Альбом Kind of Blue Майлза Дэвиса не слушал, наверное, только ленивый. Он стоит на полке в Библиотеке Конгресса и включен в The 500 Greatest Albums of All Time за номером 12. Пятикратно платиновый и только в Штатах продали более 5 миллионов копий.
Работа Берни Грундмана для UHQR - сведение и нарезка на лакер "наживо" с архивного трехдорожечного аналогового оригинала Колумбии. Чед Кассем заверяет нас, что этот винил наиболее близок по звуку к оригинальному полудюймовому мастеру и он сам это слышал.
Вот и мы посмотрим-послушаем.
Когда это виниловое издание появилось у меня, я не поленился взять у коллеги оригинальное издание Колумбии на ленте 2-19 см/сек и сравнить.
Если без подробностей, то нарезанный с ленты винил несколько переиграл прекрасно сохранившийся экземпляр официальной "бытовой" ленты. Берем поправку на то, что ленте уже 60 лет. Винил же от UHQR был выпущен на матрицах от серии Classic - работа Берни 1995 года. При этом данное виниловое издание ближе всего к мастер-ленте. Как мы знаем обычно для винила пользовались 3-4 копией, а тут хот-мастер практически с оригинала.
Мой любимый японец 1968 года, правда он уже Reissue - бытовой ленте проиграл, ну и изданию от UHQR тоже.
Анонс от Hemiolia records в прошлом году о том, что они выпускают на ленте официальную мастер-копию Kind of Blue, вверг посвященных и заинтересованных в состояние культурного шока (цена данного релиза тоже).
И действительно, что за почти 20 лет ленточного ренессанса вышло из первой десятки топовых шедевров джаза? Bill Evans - Waltz for Debby TTP, John Coltrane - A Love Supreme APO и вот вам целый Kind of Blue, да еще из Италии. Впечатлениями не делился только не ленивый и вот, наконец, благодаря Михаилу Саморукову я тоже в теме.
В отличие от работы Берни Грундмана, с использованием полудюймового трехдорожечного оригинала на ацетатке от Ampex, на Hemiolia прибыл продакшен мастер от Ermitage records на ленте Ampex 407, класса примерно LPR35.
При этом риски получить в исходнике Sticky Shed Syndrome (SSS) весьма вероятны. Тем не менее Пьетро Бенини заявляет, что этот исходник - копия первого поколения. То есть safety copy оригинального стерео-мастера, и более того - это flat master copy без какого-либо вмешательства, компрессии и эквализации. Понятно, что трехдорожечный оригинал Колумбии перед этим свели на две дорожки.
Что касается исходника в три дорожки, то левый канал, центр и правый канал изначально были назначены следующим образом:
- левый канал: фортепиано Bill Evans, тенор-саксофон Cannonball Adderley;
- центральный канал: бас и труба - Paul Chambers, Miles Davis;
- правый канал: альт-саксофон и барабаны - John Coltrane, Jimmy Cobb.
Судя по всему, единственным каналом, записанным через пластинчатый ревербератор, был центральный канал, поэтому любая реверберация была только на этом канале, и, следовательно, в зависимости от того, как он был микширован в итоговом стерео, значительно влияние на общее ощущение атмосферы. Любая реверберация фортепиано, саксофонов и барабанов улавливалась центральными микрофонами. Все это становится весьма интересно, а прослушав ленту Hemiolia, становится вполне очевидным. И это не совсем так явственно на виниле. Да, а стерео-сведение на Колумбии делал Teo Macero.
Должен сразу сказать вам, что первые оригинальные прессы моно и стерео я не слушал. На ленте Чемберс на So What другой, более собранный и упругий контрабас на фоне винила. А клавиши Эванса и барабаны Кобба у вас в гостях, прямо - уфф...
Вообще у меня сложилось ощущение, что Эванса во всех предыдущих историях увели слегка на второй план. Майлз везде главный, а вот на ленте Hemiolia Эванс сидит за Колтрейном, барабаны Кобба за Эддерли. На второй катушке трубачи "меняются каналами". Это оригинальное панорамирование и по сравнению с упомянутой выше аудиофильской винилиной от UHQR и мастером Грундмана, трубачи выдвинуты вперед и ближе к слушателю. Это больше похоже на то, что вы сидите прямо перед сценой, а не где-то на дальних рядах в зале.
Да, про косяки со скоростью оригинальной ленты. Как известно, Kind of Blue был записан за две сессии. Лента 2/сторона винила 2 из сессии, записанной 22 апреля 1959 года. Есть два основных отличия этой сессии от первой, состоявшейся в марте, когда на магнитофоне косячила скорость. Во-первых документально подтверждено, ленты Hemiolia работают с правильной скоростью – чего не было на всех релизах, вышедших до1992 года. Пьетро Бенини подтвердил, что его источник, мастер-копия из архива Эрмитажа, на самом деле является копией первого поколения с «резервного» оригинального мастера, уже с правильной скоростью. Во-вторых, quarter tone sharp первой сессии, как бы делил альбом на две части на слух, а теперь все цельнее.
Я не буду подробно описывать все ощущения, прочтите у Дэйва, я с ним во многом согласен.
Итак: трехдорожечный исходник, исправленный safety в стерео, копия с него и ваша лента. Да, эта лента весьма недешевая, да, она в десять раз дороже винила от UHQR, который, пожалуй единственный винил с качеством близким к оригинальной ленте, который я слышал.
Однако я был немало удивлен, просмотрев все вложения в коробке, что Hemiolia использовала для тиража копий два Otari MTR-15, а не обкатанный парк из Telefunken M15. Отари - серьезная мастер-машина, но звук у нее - Отари. Я, к удивлению своему, характерных "отарианских" призвуков на записи не обнаружил.
Итак, тем не менее, эта лента безусловна превосходна. Да, она не звучит в десять раз лучше винила, но она просто... просто лучший Kind of Blue, который слушал я.
Мира и добра Всем...
Kind of Blue, Miles Davis, UHQR, Hemiolia