Как рассказывают представители бренда, акустика KEF Blade не задумывалась серийной моделью. Колонки проектировали, чтобы показать способности разработчиков творить без ограничений (но все же в рамках реальных возможностей производителя), этакий концепт для эффектной демонстрации на выставках и презентациях. Продавать их никто не планировал, но когда количество запросов «хочу купить» выросло настолько, чтобы окупить запуск производства, модель из прототипа стала мелкосерийной с ценником в шесть нулей.
Осмотр
Сразу видно, что акустика с претензией. Форма действительно напоминает лезвие скальпеля (blade, пер. с англ. — лезвие). Впрочем, это скорее игра слов — не более. На самом же деле, никаких «острых» ассоциаций не возникает, а мне так и вовсе ближе будут сравнения с парусом или пером птицы — никакой жесткости или нарочитой остроты я в этой форме не увидел.
Она воспринимается весьма мирной, а еще имеет интересное свойство: при своих габаритах и внушительности акустика не притягивает излишнее внимание, а, наоборот, может вписаться в интерьеры самых разных стилей. С точки зрения акустических свойств это не самое важное, но для колонок, которые претендуют в том числе и на роль арт-объекта — весьма ценная черта. Со своей задачей дизайнеры справились.
Кстати, в пользу выраженной «интерьерной» компоненты здесь говорит и выбор цветов. Ни в каком шпоне или «естественной» отделке эта модель не выпускается. На выбор есть привычные черный или белый лак, а также красный лак, пара вариантов «металлика» и глубокий темно-синий цвет. И, видимо, из эстетических соображений никаких грилей у этой акустики вообще не предусмотрено.

Корпус изготовлен из композитной смолы и стекловолокна. Другими словами, он отлит, а не выпилен и склеен, как большинство акустики. Форма же, по утверждению разработчиков KEF, не только визуальная идея, но кроме того такая перетекающая поверхность без острых граней лучше ведет себя с точки зрения резонансов, а с учетом внутренней структуры и ребер жесткости корпус работает лучше, чем многие классические прямоугольные формы.
СЧ/ВЧ-секция отделена от основного объема, а направленные в бока низкочастотники, по сути, уперты тылами друг в друга и стянуты дополнительными стяжками.
Оформление низкочастотной секции — фазоинверторное. Два порта расположены на задней поверхности корпуса. Снизу корпус закреплен на регулируемом основании с ножками-шипами. В нижней же части корпуса расположены и платы кроссоверов.
Замечу, что через несколько лет компания выпустила вторую модель — KEF Blade Two, идентичной формы и конструкции, но меньше размером и ценой.
Изучение
Основой этой акустики послужил фирменный коаксиальный динамик KEF Uni-Q, который сейчас используется в большинстве моделей производителя. Но это принцип, конструкция — что совсем не значит, что во всех колонках KEF стоят одинаковые драйверы Uni-Q.
Похожи конструктивно, похожи по материалам, но в нюансах различия есть, что можно заметить даже при внешнем осмотре — например, по количеству «ребер» на диффузоре среднечастотника.

Дюймовый купол твитера сделан из литиево-магниево-алюминиевого сплава с добавлением в конструкцию неназванного жидкокристаллического полимера. Конкретики в этой формулировке не много, но в общих чертах все понятно — легкий и правильный по свойствам купол можно получить разными способами, в том числе и сплавом разных материалов.
Забегая вперед, замечу, что твитеры KEF с подобными куполами не выражают склонности к жесткости или специфической окраске, как это случается у других производителей. На мой взгляд, играют они спокойно.
Купольный твитер утоплен в небольшой алюминиевый рупор, по форме которого продолжением становится диффузор среднечастотника. Здесь же применен волновод Tangerine Waveguide в виде перпендикулярных куполу металлических лепестков. Его цель — несколько изменить диаграмму направленности, делая звук не столь сфокусированным и неким образом повысить чувствительность твитера. А дальше весь коаксиал Uni-Q помещен в округлое воронкоподобное полимерное подобие общего рупора.

Среднечастотник в конструкции Uni-Q диаметром 5 дюймов — тоже с диффузором из сплава на основе алюминия. Поверхность диффузора имеет узнаваемые фирменные выпуклые «ребра». Все нацелено на создание не окрашенного по подаче, «быстрого» точечного излучателя.
Басовых излучателей в конструкции использовано четыре. Они одинаковые, с жесткими полимерными 9-дюймовыми диффузорами. Катушки здесь заметно крупнее традиционных. Эти динамики тоже с особенностями. Достаточно изящные, не массивные алюминиевые корзины держат ферритовые магниты, близкие размером к самим излучателям. В корпусе басовики установлены по бокам и оппозитно, фактически упираясь друг в друга и имея жесткое крепление, что, по мнению разработчиков, помогает взаимному гашению вибраций.
Кроме того, расположение басовиков относительно Uni-Q, фактически, равноудаленное, крест накрест, что является продолжением концепции точечного источника от СЧ/ВЧ-секции с секции низкочастотной — в своем роде, стремление объединить все частоты относительно одной оси. И этим нетривиальным приемом разработчики KEF, безусловно, гордятся.
Таким образом, в целом, все понятно — заявка на приличное звуковое давление тоже видна. Частоты между динамиками поделены на 350 Гц и 2,3 кГц.
Подключение акустики к усилителю возможно в варианте биампинга или бивайринга, а перемычки сделаны нетипично — то, что можно принять за третью пару клемм (посередине по высоте), на самом деле не клеммы, а как раз «перемычки», которые нужно вкрутить или выкрутить в зависимости от используемого типа подключения. В остальном — клеммы качественные, удобные, подходящие под любой вариант разделки кабеля.

Акустика, да и техника, из которой состояла система: Primare CD35 Prisma в качестве источника и предусилителя и усилитель мощности ATI, двухканальник из серии AT500NC на модулях Hypex — были уже приработаны и прогреты. Оставалось только правильно расставить акустику. И вот тут есть интересный момент.
С одной стороны, точечный излучатель может подразумевать более или менее «эгоистичный» выбор точки прослушивания. Для одного. В случае же с KEF Blade, а точнее, в случае с излучателем Uni-Q — ситуация иная. Преимущества точечного излучателя здесь присутствуют, но вот охват с ровным заполнением может быть больше, шире, чем одна единственная точка прослушивания.
Поэтому проводить параллели с классическим коаксиальным излучателем и его поведением не совсем корректно. А расстановка акустики может быть и параллельная, и с поворотом, и даже с достаточно заметным поворотом — не могу сказать, что тут есть только один единственный правильный вариант. Владельцу нужно будет определяться самому, исходя из своих предпочтений и помещения.
Однако сделать комфортный звук на несколько большей площади, чем одно посадочное место с этой акустикой вполне реально. И еще общий момент — этой акустике (по крайней мере, в предложенной системе) не очень нравится тихонечко шептать. А вот на громкости от средней и далее — все намного лучше.
Прослушивание
Для начала поставил диск Pink Martini & The Von Trapps «Dream A Little Dream». Сразу заметно, что звук эффектный и вовлекающий. Сам по себе альбом прописан совсем не блекло — скорее, наоборот. И в нашем случае этот «эффект эффектности» заметно усиливается. По эмоциональности акустика играет весьма подчеркнуто, но не грубо.
Отработка вокальных партий, фокусировка, разделение неплохи, но упор не на них. Объем, воздух и ритм притягивают к себе больше внимания. В звуке есть и выраженная воздушность, и заметная плотность. Бас ощущается как достаточно силовой и акцентированный.

Почерк в целом — скорее, светлый, эмоциональный, но в то же время и сдержанный. При этом зажатости не заметно, но также нет и склонности к эйфории. Все вместе каким-то образом напоминает систему из полочников с фирменным нынешним звуком KEF и минимум пары хороших мощных сабвуверов.
При этом дефектов «сшивки» частот по диапазону между басовой и СЧ/ВЧ-секциями формально нет. И контроль хороший: ни намека на гул, нет разрыва по скорости — просто тот диапазон, который отдан басовикам, работает неожиданно объемно и сильно. И в то же время басовая составляющая имеет не только скорость и атаку, но и своего рода бархатистую мягкость, фактуру и разнообразие.
И при таких качествах СЧ/ВЧ-диапазон не выпадает из общей картины — противоречия в характере я здесь не заметил. Можно было бы подозревать резкость или крикливость, но ее нет.

Дальше послушал старую живую запись The Ornette Coleman Trio «At The "Golden Circle" Stockholm — Volume Two». С «объемом» есть вопросы к самой записи, но то, каким получился звук по этому показателю — точно лучше ожидаемого. Получается почти картинка, причем при всех недостатках записи — очень реалистичная и воздушная. И это тоже входит в понятие эффектного звука. В плане динамики проблем я не заметил — все на своих местах.
Детальность до определенного момента высокая, но больше с акцентом на основные тона — еще можно заметить чуть более быстрое затухание послезвучий. Подача светлая и не педантично-мониторная, к тембрам тоже иногда есть вопросы — все несколько светлее, чем нужно.
Но при этом попадание именно в музыку, в эмоцию — даже с поправкой на достаточно сложную музыку — вполне уверенное. Судить о басе по этой записи не стоит, однако на деле его получается много — и он делает звук основательнее.

Следующий альбом — John McLaughlin «Industrial Zen». Динамики достаточно для сложных пассажей, и детальность на уровне. Но также заметно, что въедливо и педантично разбирать звуки акустика не очень стремится, предпочитая брать эмоциональным напором, объемом и масштабом, основательно поддержанным басами.
И что радует — это не вульгарный и не грубый объем. Тут нет никаких попыток вдолбить музыку в голову. Отношение к материалу здесь совсем не аудиофильское и не для «академического прослушивания» — скорее, развлекательное в хорошем смысле слова.
Сверхдетальности нет, но погружение в эмоциональное сопереживание получается весьма естественным и весомым. Звук кажется непривычным, но именно эмоции он вызывает вполне отчетливо. Еще на примере именно этой записи — достаточно сложной, плотной и насыщенной — понравилась проработка сцены.
Каждый раз она пытается предстать не только хорошо читаемой, но и немножко театрально-концертной. Нередко у меня во время прослушивания было ощущение, что это и вовсе дорожка к концерту — только картинку не вывели. В том числе это ощущение прослеживалось и на совершенно студийных альбомах.

Потом поставил диск Katatonia «Viva Emptiness». Звук получился густой, напористый, быстрый, с неплохой разборчивостью. И даже умеренно-злой — без разглаживания и перевирания эмоций.
Также заметно, что акустика и система не делает акцента на косяки записи, не вытаскивает наружу все то, что при детальном рассмотрении могло бы сделать из достаточно жесткого металла «металл» с налетом комичности. Так что не-мониторность и не-въедливость в данном конкретном случае, скорее, работают на слушателя, если конечно этому слушателю не претит такой подход.
Дальше поставил записи произведений для двух фортепиано — диск Ludmila Berlinskaya & Arthur Ancelle «Belle Époque». Здесь звук получился аккуратным, но с таким же хорошим объемом — и с упором не столько на детали, сколько на всю музыку в целом, на эмоции. Звук спокойный: в первую очередь, все задается самим музыкальным произведением и исполнением, а у акустики и системы нет склонности это как-то переиначивать.
Характер сцены уже примерно знаком: крупная форма — все основательно, но без тяжести. Из нюансов, которые мне показались несколько необычными — слышен не столько знакомый стиль записи этого альбома, но и явно чуть другая подача. Все получается как-то более тепло и округло.

Звучание записи Cecilia Bartoli, András Schiff «Italian Songs» понравилось. Вокальные партии сфокусированы весьма неплохо, пропорции соблюдены, имеется изящество. Но и этот диск, как показалось, прозвучал несколько в непривычном ключе.
По стилистике все немного напоминало некоторые американские записи 60-х годов — только несколько светлее и без явного тяготения рисовать звук крупными мазками. Но вот какая-то теплота, акцент на голосе прослеживались.
На «большой форме» — записи Первой симфонии Малера — со сценой и динамикой система справилась хорошо, детальность была уже почти привычной, но картинка получилась сочной, увлекательной и цветной. Опять же, все это не про мониторный звук, а про собственный почерк KEF Blade — все в рамках их характера.
Выводы
И прослушивание, и сама акустика KEF Blade мне показались интересными и необычными с разных сторон.
Во-первых, хоть «Blade» и можно перевести как «лезвие», но это последнее, с чем хочется сравнивать звук. Музыку эта акустика совершенно точно препарировать не хочет и не будет. Зная, что и как звучит у KEF, я бы сказал, что для внимательного прослушивания и даже для препарирования музыки на любой аудиофильский лад (и в хорошем смысле) прекрасно подойдут модели серии Reference, но никак не Blade.
А вот в качестве основы центра домашних развлечений эту акустику я прекрасно могу представить. Так, чтобы в этой системе играла самая разная музыка для нескольких поколений слушателей: и музыка для компаний и посиделок, подзвучка к кино и концертам, да, пожалуй, даже звук компьютерных игр, которому сейчас уделяют массу внимания. Вот такой вариант совершенно разнопланового применения KEF Blade представляется мне весьма естественным.
И еще с одной точки зрения интересно посмотреть на Blade: у KEF много чего строится вокруг коаксиала Uni-Q, даже внешне многое похоже, но насколько же разный по характеру звук удается получать. Впрочем, все-таки некая общность у KEF имеется, и с этой точки зрения Blade хоть и совершенно отдельная величина, но явно не выходящая за рамки принадлежности к каталогу производителя.
Официальный сайт: KEF Blade
Цена: 3 168 000 рублей
Музыкальный материал
Cecilia Bartoli, András Schiff — Italian Songs — Canzoni (Beethoven, Schubert, Mozart, Haydn) / Decca — 440 297-2 / CD Stereo
John McLaughlin — Industrial Zen / Verve Records / Universal Music Jazz France — 0602498393284 / CD Stereo
Katatonia — Viva Emptiness / Peaceville — CDVILEF103 / CD Stereo
Ludmila Berlinskaya & Arthur Ancelle — Belle Époque / «Мелодия» — 10 02563 / CD Stereo
Mahler — Symphonie No. 1 — Chicago Symphony Orchestra, Klaus Tennstedt / Esoteric Company / EMI Classics — ESSE-90068 / SACD Hybrid Stereo
Pink Martini & The Von Trapps — Dream A Little Dream / Heinz Records — HNZ014 / CD Stereo
The Ornette Coleman Trio — At The "Golden Circle" Stockholm — Volume Two / Blue Note — TOCJ-9162 / CD Mono
Паспортные данные
Количество полос: 3
Тип оформления НЧ: фазоинвертор
СЧ/ВЧ излучатель: коаксиальный Uni-Q, СЧ 125 мм, ВЧ 25 мм
НЧ: 4 x 225 мм, с боковым расположением по два динамика на стороне корпуса
Частотный диапазон: 28 Гц — 45 кГц (-6 дБ)
Частоты раздела кроссовера: 350 Гц, 2,3 кГц
Чувствительность: 91 дБ (2,83 В/1 м)
Импеданс: 8 Ом (3,2 минимально)
Рекомендованная мощность усилителя: 100–500 Вт
Гармонические искажения (2-я и 3-я гармоники, на 90 дБ на 1 м): <0,5% 40 Гц — 100 кГц, <0,2% 200 Гц — 10 кГц
Выходная мощность: 117 дБ
Размеры (ШхВхГ): 363x1590x540 мм
Вес: 57,2 кг
Комментарии
rammster
Вот купишь такие и... не сможешь подобрать центральный канал.
Gorbatov
Да, здесь в линейке центра нет. И вообще больше ничего нет, кроме напольников побольше и напольников поменьше.
Jauhien
А этот здоровенный порт фазоинвертора сзади обязывает к тому, чтобы ставить колонки подальше от стен? Как этот момент в тесте проявился?
Gorbatov
На том расстоянии, которое можно видеть - уже не критично.
Jauhien
Интересно получается. Там, если по картинке судить, до стены не больше полуметра. А мне довольно часто на вполне уважаемых ресурсах приходилось читать, что колонки надо смело двигать чуть не на полкомнаты. И вот еще вопросик: а правила выставлять колонки вдоль длинной стены в комнате насколько строго стоит придерживаться? Бывали и тут статьи про инсталяции, причем довольно дорогие даже, так там колонки иногда стояли тупо в углах по короткой стороне.
Gorbatov
Очень все по разному бывает на практике. В одних случаях и 30 см уже вполне нормально, в других и разница между 45 см и метром будет заметна. Я видел системы, где акустика на треть длины комнаты была выдвинута. Но это не сразу так сделали, а по результатам проб многих вариантов. По какой стене, или даже отталкиваясь от угла - опять же все индивидуально. Ну и кроме того, одно дело - полностью предназначенная под прослушку комната, где можно делать что угодно, другое - когда приходится искать некий компромисс между звуком и жизнепригодностью пространства. И тут часто получается средне - не идеально, но жить и слушать можно.
Jauhien
Без шуток, очень занятно. Едва ли я, когда дорасту до собственного дома, пущусь в извращения с косыми стенами (чтобы смежные были относительно друг друга не под 90 градусов и противоположные чтобы не были параллельными), хотя приходилось читать, что именно в таком случае достигается аудиофильский оргазм. Какие-то минимальные акустические обработки помещения будут плюс хорошая звукоизоляция стен/пола/потолка, но исхожу я из того, конечно, что жить в доме я буду не один, да и сам не хочу, чтобы условная гостиная со стереосистемой была похожа на звукозаписывающую студию с басовыми ловушками во всех углах и коробками от яиц на стенах. Но пока буду тренироваться на кошках - на той комнате, в которой живу сейчас, так что сформировать понимание хотя бы основных принципов хотелось бы, да только спросить вокруг не у кого.
salvador_arana
Моё мнение - двигать надо. Чем дальше задняя стенка от линии ас, тем "просторнее" будет сцена в глубину.
По поводу резонансов - эта тема гораздо обширнее, и накрепко привязана к конкретной комнате. Но, в любом случае, при наличии порта фазоинвертора на задней панели ас, минимум от задней стены, думаю, сантиметров 30 нужно отступить.
А в угол портом направлять - в моем случае всё очень плохо получилось. И не думаю, что в другом случае выйдет лучше.
Gorbatov
Расстояние, на котором эффект нивелируется у разных моделей разное.
Igor-I
Виктор добрый день, спасибо за обзор я вот как-то не доверчиво отношусь к акустики с боковым расположением нч динамиков, правда такую слушал давно и не много бренд даже точно не помню, у меня вот такой вопрос есть какие то требования к размещению и площади, расстояния от боковых стен и т.д. для хорошего звучания нч диапазона в сравнении с акустикой с классическим расположением нч динамиков?
Gorbatov
В любом случае было бы странно пробовать запихнуть такую акустику в 15 метров комнаты... По бокам тоже место лишним не будет. С боковым расположением достаточно много чего попадалось - особой капризности не заметил. Правда и ставить боком в 30 сантиметрах от стены ни разу не пробовали.
Igor-I
В 15 метров комнаты это понятно))
Как вырисовывается сцена на НЧ диапазоне муз. инструментов? так скажем ) есть различия с классическим расположением НЧ динамиков?
Gorbatov
Каких-то выраженных особенностей не заметно. Далее все по тексту. Для чистоты эксперимента, конечно, хорошо бы сравнить одинаковый набор динамиков в разных исполнениях, но по наблюдениям за производителями, которые делают и так и так (если в принципе делают хорошо) преемственность в характере и прочие черты вполне себе наследуются. Меня много что настораживает в разных случаях, но боковое расположение НЧ - где-то в последних пунктах списка. У Tidal или Vivid, например, бывает разное расположение, но играют и те и другие хорошо, в том числе и по НЧ. И со сшивкой частот все в полном порядке.
Igor-I
Спасибо ) вообщем по возможности буду слушать сравнивать.
Katerina
Где же Георгий?!
Classic
Видимо, плачет.
Katerina
Зову его зову, зову, и опять зову - а его нет :(
Ref
Георгия разбанили уже? Вроде как он не мог писать
Katerina
Он и не был забанен. Не мог писать временно потому, что были проблемы с авторизацией через ВК (у всех пользователей), но они уже исправлены.
smirnoff_zlat
Это не тот Георгий, который богатый родственниками любитель Хеддов. Тот забанен, да ..
Classic
Любитель активной акустики забанен? За что? Он был забавен и не более своими постами "под копирку". Никому не грубил- за что бан? Верните старика!
Korelko69
Кроме Вас и я застыл в "трепетном" ожидании уважаемого "все-KEF-ного" и его комментария...))) (это безобидная шутка). А если всерьез , всегда прислушиваюсь к мнению Георгия и не только насчет продукции KEF.
skr
С интересом прочитал статью. Прошлой осенью на выставке в Москве тоже довелось услышать данную акустику. Несколько раз заходил в зал где она стоит, слушал и с усилителем Ямаха и с подключённым мощником ATI и и сейчас пытаюсь сравнить ощущения с результатами теста.Внешние колонки выглядят совсем не громоздко и вполне могут быть размещены в не маленькой, но реальной комнате 25+ метра. Звучание было очень масштабное, в меру детальное, в меру динамичное. Долго слушал, мне очень понравилось, единственное, может не хватило голографичности звука. Мой вывод такой: очень элегантный арт – объект, и для фанатов звука с помощью подбора связки усилителя, проводов, источника может звучать идеально.
stasik
У меня kef reference 203 комната 18 м кв колонки стоят по длинной стене ,лучший звук по моим ушам получился -по пол. метра от боковых стен и 80 см от задней . Звуковой почерк систем для многих знакомых меломанов с первого раза немного непривычен т.к. акустика работает как один большой динамик и студийные записи слушаются как бы из зала. Музыка играет по 12 час в день (я пенсионер) .Перебрал несколько дорогих систем, зашли только эти. Усь Мarantz pm 11s1, внешний цап denon 300 и cd . Фазинверторы у колонок спереди.