У англичан есть очень хорошая поговорка: «If it ain’t broke, don’t fix it»! В том смысле, что не надо лезть с паяльником в дельную вещь, раз она и так вполне себе работает. Но ребята из Cambridge Audio собственному народному фольклору, похоже, не доверяют. Они взяли совсем не старый и очень неплохо себя зарекомендовавший интегральник CXA80 — и существенно его переделали. Давайте посмотрим, что из этого получилось.

Для начала замечу, что обновить решили, разумеется, не одну конкретно взятую модель, а целиком все семейство компонентов СХ. Все аппараты получили новое оформление: вместо матовой шлифовки алюминиевые фронтальные панели теперь тонированы в менее броский и более интеллигентный оттенок, получивший название Lunar Grey (то есть лунно-серый).

Барабан регулировки громкости остался пластиковым, но догадаться об этом по внешнему виду практически невозможно, так как его форма стала строже и лаконичнее. Кстати, по тону и фактуре новая отделка напоминает покрытие «серый космос», некоторое время назад появившееся у ноутбуков Apple.

На вход и на выход

Что же касается нового интегральника CXA81, то от модели первого поколения он отличается еще и внешним аскетизмом. С фасада исчезли ручки темброблока, кнопки Mute и Direct, а также 3,5-мм гнездо линейного входа для подключения гаджетов. Что и говорить, чистка радикальная.

С другой стороны, за последние лет пятнадцать мода на крайне грубую двухполосную регулировку АЧХ практически сошла на нет, так что удивляться стоит скорее тому, что эту систему чудом сохранил достаточно серьезный аппарат CXA80, вышедший на рынок всего около трех лет назад.

Новое поколение компонентов СХ смотрится строже и лаконичнее

С линейным входом для гаджетов ситуация тоже понятна. Он был обречен хотя бы по той причине, что новые модели смартфонов высокого уровня теперь частенько выпускаются вообще без мини-джека. Кому и зачем на самом деле понадобился отказ от него — обсуждать не будем, чтобы лишний раз не расстраиваться. Ограничимся лишь констатацией факта: снять наиболее качественный сигнал с любого мобильника сегодня можно только по цифре, подключив его посредством USB к внешнему ЦАПу.

Интересный момент заключается в том, что у младшего братца нашего испытуемого, 60-Вт интегральника CXA61, линейный вход на передней панели сохранился. Видимо, разработчики решили, что его потенциальные обладатели меньше склонны к покупке пафосных смартфонов, слушать которые по проводам — абсолютно не гламурно.

Для удобства коммутации маркировка портов на задней панели дублирована вверх ногами. Очень практичная фирменная фишка Cambridge Audio

С разговором о беспроводных интерфейсах мы перемещаемся к задней панели CXA81, на которой в числе прочего обнаружилась компактная, но крайне качественно изготовленная антенна Bluetooth. Напомню, что у CXA80 подключение по данному протоколу было возможно только через внешний модуль, который нужно было покупать отдельно и подключать по USB. Кстати, новая встроенная система поддерживает кодеки aptX и aptX HD, так что в этом плане наш интегральник полностью соответствует возможностям наиболее крутых гаджетов.

Из прочих отличий от предшественника отметим расширенные инсталляционные возможности, а именно гнездо для дополнительного ИК-датчика, триггерные порты и RS232. Ну а из приятных фишек, перешедших по наследству, имеются выход предусиления (например, для биампинга) и отдельный вывод на сабвуфер, позволяющий организовать правильный трифоник с минимальной проводной разводкой.

Барабанчик стал гораздо изящнее

Акустических клемм — по две пары на канал, при тестировании на них был организован бивайринг. Правда, расположены терминалы довольно плотно, но с «бананами» никаких проблем у меня не возникло.

Про ЦАП

В официальном описании CXA81 говорится о «полностью переосмысленном и переработанном блоке усиления мощности с оптимизированной емкостью конденсаторов». Более подробной информации нет, а паспортные данные с момента смены поколений не изменились абсолютно: все та же мощность 80 Вт (RMS) при импедансе 8 Ом и КНИ <0,02% (20 Гц — 20 кГц).

Если снять верхнюю крышку аппарата, видно, что центральное положение в корпусе по-прежнему занимает солидный тороидальный трансформатор собственного производства. Он отделяет друг от друга левую и правую части усилительного тракта, построенного по принципу двойное моно. Внушительные радиаторы выходных каскадов и транзисторы на них тоже остались прежними, на некоторых конденсаторах видна маркировка Rubycon.

Необычная внутренняя топология с прошлого поколения не изменилась, она явно оказалась удачной

А вот плата цифровых интерфейсов изменилась просто до неузнаваемости. Замену порта USB-A на встроенный модуль Bluetooth мы уже обсудили, но главное — CXA81 обзавелся новым ЦАПом. Теперь это Sabre ES9016K2M. Между прочим, данный 32-битный чип ESS Technology позиционируется не только для бытового хайфая, но и для профессиональных рабочих станций и микшерных консолей.

Согласитесь, существенный апгрейд в сравнении с Wolfson WM8740, которые уже к моменту дебюта CXA80 считались чипами довольно олдскульными и даже не имели нативной поддержки DSD. Зато теперь по USB на усилитель можно отправить поток PCM вплоть до 32 бит/384 кГц или DSD до 11,2 МГц (DSD256). Кстати, рядом с портом USB имеется тумблер «подъема земли» — он пригодится тем, кто не доверяет «бесшумности» блока питания в своем источнике.

Фирменный тороидальный трансформатор не только снабжает каналы раздельным питанием, но и дополнительно экранирует их друг от друга

С нашими тестовыми источниками в этом смысле был полный порядок. По USB к усилителю был подключен MacBook Pro без сетевого адаптера, а по балансному входу сетевой стример Cambridge Audio CXN. Основной акустикой стали Wharfedale EVO 4.4 — так что сетап получился, так сказать, с крепкими англо-саксонскими корнями.

Чтобы соблюсти чистоту эксперимента, предшествующая модель CXA80 была установлена в ту же стойку для сравнительного анализа. Однако по ходу дела быстро выяснилось, что в скрупулезном выслушивании отличий никакой нужды нет. По звуку от своего предшественника «восемьдесят первый» отличается просто драматически.

Детален и динамичен

С первых секунд становится понятно, что потенциал нового ЦАПа разработчики использовали по полной программе: саунд очень живой, открытый, с отличной ритмикой. Интересно, что вручную переключать режимы фильтрации в CXA81 нельзя, хотя чип ES9016K2M такую опцию и предполагает.

Как по мне, так это говорит о профессионализме и музыкальной компетентности инженеров, ведь они не стали перекладывать муки неоднозначного выбора на слушателя, а раз и навсегда сделали звучание таким, каким оно должно быть с точки зрения, так сказать, творца. Ужасно интересно было бы узнать, на каком варианте они остановились. Мне кажется, что здесь работает какой-то быстрый пресет, но не настолько прямолинейный и наглый, как чистый Sharp Roll Off.

В итоге, мы получили яркий (в хорошем смысле слова), даже правильнее сказать, чистый и энергичный аппарат с впечатляющими пространственными характеристиками. Объем сцены и локализация инструментов в ней производят очень хорошее впечатление. Тут, разумеется, не последнюю роль сыграли отличные микродинамические характеристики колонок EVO 4.4, вооруженных тандемом из ленточного твитера и купольного среднечастотника.

Кстати, в фирменном каталоге Cambridge Audio звук «восемьдесят первого» назван «чистым, но не клиническим». Интересная метафора, особенно ценимая серьезными концертными звукорежиссерами, которым и яркий эффект на публику произвести требуется, и мелодическое очарование (конечно, если таковое имеется) сохранить нужно обязательно.

Впрочем, до мощного концертного саунда даже очень хорошему 80-ваттному домашнему усилителю далековато. В случае нашего сетапа разрушить стены квартиры помешает несколько сдержанная энергетика глубоких басов — все-таки для сейсмической раскачки башен EVO 4.4 требуется более мускулистая система. Однако если отвлечься от экстремальных экспериментов, можно констатировать, что в мирной жизни CXA81 справляется с басом абсолютно достойно.

Быстрая четкая атака и вполне увесистое наполнение позволяют со вкусом наслаждаться и сольным контрабасом (настоятельно рекомендую Christian McBride), и более тяжелыми музыкальными формами. Кстати, усилитель выдавал четко структурированный саунд даже на записях со сверхплотным акустическим спектром — вроде старого доброго Accept.

Для сравнения — предыдущая модель Cambridge Audio CXA80

Резко переключившись с олдскульного хэви на вечный джазовый вокал, решаю внимательно разобраться с воспроизведением хайрезов. В том, что тракт с таким характером и темпераментом отыграет контент 24 бит/96 кГц, что называется, на все деньги — я почти не сомневался. Однако немного беспокоили ленточные твитеры: они могли бы привнести ту самую стерильную хирургическую клинику, в шаге от которой так хотели удержаться создатели усилителя.

Что ж, в случае с Wharfedale EVO 4.4 и источником на базе ноутбука с macOS, этого не случилось. Особенно порадовали DSD-релизы (SACD iso-образы) — например, Barb Jungr «Waterloo Sunset». При отличной фокусировке и завидном разрешении на высоких — не наблюдалось ни чрезмерной жесткости, ни аберраций тонального баланса.

Вокал звучал очень рельефно, но при этом живо и тепло. Одним словом, напрямую с «цифрой» усилитель работал отлично, однако имейте в виду, что данное равновесие несложно нарушить, а потому к выбору акустики для CXA81 стоит подойти очень ответственно.

В плане интеграции с источниками аппарат тоже подкинул приятный сюрприз. Оказалось, что модуль Bluetooth выдает просто сногсшибательное (для беспроводных lossy-кодеков) звучание. Если смартфон поддерживает aptX HD, то даже упертые аудиофилы смогут слушать его как минимум без отвращения.

Саунд удивительным образом остается детальным, прозрачным и динамичным. Если знать, где искать, огрехи в нем, конечно же, найдутся, но париться из-за них с подключением по USB многим будет уже просто лень. Такой вот получился качественный скачок.

Музыкальное разрешение, тембральная точность, общая гармоничность звучания, отличное качество работы по Bluetooth.

3,5-мм гнездо для наушников на аппарате такого класса выглядит довольно странно.

Cambridge Audio CXA81

129 990 рублей

Воспроизводимые частоты: 5 Гц — 60 кГц (±1 дБ)

Входной сигнал: PCM 16 бит/32 кГц — 32 бит/384 кГц; DSD 64/128/256

Вых. мощность: 80/120 Вт (RMS 8/4 Ом)

КНИ (линейный выход): <0,002%/<0,02% (1 кГц/20 Гц — 20 кГц)

Сигнал/шум (полная мощность): >105 дБ

Сигнал/шум (1 Вт, 8 Ом): >93 дБ

Чувствительность (Line In): 370 мВ

Демпинг-фактор: >110 (1 кГц)

Потребляемая мощность (макс.): 750 Вт

Габариты (ШхВхГ,мм): 430х115х341

Масса: 8,7 кг