Что нам стоит стример построить: комбинация Raspberry и HiFiBerry DAC2 HD

ТEКСТ: Комментарии (33)
76.63 дБ
Что нам стоит стример построить: комбинация Raspberry и HiFiBerry DAC2 HD

Продолжаем сагу о постройке недорого сетевого источника.

Система Raspberry Pi проявила себя в качестве маленького и безотказного модуля, который способен выполнять куда более сложные задачи, чем прокачка какого-то там аудиопотока. Достаточно сравнить битрейт фонограммы с любой видеотрансляцией. В штатной комплектации аудиовыход Pi3 B+ никуда не годился. Для успокоения нервов проверим еще одну модель семейства Pi4B, которая была выпущена в июне 2019-го — через год после Pi3 B+.

В Pi4B сменился процессор и заметно выросла ОЗУ (вместе с энергопотреблением). Теперь здесь два мини HDMI выхода. Изменился и разъем питания с Mini-USB на USB-C. Однако фирменная убогость аудионачинки осталась на месте. Измерения демонстрируют тот же уровень искажений, разделения каналов и шумов -80 дБ, что соответствует разрешению 13 бит.

Как не отнекивался я от HAT-платок для Raspberry, а все-таки пришлось прикупить один «чепец». И это опять HiFiBerry, чей транспорт Digi+ Pro я уже тестировал. В этот раз швейцарский производитель очень хвастался своим новым DAC2 HD, ни много ни мало помещая продукт за 99 долларов в категорию High End! Посмотрим, что же нам предлагают.

I2S-подключение к ЦАПу, на которое сегодня принято молиться и проклинать SPDIF и USB. Два раздельных клока под 44,1 и 48 кГц и почтенный старец Texas Instruments PCM1796 вместо набившего оскомину PCM5102 с заведомо худшими показателями. Опять же, Швейцария: часовщики, банкиры, оружейники, вот это вот все. Ну ладно, заказываем.

Посылка не заставила себя долго ждать. В пакете только плата и все тот же комплект крепежа на четыре посадочных отверстия. Все остальные указания придется почерпнуть на фирменном сайте HiFiBerry. В частности, предлагается к установке фирменная ОС для Raspberry, чтобы в будущем вкусить прелести DSP-платы для румкоррекции.

HiFiBerryOS меня не очень впечатлила, хотя бы уже потому, что не отображала прямого доступа к папкам. Поэтому на карточку Pi4B опять отправилась Volumio — уж извините.

Сравнение характера гармонических искажений DAC2 HD в режиме 24 бит / 44.1 кГц на платформах: Pi3+B (черный), Pi4B (красный). Синий график отображает 16-битный сигнал с аппаратным понижением уровня до 75%

Измерения показали, что можно смело пользоваться хардварным управлением громкости DAC2 HD при воспроизведении 16-битного потока — то есть на подавляющем большинстве музыкального контента. Цифровой пересчет уровня сигнала происходит на более высокой разрядности, чем 16 бит.

В итоге преобразование остается корректным с точки зрения стандарта разрешения компакт-диска 96 дБ. Причем со снижением громкости общие гармонические искажения еще и падают в два раза по сравнению с показателями номинального уровня.

118 дБ реального динамического диапазона соответствует разрешению более чем 19 бит, что является хорошим показателем для цифро-аналогового преобразователя. В целом, измерения были одинаково приличными как на платформе Pi3 B+, так и на более новой Pi4B.

Отличалось лишь потребление тока, и не в пользу новой платформы Raspberry: 0,71–0,78A против 0,77–0,83 А. Стриминг аудиопотока Qobuz с большим битрейтом вроде 24 бит/192 кГц по Wi-Fi не вызвал никаких проблем.

С уровнем джиттера все в порядке

Другое дело, что саунд DAC2 HD при подключении напрямую к моему усилителю мощности Threshold поверг в уныние. Опять этот голый звук, грохочущий как железнодорожный товарняк — тут можно услышать лишь только крупицы да намеки на музыкальность.

Согласно спецификации, у PCM1796 всего два режима работы цифрового фильтра — Sharp и Slow. В меню микшера Volumio выявилась опция фильтра roll-off, который имеет более сглаженную характеристику АЧХ, чем слегка задранные ВЧ по умолчанию. На установке Slow стало немного мягче, но при этом режиме уже не работает регулировка уровня в меню Volumio — так что теперь DAC2 HD можно использовать только с дополнительным аттенюатором либо интегральным усилителем.

Хорошо, что тесты новой техники я по осторожности начинаю с самых тишайших фонограмм, иначе бы угробил колонки этим High End за 99 долларов для Raspberry.

Две установки работы цифрового фильтра в ЦАПе PCM1796

Швейцарский support на мои жалобы невозмутимо порекомендовал переходить на HiFiBerryOS. Нет уж, спасибо. Словом, применять эту связку на большой аудиосистеме с напольными колонками я бы не советовал. Не знаю, на чем это слушают и радуются. Хотя, кажется, знаю.

На кухне у меня стоит двойка представителей так называемого «британского Hi-Fi» в лице стереоресивера NAD 7020 (на базе того самого усилителя 3020) и полочных Mordaunt-Short MS5.10. Колонки стоят на разных уровнях ближе к потолку, поэтому эшелонирования сцены и пространства стереофонограммы там нет никакой. Это просто часть пространства, из которого выдувается большой пузырь музыки. Но щедрых средних частот, вайба и прочего музыкального жира в нем хоть отбавляй. До этих пор в качестве стримера здесь работал AirPort Express. Но работал он плохонько, если честно.

Конечно, благодарствуем Apple за lossless по AirPlay, но это всегда была нагрузка на промежуточный узел. Либо компьютер с Roon, либо телефон, либо планшет, которые должны тот же Tidal или Qobuz-стрим сначала скачать себе, воспроизвести, запаковать обратно в ALAC, вернуть на модем и только потом от него опять отдать на AirPort Express. А сам модем находится через несколько стен. Если на кухне кто-то топчется на пути сигналов в обе стороны, то случалось и выпадение звука.

К тому же, сам по себе, в качестве источника стерео, AirPort Express не воодушевляет. Конечно, за свои деньги это устройство уникально в роли роутера в приятном дизайне, который умеет играть музыку, да еще и отдавать ее по оптике. Но собственный джиттер и ограничения AirPlay делают AirPort Express в наши дни компромиссным решением. А вот Raspberry с прихватом в виде HiFiBerry DAC2 HD оказался в моей кухонной системе из 80/90-х весьма кстати.

Во-первых, в жирном чреве NAD/Mordaunt-Short напористый и грубоватый звук DAC2 HD просто растворился. В такой компании он заиграл более-менее похоже на нормальный Hi-Fi источник. К тому же, в отсутствие AirPort Express все фонограммы воспроизвелись более ясно и ритмично, да и тембр не высох.

Во-вторых, появилась заманчивая возможность загонять на кухню любой контент, включая хайрезы, которые раньше приходилось крошить, чтобы упаковать в 16/44 ALAC формата AirPlay. Если что, AirPlay доступен и для Raspberry, но кому он теперь нужен, если есть чудесный UPnP. Для маршрутизации этих потоков осталось найти нормальную программу со встроенной поддержкой Tidal/Qobuz.

Родное iOS-приложение Volumio просит денег за интеграцию Tidal/Qobuz, да еще, говорят, и глючит с интерфейсом Tidal. Поэтому установливаем на айпад и айфон первое попавшееся приложение для воспроизведения UPnP/DLNA — Mconnect Player. Стандартный, не очень модный интерфейс, знакомый еще по приложению Bel Canto. В бесплатной Lite-версии Mconnect Player отсутствует сортировка треков и торчит реклама, но сейчас нас интересует исключительно работа стриминговых сервисов Tidal/Qobuz.

Mconnect Player можно использовать и в качестве обычного плеера тем, кто хочет пользоваться Tidal и Qobuz, но не желает менять регион аккаунта в своем телефоне. Как известно, родные приложения Tidal и Qobuz недоступны в локальных Store. А здесь все теперь работает под одной крышей.

Вбиваем логины/пароли, находим нужный альбом, указываем Raspberry через клавишу Play to, который уже числится в списке доступных UPnP-устройств. Все заработало мгновенно, показывает разрядность потока, утешает во время чистки картофеля. Чего еще желать на кухне? Пользователи в отзывах жалуются на Mconnect, что у них одна песня играет по кругу, но это лишь потому, что они и выбрали одну песню, а не запустили весь альбом. Друзья, приучайтесь слушать музыку альбомами, как делали ваши дедушки!


Скрины с произведениями Валентина Сильвестрова в 24 бит / 96 кГц аудио были сделаны в аккаунте Qobuz. Разумеется, что в случае Tidal рендеринг MQA вне родного приложения будет недоступен, и на DAC2 HD отправится только лишь 24 бит / 48 кГц. Чтобы полностью расколдовать Hi-Res стрим в Tidal, следует выводить цифровой сигнал хотя бы с помощью этого устройства с подключением к MQA-совместимому внешнему ЦАПу.

С другой стороны, подавляющее большинство современных релизов в Hi-Res изначально записываются, микшируются и представлены на рынке в разрешении 24 бит / 44,1 кГц. Это индустриальный стандарт рекорд-индустрии сегодня. Остается непонятным, какой тогда смысл в кодировании MQA для оригинала 24 бит / 44,1 кГц? Экономии битрейта и файлового пространства в этом случае нет никакой. Разве что экономика в лицензировании формата и дополнительном барьере между владельцем ординального контента и слушателем.

Упаковка подобного контента для стрима через Tidal в MQA лишь чуть-чуть добавит бесполезного шума в самой верхней полосе частот 20 кГц, где никто его не услышит. Ладно, в конечном счете, вы ничего не потеряете, прослушивая такой MQA безо всякого декодирования через Mconnect и HiFiBerry DAC2 HD.

Поэтому промежуточные выводы на сегодня будут таковы:

1. В качестве Raspberry-платформы необязательны самые последние модели с мощными чипсетами и большим потреблением тока. Для бесперебойной работы системы вполне достаточно Pi3 B+.

2. HAT-ЦАПы в достаточно прозрачной и чуткой к смене компонентов аудиосистеме по качеству звука все еще не способны заменить стационарный источник высокого класса. Для этой цели лучше использовать Raspberry в качестве транспорта с цифровым выходом, подключенным к проверенному внешнему ЦАПу.

3. HAT-ЦАПы превосходно впишутся в систему №2, а лучше в №3 или №4, обладающую контролируемой и заметной окраской.

4. Применение UPnP-маршрутизации в сочетании с подпиской на стриминговые сервисы принципиально меняет процесс потребления музыкального контента и в буквальном смысле выводит музыку из одной комнаты по всему дому.

76.63 дБ +

Комментарии

#

А чего тут ожидать? Решение для дешевой встройки. Обычно такие платки интересны как входные интерфейсы для всяких DIY самоделок с дальнейшим выводом не аналога, а цифрового потока. Главное не делать на них SRC и обработку звука. Ну и опять же вопрос к ждиттеру при выводе с цифры. Но это не имеет особого значения если далее с ждиттером никак не работают.

- 46.99 дБ +
⇡ в ответ @USHT #

Что-то вас заклинило на этом «ждиттере». может, поделитесь уже эксклюзивными открытиями в этой области? Только с картинками и ссылками плиз.

- 56.02 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Да нет в этой области никаких новых открытий: буферизируем, ресинхронизируем, выдаём заново чистый сигнал. Всё ясно и понятно. Просто борьба с джиттером стала относительно массовой совсем недавно. А в этой платке ее нет. Вот и все.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @USHT #

хорошо, спросим по другому - какие инструменты оценки уровня джиттера вам известны?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @USHT #

ИЗ этих платок фактически даром можно собрать сносное устройство, получше большинства дешевого говнокитая. Канеш, Китай есть разный, да вот Холо и Денафрипс уже ни разу не бюджетные.

- 60 дБ +
#

Спасибо за обзор. Я на dastereo слежу за ветками по конструированию плееров и стримеров на базе Raspberry. Насколько я понимаю, там люди заморачиваются качественным питанием. Простой блок питания как у мобильного телефона не очень подходит. На сайте hifiberry в DATASHEET для этой платы я вижу отдельный разъем для питания. Вы его как-то использовали? Еще я читал, что Volumio не очень качественный звук выдает, народ с разными сборками операционных систем экспериментирует, с разными плеерами. В общем, меня волнуют вопросы питания и программного обеспечения. Интересно развитие этой темы в этих направлениях. Кстати, на сайте hifiberry DAC2 HD сейчас стоит 89$. Мне кажется, буквально на днях они цену немного понизили.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AlexF #

У меня $99 до сих пор показывает:


Никак не решусь купить эту плату совместно с DSP-Add-On для экспериментов с рум-коррекцией.

Мне HiFiBerryOS при использовании Digi+ Pro как раз очень понравилась.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @Tygralak #

Что-то я затупил. У меня в евро цена стоит. В евро 89.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AlexF #

Нет, я умышленно не хотел делать из RP паука-птицееда с кучей БП вокруг тельца. Мой интерес к этой концепции предполагает ограничение как по габаритам, так и по инвестициям.

Иначе тогда надо брать корпус Hi-Fi-формата, закупать линейные блоки питания и колхозить что-то более традиционное. У меня уже много лет такое устройство в наличии.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AlexF #

И правильно заморачиваются, глупо недооценивать хорошее питание.

- 50 дБ +
#

Академический интерес.

Да.

- 50 дБ +
#

Тем временем, я сделал небольшой апдейт в материале про 1540 и хочу до конца месяца закончить с TDA1541. Компания там подбирается любопытная, будьте уверены. Дальше по обстоятельствам - либо изучим дрейф Philips в сторону битстрима, либо продолжим топтаться в святых 80-х, переключившись на чипы Burr-Brown.

Но без финансирования эта затея застрянет во льдах

сбер: 4276380123464252

paypal: direject@yandex.ru

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #
сбер

👌

- 50 дБ +
#

мисье знает толк в извращениях

- 60 дБ +
#

Интересно, а кто нибудь пробовал сборку от алло.ком спарку + кали + пиано 2.1? Достаточно давно на рынке представлено, говорят с акцентом на музыку...

https://www.allo.com/sparky/bu...

- 50 дБ +
#

Аудиофильский глаз слово "сагу" в начале статьи отказывается читать иначе как Cary )

- 50 дБ +
#

И какой же всё-таки вариант малинка-шляпа лучший в роли ЦИФРОВОГО источника?

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @dante_kh #

ну как транспорт он ок

но разместить в таком формате нормальный ЦАП с обвесом невозможно

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

А достойный usb выход появился на малинку? И ещё вопрос насколько лучше будет звук с повербанка, чем от импульсного БП?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AntNik #

Для этого существует ALLO USBridge.

- 50 дБ +
#

Приветствую.

Я обладатель такого же ЦАПа, только в их родном корпусе. Покупал как раз для второй системы. Что хочу сказать автору.

1. Спасибо за обзор.

2. DAC2 HD работает с четвертой РПи, он под нее сделан. Как вы умудрились подключить к третьей?

3. Разница между импульсником и ЛБП очень серьезная. Я слушал от правильного стабилизированного ЛБП, и от Югрина, между ними дьявол из мелочей.

4. Забудьте про ВОЛЮМИО. Это, наверное, самый хреновый по звуку ПО/плеер.

Он усредняет всю музыку. Делает ее неинтересной. Превращает все в мп3. Что такое атака, или тембральное богатство, Волюмио не ведает.

Меня хватило на день прослушивания с Волюмио. После этого ждал какое-то время, пока Игорь допилит АПлеер под новый ЦАП (в том числе). И вот уже с АПлеером совсем другое дело!

Да, от него не надо ждать такой детальности, прозрачности, и дорогого породистого звука, который есть на хороших больших ЦАПах.

Но ХайфайБерри очень музыкальный, живой и натуральный. В отличие от тех же Креллов, все инструменты узнаются безошибочно. Есть и трехмерная сцена, и атаки, и микродинамика. А главное, что он очень комфортный по звуку. Можно слушать долго, громко и с удовольствием.


- 50 дБ +
⇡ в ответ @Serpens #
Как вы умудрились подключить к третьей?



ну а разве он не может с ней работать? - поставил в разъем и вперед

какой Krell вам не понравился в сравнении ?

попробую Аплеер, скажу что и как

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #
попробую Аплеер, скажу что и как

Даже любопытно, что получится. Имхо, можете с удивлением обнаружить, что разницы нет вообще. Как там говорят, "цифра есть цифра". Все в мп3? Ну-ну.

- 50 дБ +
#

Автор плеера Album player, Игорь Антонов, сделал специально для Малинки образ системы чисто для аудио, может получше Волюма окажется? Мне не на чем испытывать, я просто новости читаю.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AntNik #

Да, образ ставится на сд карту, немного настройки (очень простой), и вуаля!

А разница в звуке просто катастрофическая!

В большой системе использую ЮСБридж и юсб-ЦАП, пользуюсь только АПлеером, хотя попробовал разные операционки и плееры.

- 50 дБ +
#

Топ двадцатилетней давности, времен легендарности.

Если будете ставить АПлеер, скорее всего, надо будет поднять громкость.

Если надо, скину вам инструкцию от Игоря (она есть на Дастерео).

И ставить надо 64-битную версию Йокто, в ней предустановлена эта шляпа.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Serpens #

Скажите у меня сейчас два варианта никак не могу понять что лучше играет: 1 система : виндоус10+Roon 1.7 через Asio минуя ядро винды и 2 система: Линукс Убунту без программ абсолютно голенький и плеер какой-то линуксовый простой наподобии АльбумПлеера.. но другое название, вывод звука через ПульсеАудио, Альсы почему то нету.. утсановлено на одинаковых ноутбуках фирмы ASUS мне кажется что звук на Винде+Руун повоздушнее утомляемости меньше чем на Линуксе..

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Aim_Rec #

Ничего конкретного не могу сказать. Ноутбуки для меня давно пройденный этап, для музыки они не годятся.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @Serpens #
для меня давно пройденный этап, для музыки они не годятся.

Чем именно не годятся напишите плиз.. прям по пунктам то не так и там не так и что именно не так в ноутбуках, я тоже хочу знать !!

Или даже так немного перефразирую свой вопрос если я продам ноутбук и куплю Интел_Нук компьютер и установлю на него виндоус10+Roon будет лучше звучание? И всё же хочется точно знать чем ноутбук не годится для музыки.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Aim_Rec #

А зачем на Интел Нук в этом случае ставить Вин10, если есть ROCK? Я себе именно так и собрал. Это же специально решение для такой сборки. Или я ошибаюсь?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Mechanic #

Нет, верно. Но тру-аудиофилы подключают Нюк по лану к устройству типа СОТМ или ЮСБридж, для правильного вывода по юсб.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Aim_Rec #

Ну дык, грязью в выходе юсб.

Хотите занедорого и очень качественно - ALLO USBRIDGE + линейный блок питания.

Почитайте Дастерео, ветку про Алло.


- 50 дБ +
#

Обзор HifiBerry DAC2 HD на английском:

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.