Полсотни тысяч за колонки — наконец-то, мы добрались до совсем серьезных АС. По весу это примерно полсотни кило в одной коробке. Вроде немного, но, если упадет на ногу, мало не покажется. Участники теста - полочные акустические системы ценой от 45400 до 75500 руб.

Критерии оценки

Этот тест мы посвятили такой ценовой категории и такой конструкции колонок, сочетание которых дает уже очень качественный результат: столь серьезные полочные мониторы покупаются надолго и должны соответствовать определенному уровню воспроизве дения звука. Матчасть у всех представленных моделей на высоте, несмотря на огромную разницу в подходах. Забегая вперед, скажем, что упрекнуть кого-то из участников в очевидном выпадении из категории уже нельзя — все они держат марку, и в принципе любой из них по-своему «играет именно по-своему. Формальные признаки качественного воспроизведения уже и так на месте, остается разобраться, какой из семнадцати голосов окажется по душе лично вам.

Piega Smart 1 — 45400 р.

Звук 4

Конструкция 4

Качество/цена 4

Достоинства

- Крупный звук

Недостатки

- Чрезмерно активный мидбас

Конструкция

В нашем тесте модель Smart 1 от швейцарской компании Piega — самая маленькая по размеру. Полочник собран в очень жестком, хорошо демпфированном алюминиевом корпусе с превосходной обработкой. В конструкции используется твитер LDS с текстильным куполом и длинноходный СЧ/НЧдинамик с мягким подвесом. Порт фазоинвертора небольшого диаметра выведен на тыльную сторону корпуса. Колонка производит очень приятное тактильное впечатление, все детали отлично подогнаны друг к другу. Металлическая защитная сетка за счет вертикальных пазов держится достаточно крепко на передней стенке колонки.

Звук

Эти миниатюрные колонки удивили своим звуковым масштабом. Много воздуха, отличная локализация. Обязательна точная установка этой акустики. ВЧ не поражают количеством информации, но они телесны и отлично состыкованы с основным динамиком. В голосе которого, к сожалению, доминирует чрезмерно массивный мидбасовый диапазон. Резиновый подвес приличной площади, конечно, вносит свою долю «синтетики» в общее звучание. Похоже, что и масштаб увеличивается именно «благодаря» такому подвесу. К сожалению, чудес не бывает, и за все приходится платить. В любом случае, это очень интересная и небанальная акустика.

АЧХ модели ровная, частотный баланс тоже неплох, хотя ВЧ чуть-чуть выделяются на общем фоне, но это поправимо. Поскольку колонка небольшая, то и нижняя частотная граница довольно скромная, чуть больше 70 Гц. Направленность АС широкая и ровная — неравномерность АЧХ практически не растет. С КНИ картина заметно хуже. На большом интервале средних частот уровень КНИ поднимается до 0,5%, спускаясь лишь ближе к высоким частотам и на отрезке 200–300 Гц. Ниже 200 Гц начинается необратимый рост искажений, и уже на 70 Гц КНИ выходит за пределы 1 %. К импедансу никаких претензий нет.

Monitor Audio GS10 — 46900 р.

Звук 4

Конструкция 4

Качество/цена 4

Достоинства

- Цельное, ясное звучание

Недостатки

- Слишком светлая тональность

Конструкция

Эта колонка из «золотой» серии британской компании Monitor Audio может похвастать очень аккуратным прямоугольным корпусом с немного закругленными ребрами и превосходной отделкой. Корпус собирается по проверенной временем технологии с фиксирующими выступами и пазами, а внутри укрепляется вертикальными и радиальными переборками. Материалом для диффузоров излучателей служит фирменный сплав алюминия и магния, покрытый керамикой. Он используется и в твитере, и в СЧ/НЧ-динамике, чей диффузор укреплен сетью небольших углублений (технология RST). Необычен порт фазоинвертора. Его поверхность сильно рифленая. Получающиеся вдоль поверхности трубки желобки выравнивают движение воздуха, уменьшая сопротивление его потоку.

Звук

Звучит GS10 светло, разборчиво и объемно. Много информации, воздуха. Отличная трехмерная сцена. Чудесные, кристально чистые ВЧ, похоже, являются визитной карточкой компании. Основной динамик под стать высокочастотному диапазону. Низ с хорошим контролем. Кстати, излучатели отлично согласованы друг с другом. Масштаб, правда, несколько уменьшен, и на динамичных местах заметна незначительная компрессия. Голосовой диапазон тембрально богат и разнообразен. Такой звук можно назвать одним словом — «дорогой».

График АЧХ имеет небольшой наклон, смещающий частотный баланс в сторону высоких частот. АЧХ на ВЧ особенно неравномерна. Выход в таком случае — повернуть АС на 30° от слушателя. Нижняя граничная частота не отличается от многих других участников нашего теста. Она находится в районе 60 Гц. КНИ модели невысок, и график лежит по большей части ниже 0,5%. На 60 Гц он уже достигает 1% и вместе с понижением частоты продолжает быстро расти. Причем в области высоких частот искажения немного больше, чем на средних. От уровня громкости искажения почти не зависят. Импеданс самый обычный и ведет себя нормально.

Dynaudio Focus 110 — 56700 р.

Звук 4

Конструкция 4

Качество/цена 4

Достоинства

- Точный и неокрашенный звук

Недостатки

- Требовательны к усилению

Конструкция

Характерной особенностью Dynaudio Focus 110 является фирменный НЧ/СЧ-динамик с диффузором из полимера и 76 мм звуковой катушкой. Специальная форма диффузора помогает ему бороться со звуковой дифракцией и улучшает звуковую картину даже при прослушивании на небольших расстояниях. Твитер D 280 имеет мягкий шелковый купол с пропиткой и магнитной жидкостью в зазоре. Корпус колонки может показаться обыкновенным прямоугольным, однако в действительности боковые стенки расположены под небольшим углом для устранения внутренних стоячих звуковых волн. Корпус действительно оказался весьма жестким и инертным. Порт фазоинвертора находится на тыльной стороне корпуса. Там же расположена и пара мощных винтовых клемм.

Звук

Прозвучали фокусы достаточно цельно и округло. Тональность просто образцово нейтральная. ВЧ чистые и точные. Чуть больше хотелось бы там свободы и воздуха. Судя по всему, феррофлюид в зазоре твитера этого не любит. Общая подача хоть и довольно человечная, но имеет склонность к упрощению и схематичности. Бас неглубок, но плотен и весом, особенно хорош мидбас. Да, и действительно, Focus 110, как и все Dynaudio, любит мощное и полнокровное усиление, следовательно, надо об этом побеспокоиться.

АЧХ модели не страдает явными изъянами, однако некоторые неровности все же наблюдаются. Спад в сторону баса начинается с 80 Гц. Он довольно резкий, ограничивающий рабочий диапазон частотой 60 Гц. Дисперсия у колонки довольно широкая, если не брать во внимание самые высокие частоты (выше 15 кГц). КНИ в диапазоне частот 200 Гц — 20 кГц, просто образец для подражания. Однако в области низких частот еще есть куда стремиться, впрочем, на 60 Гц уровень искажений все еще остается ниже 1%. Важно, что колонка одинаково хорошо играет на любой громкости. Импеданс не предвещает сложностей согласования, однако с Dynaudio все же советуем оставаться на чеку.

Canton Vento 820 — 56700 р.

Звук 5

Конструкция 5

Качество/цена 4

Достоинства

- С музыкой на «ты»

Недостатки

- «Грустить» колонка не умеет

Конструкция

Топовую линейку германской компании Canton представляет модель Canton Vento 820. Колонка выполнена в солидном корпусе с превосходной отделкой. Его стенки изготовлены

из ДВП высокой плотности. Геометрия ящика была рассчитана с помощью компьютерного моделирования. Твитер с куполом из сплава алюминия и магния рассчитан на воспроизведение частот до 40 кГц. Небольшой рупор повышает его эффективность и оптимизирует дисперсию. Алюминиевый диффузор используется так же и в СЧ/НЧ-динамике — это традиционный материал для компании Canton. Этот динамик оснащен мощной магнитной системой. Специальный подвес с профилем в виде полной волны разработан для того, чтобы вносить наименьшее искажение при движении диффузора. Кроссовер колонки собирается из произведенных специально для Canton компонентов.


Звук

Эта акустика отлично передает пространство и воздух, она умудряется рисовать практически идеальную трехмерную cцену. К частотному балансу также нет никаких претензий. Чуть светловата общая тональность. Подача эмоциональная, ясная во всем диапазоне. Иногда при этом немного страдает тембральная точность, да и еще, кажется, что грустить Canton просто не умеет. Исключительно позитивная и талантливая акустика.

Модель может похвастать ровной АЧХ, но только вдоль звуковой оси. С увеличением отклонения от оси неравномерность характеристики заметно увеличивается. Поэтому лучше всего направлять АС непосредственно на слушателя. Небольшой подъем чувствительности в области мидбаса сменяется довольно стремительным спадом. Нижняя граница достаточно скромная, около 60 Гц. Уровень искажении не высок, особенно на низких частотах. Тем не менее графику КНИ все же не хватает стабильности. Небольшие выбросы заметны в нескольких областях. При этом твитер работает очень корректно на любой громкости. Импеданс колонок очень удобный и стабильный.

ATC SCM 11 — 58500 р.

Звук 4

Конструкция 5

Качество/цена 4

Достоинства

- Масштабный звук

Недостатки

- Снижена ясность на СЧ

Конструкция

Модель SCM 11 находится в линейке начального уровня АС компании. Эта АС оснащена массивной передней панелью со скругленными краями, на которой располагаются излучатели. Они собственного производства. Оформление НЧ-звена в закрытом ящике традиционно для ATC. ВЧ-излучатель представляет собой твитер с текстильным куполом, помещенный в небольшой рупор с прецизионно рассчитанной геометрией. Интересен СЧ/НЧдинамик, реализующий технологию CLD для подавления третьей гармоники на средних частотах. Защитный колпачок выполнен в виде мягкого купола диаметром 45-мм (напоминает купольный СЧ-излучатель). Звуковая катушка намотана плоским OFC проводом. Массивная магнитная сис-тема оптимизирована для линейной работы с большой амплитудой подвижной системы.


Звук

Акустика обладает масштабным звучанием с теплым и, я бы сказал, чрезмерно темным тональным балансом. Высокие частоты при этом аккуратны и чисты, но их недостаточно. Средние частоты радуют человечными, богатыми тембрами. Общая подача у колонки немного в себя: голосовой диапазон, к сожалению, не отличается особой ясностью. Низ иногда укрупняется. Бас здесь, точнее мидбас, приводит эту акустику к лидерству в номинации «большой звук из небольших колонок».

АЧХ модели довольно ровная, правда средние частоты имеют пологий спад с центром в районе 2-3 кГц. Самый верх так же прилично завален. Нижняя частотная граница 50 Гц. Это супер показатель с учетом закрытого оформления! Что же касается КНИ, то уровень искажений держится ниже 1% вплоть до 40 Гц, после чего начинает резко расти. Очень низкий КНИ у колонки на средних частотах. По мере увеличения частоты, искажения постепенно растут вплоть до 1%. Лучше всего АС ведет себя на высокой громкости. Импеданс не очень стабилен: перепады довольно велики по уровню. В этой связи, придется обратить особое внимание на согласование колонки с усилителем.

PSB Synchrony One B — 58600 р.

Звук 3

Конструкция 4

Качество/цена 4

Достоинства

- Неутомительное звучание

Недостатки

- Мало ясности и разрешения

Конструкция

Корпус этой модели скомбинирован из алюминиевой передней и задней панели, а также боковых стенок из семислойной фанеры. Здесь установлен лучший титановый купольный твитер PSB с магнитной жидкостью в звуковом зазоре. В конструкции СЧ/НЧ-динамика используется неподвижная алюминиевая пуля на ме-сте пылезащитного колпачка. Диффузор драйвера состоит из мелко плетеного стекловолокна и прессованных волокон, сочетая, таким образом, повышенную жесткость, легкость и отличное внутреннее демпфирование. Искажения, вносимые в звук, уменьшены всеми возможными способами: линейной магнитной системой, открытой и жесткой алюминиевой корзиной, свободно пропускающей воздух центрирующей шайбой.


Звук

PSB прозвучал довольно сдержанно, голос оказался заметно позади. Тональность колонки близка к нейтральной, тембры слегка упрощены. Масштаб чуть более мелкий, чем ожидаешь. ВЧ корректны, все на своем месте. СЧ немного не хватает ясности и формального разрешения. НЧ неплохо контролируются, их по объему несколько больше, чем необходимо. Подача, в целом, спокойная и неторопливая, а местами даже однообразная. Скорее всего, это вклад композитного диффузора основного динамика.

АЧХ колонки достаточно ровная. Имеется правда аномальный всплеск в мидбасу в районе 120 Гц. Нижняя частотная граница, как и многих других колонок нашего теста, лежит в районе 60 Гц. Соблюдая аккуратность согласования, КНИ на частотах от 60 Гц до 20 кГц остается ниже 0,5%. Исключение составляют только результаты измерений на малой громкости на частотах выше 2 кГц. Меньше всего искажений наблюдается на средней и высокой громкости. Явных всплесков на графике КНИ не замечено. Импеданс колонки довольно традиционный: он меняется в небольших пределах.

Vincent SB-216 — 58800 р.

Звук 3

Конструкция 4

Качество/цена 3

Достоинства

- Сухой и контролируемый бас

Недостатки

- Звучит резко и простовато

Конструкция

Акустические системы — лишь одно из многих направлений деятельности молодой германской компании Vincent. На данный момент Vincent предлагает всего две линейки АС — SB и LS. И если линейку LS можно назвать High End, то SB, скорее, что-то промежуточное между верхним Hi-Fi и нижним High End. Модель SB-216 — самая младшая из всех АС Vincent. Она собрана в прочном корпусе из 19-мм плит MDF. В качестве излучателей используются твитер с текстильным куполом и СЧ/НЧ-динамик с диффузором из бумаги, сформированной в потоке горячего воздуха. Такой диффузор получается очень легким и имеет отличные показатели демпфирования. В небольшой нише на задней стенке расположены две пары мощных винтовых клемм.


Звук

Колонка прозвучала довольно сухо и резко. При этом разборчиво. Информации много, тональность немного светлая. Певцы и певицы склонны «молодеть». ВЧ закругленные наверху, атака сглажена. СЧ довольно чистые, тембры заметно упрощены. Подача чуть выпуклая. Низ довольно сдержанный в глубину, с хорошим контролем. Низкочастотное оформление, кстати, закрытый ящик. На приличной громкости возникает ощущение, что колонка «включает» некий внутренний лимитер. Может быть, дело в конической образующей диффузора основного излучателя?

Частотный баланс колонок довольно неплох. Однако на АЧХ все же заметны незначительные флуктуации. Самый значительный перепад находится на средних частотах и составляет почти 5 дБ. Провал длится достаточно долго и может быть заметен на слух. Плавный спуск на низких частотах помогает достать до отметки 50 Гц. И, как по учебнику, КНИ на 50 Гц равно ровно 1%. Все согласовано идеально. Сам же КНИ оказался для этой системы весьма низким. Немного портят картину разрозненные всплески, но их уровень совсем незначительный. Колонка одинаково хорошо играет на любой громкости. Импеданс системы, в целом, довольно стабилен, но минимальное значение немного настораживает: 3,5 Ома.

Triangle Comete Anniversary 30th — 61600 р.

Звук 4

Конструкция 5

Качество/цена 4

Достоинства

- Потрясающая музыкальность

Недостатки

- Низкочастотный диапазон

Конструкция

В 2010 году французская компания отмечала свое 30-летие. По этому случаю было выпущено ограниченное издание колонок Antal и Comete. Фирменный твитер с титановым куполом TZ2500, работающий в компрессионной камере, обладает высокой чувствительностью, превосходной направленностью и вносит минимальные искажения звука. В ограниченной серии камера выполнена из полированного алюминия в отличие от пластиковой в нормальной. Из своего опыта Triangle советует в СЧ-динамиках использовать диффузоры из бумаги. Собственно, такой диффузор и установлен в СЧ/НЧ-драйвере Comete. Новый резиновый подвес обеспечивает необходимую скорость диффузору. Два больших порта фазоинвертора выведены на переднюю стенку корпуса.


Звук

В звуке Comete много жизни, много воздуха. Есть легкость, свобода, пластика, кураж... У колонки прекрасное ВЧ-звено. СЧ/НЧ-головка так же замечательна, но только на середине. Бас, к сожалению, подгуживает и маскирует прелести этой акустики. Небольшая звуковая катушка основного динамика не способствует плотному и контролируемому низкочастотному диапазону. Зато прекрасно подходит для СЧ, особенно в связке с бумажным диффузором. Совет: используйте этот треугольник в качестве сателлита, и будет вам счастье.

На графике АЧХ хорошо заметен аномальный подъем в области мидбаса. Благодаря этому нижняя граница оказалась в районе 50 Гц. Кстати, направленность колонки очень ровная и достаточно широкая. Графики КНИ на разных громкостях просто слились вместе, что говорит об отличной проработке и надежности конструкции. К сожалению, на 50 Гц уровень искажений уже выходит за пределы 3%, а ниже 1% он опускается лишь на 70 Гц. То есть несмотря на довольно глубокий бас, качество его относительно невысоко. Небольшой резонанс заметен также в области 1,5 кГц, но уровень КНИ при этом не выходит за пределы процента. Импеданс не слишком стабилен, но его поведение достаточно приемлемо для любого усилителя.

Diapason Emera II — 64000 р.

Звук 4

Конструкция 5

Качество/цена 4

Достоинства

- Динамичный свободный звук

Недостатки

- Легковесность звучания

Конструкция

Корпус этой колонки практически лишен прямых линий и углов. Он частично шпонирован, а большая его часть выполнена из массива американского ореха. Жесткая защитная металлическая сетка парит над самой поверхностью корпуса, зафиксированная парой винтов с резиновыми прокладками. Колонка опирается на две ножки и один регулируемый шип, с помощью которого можно настраивать наклон АС. В твитере используется довольно жесткий текстильный купол. Прозрачный диффузор басовика изготовлен из пластика и подвешен на инвертированный резиновый подвес. Порт фазоинвертора выведен на тыльную сторону. Основная изюминка Diapason — это, конечно же, фирменная технология DDD, позволяющая подключать басовый динамик без использования фильтра.


Звук

Колонки прозвучали открыто и свободно, с достаточно крупными образами. Тональность светлая. Иногда, правда, звучание обостряется и становится грубоватым и схематичным. Или простоватым. Причина, скорее всего, кроется в самом материале диффузора СЧ/НЧ-динамика. Стыковка основного динамика и твитера при этом практически идеальная. ВЧ неплохие, но их отдача на самом верху заметно снижена. Тембры, в целом, правильные и узнаваемые. Динамика тоже достойна похвалы.

Неравномерность АЧХ минимальна, но наблюдается заметный дисбаланс в сторону высоких частот. Направленность колонки довольно широкая и ровная. Нижняя частотная граница остановилась на отметке 65 Гц. Впрочем, размер колонки небольшой и для такого корпуса этот результат вполне нормален. Как раз на этой частоте график КНИ пересекает рубеж 1% — хорошая согласованность. Общий уровень КНИ нельзя назвать очень низким, график характеристики приблизительно равномерно распределен на отрезке 0–0,5 %. Чуть более стабилен и низок КНИ на средней громкости. К импедансу системы претензий нет.

Mordaunt-Short Performance — 64000 р.

Звук 4

Конструкция 5

Качество/цена 4

Достоинства

- Масштабное, цельное звучание

Недостатки

- Незначительные огрехи на СЧ

Конструкция

Модель Performance 2 — полочный представитель топовой линейки британской компании Mordaunt-Short. Ее волнообразный корпус изготовлен из особой полимерной смолы. Внутренняя структура объема колонки призвана повысить эффективность отдачи нижнего регистра. Мощное днище изготовлено из грубо обработанного металла, напоминающего чугунное литье. Твитер с алюминиевым диффузором и металлической защитной сеткой словно пробивает колонку насквозь тыльной демпфирующей трубкой. Это особая технология вентилируемого твитера ATT. Фирменный СЧ/НЧ-динамик оснащен алюминиевым диффузором. Порт фазоинвертора выведен на переднюю панель. В кроссовере используются только компоненты премиум класса. Две пары клемм выполнены в виде пуль, что делает колонку длиннее в глубину, но зато полностью отвечает необычному дизайну.

Звук

Эти необычные колонки продемонстрировали весьма яркое и привлекательное звучание, с богатыми тембрами, обтекаемое и воздушное. Тональность достаточно светлая. Атака просто замечательная. Иногда, правда, на середине, появляются неуловимая назойливость и крикливость. Масштаб весьма крупный, колонка вообще способна звучать достаточно громко. Низ могучий и основательный.

Очень ровная АЧХ укладывается в коридор шириной всего 4 дБ, причем начиная с 70 Гц. Впечатляет также широкая направленность колонки и хорошая нижняя частотная граница, равная 50 Гц. Здорово выглядит график КНИ в области частот от 60 Гц до 500 Гц. Более высокие частоты даются колонке сложнее, однако выше 1% искажения не поднимаются. В басу начиная с 50 Гц уровень КНИ начинает резко расти, и к 40 Гц он уже пересекает границу 3%. В результате можно отметить, что конструкция АС вполне сбалансирована. На высоких частотах (10 кГц) импеданс системы может опускаться почти до 3 Ом.

Wharfedale Opus 2M2 — 65400 р.

Звук 3

Конструкция 4

Качество/цена 3

Достоинства

- Цельное звучание

Недостатки

- Звучит скучновато

Конструкция

Характерное отличие колонок Opus 2 от бюджетных линеек — использование купольного среднечастотного динамика и крупный корпус с криволинейными боковинами. Его прочность и инертность обеспечивается как формой, так и многослойной конструкцией с пропиткой смолой. Кроме того, внутри корпуса предусмотрены переборки. Новый, переработанный твитер использует алюминиевую звуковую катушку, неодимовый магнит и текстильный купол. 3-дюймовый СЧ-драйвер так же использует мягкий купол и рассчитан на частотный диапазон 700 Гц — 4 кГц. Басовый динамик оснащен диффузором из плетеного трехслойного материала, состоящего из углеи стекловолокна. Такой состав эффективно подавляет паразитные резонансы подвижной системы динамика.

Звук

Этот крупный полочник, кстати, он единственный в нашем тесте имеет три полосы, прозвучал довольно цельно и уравновешенно. Тональный баланс сдвинут немного к темному. Тембры бедноваты, масштаб невелик. Видимо, это происходит из-за небольшого размера СЧ-звена. Голосовой диапазон отодвинут назад и подернут небольшой дымкой. Низ довольно глубокий, но контроль за ним мог бы быть и получше. В общем, получилась довольно флегматичная акустика.

АЧХ этой модели указывает на подъем отдачи в верхнем басу и следующий за ним провал в мидбасу. Большой корпус и мощный динамик позволили продлить низкие частоты до 42 Гц — лучший результат в тесте. С КНИ дело обстоит, однако, не лучшим образом. Отметку 42 Гц график КНИ встречает возле уровня 3%, а ниже уровня 1% опускается лишь на 60 Гц. Еще хуже то, что на средних и высоких частотах уровень КНИ находится возле отметки 0,5%, причем независимо от громкости. Это довольно слабый результат, но назвать его критичным, пожалуй, нельзя. График импеданса выглядит несколько необычно, указывая на проблемное место стыковки твитера и среднечастотника.

T+A Criterion TR 450 — 66600 р.

Звук 5

Конструкция 5

Качество/цена 5

Достоинства

- Cбалансированное звучание

Недостатки

- Не выявлено

Конструкция

В иерархии германской T+A модель Criterion TR 450 находится недалеко от самого верха. Ее корпуса собираются из специально подобранной комбинации MDF, ДСП и прессованного ламината. Этим достигается

его особая прочность и высокая степень демпфирования. Проблема стоячих волн решается гнутыми боковыми стенками. Кольцевой твитер с шелковой диафрагмой, используемый в модели TR 450 позволяет достичь очень высоких частот, но при этом избежать резонансов, характерных для купольных твитеров. Модель отличается особым СЧ/НЧ-динамиком, оснащенным фирменным диффузором GRAYCONE, состоящим из сушенных воздухом древесных волокон с добавлением частиц графита. В конусе диффузора существуют прорези, залитые специальным составом, что устраняет стоячие волны. Огромный магнит динамика сочетается с очень прочной прессованной корзиной.


Звук

Этот участник нашего теста продемонстрировал идеальный тональный баланс вкупе с богатыми тембрами, а также ясную, чуть выпуклую подачу во всем диапазоне частот. Хорошо рисуется объем, пространство, планы. Телесность и осязаемость образов, пусть и небольших по масштабу просто выдающаяся. Думаю, что заслуга в этом в первую очередь принадлежит излучателям. По внешнем данным это вылитые топовые сканспики.

На график АЧХ этой модели приятно посмотреть — неравномерность незначительная и достаточно плавно изменяющаяся. Однако несмотря на небольшой акцент на низких частотах, падение АЧХ довольно резкое, а нижняя частотная граница доходит всего лишь до 60 Гц. С этой же частоты КНИ опускается ниже 1% и остается на очень низком уровне практически на всей рабочей частотной области. Это касается высокой и средней громкости. Низкая громкость отличается несколько большими искажениями на средних и высоких частотах. Импеданс меняется в небольших пределах, однако на средних частотах опускается до 3,5 Ома. Как правило, это значение не критично для современных усилителей.

ASW Genius 110 — 66700 р.

Звук 4

Конструкция 5

Качество/цена 4

Достоинства

- Масштабное, цельное звучание

Недостатки

- Незначительные огрехи на СЧ

Конструкция

Рассматриваемая нами модель взята из обновленной топовой линейки Genius немецкой компании ASW. Колонки этой серии подверглись полной переработке: дизайн стал более современным, подобраны новые материалы, обращено пристальное внимание на качество воспроизведения баса. Остался неизменным лишь шикарный ассортимент вариантов отделки корпуса. Сам корпус теперь собран с использованием гнутых боковин и верхней панели. Это не только увеличивает прочность и инертность корпуса, но и мешает образованию стоячих волн внутри конструкции. В твитере используется необычный керамический купол, позволяющий драйверу воспроизводить частоты до 30 кГц. В качестве материала диффузора СЧ/НЧ-динамика выбрана целлюлоза.


Звук

Колонки приятно удивили своим практически идеальным тональным балансом: спасибо за это можно сказать бумажному диффузору. Тембры точны и богаты. Тело и телесность передается замечательно. Масштаб хорош. Низ играющий и достаточно глубокий. Верх неплохо сшит с основным динамиком, но он несколько выпадает из общего голоса, видимо, за счет специфического материала купола твитера. Он довольно ясный, но при этом как-то рано «закругляется» на самом верху. Колонки весьма направленные, ставить их надо довольно точно.

Лабораторные измерения этой модели — одни из самых лучших в тесте. Тут и ровная АЧХ, и достаточно равномерная и широкая направленность, и исключительно низкий КНИ. На АЧХ виден плавный спад чувствительности с 200 Гц до 60 Гц на отметке –10 дБ. Вполне нормальный результат для полочной акустики. КНИ этих колонок можно ставить в пример другим производителям. Ведь даже на 20 Гц уровень искажений не поднимается выше 3%, а на средних частотах КНИ и вовсе стремится к нулю. График импеданса, как из учебника: он показывает совершенно идеально настроенный фазоинвертор.

Magnat Quantum 1003 — 68000 р.

Звук 5

Конструкция 5

Качество/цена 4

Достоинства

- Цельное, ясное звучание

Недостатки

- Неидеальная тональность

Конструкция

В новых полочниках Magnat Quantum 1003 используется 25-мм излучатель F-Max Signature с мягким текстильным куполом, покрытым керамическими частицами. Два еле заметных отверстия в куполе твитера снижают компрессионный эффект на больших громкостях. В НЧ-динамике используется алюминиевый диффузор новой формы. Теперь он рассчитан на более широкий спектр частот и лучше согласуется с твитером. Максимально открытая и жесткая алюминиевая рама динамика позволяет диффузору двигаться более свободно, а восемь точек крепления динамика к корпусу делает такую конструкцию поистине беcкомпромисcной. Порт фазоинвертора вынесен на заднюю стенку корпуса. Кроссовер собран из аудиофильских компонентов, а внутренняя разводка осуществляется качественными проводами Oehlbach.


Звук

Звучит этот Quantum очень цельно и динамично. Излучатели отлично согласованы друг с другом. Ясная и информативная подача во всем диапазоне вкупе с отличной трехмерной сценой производит хорошее впечатление. Тональный баланс при этом заметно смещен к светлому. Выявлена одна замечательная особенность этих колонок: в системе они не навязывают свою подачу, а гибко и покладисто следуют за любым музыкальным материалом. Действительно всеядная акустика.

Неравномерность АЧХ этой модели незначительна. Заметен лишь небольшой подъем на высоких частотах. Если излишек высоких частот покажется неуместным, можно будет совсем немного отвернуть колонки от слушателя. Однако уже на 30° наблюдается ощутимый завал на высоких частотах, поэтому слишком далеко отклоняться от звуковой оси АС не стоит. Довольно резкий спуск АЧХ ограничивает нижнюю частотную границу частотой чуть ниже 60 Гц. Обратим внимание, что на всем рабочем участке частот (60 Гц — 20 кГц) КНИ колонки остается ниже 0,4%! Для этой модели предпочтительны средняя и большая громкость. Импеданс колонок совершенно обычен.

Quadral Aurum Altan VIII — 70000 р.

Звук 4

Конструкция 5

Качество/цена 4

Достоинства

- Замечательные ВЧ

Недостатки

- Весьма светлое звучание

Конструкция

Модель Altan VIII собрана в основательно укрепленном корпусе необычной для полочников конструкции. Боковые стенки немного выступают назад, образуя небольшую нишу. Кроме этого используется подиум, соединенный с основным корпусом посредством широких но невысоких ножек. В качестве твитера используется ленточный излучатель с диафрагмой большой площади и исключительно мощными магнитами. Диффузор ALTIMA для СЧ/НЧ-динамика изготовляется из специального сплава алюминия, магния и титана. Его магнитная система оптимизирована с помощью компьютера. Большой порт фазоинвертора находится на тыльной стороне корпуса колонки. Четыре винтовые клеммы выглядят очень солидно, перемычки сделаны из кусочков кабеля с лопатками на концах.


Звук

Эти колонки очень жизненно передают все что связанно с пространством. В этом смысле, ленточный твитер, безусловно является смысловым центром всей этой конструкции. Удивительно, но основной динамик оказывается настроен с ним практически в унисон. Единственное замечание к СЧ диапазону, это то, что голосовой диапазон немного отошел назад. И к сожалению, тональный баланс ощутимо сдвинут вверх. Тембры при этом точны и богаты. Одним словом, одаренные колонки.

Почти идеальный частотный баланс и минимальную неравномерность демонстрирует АЧХ этих колонок. Нижняя частотная граница получается около 60 Гц. Направленность АС средняя — угол поворота колонок заметно влияет на неравномерность АЧХ. На 60 Гц уровень КНИ все еще не превышает 1%. В целом, КНИ достаточно низок и стабилен. К сожалению, на средних частотах уровень искажений немного увеличивается. На низких же частотах КНИ остается ниже 3% даже при 30 Гц. Наиболее предпочтительны для модели высокая и средняя громкость. Импеданс немного нестабилен, впрочем, его изменения не слишком велики.

ProAc Studio 115 — 71000 р.

Звук 4

Конструкция 4

Качество/цена 4

Достоинства

- Точный честный звук

Недостатки

- Формальное разрешение

Конструкция

Рассматриваемая нами модель Studio 115 является переработанной и улучшенной версией Studio 110. В ней используются фирменные твитер с 19-мм шелковым куполом и 165-мм СЧ/НЧ-динамик с диффузором из укрепленного углеродом полипропилена. Излучатели установлены на передней стенке шпонированного корпуса асимметрично. Узкая передняя панель позволяет добиться более широкой звуковой сцены. Низкочастотное оформление: фазоинвертор, порт которого выведен на переднюю панель. В кроссовере используются самые качественные компоненты, а внутренняя разводка осуществляется кабелем из бескислородной меди. Две пары мощных металлических клемм позволяют использовать bi-wiring.


Звук

Studio 115 продемонстрировала очень точную подачу любого материала. Звук чуть светлый, с несколько уменьшенным масштабом. Сцена хороша, она намного шире колонок. На СЧ чувствуется легкий налет синтетики. Этот голосовой диапазон хоть и поддернут легкой вуалью, звук при этом весьма пластичный. НЧ склонны к незначительному укрупнению образов. Надо сказать, что колонка хорошо настроена: ВЧ и СЧ практически идеально сшиты друг с другом. Акустика практически не имеет жанровых предпочтений. Так что слово Studio в названии абсолютно оправдано.

Модель может похвастать АЧХ с низкой неравномерностью и совсем небольшим дисбалансом. Дисбаланс вызван немного увеличенной чувствительностью в районе мидбаса. Колонка имеет хорошую нижнюю частотную границу 50 Гц. Направленность ее не очень широкая — на больших углах от оси заметно увеличивается неравномерность АЧХ. На 50 Гц КНИ начинает превышать 1%. Согласование АЧХ и КНИ можно считать вполне удачным. В целом, КНИ модели довольно невысокий. Наблюдаются небольшие всплески, едва превышающие полпроцента. Стабильность импеданса оставляет желать лучшего.

Vienna Acoustics Haydn Grand — 75500 р.

Звук 4

Конструкция 4

Качество/цена 4

Достоинства

- Информативное звучание

Недостатки

- Легковесный звук

Конструкция

Vienna Acoustics — австрийский производитель акустики. Наш полочник Haydn Grand из самой бюджетной линейки еле вписался в наш ценовой диапазон. Здесь производитель применил оригинальное решение — совместить твитер с выходом фазоинвертора. Собственно, сам твитер располагается на панели, которая, как мост, висит над широким фазоинвертором и рассекает воздушный поток на две части. В твитере используется шелковый купол, пропитанный вручную, охлаждающая магнитная жидкость и очень легкая звуковая катушка сопротивлением 4 Ома. Прозрачный диффузор X3P СЧ/НЧ-динамика изготавливается из комбинации уникального термопластика и особой смеси трех полимеров, основанных на полипропилене. Передняя панель колонки сделана более толстой — 30 мм. Пара винтовых клемм покрыта сплавом золота и серебра.


Звук

Vienna Acoustics Haydn Grand продемонстрировала точное и ясное звучание. Немного выпуклое на голосе. Масштаб небольшой. Тональность светлая. Частотная характеристика с акцентом на высокие частоты. Твитер, кстати, по классу показался значительно выше басовика. Басовый регистр неглубок, но хорошо контролируется. Звучание весьма подробное, но слишком уж суховатое. Приемлемая громкость средняя, при повышении оной звук здорово грубеет.

Модель не может похвастать своей АЧХ — она имеет заметную неравномерность и дисбаланс в сторону высоких частот. Нижняя частотная граница оказалась на 54 Гц. Серьезный провал замечен также на частотах 3–4 кГц, он отмечается и при прослушивании некоторой мутностью. Нижняя частотная граница хорошо согласуется с КНИ, уровень которого на частоте 54 Гц как раз опускается ниже 1%. Начиная с 70 Гц, КНИ остается очень низким, за исключением участка 500 Гц — 2 кГц, где он плавно доходит до 0,5 % и так же плавно опускается. На любой громкости колонка ведет себя одинаково хорошо. Размах импеданса довольно большой, но большинство усилителей с таким поведением должны справиться.

Под капотом

Конструирование акустики, как известно, начинается с концепции, продолжается выбором излучателей и заканчивается настройкой кроссовера.

Судя по сегодняшнему тесту, стандартной концепции двухполосных полочников придерживается абсолютное большинство компаний. Wharfedale — единственная, кто представила трехполосный полочник. И, прямо скажем, не удалось ей своим опусом убедить нас в своей правоте. Итак, с концепцией все более менее понятно. Теперь о динамиках. Излучатели многие производители для своих колонок делают сами. Это неплохо. Есть возможность оперативно подстраивать характеристики головки под конкретные текущие задачи. Плохо другое. Экономика заставляет экономить. Первостепенное значение для зву

ка динамика имеет материал диффузора. И здесь самыми популярными у большинства производителей оказываются технологичные и недорогие полимерные и металлические дифы. Бумага, похоже, тоже опять набирает популярность: растет число фирм, отдающих предпочтение именно классическому бумажному диффузору. Что, конечно же, отрадно. Есть важные аспекты звучания, которые лучше всего получаются именно у бумаги. Например, передача телесности, осязаемости, вкуса того материала, из которого изготовлен тот или иной музинструмент. Я уже не говорю о передаче тембра и других нюансов человеческого голоса. Понятно, что есть масса примеров посредственно звучащих бумажных динамиков, но все же, если речь идет о максимально возможном уровне качества звука, то это так. Теперь, что касается ВЧ-излучателей. Основная масса твитеров имеет купол. Либо тканевый, либо металлический. К сожалению, это в общем-то тупиковый вариант для партнерства с диффузорной мидбасовой головкой. В первую очередь из-за различий в диаграммах направленности конуса и купола. В принципе, это и подтверждает успех кольцевого твитера в колонке Т+А. Это, так сказать, промежуточный вариант излучателя. Между куполом

и диффузором. Думаю, что очень скоро мы станем свидетелями возврата к диффузорным бумажным твитерам. Что же касается магнитов, то здесь пока безусловно царит феррит. Это дешево и сердито. Изредка попадаются редкоземы в конструкциях твитеров. О кобальтовых моторах и тем более подмагничивании в нашей ценовой категории речь пока не идет. Теперь, что касается кроссоверов. Все понимают, что это зло и что лучше бы его не было совсем. В двух/трехполосном полочнике убрать его совсем не получится, но минимизировать можно и нужно. И для этого необходимо работать с причиной, а не со следствием. То есть делать соответствующие динамики с плавным собственным спадом и ровной АЧХ. Это как минимум избавит от необходимости применять фильтры высоких порядков. В этой связи можно упомянуть колонки итальянской Diapason, где НЧзвено включено напрямую, то есть безо всякого фильтра.

Итоги теста

Общее впечатление от проведенного теста осталось очень хорошее. Основная масса претендентов показала действительно серьезное отношение к звуку. Тем не менее, отрыв фактического результата от заявленной цены все больше напоминает настоящий High End. Ничего в этом удивительного нет, ведь мы уже практически стоим на его пороге. Итак, однозначным победителем становится акустика T+A Criterion TR 450. Прекрасное звучание

и отличные данные лабораторных измерений. Это явное преимущество, думаю, образовалось из-за прекрасных излучателей а-ля Scan-Speak revelator. Напрямую об этом, правда, ни

кто не говорит, но ушки все равно торчат. Это не умаляет достоинств этих замечательных колонок, скорее, это может служить примером для других производителей акустики. Выдумывать велосипед не нужно: он давно уже выдуман. Есть общепризнанные мировые лидеры в динамикостроении, и их наработки грех не использовать. Призы симпатий получили следующие модели: Canton Vento 820 за удивительную легкость и свободу во всем, что касается музыки; ASW Genius 110 за потрясающие натуральные тембры и «человечность»; Magnat Quantum 1003 за удивительный сбалансированный звук и покладистый характер. Все награжденные оказались представителями Германии. Безусловно, аудио там сегодня на подъеме. Еще хочется сказать, что «симпатичных» колонок в тесте было гораздо больше, чем эта троица.

Текст: Александр Князев, Николай Баландин