Дилерская конференция компании Barnsly, проходившая в Подмосковье, собрала более сотни делегатов из всех регионов России. Им посчастливилось из первых рук узнать о новинках и планах на будущее таких именитых брендов, как Monitor Audio и Ceratec, Plinius и Cambridge Audio, ELAC и Audiovector, System Audio и Arcam, REL и Atacama.

Перечислять десятки представленных моделей, останавливаясь на особенностях каждой, — дело неблагодарное, да и ненужное (на то существуют сайты производителей и каталоги). Попробуем, обобщив услышанное, выявить тенденции, которыми сегодня живет мир аудиотехники. Начнем с электронных компонентов.

Семиканальный AV-ресивер Cambridge Audio Azur 751 оснащен 15 (!) входами цифрового аудиосигнала.

Британская фирма Cambridge Audio (в самом ее названии слышатся консервативные нотки, не так ли?) представила на первый взгляд традиционные устройства — стереоусилитель Azur 651A и CD-проигрыватель 651С. Между тем усилитель читает цифровые файлы с компьютера, поскольку оснащен USB-ЦАПом. В итоге любитель «твердотельной» музыки может обойтись без CD-плеера (именно на него обычно и устанавливается USBвход, т.к. ЦАП в плеере уже имеется). Проигрыватель 651С оборудован двумя аудиофильскими ЦАПами Wolfson WM8742, есть возможность выбора вида фильтрации выходного сигнала. Флагманская линейка 851 пополнилась комплектом «пред/мощник», которые можно связать при помощи балансной шины. Интересные изменения произошли в семействе AV-ресиверов фирмы. Устройства оснащаются не только тороидальными трансформаторами, но и оригинальной системой охлаждения X-tract, позволяющей обойтись без вентилятора, т.е. сделать работу этих аппаратов практически бесшумной. Новый сетевой плеер Stream Magic 6 отличается возможностью апсемплинга входных данных по более совершенной технологии ATF (именно поэтому в нем установлен ЦАП Wolfson WM8740 предыдущего поколения — специалисты утверждают, что с сигналом, подвергшимся апсемплингу, 40-я микросхема работает лучше 42-й). Между тем многие, кто хранит аудиофайлы на компьютере, уже имеют высококачественную аудиосистему классической компоновки, а сетевой плеер считают излишеством. Для них Cambridge Audio разработала миниатюрный внешний ЦАП DacMagic100 с двумя коаксиальными и оптическим входами, а также с асинхронным USB-портом, принимающим информацию до 24/192. Как видим, задача совместить компьютер с Hi-Fi-системой становится одной из самых насущных. Всерьез озаботилась ею и компания Arcam, традиционно ассоциируемая со звуковоспроизводящей аппаратурой высокого класса. Она представила семейство устройств rSeries, в которое входят док-станция drDock, ЦАП с усилителем для наушников (модель rPAC, оснащенная портом USB B) и два компактных цифроаналоговых преобразователя — rLink с входами S/PDIF и Toslink, а также rBlink, принимающий Bluetooth-сигнал. Все модели имеют виброустойчивый металлический корпус и качественную микросхему преобразователя. В результате потребитель оказывается в выигрыше, каким бы носителем или способом передачи аудиоданных он ни пользовался. Не забывает фирма совершенствовать и AV-ресиверы, придерживаясь той же стратегии, что и конкуренты из Cambridge Audio, — многоканальная аппаратура должна звучать не хуже стереофонической класса Hi-Fi. Ради этого фирма не жалеет ни сил, ни средств. Например, в бюджетный ресивер AVR360 устанавливается тот же набор аудиофильских компонентов, что и в более дорогой аппарат AVR400. Мало того, тракт подавления джиттера AVR360 позаимствовал у флагманской модели AVR600. В интегрированном усилителе А-19 знаменитой линейки FMJ стоит предусилитель, используемый в топовом процессоре AVR888, и высококачественный тороидальный трансформатор. Также имеется специальный выход для питания устройств типа rBlink. В усилительном тракте применяется высокоэффективная линейная схема.

Цифроаналоговый преобразователь Zodiac от Antelope Audio создан по фирменной 64-битной технологии акустически ориентированной синхронизации (AFC), что выводит его на уровень профессионального оборудования. Третий слева — высококачественный блок питания Voltikus, который можно использовать с любым компонентом Antelope Audio.

Новозеландская фирма Plinius в очередной раз подтвердила репутацию производителя техники класса «бескомпромиссный High End». Оцените, например, тот факт, что внешний фонокорректор Plinius Koru массивнее предусилителя М8 и весит 6,5 кг! Корпуса компонентов изготовляются только из первоклассного алюминия (не потому ли, что фирма входит в состав металлургического холдинга?), а для схем используются компоненты, отобранные по самым строгим нормам и допускам.

Другой аудиофильский подход к конструированию электроники высшего класса олицетворяет болгарская фирма Antelope Audio, новичок в обойме Barnsly. Ее конек — узкая специализация. Основываясь на собственных разработках для профессиональной аудиотехники, фирма производит внешние USB-ЦАПы (линейка Zodiac) и АЦП/тактовые генераторы (линейка Isochrone Trinity) с 64-битным процессором цифровой обработки сигнала (DSP) и потоковым воспроизведением файлов с частотой дискретизации до 384 кГц. Однако квинтэссенцией мастерства разработчиков является, несомненно, предусилитель Rubicon c ЦАПом на рубидиевых атомных часах (!), точность которых в 100 000 раз выше, чем у кварцевого генератора. Налицо серьезная победа в борьбе с наиболее опасным врагом качественного воспроизведения цифровой музыки — джиттером.

В арсенале продуктов британской компании Simple Audio есть сетевой плеер Roomplayer I со встроенным усилителем. Он способен принимать 24-битное потоковое аудио с компьютера или смартфона.

Впрочем, High-End-технику может позволить себе далеко не каждый. Немало потребителей выбирают аппаратуру, словно мебель, так, чтобы она вписывалась в интерьер. Им адресована продукция французской фирмы Elipson, гордящейся своим стремлением нести в AV-мир галльское изящество, шарм и утонченность. Ее изделия мы уже обозревали, но напомним о музыкальном центре МС, имеющем алюминиевый корпустаблетку, а также об акустических системах в виде шара. На презентации была представлена и новинка — беспроводные АС модели Planet LW. Снабдите свой компьютер USB-донглом или передатчиком Dongle EID-1 для iPhone/iPod/iPad, и аудиофайлы в потоковом режиме будут воспроизводиться колонками посредством losslessтехнологии Well, гарантирующей CD-качество звучания. Большой интерес у делегатов конференции вызвала также «ностальгическая» акустика BS50 Tribute, выполненная по лекалам первой разработки Elipson, колонок BS50, оснащенных тем самым эллиптическим отражателем, от которого фирма получила свое название.

Lifestyle-философию Elipson поддерживает германская компания Ceratec — акустические системы ее производства, похожие то на цилиндр фокусника (полочники Effeqt Mini MkIII), то на изыски архитектора-модерниста (напольники Effeqt Т MkIII), а подчас и на подставку для вазы с цветами (сабвуфер Vita III Glass), обеспечат не только первоклассное звучание, но и одобрение самой строгой супруги, тем более что на заказ устройства можно покрасить на выбор в один из дюжины цветов.

Обладающий незаурядной энергией и обаянием Оле Виттхофт, основатель, бессменный руководитель и, в общем, душа датской акустической компании System Audio, вызывает на словесную дуэль очередного въедливого дилера.

С подходом Ceratec во многом согласен Оле Виттхофт, эксцентричный основатель, главный дизайнер и руководитель отдела исследований и разработок датской фирмы System Audio. Он считает, что акустика, подобно женщине, должна быть стройной, и не использует в своих изделиях драйверы с диффузором диаметра больше 5 дюймов. Перемещение больших масс воздуха, необходимое для воспроизведения глубокого баса, достигается за счет увеличения хода диффузора и числа динамиков. При этом повышается быстродействие акустической системы, т.е. лучше передаются сигналы с крутыми фронтами, что, по мнению г-на Виттхофта (кстати сказать, в прошлом он был ударником рок-группы), является ключевым фактором качественного воспроизведения баса. Исключение делается только для сабвуферов — в них установлены драйверы с большими диффузорами.

Впрочем, с ним может поспорить известнейший производитель сабвуферов, английская фирма REL Acoustics. Она представила «малолитражный» басовик Tzero габаритами всего 241х216х260 мм, у которого нижняя граничная частота воспроизведения составляет 38 Гц. Абсолютный же рекорд миниатюрности поставил саб Х200, входящий в комплект акустики Minx S215 от Cambridge Audio. Его размеры — 219х210х222 мм при нижней граничной частоте 39 Гц. Теперь отвлечемся от достижений, достойных Книги рекордов Гиннесса, и обратим внимание на колонки классической конструкции. Их представили датская фирма Audiovector и немецкая ELAC. Отличительной особенностью «аудиовекторов», помимо, разумеется, высочайшего качества изготовления и отделки, является защита от морального устаревания — владелец в любое время может модифицировать младшую модель до старшей или установить на нее более современные драйверы и кроссовер. Фирменная особенность колонок ELAC — использование в моделях среднего и высокого ценового диапазона ленточных твитеров и НЧ-драйверов с т.н. кристаллическим диффузором (алюминиевый сэндвич с ребрами жесткости, похожими на грани бриллианта). Кроме того, на моделях FS 509 и FS 507 установлен излучатель VX-JET нового поколения, представляющий собой систему коаксиально расположенных СЧи ВЧдрайверов. Его можно перемещать вглубь корпуса и таким образом менять соотношение прямого и отраженного звука, т.е. настраивать окраску звучания в зависимости от расстояния до слушателя.

Разумеется, полноценная AV-система немыслима без соответствующей мебели. Стойки и подставки lifestyle-дизайна представила итальянская фирма Munari, в последние годы ставшая одним из лидеров в производстве AV-мебели на европейском рынке. В линейки Milano, Modena и Firenze входят подставки, закрывающиеся дверями из тонированного стекла, которое беспрепятственно пропускает сигналы с ПДУ. Предусмотрены места для прокладки кабелей, есть сетевой разветвитель, в задней стенке сделаны вентиляционные отверстия и даже посадочные места для установки вентиляторов. Стойки Modena имеют отключаемую светодиодную подсветку, а в подставках Firenze есть USB-хаб на три порта. Имеется и линейка элегантных открытых подставок Sydney, сочетающих стеклянные полки с прямоугольной в сечении металлической колонной, на которую подвешивается телевизор. Более строгим обликом отличается мебель американской компании Salamander Designs (еще одно пополнение в полку Barnsly). Это массивные корпуса традиционных цветов и отдельные дверцы для каждого сегмента. Есть среди продуктов даже угловая стойка, прекрасно вписывающаяся в помещение небольших габаритов.

Золотистый сабвуфер Veto III, «башня» Effeqt mk III справа от него и золотистая же центральная колонка Effeqt CS mk III германской фирмы Ceratec убедительно доказывают, что акустика может выглядеть отнюдь не скучно. Впрочем, это же подтверждают колонки-шары Planet M, стоящие на т.н. кофейном столике Munari Milano MI316 (на самом деле это подставка под телевизор массой до 50 кг и ящиком для DVD).

Принципиально иной подход у разработчиков из британской компании Ataсama. Она выпускает выполненные из металлических труб подставки для громкоговорителей и открытые наборные стойки серий Equinox, Elara и Genesis (стеклянные полки с отдельными металлическими рамами, которые можно устанавливать друг на друга), а также оригинальные стойки Eris и Elite Eco (у первой металлическая рама и полки из клееного бамбука; у второй — все бамбуковое, кроме шипов). Представитель фирмы обоснованно утверждал, что бамбук имеет непревзойденные демпфирующие свойства.

Финальным аккордом конференции стал видеофильм об изготовлении кабелей на шведской фирме Supra Cables, наглядно убедивший зрителей в том, что без качественных коннекторов раскрыть потенциал AV-системы невозможно.

С учетом того, что на нынешней конференции присутствовало почти в полтора раза больше делегатов, чем на прошлогодней, а в портфеле компании появились новые бренды, слоган «Barnsly — one step forward» (один шаг вперед) хочется перевести как «большой шаг вперед».