Резонансная бас-ловушка, почему бы не попробовать?

Приветствую.

С некоторой периодичностью на ресурсе появляются вопросы, суть которых сводится к поискам решения проблемы негативного влияния стоячих волн в помещении (гудящий бас). По моим наблюдениям, большинство, не получив желаемого эффекта от переворота вверх дном мебели в помещении - начинает менять технику. Рациональность такого решения лично я ставлю под сомнение, т.к. влияют на усугубление ситуации только такие характеристики, как частотный диапазон (воспроизводит ли АС проблемные частоты) и контроль АС (связка мощник-АС). Меньшая часть читателей задумывается о решении проблемы с помощью сабвуфера (возможность гибкой настройки), единицы обращаются к использованию эквалайзера.

Все это – в том или ином виде борьба с последствиями непосредственно на этапе звуковоспроизведения. Но можно бороться и с причиной недуга, используя для этого бас-ловушки. Существуют два типа подобных изделий: резистивные и резонансные – и если первые громоздкие для жилого помещения, то вторые вполне компактные для использования в нем. Заимствуя положительный опыт коллег со смежного ресурса хочу предложить вам самим оценить эффективность такого решения.

Вы сообщаете о своей заинтересованности пуститься во все тяжки. Мы вместе определяемся с тем, на каких частотах у вас основные проблемы (подъем более 10 дБ). Вы говорите о своих пожеланиях к размеру бас-ловушек (в основном речь о глубине). Я изготавливаю несколько изделий – минимум два, большее количество по обстоятельствам (наличие времени, сложность реализации). Мы составляем перечень городов, из которых отметились желающие, для оптимизации логистики (стоимость и срок перемещения). Я отправляю бас-ловушки и каждый из вас пользуется ими в течение оговоренного времени (неделя-другая, например), не забывая фиксировать в письменном виде свои впечатления. По окончанию эксперимента я систематизирую материал и пишу статью с вашими отзывами и моей инструкцией по изготовлению бас-ловушки, которой вы пользовались.

Стоимость участия в пределах одной тыс. руб., точная сумма будет зависеть от маршрута, доступных ТК, количества желающих из одного города, количества и конструктива бас-ловушек.

Кому-нибудь это интересно (просьба сразу указывать город)?

P.S. На входе работает фейсконтроль.

P.P.S. Те из вас, кто готов поддержать идею финансово, могут сделать это на следующей странице, спасибо!

75.31 дБ +

Ответы

#

Задумка просто ******** крутая!

По географической причине я не поучаствую в эксперименте, но буду наблюдать с живейшим интересом.

Автору плюс миллион в карму, после шикарных статей о изготовлении пора народу опробовать результат.


- 50 дБ +
#

- 60 дБ +
#

Отличная затея! У меня, к сожалению бас не гудит, а то бы обязательно поддержал. Будет очень интересно следить за экспериментом.

- 50 дБ +
#

Спасибо, отличная мысль. Живу в Казахстане (((((, но если уложимся до 100$ (все+логистика?), готов участвовать.


- 50 дБ +
⇡ в ответ @rammster #

DPD из Нижнего Новгорода в Астану 40 кг груза объемом 0,3 м3 (взял с запасом на четыре бас-ловушки) обещает довезти за неделю по цене от 54$, так что 100$ по идее должно хватить на туда-сюда. Уточните город?

- 56.99 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #

Алматы. Комната почти 50м2, так что да, бас ловушек много не бывает ))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @rammster #

Давайте как-то сориентируемся, в каком месте у вас проблемы. Самый точный способ это 1) измерительный микрофон. Если его нет, то тогда можно 2) обратить внимание на каких композициях комната заводится и посмотреть в программе какие в это время играют частоты. Ну или хотя бы 3) сообщите точные размеры своего помещения и мы посчитаем каким длинам волн они соответствуют. Если будет информация и по 2), и по 3) способу - будет совсем хорошо.

- 50 дБ +
#

Готов участвовать. По горячим следам. Описание моей проблемы со всеми фото помещения и графиками тут

Надеюсь на Ваше понимание: дизайн квартиры на фото, и менять его (с учетом фактора жены) уже поздно. Если можно придумать что-то эстетичное - буду рад.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @osherov138 #

Отделка будет из уже имеющихся у меня материалов (либо коричневый, либо беж). Эстетическую составляющую в части габаритов (чтобы не было громоздко) обсудим. Также, уточните город?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #

город Псков

- 50 дБ +
#

Можно только порадоваться, такому предложению! Огромный "+"! Возможно у некоторых ( например у меня) возникнет проблема в определении, проблемной частоты. Краткую инструкцию, бы...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @w-oleg #

Посмотрите чуть выше ответ, там три варианта, от любого можно оттолкнуться. По второму варианту, в том же Foobar есть Spectrum (есть встроенный, есть более продвинутый плагин Musical Spectrum), в нем при наведении на столбик рисует частоты. Единственное что - в момент определения вам надо находится на месте прослушивания, а не за столом у компьютера, т.к. в разных местах гудеть может по разному.

- 50 дБ +
#

Отличная идея! Ставлю жирный плюс! Никита, с помощью Ваших бас ловушек многие форумчане смогут решить проблему гулкого баса в своих КДП, думаю, что после тестирования с своих КДП они захотят оставить Ваши бас ловушки у себя ...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Alex #

так и планировал ))

Но там будут иметь значение уже другие факторы. Внешний вид, стоимость материалов, wife-factor и тп.

- 50 дБ +
#

Никита, буду держать кулаки за ваши успехи!:-)

- 43.01 дБ +
⇡ в ответ @bluesevich #

Кто бы подержал лобзик и орбиталку ))) Это поспособствовало бы ему еще сильнее )))

P.S. Спасибо!

- 50 дБ +
#

Замерил размеры комнаты. Форма не сильно прямоугольник, затрудняюсь с параметрами для ввода в калькулятор.

Думал, как замерить АЧХ. Микрофонов измерительных нет, можно у дочери USB вебкамеру стырить, можно какую-нибудь китайскую гарнитуру раскорячить. Пока выкрутился так: запустил с диска аудиодоктор трек с НЧ сигналами, замерял на телефоне SPL метром. Понятно, что абсолютные значения не верные, но относительные значения дают представление об НЧ ситуации. Замерял в режиме Pure direct (без коррекции, как я понимаю) и в нормальном 2ch Stereo (с коррекцией YPAO ямахи).

Запустил свип-тон, телефон при этом график рисует, так у меня такие неровности на НЧ/СЧ, а ВЧ вообще пропадают после 12 кГц.

Расстроился я после "замеров". Может мне лучше микрофон купить на эти 100$?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @rammster #

Если все стены капитальные, то у вас могут жить 45, 49 и 61 Гц. С учетом расстановки акустики наибольшее влияние могут оказывать 45 и 61 Гц. Плюс все кратные им более высокие частоты, в диапазоне до 200 Гц это: 90, 122, 135, 180 и 183 Гц. При этом наибольшую опасность обычно представляю те, которые имеют общий делитель, т.е. 180 и 183 Гц. Но поскольку 180 Гц достаточно высоко, чтобы проблема проявлялась ярко, смотреть надо на вдвое меньшую частоту - 90 Гц. Это голая теория по вашему схематичному представлению помещения.

Что касается замеров, то делать их с телефона некорректно по двум причинам. Подозреваю, что используемый тип микрофона в них направленный, это логичное решение с точки зрения функционала - собеседник должен слышать вас, а не окружающую вас обстановку. Микрофоны же для замера ненаправленные. Ну и рабочий диапазон телефона конечно же рассчитан на голос и измерение стоячих волн выходит за его возможности. При этом даже по калибровочным файлам специализированных микрофонов видно, что отклонения не прогнозируемые (ухудшение восприятия к границам диапазона только общая тенденция). Т.е. на 20 Гц отклонение может быть отрицательным, а на 25 Гц уже положительным. При этом на 40 Гц отклонение может быть больше, чем на 30 и 50 Гц.

Конкретно по вашему телефонному замеру не понятно, какой уровень базовый. Вот крайние значения для 80-125-150 Гц в 78-82-81 (дБ?) это большой пик, или нормальный уровень, что на СЧ в среднем? Просто 20 Гц у вас наверняка спят. Если предположить, что замер имеет право на общую тенденцию и совместить с теорией, то интерпретация на мой взгляд может быть следующей. Есть ожидаемый подъем на 45 Гц, но относительно более высоких частот он не такой большой, поэтому смежные 40 и 50 Гц берем за базовый уровень замера, он составит 60-62 (дБ?). К 60 Гц уходит подъем на 10 (дБ?) и идет в линию вплоть до подъема на 80 Гц на 16-20 (дБ?) и там идет в линию до 150 Гц. По этим двум участкам точек замера очень мало и сглаживание в программе для замера скорее всего очень велико. Предполагаю, что есть несколько ярких пиков, которые график плавно огибает. Не факт, что это именно 60 и 80 Гц, на которых происходит подъем. В случае 45 Гц яснее, потому что слева и справа уровень ниже и можно оценить, какая точка центральная. Но что можно сказать точно, что подъем исходя из графика замера существенный.

В принципе, от этого уже можно оттолкнуться.

ВЧ вообще пропадают после 12 кГц.

В комнате есть ковровое покрытие или обилие штор?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #

Ушел я в замеры комнаты. Набрал из загажников 3 микрофона (платка из набора ардуино с фантомным питанием, капсюль китайской гарнитуры, USB вебкамера), освоил RoomEQ Wizard, намерил всяких графиков, и понял, что

Конкретно по вашему телефонному замеру не понятно, какой уровень базовый.

Сделаем так: я донатю 1000 росс.руб вам на это доброе дело, на сдачу (от 100$) покупаю себе MiniDSP umic-1 и уже "профессионально" замеряю свою комнату. Кидайте реквизиты, куда слать. моя почта pulatov.firuz@gmail.com


В принципе, "результаты замеров" совпадают с вашими предположениями.


Комната у меня вся обшита гипсокартоном. Наверное, под ним еще 10 см пространства "пропадает". На счет ВЧ вы правы, думаю. В зале 2 дивана друг на против друга прям перед АС стоят.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @rammster #
освоил RoomEQ Wizard, намерил всяких графиков

Дайте посмотреть на замер 20-20.000 Гц с параметрами 1) одиночный 2) самый медленный.

Сделаем так: я донатю 1000 росс.руб вам на это доброе дело

Предложу вам альтернативные варианты, прежде чем согласиться на ваше предложение:

1) Для меня наибольший интерес в данном мероприятии представляет именно консолидация практики применения бас-ловушек в различных обстоятельствах с известными данными. Как объект исследования ваше помещение очень интересно, т.к. оно не только просторное, но вы еще и готовы его промерять для получения точных данных. Поэтому давайте все-таки попробуем микрофон не вместо применения бас-лоушек, а вместе (иначе зачем покупать микрофон). Если соберется достаточное количество человек логистическое бремя можно будет разделить на всех, т.о. выйдет совсем немного.

2) У журнала нет такой практики, но в принципе она существует - оставлять вознаграждение автору статьи, если она понравилась читателю. Как инструмент мотивации для тех, кто пишет статьи "за свой счет". Давайте вы дождетесь соответствующей статьи и если она вам действительно понравится, я с удовольствием приму вашу благодарность.

3) В ближайшее время будет запущен краудфандинговый проект по данной тематике (не бас-ловушки, а акустическая обработка). Вы сможете сделать пожертвование на предложенную сумму или выбрать близкий по стоимости лот.

Может быть выберете что-нибудь из этого? Тем более, что:

на сдачу (от 100$) покупаю себе MiniDSP umic-1 и уже "профессионально" замеряю свою комнату

Доставка UMIC-1 с официального сайта будет стоить 50$, поэтому на покупку потребуется 125$. Можно взять на американском Amazon за 110-115$, но это все равно больше 100$. Поэтому сдачи у вас попросту не останется )))

- 50 дБ +
#

Редактировать сам вопрос можно только в течение суток после создания? А то я строил планы на обновление списка участников и текущего состояния темы.

Не стесняемся проявлять интерес!

- 50 дБ +
#

Господа, давайте просто задонатим Никите на полезное дело? Все равно ведь потом на стерео.ру будет отличная статья с "грязными подробностями".

- 50 дБ +
⇡ в ответ @rammster #

Так и подозревала с самого начала.

- 60 дБ +
#

Готов присоединиться в первую очередь к пожертвованиям. UMIK-1 мой в пути, померяю - надеюсь там видно будет, что мне требуется...

- 50 дБ +
#

Предлагаю в теме интерактив!

Сегодня после работы решил накидать устав проекта и споткнулся на приоритетах проектного "треугольника". Суть в том, что когда все полетит к чертям что-то пойдет не так нужно будет выбирать по важности между 6) рисками, 5) содержанием, 4) качеством, 3) расписанием, 2) бюджетом и 1) ресурсами - т.к. выдержать все не получится. Начнем с обратного:

- количество изделий, среднее влияние на 2) бюджет (больше - дороже), 3) расписание (больше - дольше), 5) содержание (больше - трудоемкость выше). Разумным количеством изделий вижу от 2 до 4 шт при размерах не более 60х90 см, за базовое значение держу в голове два.

- сложность отделки (два цвета, текстурный окрас, прокраска торцов), среднее влияние на 3) расписание (да - дольше), низкое влияние на 4) качество (да - более высокое), 5) содержание (да - трудоемкость выше). Хотелось бы это сделать, но вижу это не главным.

- отделка (морение, лакировка), сильное влияние на 3) расписание (да - дольше), 4) качество (да - более высокое), 5) содержание (да - трудоемкость выше). Сомневаюсь между тем, чтобы сделать топорно и проверить работу по основному функционалу, а потом уже делать красиво и тем, чтобы сразу делать как надо (хочется последнего).

- качество столярных работ (углы в стык, поверхности заподлицо), сильное влияние на 3) расписание (да - дольше), 4) качество (да - более высокое), 5) содержание (да - трудоемкость выше). Сомнения аналогичны предыдущему пункту.

По ресурсам есть я и небольшая команда, которая будет мне помогать (в случае необходимости). Больше никого привлекать не планируется, поэтому ресурсы const. Основной риск это моя лень, поэтому буду искать стимулы и мотивы.

Собственно, вопрос:

Позитивный прогноз по срокам для двух изделий с несложной отделкой и качественной столяркой два месяца (до середины декабря), негативный (с нормальным запасом и на случай форс-мажора) четыре месяца (середина февраля). Это сроки готовности статьи с моей стороны (не публикации). В соответствии с написанным выше можно пересмотреть приоритеты в любую сторону в некоторых пределах - чем ради чего по вашему стоит пожертвовать, а от чего любой ценой отказываться нельзя?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #

Я в первую очередь за эффективность при минимальных размерах. А с внешним видом можно и подождать. Главное работало бы. А то кошка уже половину ловушек поролоновых разодрала :) Вот, кошкоустойчивости нужно уделить повышенное внимание!

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Vinik #

Ну т.е. голос за то, чтобы сделать сначала хотя бы как-то на скорую руку одну шт. и убедиться, что это работает. А минимальные размеры это сколько в абсолютных цифрах? Вообще, в резонансной ловушке получается, что эффективность работы будет "минимум" прямо пропорциональна увеличению размера мембраны. "Минимум", потому что места крепления будут создавать дополнительную жесткость, мешающую резонансу. Я рассматривал два размера - 60х60 см или 60х90 см (60х30 см считаю будет уже слишком мало), при толщине от 10 до 15 см. Крепление на стену достаточно кошкоустойчивое? )))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #

Всё зависит от места размещения. Если можно в любом, то готов даже до 60х120 см. разместить. А так 60х60 см. считаю отличным размером, как и глубину в 15 см.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Vinik #

По фен-шую размещать нужно на стенах, смежных со стенами с проблемной длинной (если проблемная длина у боковых стен, то на фронтальной и тыловой стенах). На самих стенах: или напротив слушателя, или напротив АС, или в углах. Есть ли между этими расположениями на самом деле разница предстоит проверить на практике.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #

Я готов пробовать разные места. Надеюсь, скоро приедет микрофон, и я проведу замеры. Очень интересно, что они покажут. Даже без Ваших ловушек есть идеи, какие варианты изменений в комнате измерить. План комнаты подробный, если нужно, нарисую.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Vinik #

Была бы интересна именно информация в связке изменение-измерение. В частности, на влияние Skyline хотелось бы посмотреть - прослеживается ли явный эффект на АЧХ (без сглаживания). Какой-то план комнаты для понимания точно не помешал бы. Ну и в контексте темы влияние поролоновых ловушек оценить тоже не будет лишним (скептично отношусь к ним в части работы на НЧ).

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #

Это уже серьёзным исследованием попахивает, но мне это тоже интересно. Поэтому придётся открутить от стены диффузоры, что делать.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Vinik #
Это уже серьёзным исследованием попахивает

Тем более ценным будет материал на выходе. А если еще и будет заметна корреляция между ощущением и измерением, можно вообще будет стать членом академии акустических наук )))

- 50 дБ +
#

Поскольку в интерактиве принял участие только Vinik, его мнение оказало наибольшее влияние на реализацию затеи. Будет два этапа, на первом дешево и сердито реализуется основной функционал, на втором он упаковывается в красивую оболочку. Пока происходит упаковка в красивую оболочку, изготовленные на первом этапе изделия путешествуют к желающим их опробовать, надеюсь к этому времени они обзаведутся средствами измерений. Устав проекта:

План проекта:

Не позже указанных в столбце "Срок" дат (негативный прогноз) в этой теме будут публиковаться новости по выполнению работ. В ближайшую дату 14 окт 18, посмотрим на мои каракули относительно идей по конструктивному исполнению изделия с изменяемыми характеристиками. Еще раз обращаю внимание на то, что любые мнения относительно того или иного вопроса будут приняты к сведению. Если все будут отмалчиваться - буду делать так, как считаю нужным.

- 50 дБ +
#

Концептуальный эскиз готов, его суть изложена в описании на картинке ниже. Глубина изделия планируется 15 см так, чтобы получилось три секции по 5 см. Соответственно можно будет поставить следующие эксперименты, в соответствии с которыми подобрать подходящий для себя вариант:

1. Менять мембрану, оперируя толщиной и материалом (две мембраны сделаю в комплекте).

2. Менять внутренний объем бас-ловушки: 1, 2/3, 1/3 (балласт на 1/3 объема будет в комплекте).

3. Менять внутренний объем наполнителя: 1/3, 2/3 (наполнитель на 1/3 объема будет в комплекте).

Предполагается, что от регулирования этих параметров будет варьироваться проектная частота, добротность и сила эффекта.

Если вдруг осталось непонятно, как это устроено внутри - подготовил небольшую объемную анимацию в разрезе:

В среду 10 окт 18 начинаю делать раскрой деталей, если до этого времени у кого-то возникнут идеи - прошу не утаивать )

- 63.98 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #

За картинку и анимашку зачёт!!! :)

- 56.99 дБ +
#

Расчеты характеристик и размеров пока не закончил, но сегодня вечером было пару часов и мы решили начать отлаживать процесс. Взяли лист фанеры 12 мм и нарезали три заготовки под боковые стенки. Общий размер изделия составит 891х594х150 мм, были вопросы по глубине, но решили начать с такого варианта.

Поскольку дисковой пилы у меня нет, а у лобзика ровность подошвы и угла пилки страдает (дает солидный завал) резали фрезером. Мне его недавно проапгрейдили мощным ходовым винтом, поэтому выглядит он теперь страшно, зато высоту регулирует и держит намертво - из бедолаги получился практически профессиональный инструмент )))

На первой стенке дернула рука, но на второй и третьей уже приноровился и более менее гладко прошел. Если сложится, завтра сделаем заготовки под оба дна и доделаем все заготовки под боковые стенки на первые два изделия. Заготовки потому, что в деталях предполагается сделать что-то типа "ключей" для застежки, как в ламинате (но гораздо проще, лишь бы точно стыковались друг с другом).

- 50 дБ +
#

В пятницу ожидаю получить микрофон и в выходные заняться замерами. Можете подсказать, какие настройки нужно использовать, чтобы измерения сразу вышли "правильными"?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Vinik #

Самая главная настройка это согласование уровней громкости усилителя микрофона и усилителя АС. Здесь я помочь с "правильными" настройками не могу, т.к. в каждом случае они будут индивидуальными. В программах обычно есть подробная инструкция по согласованию - процедура не хитрая, но ответственная. Что касается непосредственно замеров, то для Dirac очень важно точное размещение микрофона при замере в точках вокруг опорной (я для этого даже специальный держатель сделал, чтобы наверняка микрофон оказался в нужном месте). Для REW лучше выполнить несколько замеров большой продолжительности (10-20 сек), т.к. в отличии от Dirac точка замера всего одна (если выбрать несколько сразу в окне замера, программа сама усреднит результат). Общая рекомендация для любых программ - если есть возможность, не находится в комнате при замере.

P.S. Ну и само собой не забыть подкинуть файл калибровки.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #

Всё! Трепещите комнатные резонансы! Вам не спрятаться! Микрофон приехал!

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Vinik #

Как там замеры? )

- 50 дБ +
#

Давно не заходил на форум,вот зашёл и в тему.! Я заканчиваю ремонт, вобщем комната стала 22 кв м. Пока остались недоделки, обои и шторы повесить.Установил стерео в комнате, ради интереса, послушать. Как было в 16 и стало в 22 кв.м.Так вот проблемы появились и я расстроен.Звук стал масштабным это да! Но и в тоже время звонким и на на многих композициях бас кашеобразный и менее детальный, появились призвуки гула.В роке и хэви метале, и в кино плоско стало. И очень звонко. Я понимаю выводы рано делать, еще мебель шторы, может полку какую подвешу , но думаю до конца не избавилюсь от проблем.И вот начал читать про акустические поглотить и басовые ловушки по углам. За акустикой углы, закроются шторками и ловушки не видно будет, а с сзади тоже можно установить..Вобщем тоже в теме в этой разбираюсь.Потому что музыку так слушать это извращение на своей центральной нервной системой.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Legioner #

Звонкость не проблема, страдают скорее наоборот от ее отсутствия, с этим точно разберетесь. Резонансные ловушки может ставить и по углам, но для этого удобнее, чтобы они имели соответствующую форму, конечно. Но если есть желание попробовать, то оценить их влияние сможете и с теми, которые будут изготовлены.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #

Спасибо, чуть успокоили.Буду пробовать как все закончу, и мебель полностью стоять будет. К этому вопросу либо вернусь, либо все будет ок. Но на данный момент очень звонко и эхо. Понятно что комната почти пустая. В комнате кроме дивана,кресла, тумбы с тв и аппаратурой, ковров небольших на полу, не чего не будет по идее. А там уже буду слушать 👂 и либо удовольствие получать, или мат часть учить и ночами не спать. Ждать осталось не долго)недельку.А так пока стоит хай фай, и одно кресло.


- 50 дБ +
#

Думая над конструкцией возникла идея попробовать загнать резьбовую клепку непосредственно в торец листа фанеры. Сегодня попробовали это сделать, М4 оказалась великовата, а вот с М3 вполне может получится. Но тогда мембрана будет крепиться непосредственно к боковым стенкам бас-ловушки. Т.е. у нее не будет декоративных панелей сверху (шляпки болтов будут торчать наружу). С другой стороны работать с внутренним пространством будет проще и с точки зрения изготовления, и использования (балласт можно будет вставлять одним куском). Вообще с такой концепцией лучше брать фанеру 15 или 18 мм толщиной, 12 мм все-таки маловато.

Доделали заготовки для всех толстых деталей (дна, двух пар боковых стенок) на два изделия, определились с способом монтажа на стену - через отверстия внутри ловушки, сначала вешать на стену, потом вставлять поглотитель и закрывать мембраной. Для герметичности под креплением будет резиновая проставка (иначе не будет замкнутого объема, да и лист фанеры под давлением может отслоиться). Последний нерешенный вопрос, это способ фиксации поглотителя внутри бас-ловушки. Сам он форму не держит, нужны ограничивающие рейки, как их фиксировать пока красивого решения не нашлось.

- 56.99 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #

Всегда радует когда руки растут от туда откуда надо,+++сую Никита.

- 50 дБ +
#

Я почти закончил рисовать трехмерную модель, после чего смогу достаточно быстро посчитать размеры и подготовить проектную документацию. Есть вопрос по поводу крепления изделия к стене, у меня осталось два варианта, из которых нужно выбрать:

Вариант 1. Крепим корпус бас-ловушки к стене через отверстия в "днище". Основной плюс это возможность очень жестко и крепко зафиксировать изделие на стене. Побочный плюс простота изготовления отверстий под этот вариант. Теперь о минусах, все они происходят из того, что бас-ловушка должна быть герметичной. При размещении на стене для того, чтобы не оставалось воздушного зазора придется обязательно использовать уплотнитель. Возможно, что шляпки самореза не хватит для надежного закрытия отверстия и тогда понадобится еще шайба, а к ней еще один уплотнитель. Но это еще полбеды, полная наступает, когда мы устанавливаем изделие не на стене - тогда придется всю эту катавасию лепить с обеих сторон. Дополнительный минус необходимость большего количества инструмента, т.к. для этого крепления одной отверткой уже не обойтись. Кроме того, при каждом перемещении изделия его придется разбирать полностью (снимать мембрану и вынимать все изнутри).

Вариант 2. Крепим бас-ловушку на стену через петли на задней стороне. Основной плюс это отсутствие какого-либо геморроя в размещении изделия, просто взял и повесил. Дополнительный плюс в том, что ничем не рискуем в конструктиве. Еще один плюс, что не надо класть кучу уплотнителей и метиза в комплект. Минусы в надежности крепления: во-первых изделие будет тяжелым для навесного монтажа, это все-таки не картина, во-вторых мы ограничены глубиной "днища", т.е. саморезы будут максимум 10-11 мм в глубину, придется выбирать петли с 3-4 отверстиями под них. Дополнительный минус сложность изготовления этого крепления - надо будет делать шаблон под фрезер и по нему снимать уже отверстие под петлю, чтобы установить ее заподлицо. Кроме того, отверстия под саморезы придется делать в петле самостоятельно, т.к. маленькие саморезы с большой долей вероятности в штатные просто провалятся.

Склоняюсь ко второму варианту, в основном из-за неудобства эксплуатации первого. На первый взгляд один раз повесил и наслаждайся, но на практике не всегда так получается. Мнения?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #

Моё мнение Вы знаете: через отверстия к стене, как у меня укреплены скайлайны. Но, думаю, в тестовых образцах можно вообще не делать крепления. Навряд ли для тестов кто-то будет сверлить стены. Я вот, например, взял бы две рейки и из них бы соорудил временную "двуногу" для тестов. Да и никто не мешает потом просверлить сквозные отверстия, когда изделие найдёт своё место.

P.S микрофон приехал, но не было времени провести замеры. А с учётом внезапной покупки новой АС, даже и не знаю, есть ли смысл экспериментировать со старой. Сделать замеры старая - новая, это я сделаю, а вот с комнатой уже , видимо, буду играться на новой. Очень на самом деле надеюсь, что с басом будет сразу лучше. Ну а если сделка сорвется, то будем лечить старые колонки по полной :)

- 50 дБ +
#
Я вот, например, взял бы две рейки и из них бы соорудил временную "двуногу" для тестов.

Если я правильно понял, что-то типа ходулей вдоль правой и левой стороны, чтобы можно было поднять на некоторую высоту изделие? Просто двуногой обычно подпирают то, что само по себе не стоит, а тут поверхность плоская и просто на полу стоять будет без проблем.

Да и никто не мешает потом просверлить сквозные отверстия, когда изделие найдёт своё место.

Планируется грунтовка и лакировка бас-ловушек из соображений защиты покрытия, поэтому все механические работы нужно выполнить до этой процедуры. По большому счету не страшно сделать и потом, но хочется сразу закрыть вопрос, пока это наиболее уместно.

Сам тоже вешать на стену их не буду, поэтому мне тоже крепления не нужны. Ну, не делать что-то - это же самое простое )))

P.S. Промазал по кнопке ответить.

- 50 дБ +
#

Закончил 3D модель и подготовил видео о том, как работать с внутренностями.

Можно будет установить 1) только поглотители 2) только балласт 3) их комбинацию 4) или оставить бас-ловушку пустой. Завтра-послезавтра планирую закрыть пункты 1.2 и 1.3 плана и перейти к закупке материалов и комплектующих.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #

Способ фиксации поглотителя понравился. Хорошо выкрутились ))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @rammster #

А уж как я был рад, когда сообразил )))

Первой пришедшей в голову идеей было вкручивать резьбовые шпильки друг напротив друга, а их уже фиксировать между собой соединительной гайкой. Но я достаточно быстро пришел к тому, что это полный хардкор в эксплуатации. Во-втором варианте появились мебельные уголки - концепция оставалась той же, но вместо шпилек и гаек между уголками можно было бы установить деревянные рейки. Получилось бы что-то типа реечного дна для матраса. И тут меня осенило третьим вариантом - а почему бы просто не связать уголки чем-то типа капроновой нити: это не только самый дешевый вариант в производстве, но и наиболее быстро и удобно в эксплуатации - один узел и готово.

P.S. Хотя насчет "реечного дна для матраса" осталась пара мыслей, которые может быть во что-то выльются.

- 50 дБ +
#

Добрый день, Никита! Вот что у меня получилось:

Это было в "стандартном положении", а это без затычки в ФИ и с ней (стандартно):



- 50 дБ +
⇡ в ответ @Vinik #

Нашел сглаживание


- 50 дБ +
⇡ в ответ @Vinik #

Это замер основной системы, Cambridge Audio Aero 6? ВЧ на графиках ощутимо проседают, в связи с чем я полез смотреть в интернет, какая используются ВЧ головка в этих АС и наткнулся на то, что там "BMR" излучатель. Просто очень уж рано начинает падать уровень, аж с 8 кГц (очень хорошо слышимая область), обычно завал идет с 12-15 кГц (тут уже гораздо менее критично).

Смотрю замер с затычкой ФИ и без, и сразу вопрос. Не считая незначительной разницы с отрицательным эффектом в уровне на участке 40-90 Гц, все что ниже выглядит гораздо лучше без нее (нестандартно). За базу принимаю 68-70 дБ по устойчивой области ВЧ. Так вот а на слух как, почему стандартное положение с затычкой, если основной всплеск в области 60-70 Гц и на 90 Гц от нее не зависит - скорость падает?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #

Да, это Aero 6. Могут так мои скайлайны влиять на ВЧ? График не врёт: очень сильно заметно отсутствие высоких по сравнению со звуком в наушниках. В следующие выходные всё же откручу их и посмотрю, что изменится. На слух без затычки ФИ гудит не громче, но как то неприятнее. Кроме того, без затычки в других местах комнаты (не в месте прослушивания) гудёж сильнее. Может кажется, измерю тоже.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Vinik #
Могут так мои скайлайны влиять на ВЧ?

Нет, так не могут ) Если бы пара деревянных панелей могли так кардинально влиять на звук, обустройство кинотеатров и студий звукозаписи не закладывалось бы на стадии строительства. Кроме того, замеры участника AVS форума говорят о том, что это типичное поведение для данной технологии CA.


Знакомое падение на 8-10 кГц? Потом у него конечно идет подъем, но. Это график прямого замера перед головкой, а под 45 градусов там еще большее падение. И есть интересное сравнение с излучателем KEF. В общем, стоит признать, что CA напортачили со своей идеей единой мембраны, лучше бы поставили фильтр.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #

Это скорее отличная новость :) Раз я всё равно меняю АС. Как раз очень хочется не иметь такой завал с новой. Ещё бы и проблемы внизу тоже решились бы этой заменой... Да, сейчас АС не перпендикулярно стене, есть небольшой угол на слушателя. Поверну их перпендикулярно и наоборот разверну на слушателя и замерю.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Vinik #

Думаю, что не решатся, но однозначно станут менее масштабными и более конкретными. Сейчас проблему представляет весь диапазон от 45 до 100 Гц, причем до весьма внушительного уровня в 20 дБ. А когда появится ясность по новым АС?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #

В ближайшие выходные: или всё получится, или нет. Если получится, то будет возможность сделать замеры новых и старых в одной и той же точке при одних и тех же условиях.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #

У меня всё получилось. Так ведут себя Zu Audio Union:


- 50 дБ +
⇡ в ответ @Vinik #

Поздравляю с обновлением!!! Масса новых впечатлений?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #

Да! Уж не знаю, с непривычки ли к высоким, но играют они лучше перпендикулярно стене, чем развернутыми на слушателя. Сцена сразу значительно шире и никакого рупорного окраса. Буду экспериментировать с ними :) Но результаты измерений очень похожи на старые колонки. Всё же надо "чинить" комнату...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #

Кстати, удивило отсутствие влияния придиванного столика прямо перед местом прослушивания. Казалось бы отражающая поверхность. Зелёный график со столиком. Столик картонно-деревянный Икеевский на колёсиках.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Vinik #
удивило отсутствие влияния придиванного столика

Ну а чем поверхность столика должна отличаться от поверхности пола, если на месте его нахождения не лежит ковер, конечно? Но даже в этом случае небольшой столик погоды не сделает.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #

Да, на полу ковер (исторически) и на стене за слушателем тоже (вешал из-за того, что место прослушивания вплотную к стене и была полная неразбериха: звук с левого прилетал справа и всё такое...). Без ковра на стене тоже сделаю замер. Составляю план замеров.

- 50 дБ +
#

Сегодня посчитал размеры всего и вся и набил перечень, из чего будет состоять изделие - предлагаю пункт плана 1.2 по расчету характеристик изделия считать закрытым сегодняшним днем (установочные размеры будут только на чертеже). Вот, что получилось:

Проблема вылезла внезапно на балласте. Задумка взять мебельный щит и просто выпилить лобзиком прямоугольник нужных размеров разбилась об вес. По моим прикидкам вес такого балласта составит от 12 до 15 кг, из чего вытекают сразу такие минусы: 1) вес изделия с балластом увеличится более, чем в два раза 2) Пересылка станет существенно дороже из-за лишних кг 3) эксплуатировать сам балласт и изделие с ним станет неудобно, будет под 20 кг. Итого балласт придется изготавливать по тому же принципу, что саму бас-ловушку - из четырех брусьев будет сделан каркас, а сверху и снизу он будет закрыт листами фанеры. Будет гораздо более трудоемко, зато вес балласта можно будет снизить до 3-5 кг при полном сохранении его функционала.

Что касается качественных характеристик, теоретические прикидки такие:

Интереснее всего из этого лично для меня ~80 и ~120 Гц, какая будет разница на самом деле покажет только практика. Если удастся найти какую-либо зависимость при установке балласта или поглотителя - будет супер.

До конца недели планирую разобраться с чертежами, а в начале следующей закупить недостающие материалы.

- 50 дБ +
#

Чертежи слегка запаздывают, никак не приземлюсь за компьютером надолго - но сегодня закуплены практически все материалы для первой фазы (два вида болтов, брус, герметик, клей, пенопласт, уголки деревянные и мебельные, фанера), осталось 50 резьбовых заклепок, которые представляют некоторую редкость и будут куплены в субботу в специализированном магазине крепежа. Герметик решил попробовать каучуковый, посмотрим на отличия от силиконового.

Еще на проработке концепции у меня появились некоторые идеи по внутреннему наполнению, которые я все-таки решил реализовать на макетах. В одной из ловушек балласт будет деревянный, в другой в качестве балласта будет использован кусок пенопласта. По моим прикидкам существенной разницы быть не должно, при этом балласт из пенопласта кардинально легче и проще в изготовлении. Однако чтобы проверить так ли это - сделаем и так, и эдак. Второе отхождение от первоначальной задумки это поглотитель. Один будет сделан как и планировалось из каменной ваты обшитым снаружи тканью (после долгого изучения и щупанья в магазине остановился на синтетическом тюле, хоть и не хотел прозрачный материал), а вот второй будет представлять доску обклеенную с обеих сторон акустическим поролоном. Крепиться пенопласт и доска с поролоном будут также на уголки, поэтому на уровне этого элемента все останется унифицированным. Т.е. в принципе такое крепление удобно тем, что корпус бас-ловушки становится самостоятельной единицей, которую можно будет наполнить под нужды конкретным наполнителем.

Еще меня вчера посетила красивая идея, которой в случае краха поделюсь сразу по факту неудачи, а в случае успеха в отчетной статье в самом конце истории )

- 50 дБ +
#

Вчера, 03 ноября закончили закупку всех необходимых комплектующих, таким образом опередили негативный прогноз на 8 дней, это хорошие новости. Но есть и плохие, чертежи пока так и не готовы, завтра уже пойдет первый штрафной день )))

Но это все потому, что сегодня приступили вплотную к изготовлению. Нарезали первую мембрану и сразу нарвались на "тонкость". Фанера имеет ориентированные волокна, поэтому сгибается вдоль и поперек них с разным усилием. Сочли, что наилучший эффект будет в том случае, если длинная сторона бас-ловушки будет именно вдоль волокон, тогда целая деталь будет легче поддаваться деформации. Это важно, потому что ограничивать ход мембраны должно именно сжатие воздуха во внутреннем объеме, а не сама деталь - она должна быть как раз максимально податливой.

Для первой бас-ловушки сделали все крепления под мембрану в боковых стенках. Есть некоторый люфт, который будем компенсировать шириной отверстия под болт в мембране. Но в целом результатом довольны. Основной сложностью стала выборка отверстия под шляпку резьбовой заклепки для того, чтобы утопить ее заподлицо. Эту операцию можно делать только руками, иначе велик риск сорвать стенку или утопить слишком глубоко. На завтра запланирована пожалуй самая сложная операция в данном изделии - нужно сделать ту же операцию с торца, с учетом толщины фанеры 12 мм и глубины резьбовой заклепки 11 мм задача будет нетривиальной, т.к. наконечник сверла выйдет снаружи, если выполнять эту операцию сверлением. Как вариант можно будет купить прямую фрезу на 5 мм и делать отверстие ей - у нее плоские края снизу.

P.S. Ах да, еще сегодня прошлифовали все детали обоих корпусов.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #

Вы вообще отдыхаете когда-нибудь?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Katerina #
- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #

Блииин, видео недоступно :(

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Katerina #
- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #

Тоже :(

Через три-четыре дня зайду с рабочего ноута с другого браузера. Думаю это всякие территориальные блокировки виноваты.

- 50 дБ +
#

Никита, сбылись ваши предсказания на счет НЧ пиков ))

Получил микрофон, померил комнату.

Развернул АС внутрь чутка.

Что удивило, так это правда в буклете АС (Focal Aria 948), реально с 37Гц играють

И, напоследок, замер с ямаховским корректором YPAO. Тоже приятно удивил. Видно, что пыжится как может. СЧ/ВЧ выравнивает, НЧ по принципу "картоша в 8 раз сытнее, чем ничего".


- 50 дБ +
⇡ в ответ @rammster #

Да, 45/90/135 Гц явно прослеживаются, а судя по замеру, "играют" и с 20 Гц. В целом АЧХ сложная у вас получилась, но что приятно удивило, так это отсутствие завала на ВЧ. На графиках ставьте минимальное сглаживание в 1/48, так их удобно читать (нет расчески) и они наиболее информативны. Для 45 Гц мембрану делать бессмысленно, она будет очень толстой и чтобы у нее была возможность резонировать она должна быть больших размеров, а вот для 90 Гц подойдут 4 мм без балласта и 6 мм с балластом. Теоретически она в таком случае и 45 Гц должна будет уронить, но насколько сильно покажет только практика.

Если взять за основу 68-70 дБ по линии ВЧ, то после решения проблем с НЧ у вас останется проблемные 200-300 Гц (тоже подъем больше 10 дБ) и участок 1-3 кГц (падение более 10 дБ). Первую можно решить большими диффузорами (с низкой проектной частотой), но поскольку последняя почти не решается, имеет смысл наоборот опустить поглотителями все выше 3 кГц на 5 дБ, тогда разброс вплоть до 400 Гц не превысит 5 дБ, это будет хорошим результатом для жилой комнаты и больше никакой обработки не понадобится. Но это еще нужно посмотреть на ваш график с меньшим сглаживанием.

RT60 для 200-400 Гц, 1-3 кГц, 3-6 кГц покажите?

YPAO

Любопытно, обычно корректоры срезают пики на НЧ, а этот тянет под них весь остальной диапазон. Я сейчас пришел к позиции, что активный корректор это хороший инструмент тонкой настройки НЧ после пассивных средств, а СЧ/ВЧ хороши такими, как звучит ваша комната (при условии опять же отсутствия каких-то глобальных проблем).

- 50 дБ +
#

Одна фишка REWа меня впечатлила и надоумила на план Б - сколхозить пару DIY сабвуферов в противофазе поставить. Но это только идея. Жена может не пропустить, ибо дизайн изделия даже для меня важен, а я не краснодеревщик.

Базовая мода комнаты получилась 43 Гц и кратные от нее.


- 50 дБ +
⇡ в ответ @rammster #

Я могу помочь вам с изготовлением корпуса по готовым размерам, но в расчетах АС ничего не понимаю. Хотя не проще ли в таком случае просто купить самый дешевый из приятных на вид сабвуфер с регулировкой фазы? Если это поможет, то уже на основании этого опыта можно или продать купленный сабвуфер и сколотить пару DIY, или докупить такой же второй в случае необходимости. Вообще тема корректировки противофазой интересна и используется насколько я помню процессорами Trinnov. Отдельные системы с сабвуферами для подобных целей тоже существуют, но это экзотический продукт.

Если еще не надоело, в графиках RT60 поставьте пожалуйста галочку "Use bars on RT60 plot" и выберите One Third Octave Bands в выпадающем списке и еще раз скиньте ))) Участок от 1 до 6 можно и одним куском дать (все можно сделать в имеющемся замере, заново замерять не надо).

- 50 дБ +
#

Спасибо, как надумаю, обращусь. На счет покупки нескольких дешевых сабов, такая мысль тоже посещала. Хочу разобраться в сути вопроса, т.е. почему бывают дешевые и дорогие сабы, в чем разница.

Готов еще намерить, если вам вдруг понадобится доп.информация.

- 50 дБ +
#

Никита, добрый вечер! Провозился я вчера-сегодня с измерениями. Развенчал кучу своих мифов :) Ничто не влияет заметно на график (особенно в области горбов НЧ), типа: портьеры, накрывания одеялом телека, придиванного столика в разных положениях, коврика на стене который порхающее эхо убирает и даже мои диффузоры не влияют - что в целом хорошо: можно слушать так, как хочешь :) Кусок бас-ловушки в 70 см высотой в углу над стелажом чуть заметен в области до 30 Гц. Приклеенные к стене во весь противоположный угол ловушки я не рискнул отдирать, как и снимать ковёр за местом прослушивания... В общем сейчас дела обстоят так:

Есть разница между левым и правым каналами (оранжевый левый):

Лучше всего с басом за компом вне треугольника для прослушивания:

Очень надеюсь на Ваши советы! Готов предоставить все необходимые дополнительные измерения и графики. План комнаты нарисую завтра на работе: не могу я без Visio рисовать планы :)

- 56.99 дБ +
⇡ в ответ @Vinik #

Завтра-послезавтра с планом комнаты посмотрю, сегодня в голове уже нет места для новой информации ))) Судя по разнице между каналами АС и точка прослушивания находятся не по центру комнаты, или с правой стороны дверь/окно на площадке первых отражений.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Vinik #

А по короткой стене пробовали ставить АС (ну хотя бы из чистого любопытства)?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #

Нет, я не настолько любопытный человек, чтобы всю инфраструктуру демонтировать-монтировать только из-за удовлетворения данного стремления. Не готов я жертвовать настолько функционалом комнаты, чтобы полностью её приспособить только под прослушивание, на которое в лучшем случае могу выделять пару часов в выходные. Я постарался максимально "симметризировать" размещение. Тем более, что сейчас с новыми АС стало всё кардинально лучше, хотя появилась явная жанровость и какие-то безумные требования к качеству музыкального контента. Когда слышишь, как может музыка звучать, хуже уже вообще не устраивает. Чувствительность АС выше и похоже нужен менее мощный однотактный усилитель. Дело дошло до того, что я уже начал гуглить дома, пока ради теоретического интереса: очень хочется просто не мешать соседям и действительно выделить отдельное помещение, но это дело ближайших 5 лет. Пока придётся слушать в том, что есть...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Vinik #

Aero уже нет, но измерения остались:

Вот для меня как обывателя график не показывает колоссальную разницу, а в звучании она огромна. Тут реально задумаешься, что графики это не всё...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Vinik #

Никита, я прошу прощения, что Вас мучаю, но может ещё в двух словах буквально сможете пояснить графики и разницу ниже (просто именно на этих графиках разница существенная, на всех остальных вкладках как то особо не заметно её):

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Vinik #

Честно скажу, что мои познания о фазовых изменениях в разрезе акустики помещения очень невелики. Здесь скорее вопрос именно о головках АС и за разъяснениями нужно обратиться к Wadim, BBhob или читателям, которые сами конструируют АС. Я могу дать пожалуй только один комментарий: изменения фазы имеют корреляцию с изменениями амплитуды, т.е. чем больше АЧХ похожа на расческу, тем быстрее будет крутиться ФЧХ. Поэтому с оценкой того, что график не показывает слышимой разницы я не согласен, это на графиках как раз видно. Ну и если раньше общий уровень был ближе к 70 дБ, то теперь он явно тяготеет к 80 дБ, что позволяет интерпретировать НЧ область как подъем скорее на 5 дБ, нежели 15 дБ. На слух это должно быть тоже слышно, НЧ не должны теперь так сильно выпячивать?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #

Спасибо! Да, с точки зрения НЧ теперь можно слушать любые записи - комната не гудит. Бас изменился очень сильно. Я теперь полюбил слушать контрабас :) Раньше всё было на одной ноте: БУ-БУ-БУ и забивало собой всё остальное, и совсем было не слышно большого барабана - или он не определялся как отдельный инструмент, сейчас наверняка не идеально, но бас играет на разных нотах и на мой взгляд достаточно быстр в плане смены этих нот, чего раньше вообще не происходило. Большой барабан конечно не играет во всю мощь, но отчётливо слышен и ощущается. На некоторых композициях всё вообще на мой взгляд идеально, но на некоторых чувствуется всё же небольшой избыток НЧ. Так что я бы всё же не отказался поэкспериментировать с ловушками. Ещё хочу попробовать поставить АС на плиты исключительно для того, чтобы поднять центры динамиков - у меня не такой низкий диван и сейчас центры ниже ушей на 10 см.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Vinik #
Так что я бы всё же не отказался поэкспериментировать с ловушками.

Прикладываю все возможные усилия, но пока никак не получается изгнать злого духа )))

поставить АС на плиты исключительно для того, чтобы поднять центры динамиков

Еще это очень хорошо с точки зрения ровности основания и соответственно устойчивости/виброразвязки АС. Тоже хочу попробовать, но никак руки не дойдут.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #

Поставил АС на мраморные подставки толщиной 90 мм и заменил штатные длинные шипы на коротенькие которые попались под руку (с тем условием, чтобы строго выполнялось требование производителя: между опорной поверхностью и корпусом АС должен еле еле пролезать футляр от CD) - теперь центры динамиков на уровне ушей. Поэкспериментировал с поворотом (замер на расстоянии 1 метр):

Остановился на чём то близком к 12 градусам. В итоге получилось:

Ровнее не получается сделать. Но в звучании напрягают только плохие записи. А как Ваши успехи?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Vinik #

Вечер добрый.

Поэкспериментировал с поворотом

Хорошая иллюстрация влияния доворота АС на получаемый звук. Судя по замерам разворачивали "вовне"? Предлагаю посмотреть на разворот "вовнуть", навскидку сравнить с минус 6 градусами (пересечение осей перед слушателем). Немного не понял, почему замер проводился с одного метра, а не точки прослушивания? Вообще тема достойна статьи, нет желания? ))

А как Ваши успехи?

Пришел к выводу, что купленный мой акустический материал не подходит для этих целей и нужно переключаться в сторону классического. Прежде, чем заказывать из-за рубежа MLV решил провести эксперимент и использовать магнитный винил. Если с ним сложится, то это будет бомба - изменять характеристику ловушки можно будет навешивая на мембрану соответствующие изделия, не нужно будет никаких пистонов. К тому же магнитный винил выпускают в том числе с ПВХ пленкой, на которой можно печатать (портрет музыканта как вариант оформления). В остальном полностью переработана конструкция бас-ловушки, новая будет сборной/разборной (без клея), с возможностью замены отделки (внешние стенки будут обрамлять функциональную часть). Модель и чертежи готовы, сейчас в работе техкарта, план-максимум это одно готовое изделие к 16 числу (расчет всех размеров сделан, материалы для столярки закуплены). План-минимум тот же результат до НГ. Красивой картинки пока нет, есть схематичная сборка новой конструкции:

- 50 дБ +
⇡ в ответ @mexkb #

Замеры проводил подавая сигнал на одну АС и перемещая сам микрофон. Понятно, что комната оказывала сильное влияние на результат. Но хотел понять приблизительно, какой угол будет оптимальным. Потому что вращать 25 кг мраморную плиту с 22 кг колонкой тяжеловато по полу. Только что пришла идея: Может быть найду по знакомым пару «дисков здоровья» тогда будет повод для более тщательного измерения из точки прослушивания.

- 50 дБ +
#

Сегодня установили резьбовые заклепки в боковые стенки. Обошлись сверлами по металлу, но вообще запаса на сверление нет, поэтому каждый раз делали "на глаз", ограничитель было использовать опасно. Главное - справились, правда с 15 мм фанерой было бы однозначно легче.

Примерили что к чему, убрали лишнее, прогерметизировали швы. Каучуковый герметик пахнет, как клей для сборных пластиковых моделей и некоторые из лаков для ногтей. Какой эластичностью обладают швы будет видно через сутки на открытых участках.

Стянули и посадили на клей напиленные заранее уголки. Геометрия у них страдает, но внутренних с большой стороной не было, поэтому выбирать не приходилось. В целом худо-бедно, но держат, пока таскал из гаража до машины, ехал и потом из машины до дома - не развалилась.

Внезапно по ходу дела пришло решение по уплотнителю для мембраны. Изначально задумывался слой герметика по контуру, но тут под руку случайно подвернулся Изолонтейп и он отлично подошел для этой задачи. Хорошо сжимается, обеспечивает герметичность и не надо ждать, пока высохнет.

Резьбовые клепки после нескольких установок-снятий мембраны начали подводить, сажали на клей в надежде на то, что без сильных нагрузок этого будет достаточно для удержания. Теперь точно придется прожать все, чтобы не выскакивали, т.к. менять мембрану предстоит еще не раз.

Теперь самое главное - замеры. По всей видимости фанера в таком размере или при таком способе крепления все же не имеет достаточной свободы, поэтому эффект присутствует крайне слабый и там где присутствует появляется в неожиданных местах. В зависимости от места размещения в комнате разница составила до 10 дБ на участке 21-26 Гц и до 5 дБ от 112 до 123 Гц и от 140 до 156 Гц. Есть также разница в окне 80-90 Гц и после 170 Гц, но дать какую-то оценку на них не берусь, т.к. выступает лучше то одно размещение, то другое. Однозначно влияет на результат насколько сильно затянуты болты, на расслабленных фанера по всей видимости обладает меньшей жесткостью и работает лучше. По результатам сегодняшних экспериментов однозначно необходимо уходить в эксперименты с материалом мембраны. Единомышленники с зарубежных форумов хвалят "нагруженный" винил, такого в ближайшем окружении не нашел, но нашел: сантехническую резину 2мм (должна быть эластичной) в продаже, всевозможные полиэтилены и "тяжелые" обои в кладовке - начну с них, также принимаю идеи по аналогичным эластичным не пропускающим воздух материалам. Из текущей мембраны сделаю скорее всего раму, с помощью которой и буду фиксировать экспериментальные материалы. Графики покажу, когда будет совпадение результатов измерений с ожиданиями, пока все достаточно сумбурно, некоторые зависимости есть, но почему они такие интерпретировать не хватает исходных данных.

- 50 дБ +
#

Сегодня еще один день неудач. Умудрился за утро найти в нашей деревне в наличие SoundGuard Membrane 3.9 S и взял сразу на две бас-ловушки. Вечером заехал в гараж, обрезал мембрану до рамы и под нее вырезал мембрану из нового материала.

Дома начались проблемы, первым квестом стала установка мембраны под болты. Она тяжелая (вот этот листок на фото ~4 кг) и держаться сама по себе на каркасе никак не хотела. Кое как прибегнув к житейской мудрости удалось усадить ее под раму на болты (получилось даже как надо - без натяжения, но не расхлябано).

К сожалению с торцов материал прижимается при такой частоте креплений (20 болтов, однако) не плотно, воздух легко продувается вовнутрь (на фото справа видны искажения геометрии рамы). Увеличивать их количество (креплений) уже нецелесообразно, этого то многовато. Можно сделать раму из более толстого или прочного материала, но поможет ли это еще вопрос. при снятии мембрана порвалась под болтами в нескольких местах - несмотря на заявленное растяжение на разрыв х3 режущую нагрузку материал по всей видимости вообще не держит. В общем, идея со сменными мембранами для возможности подбора на месте под нужды требует или пересмотра, или изделия будут все таки со стационарными мембранами (это проще всего, установить и потом загерметизировать). Навскидку можно сделать отдельно готовую раму с уже натянутой мембраной и менять ее в сборе, но это сильно усложнит конструкцию и утяжелит сменные модули (они будут массивными). С горя решил промазать корпус герметиком на убой и во время очистки застрявшего сопла в шприце баночки с герметиком вылил его себе порядочно на руки аккурат в тот момент, когда отключили горячую воду - не мой день видимо )))

Видимо придется вернуться к концепции брусьев с первого эскиза.

- 50 дБ +
#

Новостей много и все содержат в себе результат негативного опыта.

1. Стесал угловые крепления, чтобы установить заподлицо более массивную раму.

2. Собрал на брусьях раму, для ускорения процесса начал использовать метиз.

3. Установил мембрану, на полимерном клею не держалась (!?), зафиксировал на клопы.

4. Установил в корпус и загерметизировал все щели между рамой и корпусом и мембраной.

5. Провел измерения - не работает, причина - течь, принял непопулярные меры по устранению.

6. Провел измерения - работает совсем плохо, обмотал скотчем вокруг - стало просто плохо.

Отсюда сделал вывод о том, что надежно сделать бас-ловушку можно только из лакированного, ламинированного или шпонированного материала, фанера - пропускает. Я бы очень удивлен, когда уже промазав герметиком все швы и закатав в скотч раму она продолжала травить (мембрана не натянута, поэтому выпячивает и вгибается после переворотов вверх дном). Только полностью обернув ее скотчем эффект смог устранить, что немедленно сказалось на результатах работы. Этот макет пока оставлю как есть для сравнения, второй буду изготавливать с учетом сделанных ошибок: 1) полностью герметизирую поверхности изнутри (полиэтиленовой пленкой на клей или мастикой); 2) крепление мембраны будет осуществляться на раму с двух сторон для исключения провисания; 3) уменьшу размер мембраны в пользу ширины рамы для возможности ее смены, т.к. выбранный материал вкупе со скотчем и накладываемом им ограничением на перемещения мембраны непредсказуемо влияет на результат (очень тяжело получилось в итоге для такой глубины ловушки).

Немного графиков измерений - они не впечатляющие, но из них можно также сделать выводы, куда двигаться дальше. Все замеры проводились с максимальной длиной сэмпла в несколько проходов без присутствия человека в комнате (достаточная выборка для повторяемости результата), диапазон 20-200 Гц.

А.

Это замер бас-ловушки почти полностью (розово-бордовый) и полностью (желтоватый хаки) обмотанной скотчем. Максимальные изменения на частоте 141 Гц, предположительно это производная от опорной частоты для получившегося изделия.

Б.

Это замер с той же точки прослушивания без и с бас-ловушки, размещенной на фронтальной стене напротив места прослушивания. Расстояние от микрофона до бас-ловушки около 2 м, ощутимый эффект на 141 Гц, который дал наибольшие изменения в прошлый раз, значит это точно рабочая частота, а не случайный всплеск.Почти все остальные пики усилены (!), предположительно из-за неудачного места размещения.

В.

Это замер без и с бас ловушкой, находящейся в левом углу тыловой стены. Первый положительный момент - бас-ловушка при таком размещении действует только на поглощение и не разгоняет пики, второй - совместно с 141 Гц в этот раз показали себя и все кратные частоты, кроме 48 Гц.

Общие выводы по замерам, над которыми нужно провести работу, чтобы поднять низкую эффективность изделия: 1) Самое главное - герметичное исполнение, иначе вообще от изделия нит никакого толку 2) Внимательней произвести подбор материала под мембрану, она должна быть существенно легче, текущие 8+ кг/м2 должны быть в 2 раза большем объеме, это не приемлемо в домашних условиях 3) Подбор места размещения критичный момент, который может наряду с исцелением подкинуть проблем.

Итого по плану собрать корпус второго макета, изолировать его на убой изнутри, собрать раму с более легкой мембраной, произвести съемную установку, провести замеры изделия в разных точках комнаты, сформулировать зависимости по размещению изделия и толщине мембраны, проанализировать расчет характеристик с фактом, переходить к замерам с каменной ватой.

- 50 дБ +
#

Есть ли зависмость массы_мембраны и площади_мембраны от рабочей частоты?

Может сделать что-то максимально легкое и цеплять к нему грузики? Я от фонаря говорю, без знания дела. Пока про сабвуферы читал, узнал про пассивный радиатор.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @rammster #

Утро доброе.

От массы мембраны зависит рабочая частота, от площади мембраны зависит сила эффекта. Массу мембраны можно изменять грузиками, но нужно обеспечить ее равномерное распределение. При этом способность грузиков к деформации может оказать влияние на работу мембраны. Т.е. работа максимально легкой мембраны с грузиками будет определена в основном их свойствами. Например, натягиваем полиэтилен 200 µ (максимально легкая мембрана), а на него наклеиваем тяжелый винил 8 мм (грузик) - свойства полиэтилена будут в данном случае уже не важны.

- 50 дБ +