В этом тесте мы решили провести небольшой эксперимент, выяснить — «а есть ли жизнь на Марсе», точнее — а есть ли звук за 10000 рублей. Это более чем бюджетный сектор для рынка Hi-Fi и тут мы рискуем столкнуться лбами с производителями мультимедиапродукции.

Уже некоторое время наблюдается тенденция Hi-Fi-компаний предлагать новые линейки акустических систем в самом нижнем ценовом диапазоне, тем самым расширяя для себя рынок сбыта. Вдобавок к этому некоторые солидные компании начинают производить откровенно мультимедийную аппаратуру вроде музыкальных центров «все в одном», компьютерных колонок и т.п. В ответ изначально мультимедийные компании продолжают успешно вторгаться на сектор Hi-Fi-техники, в первую очередь в область домашних кинотеатров. В результате выбор слушателя только усложняется, и он часто дезориентируется, выбирая между «маленькими, но по пять (Hi-Fi), и большими, но по три (мультимедийные)». Возможно, в недалеком будущем эти две волны удачно сольются, и мы не будем разделять эти понятия, ведь покупателю в конечном итоге нужен качественный продукт за свою цену. Но пока еще Hi-Fi — это не только уровень качества техники, но и своя особая культура, свое отношение к музыкальному материалу как к чему-то ценному, к тому, что непременно нужно бережно сохранить и изысканно воспроизвести. Изучая производителей акустических систем класса Hi-Fi, невольно проникаешься уважением к тому, с каким трепетом и упорством талантливые люди пытаются донести до нас «правильный» звук. Порой это доходит то того, что даже самые бюджетные колонки играют практически вровень, а то и лучше, чем весьма солидные АС той же компании. Надеемся, наш тест сможет отразить текущую ситуацию в такой весьма низкой для Hi-Fi ценовой категории. Любопытно, что у некоторых из компаний-участников имеются даже более дешевые модели, чем занятые в тесте. Так есть ли звук за эти деньги? Проверим!

AAD C-44 10000 руб.

Звук: 3

Конструкция: 4

Качество/цена: 4

Достоинства: компактное, комфортное звучание, симпатичный дизайн

Недостатки: невысокое музыкальное разрешение

Конструкция

Эта модель американского аудиофила Фила Джонса взята из серии C среднего класса, которая уже снята с производства, но еще присутствует на российском рынке. Модель весьма компактна, однако собрана не менее качественно, нежели старшие собратья. Плотно подогнанные стенки, аккуратно вписанные в переднюю панель крепления динамиков, металлические штыри крепления защитной сетки (слегка сточенные на конус, чтобы сетка крепче держалась) и даже металлический логотип — во всем видна основательность, продуманность и тщательность изготовления. Фил не делает скидок на размер и считает, что даже самые маленькие колонки должны звучать отменно. Поэтому даже такая скромная модель представляет собой полноценную двухполосную АС класса Hi-Fi с фирменными излучателями AAD. То, что динамики проектируются и изготавливаются на собственном производстве — безусловный плюс, поскольку это позволяет эффективно оптимизировать параметры всей системы в целом. Твитер, как и в остальных моделях этой серии, использует титановый купол, а также магнитную жидкость для охлаждения звуковой катушки. СЧ/НЧ-динамик аккуратно подобран по характеристикам к твитеру. Его диффузор выполнен из волоконного композита, напоминающего серебристую бумагу. Закрытый корпус модели также помогает добиться уменьшения искажений на низких частотах, однако ожидать глубокого баса в этом случае не приходится. Для крепления на стену предусмотрен металлический кронштейн на задней стенке. Клеммы используются стандартные, одна пара.

Звук

Малогабаритная АС (помещается в мужской ладони) демонстрирует компактное звучание с ощутимым дефицитом глубины баса. Эти особенности определяют область использования американской пары: стереосистема в небольшой комнате, акустика для озвучивания тыловых каналов кинотеатральной системы или колонки для компьютера. C-44 представляет музыку аккуратно и вместе с тем несколько схематично. Колонки не предоставляют слушателю поводов восхититься изысканностью звучания, тонкой организацией музыкальной ткани. Общее впечатление от звучания акустической системы: приятное, комфортное, неплохо артикулированное, тональный баланс характеризуется небольшим сдвигом в прохладную сторону, сцена камерная, энергетика средняя. Хорошая модель, но звезд с неба не хватает.

Несмотря на то, что график АЧХ этих АС выглядит не слишком ровно, величина и характер отклонений вполне приемлемы. Тональный баланс в целом ровный, самые высокие частоты чуть утрированы. Ощутить разницу в звуке на слух при отклонении от звуковой оси на 30° вряд ли удастся, да и на больших углах изменения АЧХ не столь велики, поэтому направленность колонок можно считать достаточно широкой. На низких частотах наблюдается обычная картина для маленьких полочников: чуть выше 100 Гц начинается падение чувствительности, не слишком резкое, но и не плавное. Нижняя граница, с учетом скромного размера колонки и закрытого корпуса, довольно неплохая — 71 Гц. Уровень искажений на средних и высоких частотах и его стабильность заслуживают похвал. КНИ не растет приблизительно от 200 Гц, искажения достигают слышимого уровня в 3% в районе 70–80 Гц. На высокой громкости искажения растут быстрее. Импеданс системы несколько завышен по современным меркам. Его минимальное значение — 8 Ом. Выбросы свыше 20 Ом оставляют желать лучшего, но не столь критичны.

Castle Knight 1 9000 руб. - Победитель теста

Звук 5

Конструкция 4

Качество/цена 5

Достоинства: необыкновенно музыкальная АС с аристократическим звучанием

Недостатки: уступает некоторым моделям по глубине баса

Конструкция

Колонки Castle всегда вызывали особое уважение. В них чувствуется английский стиль, аккуратность и строгость, как во внешнем оформлении, так и в манере исполнения музыки. И наша младшая модель из бюджетнойлинейки — не исключение. При своей невысокой цене Knight 1 безупречно отде-лана качественным шпоном. Заметим, что отделка этой серии выполняется из ценных сортов древесины и всего возможно восемь вариантов. Этого как правило хватает, чтобы подобрать наиболее подходящий под интерьер вариант. Установленные в модели излучатели максимально эффективно занимают площадь поверхности передней стенки. Рупор фазоинвертора выведен с тыльной стороны и выполнен из пластиковой трубы с небольшим раструбом и защитной сеткой внутри. В дизайне нет ничего лишнего, все компоненты точно подогнаны и оставляют о конструкции благоприятное впечатление. При создании этой серии особое внимание было уделено скоростным характеристикам, прозрачности и точности звучания. Особая заслуга в этом отводится твитеру с тканевым куполом, изготовленному по технологии, сочетающей преимущества кольцевого и купольного исполнения. На низких и средних частотах ему помогает 130-мм динамик с легким, но жестким диффузором и твердым пластиковым колпачком. Кроссовер модели спроектирован так, чтобы соблюдать фазовую синхронность сигнала для всех излучателей и обладать минимальными потерями. Четыре большие металлические клеммы выглядят очень солидно, но расположены очень близко друг к другу.


Звук

Естественно, где замки (castle), там и рыцари (knight). Слова «породистый английский звук» не покидали сознания при прослушивании «Первого Рыцаря». Это компонент немалых звуковых достоинств. Далеко не всякая даже гораздо более дорогая акустика способна предложить такое изысканное, рафинированное и утонченное звучание. Соотношение цена/качество данной модели весьма привлекательное. Knight 1 — в числе лучших моделей теста по такому важнейшему аспекту, как тембровое разрешение. Звуковой рисунок Castle отличается изяществом, элементы изображения — линии, штрихи красочные тона — неизменно в фокусе. Динамический диапазон модели широкий, сцена пропорциональная, воздушная, отлично детализированная. Если вы требовательный слушатель с большим опытом восприятия живого исполнения, то не пропустите Castle Knight 1. Это ваши колонки.

Отклонения АЧХ на большей части графика держатся в коридоре шириной 5 дБ. На высоких частотах график выходит из него и плавно приподнимается почти на 5 дБ, что немного смещает тональный баланс в область высоких частот. Любопытно то, что на 30° картина меняется мало, падение ощущается только на самых высоких частотах. Характер поведения графика АЧХ остается сходным и на больших углах, а значит, направленность колонки широкая. На низких частотах ничего необычного не наблюдается. Нижняя частотная граница (64 Гц) оказалась выше заявленной (46 Гц), но в нашем тесте это средний результат. Уровень искажений этих АС остается ниже 1% на широком диапазоне частот: от 70 Гц до 20 кГц. Высокая громкость несколько увеличивает уровень искажений в области нижних частот. В целом же зависимость КНИ от громкости слабая. Импеданс системы меняется в довольно широких пределах, что не очень благоприятно отразится на совместимости колонок с недорогими усилителями. Минимальное значение 4,6 Ом, поэтому перегрузок опасаться не стоит.

Cerwin-Vega CLS 6 9000 руб.

Звук 4

Конструкция 4

Качество/цена 4

Достоинства: высокая мощность, хорошая динамика, отличный бас

Недостатки: схематизм в передаче тембров


Конструкция

Мы рады снова видеть в нашем тесте такого яркого представителя, как Cerwin-Vega. Этой компании в своих колонках удается прекрасно сочетать отличную звуковую мощность, качество звука и в то же время разумные цены. Для этого конструкторы не скупятся на большие динамики и, соответственно, объемные корпуса. Так, модель CLS6 оказалась самой крупной в нашем тесте (большой басовик) и весьма мощной — 125 Вт. Она выполнена в классическом прямоугольном корпусе. Отделка корпуса исключительно черная. Судя по всему, предполагается использование колонок в таких небезопасных местах, как гараж, клуб и т.п. Отверстие порта фазоинвертора просто вырезано в задней стенке корпуса без каких-либо украшательств и надстроено изнутри длинной трубкой. Дюймовый твитер с мягким текстильным куполом помещен в основание большого фирменного СЧ/ВЧ-рупора, оптимизированного с помощью компьютера. И, несмотря на то, что звуковая катушка твитера охлаждается магнитной жидкостью, в конструкции системы предусмотрена его дополнительная защита от перегрузки (именно твитеры чаще всего страдают от этого). Большой диффузор низкочастотника выполнен из состава (похожего на бумагу) с внедренными волокнами. В качестве материала для подвеса используется пористый полимер. Как и у многих других моделей CerwinVega, динамик надежно защищен прочной металлической решеткой. Четыре большие металлические клеммы рассчитаны на провод диаметром до 5 мм (сечение 20 мм2!) и для надежности соединения имеют шляпки в виде шестигранника под ключ.


Звук

Энергия, драйв, напор — эти слова видишь начертанными на развевающемся на музыкальном ветру знамени Cervin-Vega. Впрочем, что там ветер — вихрь, ураган. Кто-то в редакции сказал: акустика рок-н-рольщика... Пожалуй, что так. Только из сказанного не следует делать вывода,чтозвучаниеCLS6хоть сколько-нибудь неряшливое. Можно сказать, что модель во весь опор несется на роликах в костюме-тройке. Глубокий, упругий, плотный и подвижный бас всегда был в звуковом арсенале продуктов Cervin-Vega, не исключение и данная пара. Остро и точно «выстреливает» рупор, правда, желательно находиться на линии звукового огня, иначе отчетливость деталировки снижается. Звучание CLS6 большое — и не скажешь, что работает полочная пара. С одной стороны, мы все же не стали бы ограничивать сферу применения данной пары электронной музыкой.С другой — она немного уступает соперницам по способности передавать акустические записи.

Конструкторы хорошо постарались, выравнивая АЧХ в области средних и высоких частот. Но, чтобы добиться более глубокого баса, им пришлось приподнять чувствительность на 3–4 дБ в районе 100 Гц. Однако необходимо отдать должное конструкторам — тональный баланс практически идеален, а неравномерности, так же как и дисбаланс, в среднем меньше 1 дБ! Это лучший результат в тесте. Благодаря большому динамику система демонстрирует плавный спуск в области нижних частот и хорошуюнижнюючастотнуюграницу — 51Гц. Очень хорошая ситуация также и с уровнем искажений. График КНИ лишь немного заходит за границу 1%: всего в двух точках из широкого диапазона частот от 60 Гц до 20 кГц. И, что не менее интересно, остается ниже 3% вплоть до 30 Гц. Показательно и то, что КНИ от уровня громкости практически не зависит. То есть 94 дБ для них — пустяк. Средний импеданс близок к 9 Ом, что вполне нормально. Диапазон отклонений умеренный. А вот минимальное значение опускается ниже 4 Ом — слабые усилители могут и не потянуть.

Energy CB-10 9700 руб

Звук 4

Конструкция 4

Качество/цена 4

Достоинства: очень хорошо сбалансированное звучание

Недостатки: недостаток глубины нижнего регистра

Конструкция

Индустриального стиля колонки в индустриальном дизайне помещения. Так себе представляют свою продукцию дизайнеры компании Energy. Кирпичная стена, картон, грубые мазки яркой краски — признаки прогресса человечества. Да и само название бренда говорящее — энергия. Технокра-тизм и мощь этого стиля подкупает сегодня многих. И правда, диффузоры колонки выглядят словно некие металлические конструкции, завязшие в черной блестящей смоле. А может, это следы густой нефти на передней панели. Модель CB10 взята из серии Connoisseur — одной из самых передовых серий компании Energy. Как и в старших моделях этой серии, наша колонка использует твитер с гиперболическим алюминиевым куполом. Конструкция басового динамика так же схожа — тот же ребристый подвес, статическая пуля, открытая щель около звуковой катушки для более интенсивного охлаждения и уменьшения эффекта компрессии воздуха с тыльной стороны катушки. Фирменный ребристый подвес с эллиптическим профилем СЧ/НЧ-динамика помогает снизить уровень искажений в области баса и средних частот. Небольшой размер корпуса ограничивает нижнюю граничную частоту колонки, однако фазоинвертор предусмотрен (рупор на тыльной стороне). Если колонка располагается рядом со стенкой, порт фазоинвертора желательно заткнуть поролоновыми затычками (входят в комплект) для того, чтобы избежать нежелательных резонансов на низких частотах. Одной парой металлических клемм производитель решил ограничиться, и это правильно.

Звук

Акустические системы канадской марки всегда достойно выступают в сравнительных тестах. «Не ударила лицом в грязь» эта модель. Звучание CB-10 — это классический, центральный Hi-Fi. Сложно выделить в нем что-то особенное, разве что некоторые черты, которые хочется отнести к американо-канадской школе звука: великолепного качества быстрый и упругий (как баскетбольный мяч) бас, чуть приподнятая общая эмоциональная энергетика звучания. Можно отметить естественность акустической атмосферы, ровный тональный баланс, достоверность отображения тембров музыкальных инструментов классического семейства. Колонки экспрессивно и аккуратно передают как крупные (симфонический оркестр, концертный рок), так и малые музыкальные формы (ансамбли, сольный камерный вокал). Совершенно универсальная модель для широкого круга потребителей.

По равномерности и дисбалансу АЧХ этой модели занимает среднее место в тесте. Отклонения чувствительности невелики, но они есть и больше всего заметны на переходе от средних к высоким частотам. Небольшой подъем верхнего регистра немного выравнивает общий дисбаланс. С увеличением угла прослушивания меняется по большей части только область высоких частот. Направленность колонки близка к широкой. Нижняя граничная частота из-за довольно резкого спуска ограничена 72 Гц. От таких АС ожидался результат несколько лучший. Очень интересен график КНИ. В диапазоне частот 70 Гц — 20 кГц практически весь график лежит ниже 0,5%. Это означает, что конструкция превосходно контролирует все внутренние резонансы, совершенно не позволяя им проявляться. Ниже 70 Гц резкий подъем уводит график уже за пределы 3%, впрочем, эти частоты имеют уже совсем незначительный вес в общем звучании АС. Среднее значение практически равно 8 Ом, а минимальное не опускается ниже 4 Ом. Разброс значений мал, а значит, колонка будет хорошо

JBL ES20 9500 руб.

Звук 4

Конструкция 4

Качество/цена 4

Достоинства: эффектная музыкальная сцена, хороший общий звуковой баланс

Недостатки: немного схематичная передача акустических тембров

Конструкция

Компания JBL ассоциируется в том числе и с профессиональной, концертной техникой, где она успешно завоевала признание и уважение. И кому как не профессионалу должно быть хорошо известно — что такое хороший звук. JBL считает, что эра звука высокого разрешения (High Definition) началась, а значит, нужны колонки, способные его воспроизводить. Серия ES — колонки класса Hi-Fi среднего уровня. И эта серия способна решить поставленную задачу, для чего все колонки этой серии снабжены сдвоенным твитером, расширяющим диапазон воспроизводимых частот до 40 кГц. С такой высокой частотой способно колебаться кольцо из полиэстровой пленки в UHF-твитере нашей модели. Обычные высокие частоты воспроизводит твитер с очень легким куполом, покрытым титаном. В обоих случаях применяются специальные EOS-рупора для равномерного распределения звуковых колебаний в пространстве. СЧ/НЧ динамик совсем небольшой — 100 мм. Его диффузор изготовлен из бумаги, укрепленной полимером. Благодаря такой конструкции предотвращаются внутренние резонансы диффузора. Оптимизированный с помощью компьютера фазоинвертор помогает динамику добиться более глубокого звучания и исключить турбулентные явления, мешающие свободному движению воздуха. Конструкторы JBL, как и многие другие, считают, что путь сигнала через кроссовер должен быть как можно короче. Кроме этого, необходимо исключить появление шума и потери сигнала. Исходя из этих соображений и создавался кроссовер этой модели. Пара металлических клемм удобно расположилась в нише на задней стенке корпуса.

Звук

Особая воздушность звучания — заслуга пары ВЧ-головок, одна из которых работает в ультразвуковой области. Слушая ES20, можно любоваться как красотой разных частей частотного диапазона — ровной, информативной серединой, обостренным (без утрирования) и прозрачным верхом, качественным, хотя и неглубоким басом, — так и гармоничным звучанием в целом. Можно продолжить: звучанию ES20 свойственны легкость, чистота, свежесть. Музыкальная сцена зримая, насыщенная событиями, пропорциональная. Все эти качества проявлялись при прослушивании разной музыки. Воспроизведение классики показало, что по способности транслировать тонкие модуляции тембра и колорита JBL немного уступает ряду моделей обзора, в частности в тембре рояля слегка преобладали металлические компоненты. Однако нет существенных оснований говорить об ограничениях функциональности данной пары.

График АЧХ уверенно держится около среднего значения, демонстрируя минимальный дисбаланс, несмотря на заметную неравномерность на верхних средних частотах. Заметный вклад в неравномерность вносит глубокий провал (около 10 дБ) в районе высоких частот. Благо его ширина очень мала, и заметить его на слух будет проблематично. Результат измерений на 30° практически повторяет график при 0° даже на высоких частотах. Дальнейшее увеличение угла уже заметно сказывается падением чувствительности, но и этот результат очень и очень неплох. Нижняя же граница оставляет желать лучшего — всего 73 Гц, скромно. По графику КНИ можно заметить, что колонки обладает незначительным резонансом на 120 Гц. Впрочем, даже на максимальной громкости он не превышает 2%, и не будет заметен на слух. Средний уровень КНИ достаточно низок. Резкий рост искажений начинается только ниже 70 Гц, что вполне нормально. Импеданс системы не очень стабилен. Самый высокий пик приходится на 40 Гц и поэтому слабо влияет на поведение колонок.

KEF C3 10000 руб. Приз симпатий

Звук 5

Конструкция 4

Качество/цена 4

Достоинства: камерное, замечательно естественное, изысканное звучание

Недостатки: невысокая мощность

Конструкция

У многих читателей компания KEF наверняка ассоциируется с эффектным металлизированным коаксиальным динамиком. Эта технология надолго стала визитной карточкой KEF, найдя место в акустических системах серий Q. Но вот наконец компания решилась сменить дизайн и создать бюджетную линейку, в которую уже было невозможно вписать дорогие коаксиальные излучатели. В отличие от обтекаемых корпусов старших серий новая линейка C выполнена достаточно традиционно: прямоугольный корпус, два излучателя, отделка пленкой. Однако передняя панель как лицо новой серии подверглась определенной дизайнерской обработке. Черная глянцевая поверхность панели удачно сочетается с глубокими фасками вырезов для динамиков. Такой дизайн смотрится строго и в то же время привлекательно. Твитер с алюминиевым куполом позаимствовал лепестковый рупор из старших линеек. Лепестки помогают распределять изучаемые волны в широком диапазоне направлений, а заодно выполняют защитную функцию. Басовый динамик ничем особым не отличается, разве что мягким подвесом. А вот то что бросается в глаза — это большой щелевой порт фазоинвертора выведенный на переднюю панель. Благодаря его большой площади, свободный проход воздуха внутрь корпуса гарантирован. Кроме того, фронтальное расположение рупора позволяет размещать колонки в непосредственной близости от стены, занимая меньше жилой площади. Две пары клемм для «биампинга» и «бивайринга» являются скорее маркетинговым ходом.

Звук

Эта модель младшей Hi-Fi-линейки KEF произвела весьма благоприятное впечатление. С3 музицировала очень аккуратно, в располагающе изысканной и пластичной манере. О таких компонентах говорят: здесь чувствуется порода. По тембровому разрешению KEF C3 — одна из лучших моделей настоящего теста. Динамический диапазон немного ограничен за счет макродинамики. Но насколько же чутко, тонко и узорчато англичане передают ценные звуковые мелочи, которые мягко загораются и гаснут, мерцают подобно бриллиантовой пыли. Музыкальные образы объемные, гармоничные, в них совершенно отсутствует синтетика. Мы рекомендуем эту модель в первую очередь любителям классической музыки, регулярно посещающим филармонические залы. Инсталлировать колонки следует в небольшой комнате, на специальных стендах.

Модель уверенно сохраняет тональную нейтральность, дисбаланс минимален. Неравномерности невелики и собраны по большей части на верхних средних частотах. Интересна ровная площадка на высоких частотах — редко у кого получается добиться такого ровного отклика в области ВЧ. Не менее любопытен плавный спуск на низких частотах, начинающийся от 80 Гц! И, заметьте, без какого-либо существенного подъема на 100 Гц. В результате имеем нижнюю границу 50 Гц. Это очень хороший результат для небольшой колонки со скромным басовым динамиком. Измерения КНИ также показали замечательные результаты. От 60 Гц до 20 кГц колонки демонстрируют очень низкий уровень искажений. Совсем незначительный резонанс заметен лишь на 500 Гц. Ниже 60 Гц КНИ начинает расти и лишь при 40 Гц достигает 3%. Очень хороший результат. С согласованием дела обстоят хуже. Импеданс заметно смещен в большую сторону, среднее значение около 10 Ом, а максимальное превышает 30 Ом. Спасает то, что пики довольно узкие, что снижает их влияние на работу колонок.

Monitor Audio BR1 9600 руб.

Звук 3

Конструкция 4

Качество/цена 4

Достоинства: динамичное, рельефное звучание

Недостатки: окрашивание в среднем и верхнем регистрах

Конструкция

Свою «бронзовую» серию уважаемая британская компания Monitor Audio не стесняясь называет начальным уровнем Hi-Fi (entry-level). Но хотя колонки смотрятся вполне традиционно и отделаны всего лишь пленкой, качество исполнения и продуманность конструкции говорит сама за себя. Небольшой по размерам корпус модели BR1 тщательно укреплен, твитер защищен металлической решеткой, клеммы удобно расположены и даже пластиковые втулки для крепления сетки подобраны по цвету точно в тон отделке. Очень приятно смотрится диффузор динамика, отливающий серебристо-молочным металликом. Конструкции компонент так же было уделено пристальное внимание. Купол твитера выполнен из алюминиево-магниевого сплава, отличающегося высокой легкостью и жесткостью. Однако жесткости конструкторам показалось мало, и они дополнительно покрыли купол керамикой. Особым образом калиброванная демпфирующая камера твитера, с помощью которой можно контролировать нежелательные резонансы, настроена на получение ровного частотного отклика. Секрет изготовления диффузора СЧ/НЧдинамика фирма не раскрывает (технология MMP II), однако известно, что используется процесс литья пластика под давлением для получения диафрагмы переменной, заранее рассчитанной толщины. Манипулируя толщиной мембраны, можно управлять некоторыми ее свойствами, в том числе демпфированием внутренних резонансов. Кроме того, магнитная система динамика была оптимизирована методом конечных элементов для получения оптимальной отдачи. Пара металлических клемм удобно расположена на круглой задней панели.

Звук

Неожиданно крупно играют эти скромного размера полочники. Музыка, ассоциирующаяся с объемным, масштабным звучанием (оркестр с хором и солистами, орган, концертный рок), звучит убедительно, раскрепощенно. Впечатление создается благодаря упругому, плотному средней глубины басу, высокой энергетике, пропорциональной просторной панораме. Звуковая перспектива BR1 близкая, артикуляция во всем диапазоне обостренная, порой излишне. Тональный баланс ровный, колорит слегка прохладный. При воспроизведении акустической музыки обращаешь внимание на небольшую металлическую окраску в среднем и верхнем регистрах, что, впрочем, большинство людей будет воспринимать скорее как особенность, чем как недостаток. Как следствие, тембровое разрешение модели среднее.

АЧХ этой модели ведет себя несколько необычно, инвертированно. Обычно на высоких частотах присутствует подъем (для того чтобы компенсировать падение чувствительности на больших углах) и затем резкий спуск (ограничение конструкции самого твитера). Здесь же картина прямо противоположная. К высоким частотам следует пологий спуск, а затем идет всплеск (16–20 кГц). Такое поведение, безусловно, скажется на характере звучания колонок. А тональный баланс если и сдвинут к высоким частотам, то незначительно. АЧХ слабо зависит от угла поворота колонки, направленность достаточно широкая. Нижняя частотная граница довольно скромная — 73 Гц. График КНИ портят два небольших, но широких резонанса на частотах 500 Гц и 1,5 кГц. В результате средний КНИ получается несколько больше, чем у многих других участников теста, но остается на вполне приемлемом уровне. Существенный рост КНИ в низкочастотной области начинается лишь ниже 70 Гц, что является нормальным для этих АС. Импеданс никаких опасностей в себе не несет.

Paradigm Atom v6 9400 руб.

Звук 5

Конструкция 4

Качество/цена 4

Достоинства: превосходно оформленное звучание, широкий динамический диапазон

Недостатки: дефицит тембрового разрешения

Конструкция

Paradigm не путает покупателя несметным разнообразием серий. Те, кто может себе позволить весьма дорогостоящие АС, выбирают из серий Millenia, Studio, Signature. А если нужно побюджетнее — обращаются к колонкам с дизайном попроще и с полиэтиленовыми диффузорами динамиков из серий Cinema, Monitor, SE. Нет, конечно, диффузоры делаются не из полиэтилена, а из легкого сополимера, литого под давлением (M-ICP), но по виду очень похоже. Такой незаурядный диффузор использует и динамик нашей тестируемой модели Atom v6 из серии Monitor. Не обошла стороной эту колонку также привычка компании снабжать динамики огромными магнитами, повышая чувствительность и мощность системы (а заодно и вес). Корзина динамика не простая, а прессованная из полимера, укрепленного стеклом (GRIP). Твитер также сделан максимально эффективным: купол изготовлен из прочного и легкого титана (H-PTD), а магнитная жидкость помогает отводить тепло и заодно концентрировать магнитный поток возле звуковой катушки. Небольшой рупор помогает твитеру распределять мощность излучения равномерно во все стороны. Порт фазоинвертора располагается на задней стенке. Кроссовер собирается из отобранных, близких по реальному номиналу компонент. Для этого используются высококачественные пленочные конденсаторы и керамические резисторы. Пара клемм предусмотрительно защищена прозрачными пластиковыми колпачками. Между клеммами и рупором фазоинвертора намечена пара отверстий для монтажа колонки на стойку или стенку (самого крепежа в комплекте не прилагается).

Звук

Очень хорошо сбалансированное звучание продемонстрировала пара Atom v6. Первое в ряду достоинств: традиционно для Paradigm по-настоящему широкий динамический диапазон: слушатель воспринимает разную музыку во всем ее динамическом многообразии. Другие фирменные особенности акустики канадской марки — высокая мощность и превосходного качества нижний регистр. Бас неглубокий (соответствует нормам для полочных АС), но великолепно оформленный и с очень быстрой импульсной реакцией. Особенно большое впечатление производит воспроизведение низких ударных, акцентированного электронного баса. Маленькие колоночки играют свободно, чисто, артикулированно и тонально строго. В передаче тембров акустических музыкальных инструментов заметны небольшие упрощения. Общее впечатление от модели очень благоприятное.

Участок средних, наиболееважных частот на графике АЧХ очень ровный. В сторону высоких частот следует подъем, достигающий 8 дБ, и сопровождающийся увеличением неравномерности. Вдоль звуковой оси колонки здорово задирают область ВЧ. Чтобы скомпенсировать это, достаточно повернуть АС на угол 30°. Тогда дисбаланс уменьшается практически до нуля. Однако на любых углах заметен глубокий провал на частотах 13–14 кГц. Его ширина не так велика, но свои коррективы в звучание он вносить будет. Спуск в низкочастотную область плавный, но начинается он с 200 Гц. В результате нижняя частотная граница довольно обычна — 68 Гц. Очень низкий КНИ показывает модель почти на всем рабочем диапазоне. И если бы не пара незначительных резонансов на частотах 600 Гц и 1 кГц, то равной ей по этому параметру в нашем тесте не нашлось бы. Всплеск искажений начинается с 70 Гц, но на более низких частотах график КНИ пытается вернуться в пределы 3%, что удается лишь на невысокой громкости. У колонки самый нестабильный импеданс в тесте, могут воз-никнуть проблемы совместимости.

Polk Audio Tsi100 8400 руб.

Звук 4

Конструкция 4

Качество/цена 4

Достоинства: хорошо сбалансированное, комфортное звучание

Недостатки: небольшое окрашивание в нижнем регистре

Конструкция

Честные американские ребята из Polk Audio раздают передовые технологии практически даром. Даже модели топовых серий с шикарной отделкой предлагаются за вполне разумные деньги, при этом вполне честно их отрабатывают. Несмотря на то, что линейка TSi одна из младших, при ее разработке использовались методы конечных элементов, а также фирменная технология динамического баланса. Глядя на модель TSi100, ощущаешь, что дизайнеры колонок PolkAudio как минимум оригинальные люди: тогда как прочие производители делают глянцевой переднюю панель, они полируют верхнюю крышку; традиционным считается расположение твитера над басовиком, однако у Polk Audio все наоборот; и даже порт фазоинвертора находится под клеммами. Зато крепление АС на стену не составит труда — предусмотрен и металлический кронштейн, и ножки с тыльной стороны корпуса.

Что касается излучателей, то это серого цвета фирменный твитер с тканево-полимерным композитным куполом (двойное покрытие) и динамик с диффузором из органических волокон (двойное покрытие). Металлический купол для твитера не приветствуется разработчиками. Они считают, что такие твитеры слишком концентрируют на себе внимание и быстро утомляют слух. Форма порта фазоинвертора специально оптимизирована для уменьшения шума проходящего через него воздуха. Все это упаковано в прямоугольный корпус из MDF-панелей толщиной 19 мм. Не пожалели конструкторы и пары дополнительных клемм для тех, кто любит четырехпроводное ключение.

Звук

Мы не раз отмечали, что акустические системы Polk Audio аккумулируют черты собирательного аудиокомпонента класса Hi-Fi. То же можно сказать и о TSi100, которая звучит на твердую «четверку». Аккуратное, чистое, естественное звучание понравится многим слушателям. Тональный баланс нейтральный, динамическийдиапазон — без ограничений. Небольшие поводы для критики дает нижний регистр, в котором отмечается небольшое окрашивание и дефицит скоростных качеств. Тембро-колористические аспекты колонки преподносят чуть схематично, хотя и не допуская явных искажений. Моменты, высказанные в плане критики, несущественны для большинства слушателей, поэтому есть основания утверждать, что область применения данной модели ограничена лишь ее полочным статусом.

Как и многие другие модели, эти колонки имеют небольшой «запас» на высоких частотах. Искать оптимальный угол воспроизведения для данных АС нужно между 0° и 30°. В целом АЧХ не сильно зависит от угла, поэтому направленность колонок можно считать достаточно широкой. Неравномерность и дисбаланс умеренные. Немного неуместен провал на 3 кГц глубиной почти 5 дБ. Благо он нивелируется при отклонении от звуковой оси. Резкий спад на низких частотах ограничивает глубину баса величиной 82 Гц. По уровню искажений модель показала себя с лучшей стороны. График КНИ в рабочей области частот ровный, низкий, и практически не зависит от громкости. Ниже 80 Гц искажения начинают расти, но не быстро. На малой и средней громкости уровень в 3% достигается лишь при 30 Гц. Впрочем, чувствительность на этих частотах падает до –20 дБ. Особенностей в поведении импеданса не отмечается. Среднее значение составляет почти 8 Ом, а минимальное не опускается ниже 4 Ом, отклонения вполне приемлемы и носят достаточно гладкий характер.

PSB Image B5 10000 руб. Приз симпатий

Звук 5

Конструкция 5

Качество/цена 4

Достоинства: высокое звуковое разрешение, отличный общий звуковой баланс

Недостатки: небольшой дефицит пространственного разрешения

Конструкция

Опыт работы с колонками PSB показывает, что компания отводит важную роль плотному, масштабному басу, словно изо всех сил пытаясь приблизить ощущения слушателя, как если бы он находился на реальном концерте. При этом и сами колонки этой компании выглядят строго и мощно, наподо-бие концертной акустики. Корпус нашей модели с пологими скосами выглядит как что-то сильно стянутое, плотное, жесткое. И действительно, демпфирование стенок выполнено основательно, а дифракция на углах минимизирована. Уменьшает дифракцию и выпуклая передняя панель, расталкивая звуковые волны равномерно в горизонтальной плоскости. Каждый излучатель окаймлен специальной вставкой: для твитера это резиновое кольцо, а для динамика это пластиковая окантовка (местами отходит и может стать источником призвуков). Эти вставки работают как рупор, аккуратно отводя звук, и при этом избегая угловатых поверхностей корпуса. Твитер модели использует купол из титана и охлаждающую магнитную жидкость. Желто-коричневый диффузор динамика изготовлен из полипропилена с внедренной керамикой/глиной. Фазокорректирующий элемент (пуля) неподвижен, поэтому зазор между ним и звуковой катушкой улучшает теплоотвод от катушки движущимся воздухом. Как видно, оба излучателя рассчитаны на хорошую мощность, поэтому колонка способна выдерживать до 150 Вт, несмотря на весьма скромный размер. Две пары больших металлических клемм обеспечат надежное соединение с акустическим кабелем.

Звук

Данная пара напоминает о важности звуковых мелочей, составляющих сущность музыки. Именно мелочи отличают хорошее от приличного: превосходные компоненты вроде

PSB Image B5 от моделей классом ниже. Акустика исследует музыкальную ткань довольно глубоко, благодаря чему возникает ощущение сильной вовлеченности при прослушивании. Звучание крупное, сфокусированное, панорамное, с большим мощностным ресурсом. Формально можно говорить о совершенном тональном нейтралитете, предельно широком динамическом диапазоне, отлично структурированном нижнем регистре. Важно констатировать и очень хороший общий баланс всех аспектов звуковоспроизведения. Лишь по тонкости отображения акустической атмосферы PSB уступает некоторым моделям обзора. Универсальная пара для людей с разными звуковыми пристрастиями.

Данная модель имеет одну из самых ровных АЧХ. Лишь немного приспущен график на средних частотах, но в целом тональный баланс вполне ровен. Никаких подъемов и спусков на высоких частотах не наблюдается, а значит, направлять колонку лучше непосредственно на слушателя. На низких частотах спад чувствительности сравнительно плавный, и нижняя частотная граница вполне соответствует размеру колонки — 65 Гц. Кроме отличной АЧХ, колонки могут похвастать и замечательно низким и стабильным КНИ. Его значения находятся в приемлемом диапазоне (до 3%) вплоть до 40 Гц. Некоторый подъем графика отмечается на 50–60 Гц, но даже на нем КНИ не повышается до слышимого уровня, за исключением маленького выпада на большой громкости. Этот хороший запас по прочности позволит выдерживать высокую мощность и при этом играть чисто. К импедансу есть небольшие претензии: к максимальному (23 Ом) и минимальному (3,7 Ом) значениям. Впрочем, вряд ли это вызовет серьезные проблемы согласования. Среднее значение вполне в норме — 8,8 Ом.

Wharfedale Diamond 10.1 9100 руб.

Звук 4

Конструкция 4

Качество/цена 4

Достоинства: очень музыкальное, естественное и экспрессивное звучание

Недостатки: дефицит микродинамики

Конструкция

Еще один продукт для сторонников торжества справедливости — линейкаDiamond компании Wharfedale. Компания строго следит за тем, чтобы эта историческая (и бюджетная по совместительству) серия всегда была навысоте.Этокаквизитнаякарточка долгого и успешного развития Wharfedale. И вот уже де-сятое перерождение подряд эти колонки подтверждают профессионализм своих разработчиков. Цены же на них опускаются до такого уровня, что создается ощущение, что компания рекламирует сама себя: «посмотрите, как мы здорово делаем даже дешевые колонки, а ведь остальные наши модели еще лучше!». От предоставленной нам для теста модели действительно остается только благоприятное впечатление. Объемный корпус с гнутыми боковинами, глянцевая передняя панель, металлические фрезерованные обода излучателей, основательные фирменные клеммы. Передняя панель не только выглядит эффектно, но также благодаря специальному композитному материалу уменьшаетпаразитныевибрации.Твитер с тканевым куполом помещен за металлическую защитную решетку. Басовый динамик по традиции оснащен плетеным кевларовым диффузором, но подвес уже используется особый, демпфирующий резонансы диффузора и улучшающий динамику звука. Корзина для динамика штампуется из полимера высокой плотности и максимально открыта для движения воздуха, дабы не создавать нежелательных переотражений. Особая система перегородок, укрепляющих корпус, вынудила конструкторов разбить рупор фазоинвертора на два небольших. Как и клеммы, порты фазоинвертора размещаются на узкой задней стенке корпуса.

Звук

Акустические системы бриллиантовой серии Wharfedale традиционно получают высокие оценки в одиночных и сравнительных тестах. С учетом этого модель Diamond 10.1 не открыла ничего нового, а лишь освежила воспоминания. Естественность, пластичность и строгость без сухости, точность, согретая теплым чувством — три главных качества звучания данной полочной пары. Достоинства проявляются при воспроизведении акустических записей. С высокой достоверностью передается звучание рояля, инструментов струнной, духовой групп. Выразительно звучат как крупные, так и камерные формы. В плане критики отмечаем небольшое сужение динамического диапазона за счет микродинамики, легкое окрашивание в области нижней середины и тенденцию к укрупнению источников стереопанорамы. По тембровому разрешению Diamond 10.1 стоит вровень с лучшими моделями теста.

За счет небольшого подъема на низких частотах и заметных спадах на высоких частотах, тональный баланс слегка сдвинут в НЧ-область. Любые повороты колонки еще больше смещают этот баланс, тем более что направленность колонки не очень-то и широкая, поэтому лучше направлять колонки прямо на слушателя. Неравномерность АЧХ небольшая, также как и дисбаланс. По этим параметрам модель занимает одну из лидирующих позиций в тесте. Спуск на низких частотах плавный, соответственно, нижняя частотная граница весьма неплоха — 60 Гц. Очень низкий, пожалуй, даже лучший в тесте, КНИ у этой модели на малой и средней громкости и на частотах от 200 Гц. При высокой громкости искажения увеличиваются на высоких частотах, но при 94 дБ они еще вполне приемлемы. Чувствительно растут искажения на низких частотах — при 100 Гц и ниже,однако вплоть до 60 Гц они остаются все же ниже 3%. Импеданс у колонки образцово-показательный: среднее значение ровно 8 Ом, минимальное значение ровно 4 Ом, разброс значений невелик. Придраться практически не к чему.

Выводы


Конструкция.

Все участники этого теста порадовали своей технической оснащенностью. Чувствуется, что производители накопили мощный технический потенциал и настолько оптимизировали производство, что даже в бюджетных колонках используются сложные, высококачественные компоненты. Даже в этой ценовой категории, наряду с классическими твитерами с текстильным куполом, используются твитеры с титановыми и алюминиевыми куполами, и даже с керамическим покрытием купола. В басовых динамиках чаще всего используются диффузоры, изготовленные из полимеров и композитов на их основе, реже — из бумаги, а кевлар себе позволила только Wharfedale. По результатам измерений исключительно с положительной стороны показали себя акустические системы Cerwin-Vega, KEF, PSB, Wharfedale. У остальных колонок есть как положительные, так и отрицательные стороны. Явных аутсайдеров в тесте не наблюдается, зато похвалить есть за что. За самый низкий уровень искажений хвалим KEF, Paradigm, PolkAudio и PSB. Эти колонки превосходно работают во всем диапазоне рабочих частот и на любой громкости. Отличная частотная характеристика у Cerwin-Vega и PSB, чуть хуже у Wharfedale и KEF. Очень актуален показатель глубины баса — один из самых проблемных параметров для полочников. Здесь очевидную победу одерживают модели KEF и Cerwin-Vega, демонстрируя очень достойный результат: 50 Гц. Причем если модель Cerwin-Vega специально проектировалась для мощного баса и вполне оправдала наши ожидания, то от KEF никто такого глубокого и чистого баса не ожидал. Подводя итог, можно выделить три наиболее совершенные по нашим измерениям модели: KEF, PSB и Cerwin-Vega. На самом деле, разница между всеми претендентами совсем небольшая, и мы только рады, что все наши участники показали очень хороший уровень качества по результатам измерений.

Звук.

Прослушивание участников теста оставило на удивление благоприятные ощущения. Все колонки так или иначе создавали комфортную атмосферу и настраивали слушателя на получение от музыки удовольствия. При этом каждая модель очень точно доносила характер подачи материала, свойственный именно этому бренду. Модель Cerwin-Vega снова продемонстрировала сумасшедший драйв, быстрый и плотный бас, отличную динамику и приличную мощность. Многие слушатели, пожалуй, смогут простить, а может даже и не заметить некоторую условность в передаче сложных тембров. Более аккуратно, достоверно, но тоже мощно отыграли колонки Energy. Жаль только, глубина баса у них довольно скромная. Высокой энергетикой отличилась также модель Monitor Audio. Звучание объемно, масштабно, но не без окраски. Если говорить о ясности музыкальной сцены, то просто необходимо упомянуть АС JBL. Воздушность, насыщенность, гармоничность привносятся благодаря двойному твитеру, используемому в модели. Неплохо, но все-таки с некоторыми ограничениями удается колонке передавать акустические тембры. Глубина баса невелика. Модель Polk Audio не отличается каким-либо особым характером. Она просто честно и весьма аккуратно доводит звуковой материал до слушателя. Разве что в басу чувствуется небольшая окраска. Wharfedale, как всегда, оказался на высоте, демонстрируя живое, естественное, выразительное звучание. Придраться можно лишь к недостатку микродинамики. Хорошее впечатление оставила модель Paradigm благодаря очень ровному и широкому динамическому диапазону, что весьма немаловажно. Колонки обладают отличной импульсной реакцией, артикуляцией и при этом тональной аккуратностью. Допускаются лишь небольшие упрощения в передаче тембров. Сложно найти недостатки у модели PSB. Здесь все на месте: широкий динамический диапазон, детализированная музыкальная материя, большой запас по мощности, тональная равномерность, содержательность. Спорные вопросы возникают лишь с самыми тонкими нюансами звуковоспроизведения. Отменную музыкальность продемонстрировали колонки KEF, достоверно донося до слушателя малейшие нюансы музыкального произведения. Похвальны высокое тембровое разрешение, чистота и естественность музыкального образа. Макродинамический диапазон немного сужен. Но больше всех отличились англичане Castle. Изысканность и изящество исполнения вне всяких сомнений. Превосходно детализированная, воздушная сцена сочетается с широким динамическим диапазоном. Эта модель безусловный лидер теста по звуку.

Выбор.

Вот перед нами все участники теста. Кто-то надел классический костюм, кто-то вырядился по-молодежному, кто-то вальяжно игнорирует веянья моды, некоторые по-боевому строги и собраны. Одни говорят громко, басисто, с напором, другие щебечут тонко и изысканно, словно соловей, мягкий голос третьих успокаивает и расслабляет. Все они разные и по-своему хорошие. Посмотрите, послушайте — и хотя бы одна из них вам обязательно понравится, та, что близка именно вам, вашему характеру. Наши объективные и субъективные оценки помогут вам приблизиться к идеалу — быть лучше и выбирать лучшее из лучшего. В нашем тесте лучше всего себя проявили колонки Castle, KEF, Paradigm, PSB. По звучанию победитель очевиден — это Castle. Учитывая невысокую цену и достойные результаты измерений, мы выбираем модель Castle Knight 1 Победителем теста. Выдающиеся результаты показали колонки KEF, причем как в прослушивании, так и в измерениях. И несмотря на то, что это младшая серия KEF, да и колонки имеют скромный размер, модель оставила очень хорошие впечатления, за что и заслуживает Приз симпатий. Приза симпатий заслуживают и Paradigm, и PSB. Paradigm дешевле, но PSB имеет лучшие результаты измерений. Звучат обе модели превосходно. И все же мы отдаем свои симпатии канадцам из PSB — Image B5 получает второй Приз симпатий. Теперь мы с уверенностью даем ответ на поставленный в начале статьи вопрос «есть ли звук за 10000 рублей» — да, есть и очень достойный!

Текст: Артем Аватинян, Николай Баландин