Динамик Tannoy Dual Concentric, или Как из одной точки звук получается

ТEКСТ: Комментарии (29)
76.02 дБ
Динамик Tannoy Dual Concentric, или Как из одной точки звук получается

Британской фирме Tannoy уже более 90 лет. За это время компания выпускала много чего, но в этот раз мы поговорим об одном из самых значимых ее изобретений, которое, собственно, для многих меломанов и есть синоним бренда — драйвере Tannoy Dual Concentric.

Точечный источник звука — понятие из теоретической акустики. Если предельно упрощенно, то теория говорит, что пара точечных источников в идеальных условиях в состоянии воспроизвести стерео в варианте, наиболее приближенном к исходному. Не останавливаясь на интерференции сферических волновых фронтов и прочих премудростях, отметим, что, строго говоря, в реальной жизни точечный источник нереализуем. Однако максимально приблизиться к этому Святому Граалю звуковоспроизведения позволяют коаксиальные системы.

В этом типе драйверов каждый из динамиков отвечает за свой частотный диапазон, а расположены они сонаправленно, концентрически и соосно. Этот принцип реализован во многих устройствах разных брендов и зафиксирован во множестве патентов. Реализация Tannoy, тем не менее, считается одной из самых лучших. Все дело в том, что высокочастотный динамик (твитер) в устройстве Dual Concentric расположен не просто соосно с диффузором НЧ-динамика.

Двойной и концентрический

В 1947 году компания выпустила свою версию коаксиальной технологии под названием Dual Concentric (любопытно, что первоначально он назывался Concentric Dual). Принципиальных изменений с тех пор, пожалуй, и не было.

Рупор твитера в Dual Concentric практически без зазоров и нарушений точности линий переходит в диффузор низкочастотного драйвера. При этом диффузор становится частью акустического оформления твитера. Это обеспечивает системе фазовую когерентность и точечную визуализацию. Результат — чистота звучания.

Двухполосная система звучит так же хорошо, как широкополосный драйвер, но без присущих ему недостатков — сужений диапазона, неравномерности и прочих неприятностей, вызванных чисто физическими ограничениями процесса. При мощности в 20 Вт чувствительность систем Dual Concentric позволяла, используя не самые мощные ламповые послевоенные усилители, получать масштабное, широкодиапазонное звучание.

Работа в режиме точечного источника означает, что полнодиапазонный звук исходит из одной области. Сравните это с несколькими драйверами, отыгрывающими свои части звукового спектра из разных расположений на передней панели колонки. Подход Tannoy устраняет сдвиги фаз, неизбежно присущие обычным многополосным колонкам, и, как результат, обеспечивает очень точное и естественное воспроизведение.

Dual Concentric вчера

Первоначальная конструкция Dual Concentric оказалась настолько хороша, что она оставалась практически неизменной в течение почти 30 лет. После модели Monitor Black, в 1958 году, был представлен Monitor Red, который наряду с Monitor Gold (1967) стал, пожалуй, самым почитаемым из всех коаксиалов Tannoy.

Наиболее значительные качественные улучшения продукта были достигнуты за счет использования более совершенных кроссоверов у более поздних моделей, таких как Monitor Gold и позднее — HPD. В частности, кроссовер предусматривал многоступенчатую регулировку АЧХ. Кроме того, первые модели Dual Concentric имели импеданс 15-18 Ом для лучшего согласования с ламповой техникой. У «мониторов» это значение снизили до привычных и в наше время 8 Ом.

К началу 70-х фирма стала выпускать 12-дюймовые и 10-дюймовые модели систем, работающих по принципу Dual Concentric, к ним предлагались конструкции кабинетов, которые можно было купить или сделать самостоятельно. Интересно, что Tannoy не производила специально разработанных студийных мониторов до 1979 года, но уже в 1950-х, 60-х и 70-х годах почти во всех ведущих британских студиях в качестве мониторов работали системы Dual Concentric Tannoy, включая студию Decca, которая с их помощью контролировала свои трехмикрофонные стереофонические записи Decca Tree.

EMI также использовала Tannoy в своих студиях Abbey Road. Но, справедливости ради, отметим, что в Studio Two, где чаще всего писались The Beatles, стояли колонки Altec 605As. Это тоже коаксиалы, но отличные от Dual Concentric — с выделенным рупором ВЧ в центре диффузора низкочастотника. Впрочем, в конце 1968 года их заменили на Monitor Gold. Впоследствии звукорежиссеры EMI сочли Gold слишком яркими, и в конце концов их место заняла более ранняя версия — Monitor Red.

В 1974 году серия акустики Tannoy с использованием Dual Concentric была полностью переработана и представлена как серия Tannoy Monitor. В частности, в линейку Tannoy Monitor HPD входили модели, названные именами местностей Англии — Cheviot (HPD315A), Berkeley (HPD385A), Eaton (HPD295A), Arden (HPD385A), Devon (HPD315A). Это системы с вполне современными параметрами, при сопротивлении 8 Ом их чувствительность — от 87,5 до 91 дБ, мощность 50–85 Вт.

Драйверы из колонок Tannoy Monitor Gold со снятым кожухом магнитной системы
Tannoy Monitor. Рупор твитера — за акустически прозрачным пылезащитным колпачком

Каркас динамиков был литым, с золотистым или цветным покрытием, с четырьмя или восемью крепежными отверстиями — в зависимости от года выпуска. Бедой многих Tannoy Monitor оказался подвес динамиков, изготовленный из специальным образом обработанного пенопласта или пенополиуретана (так называемый Tannoplas Surround). Эта технология давала очень мягкий демпфированный подвес диффузора, однородный, обеспечивающий хорошую линейность и возможность минимизировать величину магнитного зазора. Но со временем, окисляясь, материал вырождался в липкую субстанцию, которая затем, лет за 25, превращается в порошок. У современных моделей этот недостаток, очевидно, преодолен.

Dual Concentric сегодня

Dual Concentric устанавливается в консьюмерских моделях Tannoy семейства Hi-Fi. Среди них немало переосмысленных версий легендарных колонок. О многих из них писалось на страницах Stereo.ru. Сейчас выпускаются, например, Tannoy Legacy Arden, Legacy Cheviot, Legacy Eaton, GRF90, Kensington Gold Reference и другие.

Если попытаться суммировать мнения экспертов, тестировавших акустику Tannoy Dual Concentric разных моделей и разных лет выпуска, то выявится несколько характерных свойств этих систем. К ним стоит отнести несомненную «породистость», точность прорисовки сцены, масштабность и, в то же время, подробность звучания.

С другой стороны, иногда отмечается не самое крупное «сладкое пятно» прослушивания. Отдельной темой стала капризность многих моделей Tannoy с драйверами Dual Concentric по отношению к усилителям. Не каждый, казалось бы, подходящий по параметрам усилитель был способен раскрыть потенциал громкоговорителей. Зато с достойным партнером эта акустика звучала очень хорошо.

АЧХ мониторов Tannoy Gold 5

Интересно продолжение традиции применения Dual Concentric в профессиональной сфере. Недавно компания вывела на рынок серию из трех активных студийных мониторов ближнего поля Gold. В нее вошли модели 5, 7 и 8, оснащенные, соответственно, драйверами Dual Concentric 5, 6,5 и 8 дюймов в корпусе с фронтальным выходом фазоинвертора. Системы получили раздельный (для флагманской Gold 8 — 300-ваттный) усилитель класса AB для высоких и низких частот, они оснащены титановым твитером с волноводом Tulip. Применение Dual Concentric в мониторах ближнего поля, пожалуй, особенно востребовано, благодаря возможностям этой технологии.

Наконец, есть даже бинауральная запись колонок Tannay Eaton. Хоть в наушниках всех особенностей коаксиального динамика не услышать, но можно попробовать.

ТЕГИ:#Tannoy
76.02 дБ +

Комментарии

#

Очень надеялся прочитать как устроен твитер в современных Tannoy , но об этом совершенно ничего не сказано. .. А ведь диффузор вч головки находится значительно дальше по глубине относительно от нч головки, а не на одном уровне, как у Кеф. Поэтому как осуществляется фазовое согласование диффузоров, находящихся на разной глубине, очень было бы интересно рассмотреть

- 50 дБ +
#

Последний график странный. Нет четырёх вертикальных линий, отмечающих частоты на участке 20-100 Гц.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Igor_Golochshapov #

Там 20/40/60/80/100... наверное. ))

- 53.01 дБ +
#

Так то оно так, но глаз с непривычки резануло. В самой интересной части АЧХ.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Igor_Golochshapov #
В самой интересной части АЧХ.

Кому как... производителю интереснее сгладить... ;-)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @zome_bear #

Зачем сглаживать, спад с 80 Гц в таком корпусе - достойный результат.

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @Igor_Golochshapov #

зато на СЧ красота ))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @rammster #

Да, выглядит идеально, может быть, и звучит так же. А то бывали прецеденты.

- 50 дБ +
#

Ну не знаю,как и кому,но мне Танной не зашли,специально дома слушал с неделю их активные студийные мониторы,а потом вернул.. И если рассказывают про коаксиалы,то есть такие модели у Piega,но там стоят ленточные излучатели-советую послушать и сравнить..

- 40.97 дБ +
⇡ в ответ @george #

Георгий, ещё раз. Речь о коаксиалах. Причём здесь Piega?

- 46.99 дБ +
⇡ в ответ @bluesevich #

Тогда еще вам отвечу,только Piega на моей памяти выпускает коаксиальные ленточные излучатели,вы возможно не слушали ?? Но принцип один,Твиттер встроен в среднечастотник.. Что еще,ну сами послушайте... Там только для баса используют традиционные куполы.. Я всегда беру свои тестовые диски в разных форматах и сравнивал.. Да даже на последней выставке,в Крокусе..

- 40.97 дБ +
⇡ в ответ @george #

Это они конечно здорово придумали:))) но всё же коаксиалом это назвать трудно.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @bluesevich #

А как по другому ?? НУ подумайте..

- 43.98 дБ +
⇡ в ответ @george #

ну вот как-то так:)) Или можно посмотреть в этой статье фото, или вспомнить КЕФ, Кабасс...

А Пига...если бы все драйверы на одной оси были бы...да и где у ленты ось искать:)))

- 50 дБ +
#

Я ее не ищу,просто слушаю музыку..

- 39.21 дБ +
#

Очень интересно было, спасибо за статью!

Но я все таки сторонник КЕФовских коаксиалов, вот там больше звук из одной точки получается, а не когда твиттер позади... И «сладкое пятно» широченное, а не как у Таноев. Поэтому, про динамик UniQ тоже есть много чего интересного рассказать)

- 50 дБ +
⇡ в ответ @allkef #

Георгий. Ждём тогда статью:))

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @bluesevich #

Еще,попробуйте найти и послушать JACKY TERRASSON "LE JARDIN D"HIVER", тогда поймете меня.. Он был долгое время "послом" Ямаха ,естественно на концертных роялях.. Тут есть все,начиная от звука и блистательного импровиза..

- 46.99 дБ +
⇡ в ответ @george #

У меня есть этот альбом.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @bluesevich #

Ну,тогда вы меня поняли.. Я ведь прежде всего был пианистом..

- 43.98 дБ +
#

Спасибо,за оценку моих "талантов", но писать я не любитель. Мог бы сыграть,но вы сами отказались.. Такое возможно у меня только летом,когда жена в отпуске и далеко от меня,как впрочем и я от нее.. Выпили бы бурбон и славно посидели. Да,с каждым прожитым годом,я играю все хуже.. У меня раньше был стандарт,играть не меньше 4 часа в день,сейчас уже нет интереса.. Если не трудно,то выпейте за меня хоть рюмку чего-нибудь 20 декабря-мне будет 68 лет.. Я к вам отношусь очень хорошо..

- 43.98 дБ +
⇡ в ответ @george #

Георгий, у вас тут тёзок хватает. Allkef тоже зовут Георгием, и обращался я к нему.

ПС Стакан чачи на травах за ваше здоровье обещаю!

- 50 дБ +
⇡ в ответ @bluesevich #

Извините,я ошибся,а в остальном спасибо..

- 50 дБ +
⇡ в ответ @george #

Ой та нема за щё:)))

- 50 дБ +
⇡ в ответ @bluesevich #

Дуже приемно.. К сожалению я не могу передать русским языком-весь колорит украинского..

- 50 дБ +
#

Не будь я привереда, я бы поднакопил и взял бы революшн 6-й или 8-й... Но всегда слышу у них рупорную подкраску и неровность на высоких частотах, там задрано где-то на 3кгц. Коаксиал не панацея...

- 50 дБ +
#

"Рупор твитера в Dual Concentric практически без зазоров и нарушений точности линий переходит в диффузор низкочастотного драйвера. При этом диффузор становится частью акустического оформления твитера." - хм, и никакой модуляции сигналом для вуфера сигнала твитера? Удивительно...

- 53.01 дБ +
#

Много раз слушал серию Престиж от Таноя и всегда ловил себя на мысли,что вч-яркие, бас-размазан.И вообще звук хвалёного Dual Concentric никогда меня не смог зацепить. Ну как вы себе представляете рупор,который всё время снуёт туда-сюда? Разве это полезно для твитера? А разве симфонический оркестр и его огромное количество различных инструментов звучат как точечный источник? Может фортепьяно или соло скрипка и будет точечным источником.Но только не оркестр и не рок-группа!

- 50 дБ +
⇡ в ответ @evgeniy424 #

Вот и я примерно об этом же...

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.