo.ru/v2/56/6ca9c5f-878d-4610-94ea-8157a2f2cb7e.jpg)
Честно сообщают, что их ленты второго поколения.
41. Studio Volta Recordings - Италия.
![](http://img.stereo.ru/v2/77/7d46f34-6ea9-4e36-b05c-c2af5d34da63.jpg)
42. TRJ Records - Италия.
![](http://img.stereo.ru/v2/e8/89e32e9-5d50-4267-92c5-9422c9df6d90.jpg)
43. AUDIOGUY records - Южная Корея.
![](http://img.stereo.ru/v2/19/9a59f19-da79-4afd-9a40-9d819d1044aa.jpg)
![](http://img.stereo.ru/v2/49/9028365-16d8-4143-b6de-d4eba641ffb5.jpg)
Национальные исполнители классики и традиционной музыки.
Россия
1. MMS
2. Smart Audio
![](http://img.stereo.ru/v2/cd/d1d8c7a-4a66-472d-9985-569f4a0efdb5.jpg)
3. Zavalinka
![](http://img.stereo.ru/v2/e2/2d49d7d-089b-4a97-904b-d4a1aae80d41.jpg)
Что-нибудь наверняка не учел — не взыщите.
Таким образом тенденция к активному развитию налицо.
Что такое мастер-ленты и их копии?
![](http://img.stereo.ru/v2/96/62c9ab1-1812-474a-84f2-ba41e27c8a8b.jpg)
Для тех, кто входит в тему это не праздный вопрос. На торговых площадках в инете масса предложений по продаже «мастер-лент» от бросовых цен до невероятных.
Термин «мастер-лента» может относиться ко многим различным вещам, поэтому давайте кратко попытаемся устранить здесь и сейчас несколько общих недоразумений с мастер-лентами.
Первое поколение (The first generation)
Когда альбом записывается на аналоговую ленту, будь то в студии или на сцене, это будет либо многодорожечная запись с использованием нескольких микрофонов и / или разных сессий для записи каждого отдельного элемента музыкального материала (инструментов, вокала), либо живая концертная запись, в которой один или несколько микрофонов фиксируют исполнение в целом. Многодорожечная (двух-, одно- и даже полудюймовая) лента - это не master tape. Это multitrack tape.
![](http://img.stereo.ru/v2/22/29260a7-70e5-48fa-8cb7-9d2d4d18f467.jpg)
Затем звукозаписывающие инженеры объединят различные элементы, отредактируют и сведут их для достижения желаемого звучания - master mix, результатом которого станет финальная аранжировка альбома. Для тиражирования оригинальный студийный микс дополнительно обрабатывают и этот процесс называется мастерингом. Делается он в специализированных мастеринговых студиях, которые сильно отличаются от студий звукозаписи, прежде всего по оборудованию. В результате то, что получилось — оригинальная студийная мастер-лента две дорожки в стерео на 1/4 или 1/2 дюйма, также называемая «первым поколением». Ее копии называют safety copy. Тиражные копии с нее же - dubbing copy. Часто финальное сведение и мастеринг регистрируется несколькими синхронизированными мастер-машинами.
![](http://img.stereo.ru/v2/d9/940e9f0-d12e-4d99-ba56-119befee8910.jpeg)
The Beatles production master tape для выпуска альбома ''Revolver'' на виниле в Австралии
Чего только не бывает... https://natedsanders.com/LotDe...
Второе поколение (The second generation)
Вот тут первое недоразумение — если изготовлен только один оригинал мастера первого поколения, он обычно будет немедленно скопирован для обеспечения нескольких безопасных (safety) или резервных копий. Здесь и происходит основная путаница, потому что, строго говоря, эти копии — второе поколение, и все же их часто называют «оригинальными» мастерами.
В те давние, добрые времена, когда аналоговая запись была нормой, эти так называемые «оригинальные мастера» затем использовались в качестве исходников для всех последующих копий, печати и ремастеринга и т. д. — независимо от того, выпускали ли с них катушки, виниловые пластинки, кассеты или даже CD. Копии рассылались по всему миру лицензиатам, зарубежным дочерним компаниям-дистрибьюторам и компаниям, занимающимся дистрибуцией, чтобы выпускать альбомы в различных форматах.
Эти копии мастеров были редко вторыми, а чаще третьими копиями от оригинала. При этом, фабрики, штампующие винил делали себе еще несколько копий, с которых происходила эквализация под нарезку лакового диска. То есть первопресс виниловый это чаще всего материал с использованием ленты уже третьего, даже четвертого поколения. Вот и сравните звук ленты и винила...
Поэтому то, что официально продается как мастер-копии — ленты второго-третьего поколения. Ну кроме The Tape Project, Fone Records и International Phonograph (direct from master).
Как правило, после выпуска винила эти резервные копии третьего поколения фабрики должны были вернуть, но это не всегда прописывалось и делалось фактически.
После закрытия многих фабрик копии лент ушли в помойку и... просочились на рынок. Однако и цифровых копий в сетях инета гуляет изрядно!
Довольно много осталось и "бесхозных" радиотрансляционных копий - архивы просто выбросили после перехода на цифровое вещание...
![](http://img.stereo.ru/v2/5e/eaffdae-c2c3-49ee-b922-7abcebe0088c.jpg)
Возвращаясь к вышеприведенному примеру аукционной продажи тиражной копии Битлов, вообразим себе, что вы - яростный коллекционер и повелись приобрести ленту Битлов по цене подержанного Штудера.
Что видим? Лента реально ацетатная EMI Tape, выпускавшаяся в Англии для мастер работ в 60-е годы. Хотя такую можно купить новую и запечатанную на аукционе и сегодня. Информация о копии один в один из библиотеки Abbey Road. Дата выполнения dubbing copy совпадает с годом выпуска альбома Revolver в Австралии - яблоко "Парлафона" подлинное - PCS0 7009, найдите такой первопресс, да еще и австралийский. Ну а что к вам приедет и как будет играть? Два паса и в прикупе - чудеса...
Мой хороший знакомый приобрел в Японии, он там живет и работает, две ленты TBM из того знаменитого тиража 1977-78 гг. и, в одном случае дедушка-самурай признался, что переписал оригинал на Technics 1500 на старую Scotch 3M и вложил в оригинальную коробку, а подлинник себе оставил. Но и это играло волшебно.
![](http://img.stereo.ru/v2/9b/b10e804-9e81-4575-9e18-4efe1adac68f.jpg)
Как отличить цифровую копию от аналоговой?
Если аппаратура достаточно высокого качества, то сделать это можно и на слух. Однако в таком случае разница наиболее очевидна если сравнивать в "лоб". В аналоге инструменты звучат более раздельно, достоверно тембрально и более ярко выражена сцена, высокие имеют более мягкий оттенок.
Естественно, можно найти много отличий с помощью различных приборов и программ. Очень много можно сказать по «рисунку» оцифрованной фонограммы. Если оцифровать запись с магнитофона через хорошую звуковую карту с параметрами не ниже 96 кГц/24бит, то можно увидеть, к примеру, не обрезана ли запись по верхам и по низам. Можно по спектру шумов определить какая по счёту копия (если запись имеет мастеровое происхождение), можно увидеть что на мастере были в промежутках между композициями проклеены ракорды. В некоторых случаях можно увидеть прописанное на ленте подмагничивание.
![](http://img.stereo.ru/v2/4c/c3ae1a9-a710-4d30-8d7f-3e49205f7c69.png)
Оцифровка аналогового оригинала мастер-копии International Phonograph
Проведем некоторый "разбор полетов" над купленной в интернете и оцифрованной, предположительно оригинальной аналоговой лентой:
Начало ленты и по сканам шумов видно, что аналоговый источник примерно третьего поколения.
По фрагменту промежутка между композициями, видно две склейки — так выглядят склейки, когда готовят мастер ленту — production master для нарезки записи на лаковый диск для печати винила. Между композициями вклеены ракорды. Отчетливо видно, что срезы лент и ракорда сделаны профессионально под углами. Есть ощущение, что запись на этой копии эквализирована.
Крайне сложно определить оцифрованную мастеровую запись переписанную обратно на ленту, особенно если это DSD flat transfer с оригинала.
А ниже - пример цифрового вмешательства в аналоговый исходник.
![](http://img.stereo.ru/v2/f9/982927e-b9f2-437d-81e8-016121da09e4.png)
![](http://img.stereo.ru/v2/8e/e2d0d7e-c9e8-437d-81e3-d18330fc36cf.jpg)
Продолжение следует...