Альбом Kind of Blue Майлза Дэвиса не слушал, наверное, только ленивый. Он стоит на полке в Библиотеке Конгресса и включен в The 500 Greatest Albums of All Time за номером 12. Пятикратно платиновый и только в Штатах продали более 5 миллионов копий.

Работа Берни Грундмана для UHQR - сведение и нарезка на лакер "наживо" с архивного трехдорожечного аналогового оригинала Колумбии. Чед Кассем заверяет нас, что этот винил наиболее близок по звуку к оригинальному полудюймовому мастеру и он сам это слышал.

Вот и мы посмотрим-послушаем.

Когда это виниловое издание появилось у меня, я не поленился взять у коллеги оригинальное издание Колумбии на ленте 2-19 см/сек и сравнить.

Если без подробностей, то нарезанный с ленты винил несколько переиграл прекрасно сохранившийся экземпляр официальной "бытовой" ленты. Берем поправку на то, что ленте уже 60 лет. Винил же от UHQR был выпущен на матрицах от серии Classic - работа Берни 1995 года. При этом данное виниловое издание ближе всего к мастер-ленте. Как мы знаем обычно для винила пользовались 3-4 копией, а тут хот-мастер практически с оригинала.

Мой любимый японец 1968 года, правда он уже  Reissue - бытовой ленте проиграл, ну и изданию от UHQR тоже.

Анонс от Hemiolia records в прошлом году о том, что они выпускают на ленте официальную мастер-копию Kind of Blue, вверг посвященных и заинтересованных в состояние культурного шока (цена данного релиза тоже).

И действительно, что за почти 20 лет ленточного ренессанса вышло из первой десятки топовых шедевров джаза? Bill Evans - Waltz for Debby TTP, John Coltrane - A Love Supreme APO и вот вам целый Kind of Blue, да еще из Италии. Впечатлениями не делился только не ленивый и вот, наконец, благодаря Михаилу Саморукову я тоже в теме.

В отличие от работы Берни Грундмана, с использованием полудюймового трехдорожечного оригинала на ацетатке от Ampex, на Hemiolia прибыл продакшен мастер от Ermitage records на ленте Ampex 407, класса примерно LPR35.

Production master Kind of Blue

При этом риски получить в исходнике Sticky Shed Syndrome (SSS) весьма вероятны. Тем не менее Пьетро Бенини заявляет, что этот исходник - копия первого поколения. То есть safety copy оригинального стерео-мастера, и более того - это flat master copy без какого-либо вмешательства, компрессии и эквализации. Понятно, что трехдорожечный оригинал Колумбии перед этим свели на две дорожки.

Что касается исходника в три дорожки, то левый канал, центр и правый канал изначально были назначены следующим образом:

- левый канал: фортепиано Bill Evans, тенор-саксофон Cannonball Adderley;

- центральный канал: бас и труба - Paul Chambers, Miles Davis;

- правый канал: альт-саксофон и барабаны - John Coltrane, Jimmy Cobb.

Судя по всему, единственным каналом, записанным через пластинчатый ревербератор, был центральный канал, поэтому любая реверберация была только на этом канале, и, следовательно, в зависимости от того, как он был микширован в итоговом стерео, значительно влияние на общее ощущение атмосферы. Любая реверберация фортепиано, саксофонов и барабанов улавливалась центральными микрофонами. Все это становится весьма интересно, а прослушав ленту Hemiolia, становится вполне очевидным. И это не совсем так явственно на виниле. Да, а стерео-сведение на Колумбии делал Teo Macero.

Должен сразу сказать вам, что первые оригинальные прессы моно и стерео я не слушал. На ленте Чемберс на So What другой, более собранный и упругий контрабас на фоне винила. А клавиши Эванса и барабаны Кобба у вас в гостях, прямо - уфф...

Вообще у меня сложилось ощущение, что Эванса во всех предыдущих историях увели слегка на второй план. Майлз везде главный, а вот на ленте Hemiolia Эванс сидит за Колтрейном, барабаны Кобба за Эддерли. На второй катушке трубачи "меняются каналами". Это оригинальное панорамирование и по сравнению с упомянутой выше аудиофильской винилиной от UHQR и мастером Грундмана, трубачи выдвинуты вперед и ближе к слушателю. Это больше похоже на то, что вы сидите прямо перед сценой, а не где-то на дальних рядах в зале.

Да, про косяки со скоростью оригинальной ленты. Как известно, Kind of Blue был записан за две сессии. Лента 2/сторона винила 2 из сессии, записанной 22 апреля 1959 года. Есть два основных отличия этой сессии от первой, состоявшейся в марте, когда на магнитофоне косячила скорость. Во-первых документально подтверждено, ленты Hemiolia работают с правильной скоростью – чего не было на всех релизах, вышедших до1992 года. Пьетро Бенини подтвердил, что его источник, мастер-копия из архива Эрмитажа, на самом деле является копией первого поколения с «резервного» оригинального мастера, уже с правильной скоростью. Во-вторых, quarter tone sharp первой сессии, как бы делил альбом на две части на слух, а теперь все цельнее.

Я не буду подробно описывать все ощущения, прочтите у Дэйва, я с ним во многом согласен.

Итак: трехдорожечный исходник, исправленный safety в стерео, копия с него и ваша лента. Да, эта лента весьма недешевая, да, она в десять раз дороже винила от UHQR, который, пожалуй единственный винил с качеством близким к оригинальной ленте, который я слышал.

Однако я был немало удивлен, просмотрев все вложения в коробке, что Hemiolia использовала для тиража копий два Otari MTR-15, а не обкатанный парк из Telefunken M15. Отари - серьезная мастер-машина, но звук у нее - Отари. Я, к удивлению своему, характерных "отарианских" призвуков на записи не обнаружил.

Оформление релиза на высоте

Итак, тем не менее, эта лента безусловна превосходна. Да, она не звучит в десять раз лучше винила, но она просто... просто лучший Kind of Blue, который слушал я.

Мира и добра Всем...

Kind of Blue, Miles Davis, UHQR, Hemiolia