Тест проигрывателя виниловых пластинок Kronos Audio Pro: машина вне времени

Тест проигрывателя виниловых пластинок Kronos Audio Pro: машина вне времени

Kronos Audio — это совсем молодая канадская компания одного энтузиаста, разработавшего необычный аппарат, который вдруг оказался удачным. Действительно, за последние несколько лет проигрыватели Kronos собрали массу положительных отзывов. И это в сегменте, где присутствует очень жесткая конкуренция, а удачливых новичков можно пересчитать по пальцам одной руки! Посмотрим, чем же так интересен Kronos Audio Pro — старшая модель производителя.

Увидеть и услышать подобную технику в открытом доступе обычно непросто — не на каждой выставке ее показывают. Но как раз сейчас в салоне High End Avenue проходит открытая презентация этого аппарата, которая продлится с 25 февраля по 12 марта. В условиях неплохой комнаты и без обычной выставочной суеты послушать такой аппарат, да еще и в хорошей системе — возможность, которую не стоит упускать.

Сосредоточенность на качестве

История Kronos — это не только история одного человека, Луи Дежардана (Louis Desjardins), но и, по сути, история одного проигрывателя. Точнее, одной очень необычной конструкции, использованной в основе привода. Главная особенность здесь — два независимых диска, вращающихся в противофазе, что, по замыслу разработчика, нивелирует вибрационную составляющую.

Этакая активная виброразвязка, чем-то похожая по принципу на активную систему шумоподавления. Именно эта конструкция, этот принцип, аналогов которому в винилостроении я не знаю, и сделали Kronos самостоятельной и интересной величиной.

Дальше к этому прибавилась хорошая классическая развязка, система управления, без которой привод работать не будет, качественные материалы — и из всех этих составляющих получился готовый проигрыватель.

Kronos Audio Pro

Сейчас в модельном ряду Kronos Audio три аппарата. Старшая модель Pro, как раз ее мы и будем изучать — это сумма всех идей и решений. Дальше следует «базовая» модель Sparta, чуть проще по реализации. И относительно недавно появившаяся модель Sparta 0.5 — как бы «половинка» проигрывателя. Это тоже Kronos, с частью рамы старшей модели, но с одним диском и одним мотором.

Необычно тут то, что младшая Sparta 0,5 легко достраивается, апгрейдится до «полной» Sparta — нужно только добавить недостающую «половинку». И такое развитие производитель считает совершенно логичным, выпуская набор для апгрейда.

Кроме вертушек в каталоге есть два однотипных одноопорных тонарма, различающихся длиной — 10-дюймовая версия Helena и 12-дюймовая версия Black Beauty. Тонармы эти разработаны уже другим специалистом, Андре Терио (Andre Theriault), и они очень плотно «срослись» с проигрывателями Kronos.

Система, в которой проходило прослушивание проигрывателя Kronos Audio Pro

Кроме вертушек и тонармов выпускается ряд аксессуаров и компонентов: например, стойка под проигрыватели и недавно выпущенный фонокорректор, совместно разработанный с греческой компанией True Life Audio. Но и в целом, и в сравнении со многими производителями у Kronos Audio совсем небольшой каталог и очень узкая специализация.

На мой взгляд, это хороший показатель. Обычно лучше, когда производитель, особенно под руководством единственного главного разработчика и идеолога, выпускает что-то одно, а не пытается делать все понемногу.

Сложно, но интересно

Рассматривать конструкцию Kronos Pro очень интересно. Она сложная, продуманная, да и сделано все качественно. В основе стола — три плиты-сандвича, каждая из которых состоит из полимерного слоя посередине (и это не акрил, а фенольная смола) и алюминиевых листов, приклеенных сверху и снизу. Нижняя плита выполняет роль основной опоры. Сама она устанавливается на массивные регулируемые ножки, и к ней крепятся вертикальные стержни-направляющие, использующиеся для поддержки основной конструкции.

На первой плите закреплены один над другим корпуса моторов, в тело плиты вделаны органы управления проигрывателем. К этой же нижней плите крепится основание двух шкивов, использующихся для того, чтобы пассики не охватывали диск по кругу, а передавали вращение по касательной. И еще на нижнюю плиту выведена коммутационная коробка тонарма.

Стол Kronos Audio Pro собран из трех опорных плит, по которым распределены все узлы. Две верхние плиты с дисками и тонармами вывешены на опорах и жестко с основанием не связаны

Две верхние плиты с двумя вращающимися дисками и тонармом не связаны с нижней плитой жестко — вся эта сборная конструкция вывешена на силиконовых кольцах на четырех расположенных по краям конструкции массивных опорах. То есть использована схема, не только развязывающая узлы, но и делающая так, что основные узлы проигрывателя именно вывешены, а не опираются на пружины. Центр тяжести при этом максимально смещен вниз.

Устанавливать эту конструкцию не очень просто: сначала нужно все собрать, потом отрегулировать по уровню — можно ориентироваться на встроенный в верхнюю плиту крупный жидкостный уровень, или же использовать любой другой уровень. Хотя встроенный подойдет и для настройки, и для отслеживания состояния подвески в процессе эксплуатации. Требуемая аккуратность настройки аппарата подразумевает или опытного пользователя, или профессионала.

Блок моторов расположен слева — его можно и нужно регулировать по высоте. Корпуса моторов крепятся к штифтам-направляющим и легко выставляются. Тем более, необходимости попасть пассиками на какое-то строго обозначенное положение дисков здесь нет — нужно просто установить конструкцию примерно посередине.

Блоки моторов. Они также не имеют жесткой связки с плитами, на которых расположены диски

Два одинаковых мотора постоянного тока помещены в корпуса из дерлина и дополнительно задемпфированы. Шкивы — каждый рассчитан на два тонких силиконовых пассика — тоже изготовлены из дерлина. На деле моторы очень тихие, услышать их практически невозможно, на ощупь тоже нет никакой вибрации. Моторы по ощущениям достаточно мощные, пассики натянуты не очень сильно (но и не вяло), а рабочую скорость диски набирают быстро и без сторонней помощи.

Сами пассики внешне обычные, не толстые, с круглым сечением. Изготовлены они из фторсиликонового каучука. Внешне они почти не отличаются от силиконовых, но по ощущению более бархатные-матовые, и на растяжение они эластичные до определенного предела, а потом явно становятся жестче.

Вся проводка, подходящая к моторам, спрятана внутри крепежных направляющих. Увидеть можно только, как в нижней части стола подведены два провода от выносного блока питания и управления. Управление, кстати, сделано интересно. Рядом с каждым мотором расположен оптический датчик, а на каждом диске нанесено по три метки. В процессе вращения датчики снимают показания, передают их системе управления, а та в свою очередь корректирует обороты моторов.

Что интересно — диски раскручиваются и останавливаются с немного разной скоростью, что можно объяснить их разной конструкцией (хотя развесовка должна быть точно просчитана, иначе система работать не будет) и немного отличающимися параметрами подшипников. О наборе скорости можно судить по цифровым индикаторам, которые показывают скорость вращения каждого диска, и сигнализируют о моменте, когда скорости сравнялись, и аппарат готов к работе.

Шкив мотора рассчитан на одновременное использование двух пассиков

Управление сенсорное: справа и слева от индикаторов скорости вращения помещены два сенсора — один включает и выключает моторы, второй переключает скорости. И все, больше ничего не предусмотрено — ручная подстройка скорости здесь не нужна, так как все функционирует автоматически под контролем электроники.

Еще есть одна важная особенность у привода. Пассики не охватывают диски вокруг, а вращают их только по касательной. Для того, чтобы это реализовать, к нижней плите стола закреплена направляющая, на которой установлены два легко вращающихся ролика-шкива. Что тут интересно — эти шкивы лишены подшипников в прямом смысле слова.

Есть отполированная ось, а внутри самих шкивов — большие и хорошо подогнанные тефлоновые вставки-кольца. По ощущению вращение получается совершенно плавным, без усилий и без малейшего биения, но если раскрутить шкив, то долго он вращаться не будет. Возможно, так сглаживаются микроколебания, или же это помогает дискам остановиться чуть быстрее при выключении моторов.

Ось, на которой закреплены ответные шкивы. Таким образом пассики передают вращение на диски только по касательной

Основные диски внешне очень похожи — скорее всего, до определенного этапа обработки это одна и та же металлическая заготовка, но затем их конструкция меняется. Подшипники дисков тоже схожи, но и тут есть различия.

Конструкция подшипника инвертированная. Умеренно-толстый стальной шкив и бронзовый стакан. На словах это выглядит привычно, но реализация нестандартная. Стакан очень толстый, и в нем проточена система для смазки. Снаружи предусмотрена масляная ванна, изготовленная тоже из бронзы.

Внутри стакана и по его внешней поверхности имеются спиральные проточки и боковое сквозное отверстие, вместе обеспечивающие постоянную циркуляцию масла во время вращения диска. Используется по 8 мл синтетического масла в каждом подшипнике — в этом верхний и нижний подшипники схожи, но в нижнем на шкиве (плоском, без углубления) крутится стальной шарик, а в верхнем, основном подшипнике, шарик керамический. Еще на дне стакана каждого подшипника помещена тефлоновая вставка.

Здесь можно увидеть оптический датчик, отслеживающий вращение диска. У каждого диска по одному такому датчику

Оба диска сложносоставные: если посмотреть на нижнюю поверхность, то можно увидеть, что к ней прикручен множеством винтов металлический диск и, возможно, внутри использованы еще какие-то прослойки. Сверху нижний диск просто плоский, а основной диск дополнен вделанным в него карбоновым несъемным матом.

Мат имеет глянцевую поверхность, поэтому логично постоянное использование штатного цангового клэмпа. Он вполне удобен и прост, а затягивать его слишком туго нет необходимости: перебор с затяжкой — не лучший вариант для любого клэмпа на любом проигрывателе.

Диски явно отлично отбалансированы, да и подшипники работают хорошо. Даже при наличии прокачки масла, которая должна притормаживать диск, если снять пассики и раскрутить диск рукой, крутятся диски дольше, чем я ожидал.

«Живой» тонарм

Тонарм на проигрыватель можно поставить только один, но длина возможна разная, включая 12 дюймов. База съемная, сменная, заказать ее можно под самые разные тонармы. В установке базы сложного ничего нет. Нужно просто зафиксировать ее в правильном положении на нужном расстоянии от центра диска, чему могут поспособствовать нанесенные рядом с местом крепления риски — некое подобие линейки — и затянуть крепежные винты. Крепить базу логичнее с уже установленным тонармом, а потом переходить к настройкам самого тонарма.

Сенсорные панели управления и индикаторы скоростей вращения

Штатный рекомендованный одноопорный тонарм только на первый взгляд кажется простым. Двуслойная трубка (по сути, трубка в трубке) из карбона, задемпфированная целлюлозой, является основой конструкции. Трубка эта цельная, с несъемным шеллом, который является ее продолжением. К трубке же крепится хвостовик с противовесом и поворотный узел.

Последний реализован очень необычно. Формально тонарм одноопорный, и так оно и есть, но на конструкцию с иглой реализация не похожа. Снизу в трубку вмонтирован полированный стальной шарик, а ставится он в ответную чашку, тоже отполированную. Тонарм на проигрывателе из более ранних выпусков и чашка у него, похоже, из металлокерамики, а сейчас при их производстве используют бронзу.

Сочленение трубки и чаши заливается специальным маслом. Так что это не одноопорник в классическом виде. Мне все это напомнило строение сустава живого существа. Такая конструкция делает тонарм более предсказуемым и удобным в использовании, плюс есть элемент демпфирования.

Снизу диски выглядят одинаково

Высота настраивается обычным способом — сдвигом основания вверх-вниз относительно базы. Лифт и армрест тоже вполне привычны. Противовес тонарма двухкомпонентный, что для одноопорника предсказуемо. Правда, от особенности, что одними и теми же узлами нужно настраивать и прижим, и азимут никуда не деться, но такова уж природа большинства одноопорников. И если говорить конкретно о Black Beauty — в настройке тонарм далеко не самый сложный, скорее даже удобный и точный.

Единственное, что не очень удобно — крепление головки в шелле сделано не в виде пазов, а в виде отверстий. Поэтому, выставив тонарм точно на требуемом расстоянии от центра диска, с разными головками можно получить немного разное положение иглы. А строим-то мы всю геометрию именно по игле. В таких случаях нужно будет сдвигать базу и отстраивать головку не по штатному шаблону.

Массивный стакан подшипника снабжен системой циркуляции масла

Еще из необычного — для тонарма не указана эффективная масса. Вместо этого сказано, что при весе головки (и крепежа) в 9 г и податливости 15 мкм/мН (предположу, что речь идет о динамической податливости на 10 Гц) резонансная частота составит 8,5 Гц. Очень необычное представление, я такого никогда не встречал.

Если пересчитать, то очень похоже, что эффективная масса тонарма — около 15 г. Забегая вперед, скажу, что для головки Micromagic Magic Diamond указана податливость 6 мкм/мН, но измеренная резонансная частота оказалась около 9 Гц. Предположу, что податливость в 6 мкм/мН указана для частоты 100 Гц, а податливость на 10 Гц составляет примерно 10–11 мкм/мН.

Шкив, керамический шарик верхнего подшипника и масляная ванна

Развесовка и балансировка тонарма сделаны хорошо, поворотный узел тоже. Заметно, что работает конструкция аккуратно, при опускании на пластинку я не заметил раскачки по азимуту. Необычно только, что настройки антискейтинга не предусмотрено. Хотя в каком-то смысле его функцию выполняет кабельный вывод — свитый провод подпружинивает конструкцию.

Это не первое такое решение, и оно жизнеспособно. В нашем случае, особенно с тяжелой головкой с не самой маленькой прижимной силой, это работает, будто бы все настроено обычным способом. Кроме того, положение поворотного узла рассчитано так, чтобы он оказывался внизу, в одной плоскости с канавкой, с небольшой погрешностью на разницу в высоте головки. Это тоже способствует правильной работе всей конструкции.

Впрочем, головки с совсем маленьким прижимом я бы в данном случае стал пробовать в последнюю очередь. Но «стандартные» 1,5–2,5 — спокойно. И еще пара моментов. Во-первых, в сочетании с этим тонармом лучше всегда пользоваться родным клэмпом. Не знаю точно, как будет обстоять дело с другими сочетаниями, но здесь клэмп обязателен. И еще стоит помнить о возможности установки практически любого тонарма по своему вкусу.

Разбирать подробно головку Micromagic Magic Diamond в рамках этого теста я не буду. Мне она знакома неплохо, в том числе и по не совсем предсказуемому характеру. Да и сами штучные ручные изделия под именем Micromagic весьма необычны. У меня были сомнения, стоит ли тестировать проигрыватель с этой головкой или сменить ее, однако на деле звук получился лучше, чем я ожидал. Поэтому головку было решено оставить.

Здесь можно примерно увидеть, как стакан подшипника крепится насквозь к диску. Также можно рассмотреть несъемный карбоновый мат

Система, в которой был установлен проигрыватель, состояла из фонокорректора Ayre Acoustics P-5xe, предусилителя Dan D’Agostino Progression Preamplifier, усилителя мощности Progression Stereo Amplifier и акустики Estelon YB. Частью техника знакомая, частью предсказуемая. Хотя предположу, что проигрыватель можно было бы поместить и в еще более серьезную систему. Добавим к системе помещение — может быть не идеальное, но базово подготовленное и вполне подходящее для неспешного прослушивания.

Звук в реальном времени

Для начала поставил пластинку Yama & Jiro's Wave «Girl Talk». Звук легкий, быстроподвижный, прозрачный. Много воздуха, раскладка сцены весьма хороша. Зная используемую головку, я ожидал как минимум более плотного и напористого звука. Впрочем, динамика в чистом виде на очень хорошем уровне. Влияния привода не ощущается, звук просто есть.

Это ощущение сложно описать, но достаточно один раз услышать, чтобы понять, чем отличаются проигрыватели с посредственным приводом, с приводом хорошим и с тем, который старается приблизиться к референсному. Нет ощущения растянутости или торопливости звука, нет ни малейшей задержки, как будто звук возникает в реальном времени, и его ничего не сдерживает.

Штатный клэмп Kronos Audio Pro

Детальность высокая, но не выпяченная, без подчеркнутости. Звук умеренно насыщенный, без излишней плотности. Просто в нем нет ощущения неустойчивости или неуверенности, а все остальное, что нам нужно: динамика, детальность, сцена и воздух — есть. Инструментальные партии неплохо раскладываются в пространстве. Камерности нет совершенно, хотя и искусственной выпуклости, раздутости тоже нет.

И, пожалуй, они могли бы прорисовываться еще лучше, если бы расстояние от слушателя до системы было бы побольше, как и расстояние от акустики до задней стены — тут слышны особенности расстановки и отделки конкретного помещения. Будь тракт попроще — всего этого не было бы заметно.

Поворотный узел тонарма Black Beauty

Если говорить об окраске, то звук умеренно светлый, без теплоты или холодности. Но тут удивляться нечему — от системы, состоящей из техники Dan D’Agostino, Ayre и Estelon кто бы стал ожидать звука теплого или темного?

Тихим звукам и призвукам уделяется достаточное внимание, а основные тона подаются равновесно, без акцентирования и без силового нажима. Отдельно понравилась аккуратность и деликатность обращения с музыкой, а также фактурность и детальность.

Бас в данной системе получился не фундаментальным и не очень большим, но весьма неплохого качества. В подаче средних и верхних частот более всего заметна высокая динамика и детальность при отсутствии резкости или яркости. Хотя если на записи встречается резкий эмоциональный пассаж – он почти не сглаживается.

Опять же, сделав поправку на установленную головку и фонокорректор, предположу, что звук системы можно сделать еще острее и прозрачнее без каких-либо проблем.

Несъемный шелл тонарма Black Beauty и головка звукоснимателя Micromagic Magic Diamond

Второй альбом в тесте — диск «Twin Peaks (Limited Event Series Soundtrack)». Издана пластинка очень хорошо, и это объективно слышно. Детальный прозрачный звук без ощущения, что он чем-то ограничен. В некоторых местах чувствуется небольшая округлость подачи и чуть уплотненная телесность (узнаю Micromagic). Атмосферность подачи очевидна, эмоциональный посыл считывается хорошо, без окраски и переиначивания. Прекрасно держится ритм, хорошо слышны нюансы.

На этой записи ощущение воздушности и пространства было несколько иным, но и музыка ведь отличается от джазового трио. А понравилось здесь то, что никакая из составляющих звука не доминирует, нет слишком подчеркнутой динамики или чересчур выраженных верхов. Скорее все, включая тональный баланс, находится в неплохом равновесии. И особенно хорошо то, что звук получается аккуратный, но не уходящий в педантизм и чистую математику.

Все-таки проигрыватель отыгрывает музыку и делает это отлично, но не становится музыкально-аналитическим инструментом. Кроме того, звук не мельчит: в нем есть деликатность, но нет боязливости или робости, нет склонности к камерности, а сцена примерно в равной степени раскладывается по ширине и глубине. И точно скажу, что сцену можно улучшить, если поместить нашу систему в другое помещение с иной расстановкой компонентов.

На такую коммутационную коробку выводится сигнал с тонарма, сюда же подключается фонокабель

Альбом Psapp «The Only Thing I Ever Wanted» на виниле издан не более чем на четверку — в нем слышна цифра, и я бы его предпочел послушать в виде цифрового издания. Но для теста пойдет.

Динамика — вот сколько есть на пластинке, столько и слышно. Баса и нижней середины хотелось бы чуть больше — вопрос к комнате и акустике. Хотя, опять же, качество на уровне, а прибавка по количеству для идеальной картины нужна небольшая. Специфика издания пластинки слышна вполне отчетливо. Но раздражения от этого не возникает, можно спокойно слушать музыку и получать удовольствие.

Неудачный тракт замаскировал бы все, даже недостатки и различия, просто хороший скорее всего подчеркнул бы недостатки за счет перекоса, появившегося по той или иной составляющей звука, а этот — отыграл все, как есть, без акцентирования отдельных составляющих.

И даже на неидеальном издании явно слышно то, что можно назвать разнообразием звука. Хорошее разделение и прозрачность, не слипающиеся, не смазывающиеся до состояния схожести, близкие звуки и создают это разнообразие. Эмоционально же музыка воспринимается живо, но тоже без акцентирования чего-то одного.

Блок питания и управления моторами

Диск Dead Can Dance «Anastasis». Воздушно-тягучий, объемный звук с хорошей проработкой и инструментальных, и вокальных партий. Я на слух хорошо могу отличить, в чем разница издания этого альбома и, например, альбомов Dead Can Dance, издававшихся на лейбле Mobile Fidelity. Это явный плюс тракту.

В остальном, при высокой детальности и совершенно ровной динамике вообще не тянет анализировать запись. Это совсем не сложно — переключаться на анализ, но больше хочется устроиться в удобном кресле и слушать. Ощущения холодности или стерильности в звуке нет даже близко.

Коммутация блока питания

Но больше всего мне понравилось слушать классическую музыку. Это вообще редкий случай, потому как именно к звучанию классики у меня чаще всего возникают вопросы. И многие аппараты, которые справляются с музыкой попроще, этот этап тестирования проходят с оговорками.

Сначала задача попроще – Гольдбергские вариации в исполнении Гленна Гульда. Здесь я услышал практически идеальный баланс между детальностью и динамикой. Если у проигрывателя привод работает хоть с небольшими отклонениями, это на хорошо записанной фортепианной музыке будет заметно. Даже малейшие огрехи все равно чувствуются, пусть даже на уровне сложноформализуемых интуитивных ощущений.

Здесь же — совершенно беспрепятственное течение звука. Разве что, может быть, все несколько мягче, чем в идеале. Есть хорошая вовлеченность — звук не механистично-отстраненный, его хочется слушать. Нюансы и детали отыгрываются лучше, чем я ожидал от головки.

И последняя запись в тесте — несколько произведений Клода Дебюсси, записанных Кливлендским Оркестром под управлением Пьера Булеза. Издание в виде промо-пресса. Хорошо в равной мере отыгрываются и сложные фрагменты, и тихие звуки. Динамика близка к идеальной.

По детальности есть крошечный предел, но до него, даже на сложных фрагментах, нет никакой каши и очень хорошо слышны инструменты оркестра. Оркестровая сцена строится корректно, есть хорошая воздушность и чуть-чуть светлый звук. Окраски же как таковой или даже намека на перевирание тембров инструментов нет. Подача легкая, ничем не стесненная, без тяготения к камерности.

Выводы

По качеству привода и по тому, как он себя проявляет в работе, этот проигрыватель безоговорочно попадает в самую верхнюю категорию. Сложная, интересная, но в то же время лаконичная и цельная конструкция сделана качественно, с очень большим запасом прочности.

Обслуживания аппарат практически не требует и он не капризен — его не надо подстраивать и подкручивать перед каждым прослушиванием. Можно просто пользоваться и это удобно. С пользовательской точки зрения важна даже такая мелочь, как отделка поверхностей. Будь эта конструкция сделана из акрила, через несколько лет она бы изменила свой внешний вид. А тут все сделано на долгие годы — только изредка нужно будеть менять масло и пассики.

По результатам тестирования на хорошо знакомом материале я могу заключить, что у проигрывателя вполне нейтральный базовый звук, отменная динамика и нет никакого излишнего, давящего музыкальность передемпфирования, как нет и конструкций или материалов, сделавших бы звук излишне ярким, резким или плоским.

Все очень уравновешенно. А на этой основе можно выстроить практически любую стилистику звука по своему вкусу, но с должным базовым качеством. Хочется рокового замеса или мягкого звучания джазовых трио? Все возможно. Только это будут оттенки стилистики звука на крепкой правильной основе.

Можно выбирать тонармы (жаль, что больше одного поставить нельзя, но это не всем нужно), подбирать головки, в том числе и самого высокого класса, исходя из музыкальных предпочтений и состава фонотеки. На нейтрально-качественной основе можно раскрыть практически все, что угодно, любую концепцию. И вписать проигрыватель также можно в систему самого высокого уровня.

Цены:

Kronos Audio Pro: 3 381 000 рублей

Black beauty: 752 500 рублей

Опциональная база для тонарма: 45 500 рублей

Официальный сайт: Kronos Audio Pro и Black Beauty

Музыкальный материал

Angelo Badalamenti — Twin Peaks (Limited Event Series Soundtrack) / Rhino Records 081227933951 / Stereo

Boulez Conducts Debussy — Images Pour Orchestre, Danses Sacree Et Profane — Pierre Boulez, The Cleveland Orchestra / CBS/Sony Japan SONC 10192 / Stereo

Dead Can Dance – Anastasis / [PIAS] PIASA55LP / Stereo

J.S.Bach — The Goldberg Variations — Glenn Gould / CBS/Sony 28AC1608 / Stereo

Psapp ‎— The Only Thing I Ever Wanted / Domino DNO 095 801390009518 / Stereo

Tsuoshi Yamamoto, Akira Daiyoshi, Tetsujiro Obara — Yama & Jiro's Wave — Girl Talk / Three Blind Mice TBM-2559 / Stereo

Паспортные данные

Проигрыватель Kronos Audio Pro

Тип привода: пассиковый двухмоторный, два диска, вращающиеся в противофазе

Моторы: постоянного тока

Контроль скорости: автоматический, при помощи оптических датчиков

Возможность установки тонарма: 1 тонарм длиной 9–12 дюймов

Размеры (ШхГхВ): 560х360х280 мм

Вес: 41 кг

Тонарм Black Beauty

Тип: одноопорный

Настройки: высота, прижим, азимут

Эффективная длина: 308 мм

Эффективная масса: н/д

Заход: 13,2 мм

Расстояние от оси поворотного узла до шпинделя: 294,8 мм

Расчетная резонансная частота (9 г при податливости 15 мкм/мН): 8,5 Гц

Допустимый вес головок: 7–16 г.

Головка звукоснимателя Micromagic Magic Diamond

Тип: МС

Частотный диапазон: 15–45000 Гц

Разделение каналов (на 1 кГц): > 30 дБ

Выходное напряжение: 0,4 мВ

Рекомендованное сопротивление: 200–250 Ом

Прижимная сила: 2,4 г

Вес: 15,5 г

ТЕГИ:#Kronos
79.03 дБ +

Комментарии

#

Похоже, что тут самое обширное описание весьма нетривиальной технической части, чем в предыдущих тестах моделей других производителей.

Очень интересно.

Спасибо!

- 63.8 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

Техническая часть здесь весьма неординарна, ее интересно разобрать в подробностях. И таких сложных конструкций давно не было на тестировании.

А как мог бы выглядеть тест идеального проигрывателя с идеальными тонармом и головкой? Длинное техническое описание и короткое заключение, что это все просто играет. Чем лучше играет, тем меньше особенностей. Но такого проигрывателя в природе не существует, как и тонарма и головки. Есть только попытки приблизиться, и все равно, даже в этом сегменте все аппараты звучат и функционируют чуть-чуть по разному. Хотя в этих нюансах самое то важное и заключено.

- 63.01 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #
нюансах...

Вспомнилась Madonna:

What about Dick Tracy?
Dick, that's an interesting name.


- 50 дБ +
#
...как будто звук возникает в реальном времени, и его ничего не сдерживает.

Браво, Виктор!

- 60.79 дБ +
#

А есть ли где то, разу уж пошла речь про технические подробности, хорроший анализ того, что и как влияет на качество воспроизведения проигрывателей винила?

С моей не очень профессиональной точки зрения (я с винилом так себе) - есть стол, есть тонарм и есть головка с проводами тонарма. Фонокорректор вынесем за скобки пока, ну точнее наверное имеет смысл рассмативать фоно как пару к головке.

И вот с моей точки зрения головка+провода+фоно, учитывая крайне невеликие уровни сигнала вносят гораздо более важный вклад в звучание системы, чем стол. Да, понятно, вибрации, стабильность вращения и что? И все собственно. Решить вопрос с вибрациями можно через стойку, опоры наконец, типа изоакустикс и подобных. Ну а стабильность вращения почему то, в отличие от тех же кассетных дек - ну никак обычно не отражается.

С тонармом посложнее, понятно, вот он и где то посередине находится между столом и головой-фонокорректором.

Что скажет уважаемая общественность, только давайте предметно или с ссылками, без "ну это же очевидно всем, стол это самое важное".

- 61.46 дБ +
⇡ в ответ @AppleY #
И вот с моей точки зрения головка+провода+фоно, учитывая крайне невеликие уровни сигнала вносят гораздо более важный вклад в звучание системы, чем стол.

По моей личной практике стол это 50%% качества звука виниловой части тракта ( особенно в части конструкции привода)

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @BigD #

ИМХИ понятны - но еще раз - на что может влиять стол? На равномерность вращения и отсутствие вибраций. Все.

Что еще? Ничего? Но плохая конструкция опор тонарма или неправильный угол иглы способны гораздо быстрее "убить" звук, так ведь?

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @AppleY #

Загляните в труды Эрнста Хладни, его идеи активно используются при конструировании столов.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

Цитирую:

...умеренно-жесткие, но совсем не резиново-тягучие материалы в сочетании с выносными моторами дали отменный результат. Для владельца это все немного более хлопотно, чем обычные пассики: нужно периодически связывать нить под необходимый размер, подбирать натяжение, следить за скоростью, иногда подстраивая ее. Но за положительное влияние на работу привода и на звук все эти хлопоты можно простить многократно.


Подписываюсь )))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

Да я про то, что есть ли некие внятные физические обьяснения вот этому например:

"Например, если у проигрывателя в конструкции заложен привод при помощи не просто пассика, а при помощи слабо натянутого пассика, и к этому добавлены обычный подшипник, без магнитной разгрузки и подобных изысков, то динамики от этого проигрывателя ожидать не стоит. "

Типа что, от того, что пассик натянут слабо, то опорный диск при наезде головки на чуть большие бугорки будет испытывать проблемы с поддерживанием равномерности вращение? Серьезно? При весе опорного диска в десяток раз больше пластинки и в тысячу - иглы?

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @AppleY #

Всё же слух человека (заметно) чувствительнее приборных методов анализа в том, что касается временнÓй точности, как минимум. Точнее в одновременном восприятии фазы и частоты.

Мне кажется, что тут собака зарыта.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

Да я даже спорить с этим не буду, но еще раз - фонокартридж на фазы и частоты и прочие аудиоштуки влияет гораздо больше чем стол, нет?

- 56.02 дБ +
⇡ в ответ @AppleY #

А когда стол начинает ограничивать всё остальное, тогда с этим что делать?

Обыденнейшая вещь в наших занятиях... как всегда, речь про сочетание.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

Да штож такое то... Я могу понять кабели, там, то се, но стол - штука которая должна делать ровно две вещи и они предельно механические. А механика разобрана кажется довольно подробно и давно, в отличие от психоакустики например. И идеальный стол - это точное вращение без отклонений по оборотам в единицу времени + отсутствие вибраций. Все. Или что то еще может влиять ?

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @AppleY #
стол - штука которая должна делать ровно две вещи и они предельно механические.

И все столы делают это одинаково?

И все "хорошие" столы делают это одинаково?

P.S.

И у @Andrey ниже + нормальный написан к вышеописанной 2-й вещи.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AppleY #

Влияет непосредственно на работу пары тонарм - картридж с точки зрения его податливости (англ. compliance) и рабочей прижимной силы. Обычно чем выше податливость, тем ниже прижимная сила, и наоборот. То есть стабильность стола принципиально важна при высокой податливости картриджа и т.д. - но тут лучше к Виктору )))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

Гм, да я что, говорю что все столы одинаковые? Нет конечно, но все же " фонокартридж на фазы и частоты и прочие аудиоштуки влияет гораздо больше чем стол, нет?" что скажете по этому поводу для начала?

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @BigD #

мне кажется все производители тонармов крайне озабочены развязкой тонарма со столом, так что разве нельзя вынести в данном случае за скобки конструкцию стола? Тем более что практически все тонармы крепятся ну условно одинаково - точнее основание тонарма, а вот как решена сама развязка тонарм-его основание - гораздо важнее.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AppleY #
так что разве нельзя вынести в данном случае за скобки конструкцию стола?

Из моего личного опыта - нет.

- 60.79 дБ +
⇡ в ответ @AppleY #

Говорю опять, что "дьявол" в (умелом) сочетании и без отрыва от этого конкретного "сочетания" я бы не стал заниматься подробным рассмотрением.

Или обозначил бы определённые рамки.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AppleY #

Близкая аналогия проблемы стола - течение воды из крана в многоэтажке. Подкачка в 30 метрах внизу, а на выходе вода пульсирует и очень редко при большом напоре течёт ламинарно. Задача стола в этом смысле - ламинизатор.

делать ровно две вещи и они предельно механические

Так это и есть самое трудное. В случае насоса пульсация идёт на частоте вращения рабочего колёса умноженной на количество его лопаток. Наверно, и у привода диска тоже есть аналогичная дискретность по обмоткам двигателя, хотя их и стараются много сделать, по магнитам, если они есть и т.п. и ещё возможны небольшие скачки коэффициента трения в паре пасик-шкив, пасик-диск. Возможны ещё неоднородности пасика, дефекты его геометрии, разогрев при работе (конечно на доли градусов).

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AppleY #

Думаю дело в обратной связи, стол переносит вибрации на иглу от звука, который исходит от иглы. И так как мы говорим о минимальных величинах — игла очень чувствительный инструмент, то виброразвязка будет гасить лишь крупные колебания, а все мелкие, но резонирующие, могут прийти откуда угодно. Вообще, вертушка, как механическое прецизионное устройство — очень непростая штука с кучей нюансов.

- 63.01 дБ +
⇡ в ответ @Andrey #

если следовать моей теории с доказательством, что виниловый тракт подобен музыкальному инструменту, то струны подобны игле, гриф - это тонарм, а стол - дека. Как бы он ни был задемпфирован, а все равно формирует своего рода акустический резонанс.

- 60 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Дека жестко связана с корпусом музыкального инструмента, который и является звуковоспроизводящим устройством. В стереосистеме все же звук воспроизводят колонки и они никак не связаны механически со столом. Так что сравнение несколько некорректное.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AppleY #
В стереосистеме все же звук воспроизводят колонки и они никак не связаны механически со столом.

Связаны электрически, акустически и вибрационно. ))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AppleY #

еще как связаны

Дайте щелбан по столу при опущенной игле. Это же микрофон практически.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Не обязательно даже опускать иглу на пластинку.

- 60 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #
Не обязательно даже опускать иглу на пластинку.

Верно - и так красиво )))

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @YG #

тогда, получается, идеальный вариант - убрать проигрыватель винила вообще из комнаты прослушивания? Нет акустики - нет звука- нет вибраций от него?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AppleY #

И слушать цифру. )))

Я убрал оба вертака как-то в шкаф (кладовку), совсем, отключив вообще, несколько лет назад.

Подтверждаю, влияния на звук нет. )))

Стоят и стоят там...


А так по факту, давно хочу аппаратуру вынести в соседнюю комнату...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #
Не обязательно даже опускать иглу на пластинку.


в некоторых моделях микролифт размыкает цепь, так что в моем случае требуется опустить иглу, чтобы заценить акустическую связь

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AppleY #

можно слушать не на адской громкости, почему бы и нет?

в наушниках можно слушать, можно оцифровать )))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

У суровых... нет лишнего на вертаках. ))

- 50 дБ +
#

У 47lab был проигрыватель с двумя противоположно вращающимися дисками и одним мотором.

- 56.02 дБ +
⇡ в ответ @Teofas #

У Koma скорее внешнее сходство. Ладно что мотор один, Там совмещенный подшипник по сути. Зачем это все так сделано понять сложно. Более-менее зная продукцию 47lab предположу, что для некой дополнительной окраски звука. Может подобие ролика имитировать или еще что-то. Это очень странный производитель, один из самых странных на рынке.

- 53.01 дБ +
#

Интересный проигрыватель , заложено много интересных технических решений. Хотелось в тестах чтобы были объяснения для чего это сделано , как это инженерное решение влияет на звук, а то люди теряются и спрашивают в итоге зачем такой наворот. Такой созерцательный... тест:)

- 42.22 дБ +
⇡ в ответ @NewArtVinyl #

До вас никто не спрашивал.

- 46.99 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

Все обсуждения идут в контексте вопроса ,"зачем?"

- 50 дБ +
⇡ в ответ @NewArtVinyl #

Не совсем. Просто пользователю я бы ответил и написал бы много-много длинных текстов со ссылками и прочим. Но вам то, как разработчикам, положено все это знать и понимать, а не задавать вопросы на уровне азов. Как и понимать, что тест не может вместить себя всю теорию от рожек до клэмпа.

- 60 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

Нам понятно зачем в конструкции сделано то или другое, но мы не пишем статьи и не тестируем Kronos , а вот читателям не понятно. Например зачем два диска, почему такие пасики , зачем составные диски и тд. и тп....)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @NewArtVinyl #

На половину ваших вопросов есть ответы - читайте внимательнее. Рассказывать в тесте теорию и применение каждого узла - никто так не делает, для этого существуют другие материалы общетеоретического свойства. В каждом тесте усилителя не объясняется, зачем в блоке питания стоят конденсаторы. И это очевидно не только для усилителей - в автотестах спорткаров не преподают параллельно основы аэродинамики. Некая подготовленность самого читателя подразумевается. Человек, который впервые в жизни видит проигрыватель и ничего об их существовании не знает здесь в расчет не берется. Тем более, когда речь идет об аппаратах такого класса.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

Пресс релизе производитель обычно объясняет чем Феррари технически отличается от Фиата и пытается обосновать иногда цену. Кронос не простотой проигрыватель ,у него неординарные технические решения и люди в комментах с прашивают ,, зачем, почему,,

- 50 дБ +
⇡ в ответ @NewArtVinyl #

Покажите мне брошюру именно с таким содержанием. Очень интересно посмотреть на сей артефакт. Очень интересно посмотреть, как потенциального покупателя вдруг убеждают, что "нет-нет, это совсем не Фиат, как вы могли такое подумать!"

Читать я тоже умею, спрашивали не читатели, а читатель, и спрашивал о том, как и почему может влиять стол с приводом. А это разобрано в других статьях, на которые другие читатели привели ссылки. Так что в данном контексте вопроса нет.

Если именно вам что-то непонятно - не надо ходить вокруг да около с намеками - проще задать конкретный вопрос.

Хотя вопрос здесь лежит ведь в другом поле совершенно, просто придираетесь на пустом месте по причине того что ваши вертушки здесь не очень хорошо принимают. В том числе и с моей подачи. Ну так я, и многие читатели, много раз объясняли, как нужно общаться с людьми, чтобы восприятие вас и вашей техники и отношение было другим.

- 50 дБ +
#

Такое нагромождение хитроумного оборудования, похожего на космодром и все только для прослушивания звуков с какой то пластиковой пластинки, феерично.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @ignator #

Такое нагромождение событий в жизни и всё лишь для того, чтобы умереть... или всё же жить? )

- 53.01 дБ +
#

Интересно а каков карбоновый мат в плане накопления статики, хорошо ли это?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @barmot #

Особо явно статика себя не показывала. Хотя синтетические ковры и зимняя сушь были. Так что основные вопросы тут не к мату уж точно.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

Я к тому что войлочный мат легко можно пробрызгать антистатиком. Пластиковые элементы даже высочайшего качества настораживают.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @barmot #

У меня нет войлочных матов и антистатика... Ковров и ламината, правда, тоже нет, но есть много котов. А статики или фона в системе нет совсем. Не фонят даже корректоры, к этому сильно склонные. Просто нормально сделанное питание для всех компонентов. Правда, над этим пришлось поработать.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #
но есть много котов

вот статья о необходимости заземления котов

Я просто оставлю её здесь

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Nikiniko #

Коты вырабатывают уют, без них никак.

- 53.01 дБ +
#

Обалденно!!!) Вот кайфовать бы так же и не хотеть ничего анализировать!!

Слышал в жизни всего несколько таких систем. Причем, часто думаю, что недостаточно собрать дорогие компоненты вместе, нужно что то еще.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @allkef #

Еще как нужно... Но этого самого что-то еще мало и на всех не хватает.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

Виктор, тогда в этом плане вопрос, а как вы думаете, почему на выставках обычно завораживает игра, от силы, двух-трёх систем?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @allkef #

Ну во первых потому, что завораживает игра именно системы, а не отдельного компонента. Любой, даже самый замечательный аппарат можно поместить в такие условия, что он даже на треть не раскроется. А что делать людям на выставках, когда они ограничены портфелем своих брендов, и иногда это непреодолимое ограничение - показать надо, но вместе не звучит.

Сами выставочные системы сильно отличаются от домашних или салонных. Тут все, начиная от сочетаний, заканчивая диаграммой направленности акустики.

Да даже музыкальный материал нужно подбирать особым образом - половина замечательной музыки на выставке, где посетитель уже утомлен звуком и фоновым шумом просто не раскроется и будет звучать тускло и неинтересно.

И еще много-много всяких нюансов...

- 60 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

Да, полностью соглашусь! Очень жаль, что часто приходится наблюдать такой формальный подход у дистрибьюторов. Ведь можно и две системы рядом поставить, для демонстрации разных компонентов в полную силу. И музыка иногда играет такая, что либо ничего непонятно, либо, наоборот, уши заворачиваются.

- 50 дБ +
#

Ну раз такой жир пошел, я предложу свои хотелки по тестам:

Helix 1 Dohmann

TechDas - первый и третий как раз будет

Thales, хоть какой

AMG V12

TW acustic Raven AC

VPI Titan

SME 30/12 с пятым тонармом

И еще чего нибудь, что я не вспомнил. Но интересное, а не простихосподи Регу.

- 60 дБ +
#

Пассики идут не по касательной! Касательная выглядит совсем не так!

- 50 дБ +
⇡ в ответ @JohnyBoy #

Поясните, что вы хотели сказать применительно к практике работы проигрывателя. Я не понял смысл комментария.

- 50 дБ +
#

За такие деньги и привод с пассиком? Они серьезно?

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @BSV #

А что не так с пассиком? Подавляющее большинство аппаратов сейчас имеет пассиковый привод, который при нормальной реализации слышимых недостатков не имеет.

- 50 дБ +
#

Это же не CD проигрыватель, интересно если рядом поставить для сравнения Transrotor кто из них лучше

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Dmitrii8800 #

Класс примерно один, звук все равно разный в нюансах. И Transrotor конструктивно есть один плюс - возможность ставить несколько тонармов. Не всем нужно, но кому нужно тот будет учитывать этот критерий.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

Подскажите пожалуйста это Вы тестировали Transrotor Avorio и Max?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Dmitrii8800 #

Да.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

Можете ответить на мой простой вопрос пожалуйста, я в теме его задавал?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Dmitrii8800 #

Да, конечно. Завтра найду и отпишусь, сегодня уже поздно и выходной все таки.

- 50 дБ +
#

Это же нужно так придумать, как лежат аккуратно пассики

- 50 дБ +
#

Есть ответ в сравнений на мой вопрос в теме “Transrotor Avorio vs Transrotor Max“?

- 50 дБ +
#

На таком солидном аппарате слушать рок как то не солидно,соглашусь с автором,что классическую музыку на ней приятно ну не то чтобы слушать,а даже пластинку ставить, и 9-я симфония Д.Шостаковича(Ленинградская),будет звучать "вживую", как в Филармонии(я часто сравнивал именно звучание классики в Филармонии и записи на виниле и позже на CD!!

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.