Умеют ли сегодня готовить мультибитные ЦАПы? Тест конвертера Vinshine Audio DAC-R2R Ref

ТEКСТ: Комментарии (39)
77.63 дБ
Умеют ли сегодня готовить мультибитные ЦАПы? Тест конвертера Vinshine Audio DAC-R2R Ref

Сегодня мы с вами узнаем, насколько на данный момент продвинулась легендарная технология R-2R и сравним полученный результат с пионерами отрасли.

Один за другим аудиопроизводители эксплуатируют ностальгию по мультибитным конвертерам. То американский Schiit с шутками в мануале, то китайские мастаки с очередным бессмысленным названием на латинице. В этот раз Vinshine Audio заявлен как сингапурский проект, хотя и собирается силами китайской мануфактуры Jay's Audio.

Модель DAC-R2R Ref нельзя назвать свежей новинкой — она появилась в 2016 году, и к настоящему времени все упоминания о ней на фирменном сайте уже отсутствуют. Как же так?

А начиналось все так воодушевленно и с огоньком в треде head-fi.org — читателей знакомили с этапами производства чуть ли не в прямом эфире. Вот алюминиевые заготовки под обработку, вот пара торов отправляется на посадку. Как бы там ни было, перед нами финальный результат DAC-R2R Ref — в отличие от интернет-странички, он-то никуда не делся.

Тяжеленький за счет трансформаторов и корпуса компонент весом 6,4 кг. Сборка выполнена добротно и аккуратно, но с простоватыми чертами — без намека на дизайн. Просто плиты анодированного алюминия с парой полированных ручек и тисненным шильдиком Vinshine Audio. Габариты: 320x70x300 мм. Что за ними?

Идеолог Vinshine Audio, Элвин Чи (Alvin Chee), решил топить за все хорошее и против всего плохого. В качестве ЦАПа работает резистивная матрица R2R DAC REV4 0.05% небезызвестной в узких кругах датской фирмы Soekris. Относительно чипов 1980-х, теперь плата получилась приличной — даже больше гиганта Ultra Analog D20400A.

Сама Soekris сейчас находится в полуанабиозном состоянии — большинство ее позиций на сайте имеют пометку «sold out». Что касается, собственно, модели R2R DAC REV4 0.05%, то на сайте ее тоже нет — но на eBay она продавалась по цене в 414,20 долларов. Проценты в индексе обозначают точность подгонки резисторов — Soekris предлагала и более дорогие версии с погрешностью 0,012%.

Soekris R2R DAC REV4 0.05%

USB-приемник/преобразователь в I2S реализован на базе Amanero (стоимость — 79 евро). Также есть коаксиальный и AES/EBU-входы. Все это заведено прямо на плату Soekris, которая умеет принимать SPDIF и I2S. А вот оптический разъем в Vinshine Audio решили не ставить — так что не получится у меня поэкспериментировать с транспортом высокого джиттера в лице AirPort Express. Зато здесь можно увидеть разъем RS232 для вероятных апгрейдов софта Soekris.

Теоретически, имеется возможность заливки другого варианта фильтра вместо штатного минимально-фазного. Но с хлопотами-эмуляторами, которыми я не стал заниматься. Да и вообще, сами видите: спустя три года — никаких упоминаний на официальном сайте. Нет человека аппарата — нет проблемы. Причем даже изначально в комплекте не было мануала. А ведь в эксплуатации DAC-R2R Ref имеются свои нюансы, которые следовало бы знать пользователю.

Звук выводится параллельно на RCA- и XLR-выходы. Плата Soekris (и, соответственно, DAC-R2R Ref) может работать в двух режимах: с фиксированным и переменным уровнем сигнала. Изменение громкости у Soekris сделано в цифровом домене — с 28-битным разрешением. То есть четыре дополнительных бита здесь работают для лучшего сглаживания сигнала при регулировке уровня.

Но если переключиться тумблером на fixed level на включенном устройстве, уровень зашкалит на 10 дБ с перегрузкой. Поэтому вы должны выключить конвертер, переключить режим и включить устройство, дав возможность микропрограмме загрузиться в Soekris с новыми параметрами работы.

Идея тумблера включения на задней панели представляется мне очень бестолковой. Нельзя же мыслить такой аппарат только в настольных категориях! Питание реализовано на двух Noratel — знаю, как их вид радует наших DIY-экспертов.

Тороиды завывают при включении, а затем быстро успокаиваются — видимо, после загрузки микропрограммы на ПЛИС Spartan 6 в Soekris. На нее работает стабилизатор Walt JUNG Superreg с постоянным напряжением в 12 В. Другая пара LT108x держит напряжение в 5 В для цепи управления и 15 В на усилитель наушников.

Для наушников Элвин Чи решил поставить готовый модуль усилителя Lehmann, снабдив его двумя разъемами 6,3 мм. Ну и правильно — нечего выдумывать что-то хорошее заново.

Разумеется, индикация DAC-R2R Ref выполнена на синих светодиодах, которые моргают в отсутствие сигнала. Впрочем, они мелкие, светят достаточно тускло и мрачно и не тревожат глаз дурной яркостью. Пульта ДУ, мануального переключения фильтра и других излишеств не предусмотрено.

И вот за все это производитель просил 1 600 долларов. Это уже не уровень алишной погремушки, а вполне себе ощутимая гиря для бюджета. Посмотрим, что она потянет в измерениях. Сначала на балансном выходе с постоянным уровнем 4 В, затем — с включенной регулировкой уровня и то же самое на RCA.

Уровень джиттера на сигнале 16 бит/44,1 кГц не вызывает никаких нареканий

Amanero и математика карты Soekris не дают повода усомниться. Никакого мусора от паразитных квантований не наблюдается. Шумы и величина джиттера на любых входах минимальны. Синус низкого уровня (-90 дБ) в разрешении 24 бит выводится образцово. Для мультибитных реализаций — это большой успех, поскольку архитектурой R-2R обусловлены проблемы с линейностью на малых значениях сигнала.

Синус низкого уровня (-90 дБ) в разрешении 24 бит. А ты точно мультибитный конвертер?

Правда, с перегруженным по 0 дБ сигналом плата Soekris справиться не может и на интерсемпловые искажения реагирует так же, как и подавляющее большинство конвертеров — ростом шумовой полки в ультразвуковой области.

А вот уровень собственных искажений Vinshine Audio DAC-R2R Ref будет заметен в области слышимого диапазона — то есть громче -90 дБ на единичном статичном сигнале 1 кГц. Работа с цифровым уменьшением уровня еще более ухудшила показания искажений (см. таблицу ниже). Характер помех был одинаковым и на XLR, и на RCA.

Кроме того, можно сказать, что устройство лучше справляется с частотой дискретизации 48 кГц, поскольку на 44,1 кГц в спектре появляется больше мелких помех и чуть раньше наступает спад АЧХ.

Характер гармонических искажений на тестовом сигнале 24 бит/48 кГц
Характер гармонических искажений на тестовом сигнале 24 бит/44,1 кГц

По звуку могу сказать, что ничего особенно плохого на Vinshine Audio DAC-R2R Ref не услышал. Но и хорошего тоже. Вообще, никаких откровений или порхающего саунда с мерцанием ревербераций. Ничего такого, чтобы можно было как-то выразить в красивое противопоставление «живого мультибита» со «стеклянной дельта-сигмой», как это было с легендарными плеерами Philips на TDA1540.

Разумеется, после минутного переключения селектора туда-сюда, стало быстро понятно, что сравнивать новодел с пионерами технологии вроде Philips CD202/303 или даже CD104 просто не имело смысла. Не та лига. И даже гармонические искажения у плеера 36-летней давности были ниже!

Уровню подачи Vinshine примерно соответствуют CD-модели среднего ценового диапазона, которые были выпущены позже — причем не все они относятся к R-2R. Vinshine играл достаточно гладко, кто-то совсем не опытный скажет: с «интересной серединой». Но как-то… на одной ноте. Но было чем и утешиться.

В противовес унылому впечатлению от линейных выходов, усилитель для наушников (Lehmann) выдал достаточно приятный звук — и остальная часть Vinshine Audio DAC-R2R Ref ему не очень и помешала.

Импеданс на выходе на наушники составил 9 Ом, а максимальное напряжение без нагрузки 4,74 В оказалось повыше, чем на линейных XLR-выходах. Но повторю свой старый тезис: наушники — это специфическая область, где различные отклонения и окрасы не так царапают слух по сравнению с акустическими системами.

Что мы имеем в итоге? Нормальный усилитель для наушников благодаря Lehmann и достаточно посредственный стереоисточник RCA/XLR — при всех тороидах и правильных деталях. За 1 600 долларов? Нет уж, за эти деньги найдется техника поинтереснее. И по старым деньгам, и по нынешним.

77.63 дБ +

Комментарии

#

О, сразу минус на статью, ну что такое! Выправил. По-моему, все это легенды, о "живом" звуке мультибита или старых винтажных плееров. По факту почти одинаково и больше зависит от выходного аналогового каскада и прочих проблем, чем от способа преобразования.

- 60 дБ +
⇡ в ответ @JaroslavS #

я вот все никак не соберу полный комплект источников разной ценовой категории на мультибитах TDA Philips, чтобы с примерами показать, что да как

безумцы ломят за топовые модели на TDA1541 от 500 евро и выше

- 50 дБ +
#

Интересная статья, правда не всё понял. У меня вот возник вопрос. а как вам ЦАП (он же и как пред работает) Pro-Ject PRE BOX S2 Digital ?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Dobryj_Fantomas #

Спрашивайте, что непонятно.

Проджекта у меня не было.

- 50 дБ +
#

Ярослав, благодарю за статью, за выполненную работу. Интересно. По циферкам - хорошо. Местами - можно и лучше.

Ярослав, Вы про ЦАПы, а я про линейные блоки питания. Как я понял, два тора, один питает усилитель для наушников, а второй - плату ЦАПа. И там и там двух полярное питание. Интересно потребление мощи данного девайса, и что у него происходит по питанию - пульсации, напряжения. Какие микросхемки стоят (на радиаторах)?

Вспомнил любимую тему, обсуждаемую очень горячё... Похихикал. Но вопрос задавать не буду. Оценю в декабре, возможно, когда поимею все нужные разъёмы и прочее, на своём девайсе (сигма-дельта).

- 50 дБ +
#

ИМХО за “откровения или порхающий саунд с мерцанием ревербераций” несёт ответственность организация цифровой фильтрации (или её отсутствие).

Помню, как включение 2 times oversampling моментально вносило в звук Consonance уныние. Уж лучше ультразвук и синусоида ступеньками

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Nikiniko #

У сравнимых Philips было целых 4х и Sharp фильтр. Порханию и музыкальности это не повредило.

- 50 дБ +
#

У меня уже несколько лет этот ЦАП и по своим звуковым качествам он переиграл кучу ЦАП в том числе и множество топовых мультибитов. У него просто высочайшее соотношение цена-звук.

Когда я прочитал про сравнение с Philips я просто залился от смеха.



И т.д.

Кстати ЦАП Philips на 1540 у меня тоже есть, но это не та муть которую предлагает 104 и 303.

- 60.79 дБ +
⇡ в ответ @YUOMINAE #

рад, что скрасил вашим же смехом ваш день


а зачем вам столько аппаратов, да еще на стойке плюс дисплей между колонками? Было бы там больше пространства, может и не пришлось так много перебирать ЦАПов и хулить пионеров компакт-диска.



- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Вокруг акустики достаточно места и до дисплея далеко, звуку он не помеха чем его не закрывай. А аппаратом у меня много, я люблю экспериментировать со звуком.


- 63.01 дБ +
⇡ в ответ @YUOMINAE #

выходит так, что у вас в доме работает много часов, но невозможно узнать точное время)))

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @YUOMINAE #

Не устану ставить Вам плюсы!

Новые фото есть?)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YUOMINAE #

Да, вы просто аудиоманьяк какой-то)))

Вы не опасны для общества?))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Eagle_2019 #

Да, глядя на сетап, я понял что я музыкой просто балуюсь и уж не как не меломаню.)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YUOMINAE #

Обалдеть. Это ж как надо любить своё увлечение, пардон: музыку и технику. Это уважуха! 😎 Очень здорово. Вы молодец!

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YUOMINAE #
У меня уже несколько лет этот ЦАП и по своим звуковым качествам он переиграл кучу ЦАП в том числе и множество топовых мультибитов.

Информативность на ноле!(

Может кто то и опознал ЦАП по виду, но для меня это просто коробка. Уж хоть бы модель написали и чем он так хорош!)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Rodomir #

Речь идет о ЦАП из названия темы, по моему это очевидно.

- 50 дБ +
#

на графике "Уровень джиттера на сигнале 16 бит/44,1 кГц не вызывает никаких нареканий" ничего не перепутано?

вообще, чем измеряли?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @V_A_N #

что может быть перепутано? вы что - не видите по графику, что никаких боковых полос вокруг тестового сигнала 11025 гц?

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @YG #

для 16 бит - фон под 130 дб ? ;)

так чем вы измеряли??? особенно приведенное на вышеупомянутом графике?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @V_A_N #

Ну снимаются же и обрабатываются показания с более глубокой выборкой чем 16 бит. математика же, ряды фурье)


- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Что такое БПФ мне объяснять не надо. С более "глубокой выборкой" это как? В подобных случаях не корректнее ли оценивать в dBFS ?

Всё-таки чем же измеряли, каким железом?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @V_A_N #

да сто раз же говорил, что для измерений всегда пользуюсь RME и он захватывает сигнал настолько глубоко, насколько позволяют его АЦП

для оценки джиттера я использую Music Scope, которая умеет выводить развертку по j-сигналу и показывать уровень по отдельным боковым пикам, когда они заметны. Выдавать общую сумму джиттера Music Scope не умеет, да и вообще больше не обновляется и не выпускается. Если вы знаете лучший софт для этих целей, дайте мне знать.



- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

В данной статье ссылка на ваш небезынтересный RME была бы очень уместна.

Кстати: The theoretical limit of SNR is equal to 6.02n + 1.76dB, where n is the number of bits.

поэтому для 16 битного сигнала теоретический максимальный уровень к шуму 98.08 дБ , и если шум в вашем софте опускается ниже, то что то не так.

Софт пишу сам при необходимости.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @V_A_N #

Если вы продолжаете сомневаться, значит, что-то не так с вашим пониманием процедуры измерения. Если вы возьмете любой график измерения джиттера, который делает Stereophile, AudioScience Review, Archimago и другие, то увидите, что noisefloor там ВСЕГДА ниже -100 дБ.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Stereophile это весомый аргумент ;))) но, согласитесь, 100 и 130 цифры существенно разные

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

в чем специфика измерения именно джиттера?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @V_A_N #

да, stereophile вполне весомый аргумент, а что с ними не так?

вы посмотрите другие графики в статье, выполненные в RMAA,

в них полка и артефакты вообще на минус 150 дб показаны, хотя реальных аудиотрактов с таким уровнем теплового шума попросту не существует.

В этом же и смысл преобразований в подобных вычислениях - "разворачивать" математической функцией все мелочи.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @V_A_N #
в чем специфика измерения именно джиттера?

вряд ли я сейчас готов в комментариях открывать лекторий, почитайте здесь

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

для 24 бит теоретический минимум уровня шума -146 дБ, и на графиках RMAA тестовый синус не под ноль, а примерно -3 дБ, так что где-то близко к истине

а вот для 16 бит -130 дБ это нонсенс!

измерения в dBFS строгие, но во многом софте результат вычисления БПФ нормируется некорректно, в частности, путаница со спектральной плотностью мощности и тп;)))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @V_A_N #

я могу вам сказать одно, если устройство демонстрирует высокий джиттер - это сразу будет ЗАМЕТНО на графике Music Scope

- 50 дБ +
#

Для выхода на наушники полезно было бы привести измеренные параметры под нагрузкой , например 32 Ом и 16 Ом.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @V_A_N #

Проводил-проводил, цифры у 16 Ом ожидаемо страшнее, чем без нагрузки, но я сомневаюсь, что наушники с таким импедансом будут использовать с этим аппаратом. Вот высокомоные тугоухи - да будут, но они по цифрам и не сильно отличаются чем при no load.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

насколько тянет низкоомную нагрузку - критерий конструктивной продуманности

- 50 дБ +
#

Графики с измерениями искажений до -160дБ-полный бред.И с таким частоколом и с доминирующей 3 гармоникой выше -90дБ ни о каком качественном звуке говорить не приходится.Человеческое ухо явно воспринимает искажения по уровню -150дБ и ни один прибор не может(на данный момент) измерить ниже -130дБ.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @S-Lic #

сказать-то чего хотели?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @S-Lic #
Человеческое ухо явно воспринимает искажения

У меня в компе даже сата разьемы не задействованы.

Так вот откуда рога и копыта растут значит из-за этого человек может услышать что в компектере не подключены разъёмы SATA или блок питания другой с хорошим КПД и другую материнскую плату тоже может услышать...теперь будем знать.

Очень странно то человек слышит то опять не слышит....Очень подозрительно всё это. Главное что хоть вы слышите разницу мат. платы Гигабайт от Асус.

Для вас могу сказать я слушал с Видеокартой и без видеокарты звук почему-то не поменялся, а ведь у неё два вентилятора и жрёт много.. Вам это странным вам не кажется?


- 50 дБ +
⇡ в ответ @Aim_Rec #

Вы не хотите слышать других и несете всякую чушь.Я разве писал,что без видеокарты(что вы к ней привязались),лучше или хуже.Мне она вообще не нужна ни на музыке ни на другом,я в игрушки не играю.И не разницу в фирме материнской платы.Я написал ,что есть в моем компе,а ,где было написано, что Асус хуже.И вы все коверкаете и придираетесь.... Вам это странным не кажется? На этом закончим,т.к. вы все равно не поймете,как на компе "делается" звук.А сата мне вообще не нужны.

- 46.99 дБ +
⇡ в ответ @S-Lic #
вы все равно не поймете,как на компе "делается" звук

ДА бох с ними с этими САТА. Как он делается на компектере то сами то хоть знаете?

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.