Серия Opticon существует уже более пяти лет, об этой акустике регулярно спрашивают в разделе вопросов, так что владельцев достаточно. Это такой крепкий середняк в каталоге DALI — не самый бюджетный и удостоившийся парочки флагманских технологий. В этот раз у нас на тесте Opticon 5 — младшие напольники серии.
Поярчим?
Если большинство 2,5-полосных аудиосистем представляют собой конструкцию из одного твитера, одного низкочастотника и одного динамика, отыгрывающего низко- и среднечастотный диапазон, то в Opticon 5 история совсем иная: полторы полосы у них приходятся на высокочастотную область.
Там резвится гибридная схема из классического твитера с мягким куполом диаметром 28 мм и ленты размером 17х45 мм. Купольный твитер играет от 2,4 кГц и до победного конца где-то за 20 кГц, а на 14 кГц к нему присоединяется лента, способная воспроизводить частоты аж до 32 кГц.

Низы и середину отыгрывает один динамик диаметром 6,5 дюймов с диффузором из хорошо знакомой бумажно-древесной массы. В этой серии уже используется фирменный материал SMC — магнитомягкий компаунд, из которого и собрана часть магнитной системы динамика. О нем подробно рассказывал @Gorbatov, побывавший у DALI в гостях — даже с графиками.
Сам излучатель выгнут ровной чашечкой, в центре нет никаких фазовыравнивающих пуль. Подвес у него резиновый, крепится к алюминиевому кольцу. В кольце, кстати, спрятаны и отверстия для штырьков защитной решетки — вполне успешно маскирующиеся под винты. До магнитной решетки Opticon еще не доросли.

Технически конфигурация СЧ/НЧ-звена не отличается от Opticon 2: динамик только один и такого же размера, но зато в напольном варианте ему отведен достаточно серьезный объем, и воздуха он гоняет заметно побольше.
Басить ему помогает фазоинвертор, настроенный на 43 Гц — причем расположен он непосредственно напротив динамика, то есть по центру задней стенки. Ближе к днищу размещены две пары клемм для подключения — так что бивайринг есть.
МДФ для корпусов нарезают на датской фабрике, там же вкручивают и динамики. В корпусе используют листы двух вариантов: для фронтальной панели потолще, аж 25 мм. В белой версии основной корпус покрыт сатиновым винилом без структуры дерева дерева, а фронтальная панель выделена глянцем, на котором серебрятся блок с твитерами и логотип, да темнеет кольцо вуфера.
У меня есть небольшие опасения насчет того, что со временем белая версия из-за разницы в типе отделки будет неравномерно желтеть — но, думаю, существующие владельцы Opticon смогут этот момент подтвердить или опровергнуть.

Белая акустика — это все-таки красиво. В плане ухода может быть хлопотно, да и пыль на ней видна слишком уж хорошо, но мне кажется, что белые версии выглядят элегантнее черных. Особенно в случае DALI: белый собирает коричневые диффузоры, серебристые волноводы твитеров и черные кольца вокруг динамиков в единый ансамбль.
Ну и не стоит забывать, что колоночки-то небольшие, а белый цвет визуально увеличивает габариты. Может, кому-то этот момент будет важен. Но несмотря на небольшие габариты, собраны Opticon 5 ладно, крепко, передвигать их с места на место совсем не страшно — не развалятся. Чуть выходящие за габариты корпуса площадки с ножками-шипами обеспечивают узким напольникам довольно неплохую устойчивость (но один шип у тестового образца постоянно откручивался).
В угоду тенденциям
В разговорах с коллегами и представителями брендов я часто слышала, что в последние годы идет мода на яркий, звонкий звук. Кто-то добивается такого характера за счет использования металлических твитеров, а DALI решили поставить два разных высокочастотника — и добились нужного эффекта. Самое веселье у них как раз творится в высокочастотном диапазоне и на стыке с серединой.

Важно помнить, что DALI рекомендуют параллельную установку акустики — при направленной на слушателя сцена проваливается куда-то к дальней стене, выгибаясь чашечкой, и фокусируется исключительно между колонками, практически не выкидывая всполохов звука в стороны и вверх. Параллельная же установка расправляет сцену вширь, дает ей объема и многослойности — особенно в глубину.
Акустике очень нравится играть с глубиной, особенно хорошо это чувствуется в мелодиях, наполненных стереоэффектами: они роятся вокруг колонок, не сталкиваясь друг с другом, каждый на своем расстоянии от слушателя, бегают туда-сюда достаточно свободно. Музыка с Opticon 5 в принципе кажется слоеным пирогом — правда, с не очень равномерно промазанными связующим кремом слоями.
Я не знаю, как так вышло, но бас у них, по моим ощущениям, немного разрозненный: партии, стремящиеся к инфранизу и, наоборот, заседающие в мидбасовом диапазоне, очень явно отделены друг от друга, хотя их воспроизводит один динамик.


Низы очень аккуратные, некрупные, но выпуклые и фактурные. Иногда, правда, гудят, но это в первую очередь особенность помещения, а не самой акустики. Такая довольно интеллигентная подача в низкочастотном диапазоне не очень хорошо уживается с агрессивными тяжелыми жанрами и гулкими джазово-трип-хопными историями. Тошинори Кондо звучит, конечно, психоделично и живо, но недостаточно глубоко, будто затрагивая лишь поверхностный уровень сознания.
Тяжелые жанры играют очень светло, но в многослойных мелодиях это даже на руку — если обычно за жиром и мясом бывает не слышно деталей, то в случае с Opticon 5 они становятся более заметными. В «BFG Division» из саундтрека «DOOM» намного ярче ощущались псевдодискретные фоновые завывания, да и Animals As Leaders обрели дополнительную мелодичность, хоть и в ущерб текстурности гитары Тосина Абаси.

Мясистости низам можно добавить, поиграв с расстановкой акустики и расположением места для прослушивания, экспериментируя с самой комнатой — но придется немного пожертвовать детальностью. А Opticon 5, кажется, очень любят фоновые элементы мелодий и охотнее взаимодействуют с ними, чем с вытащенным на первый план ритмом. Легкий шелест тарелок в джаз-хопе не пропадает за гулом контрабаса, а отлично вписывается в тандем с ним и с нежным фортепиано.
Скорости недостает: шуструю и мощную бочку, истеричные запилы скрипок, неизящную электронную долбежку Opticon 5 не могут отыграть четко и немного теряются. Эффекта каши не создают, но объема в этих моментах недостаточно. А вот с аккуратными струнными, не ставящими рекорды по скоростной игре, такого нет: на месте и фактура, и звонкость, и даже какой-то вес.
Стрекот в начале «Drove Through Ghosts To Get There» от 65daysofstatic обласкан акустикой в самом максимальном объеме: он увесистый, плотный, осязаемый, особенно на фоне меланхоличного пианино и ломаных сэмплов, и в исполнении DALI получился действительно гнетущим.

Даже в самую плотную музыку акустика добавляет воздуха — этот эффект очень явно почувствовался в шумной кульминации «The Day The World Went Away» Nine Inch Nails: казалось бы, момент должен задавить немелодичными волнами гула и искажений, но акустика ему этого не дает, подмешивая немного свободы. С индастриалом история похожая: Opticon 5 разделят пласты шума, добавив между ними пространства, и не позволят утонуть в крови из ушей, даже если этого очень хочется.
Габариты акустики и всего один динамик, работающий на СЧ/НЧ-диапазон, все же создают ограничения. Например, масштабную симфоническую музыку, глубоко басовитую, протяжную, наполненную инструментами, слушать скучно — колонкам недостает эпичности и грандиозности. А вот что-то аккуратно-камерное, меланхоличное, лишь изредка взрывающееся яркими моментами, вроде саундтрека «Hollow Knight», Opticon 5 воспроизводят приятно. Эта акустика — для личных историй, а не для глобального душевного подъема.
Попадание в струю
Серия Opticon существует уже давно, но остается актуальной — она плотно сидит в тренде на звонкую и яркую акустику. Винить в этом — или благодарить, в зависимости от отношения к такому характеру звука — стоит сдвоенные твитеры, которыми славится DALI. Они действительно с удовольствием разбирают высокочастотный диапазон на составляющие, выставляют мелкие звонкие детали на передний план и не дают забыть их на фоне низов.
Потому что низов тут немного — сказывается архитектура самой системы. Очень аккуратного, небыстрого баса явно будет недостаточно для агрессивного металла или ритмичного мат-рока, да и эпичная симфоническая музыка потеряет в масштабе.
Легкость и светлость в звуке Opticon 5 стараются компенсировать подробностями. Им очень нравится обращать внимание на те элементы мелодии, которые вроде как не основные, но добавляют ей изюминку — и вытаскивать их поближе, делать ярче, наполнять эмоциями.

Среди компактных напольников это очень даже достойный представитель с собственным характером, отлично вписывающимся в современные тенденции как звука, так и дизайна интерьера. Но стоит понимать, что чуда не бывает, и маленькие колонки не играют так же крупно, как шкафоподобные — хотя Opticon 5 отчаянно пытаются.
Достоинства: небольшие габариты, яркий и достаточно подробный звук, много воздуха и объема, не превышают по стоимости моральную планку в 100 000 рублей.
Недостатки: не справляются со скоростными и ритмичными жанрами, яркости может быть многовато, как и воздуха, из-за чего иногда звучат разрозненно.
Официальный сайт: DALI Opticon 5
Цена: 98 890 рублей
Паспортные данные
Акустическое оформление: фазоинверторное
Количество полос: 2,5
ВЧ-динамики: 1x28 мм с тканевым куполом и 17х45 мм ленточный
СЧ/НЧ-динамик: 1х165 мм, армированная древесными волокнами бумага
Частоты раздела кроссовера: 2 400 Гц и 14 000 Гц
Диапазон частот: 51–32 000 Гц
Чувствительность: 88 дБ
Импеданс: 4 Ом
Рекомендуемая мощность усилителя: 30–150 Вт
Двухкабельное подключение: да
Габариты (с цоколем): 195x891x310 мм
Масса: 15,6 кг
Комментарии
NoamZahid
Уверен,что если на деталь из этого компаунда надавить даже отверткой, он не промнётся. Он не мягкий как пластилин, у него мягкие магнитные свойства, он легко и быстро перемагничивается вместе с меняющимся направлением магнитного поля катушки, поэтому не тормозит движение катушки.
rammster
магнитомягкий можно сказать?
NoamZahid
Конечно можно. Они так и называются. Например:
krotovaaa
О, запомним-поменяем, спасибо.
Tygralak
Могу предположить, что здесь отчасти "виноват" Cambridge. Судя по картинке, DALI играли с CXA61. Похожая история с CXA80.
a152v
У меня опыта общения с Cambridge нет, поэтому я "голосую" за то, что единственного низко-среднечастнотного динамика все же не хватает.
А влепленное вам очередным анонимным минусатором поправил.
krotovaaa
Тут, скорее, комбинация факторов. И одному динамику тяжко, и Кембридж достаточно спокойно играет.
a152v
Наверное да, комбинация, просто я здесь только "однобокое" суждение могу высказать
Alex
Алина, Вам спаcибо, за интересный материал по DALI!Но, мне кажется, что причиной немного "затянутого" баса на Opticon-5 стала совокупность факторов, первое, это комната приличных размеров, возможно, близкое расстояние до задней стены, а возможно сыграл свою роль усилитель. Т.к с CXA-81 и OIpticon-6 и даже 8-ми я таких особенностей за Дали не замечал.
krotovaaa
Колонки стоят близко к стене исключительно для фото, во время теста же они были отодвинуты достаточно далеко, чуть ли не на середину комнаты выдвинуты. Opticon 6 и 8 все же покрупнее и кроссовер у них иначе настроен — у шестерок один динамик чисто басовый (ну, до 800 Гц), а у восьмерок их и вовсе два до 390. Им проще быть драйвовыми, да и 81 помощнее 61.
B0r1s
Поддерживаю. Когда слушал в салоне Opticon 6, их подключили к Denon PMA 1600 и эффект был очень похожим на выше описанный, потом подключили к Hegel (не помню модель), так вот с ним всё было хорошо.
Leo
думаю что в этом случае на 80% виноваты 2,5 полосы на одном сч/нч динамике . а что это dali или другой бренд , значения не имеет. по сути это полочники с подставкой в комплекте и расширенной секцией фазика.
Ivannnn
секта дали, вперёд!
Andrey80
Спасибо за обзор!
Но хотелось сделать небольшое уточнение относительно конструктива и размеров кабинета АС. Последний по своим размерам и объему больше импонирует под большие полочники,потому как имеет глухую перегородку посередине кабинета. Нижняя и верхние части не сообщаются.
a152v
Спасибо!
Ну, скорее, они эту тенденцию предвосхитили. Все же они много лет так делают, и, если мы часто говорим о "характере" звука того или иного производителя - то для Dali гибридный твиттер это один из определяющих факторов.
Я на своих Ikon 7 недостатков типа "чашечек" не замечал, но вот насчет "вширь и многослойности" соглашусь.
krotovaaa
Ну, насчет «предвосхитили» — не факт, но они достаточно давно работают с этой конструкцией и поэтому даже в такой относительно доступной модели у них связка гибридных твитеров получилась продуманной и хорошо выполняющей поставленные перед ней задачи. И модной, да (:
Эффект типа «чашечки» может еще и от комнаты проявляться, кстати. Но было очень стойкое ощущение, что звук при направленной расстановке закручивается точно между колонок и куда-то вне эпицентра вылезать не собирается.
a152v
Насчет комнаты - это точно. Я в своей ну прям совсем многопрямоугольной и неправильной не "чашечки", но другие эффекты наблюдаю :( Для кино ресивер корректирует, а вот для "чистого" стерео (усилитель + фронты) периодически приходится даже колонки туда-сюда двигать, когда получается присесть музыку послушать, а не просто фоном включить.
Oleg333
Спасибо за обзор.
Мои Opticon 5 (приобрел их в январе этого года) играют с ресивером Denon AVR-X3400H (в помещении 16,5 кв.м.). Не хватало нижнего и быстрого ударного баса поэтому приобрел к ним сабвуфер Rel t5i, стало все на свои места, музыку стало слушать приятно, не ярчат. Все стало сочнее, голос красивее и объемней, в басе услышал различные оттенки которых раннее не слышал, и сам звук собрался.
Также пробовал подключал к ним интегральный усилитель Atoll in100se без сабвуфера. После ресивера баса стало еще меньше, высокие глуше (хорошо, но можно было бы чуть больше), середина мне понравилась - очень детальная и обрела жизнь, вокал хотелось слушать и слушать.
Victor2019
Большое спасибо за обзор! На 100% согласен с автором относительно звучания этих АС. Я давно уже писал что Дали Оберон и Оптикон играют вяло, но со мной многие спорят. Ни в одном прямом сравнении с другой акустикой они не выдерживали критики. И нет смысла писать что проблема в усилителе или проводах. Другая акустика справлялась с материалом заметно лучше. Оптиконы медленные и невнятные, бас скучный, монотонный, гудит, ВЧ замыливают половину звуков. Пищалки все разные как мне сообщили на этом форуме на Оптиконах, Оберонах, Спектре, и при этом они все еле ползают. Что толку от технологий если колонки не умеют играть рок? ВЧ динамик, особенно во 2х Оптиконах звучит будто ребёнок несёт мешок с цементом. Ему так тяжело. И при этом цена....Откуда такая цена??? Поставьте рядом Магнат Сигнатуре S55e (за пол цены от этих) и даже эта простая акустика будет порхать на ВЧ в прямом сравнении. (Ухты, оказывается там был вот какой переход на электро-гитаре...). Против Оберон 3 поставьте начальные Кабассе Антигуа 170 (за пол цены опять) и уже звук не будет в кашу сливаться на роке. А если взять одноклассников по цене? Quadral Ascent 80 LE 99000р. А против полочников Оптикон 2 взять Квадрал Платинум M25 Или Динаудио М20? В звуке пропасть просто. А есть ещё всякие Фокалы и бивни. Это конечно моё ИМХО на МОИ уши. Обзор совпал с моим мнением и я не удержался))))
Fate-X
Вспомнилось, как я впервые пришел в HI - FI салон и первым делом спросил, есть ли у них Oberon 3 (ведь начитался восторженных отзывов и обзоров). Продавец с ухмылкой посоветовал пройти мимо этой фирмы:) А в другом салоне открестили от усиления Кэмбриджей. Есть ведь честные и бескорыстные люди:) П.с. я все равно послушал и Dali и Cambridge, без комментариев. Все познается в сравнении.
Serg_E
Какой молодец продавец с ухмылкой :)
Leo
Quadral platinum 2+ наверное ) те что вы указали лет 8 назад сняты с производства. И боюсь platinum классом выше .
Victor2019
В Европе продаются новыми, значит не сняли с производства, как и Аргентум 590. Сам слушаю сейчас вообще на Platinum 220, но они конечно не новые. Класс звука то выше а цена такая же, я об этом писал. Оптиконы 2 сейчас около 850$ в РФ вроде.
SerNik
Уши конечно разные. Когда мне пришлось выбирать, то в бюджете 400 евро обероны 1 больше всего и понравились.
Rim555
Как владелец одних из Dali пишу, наверно уже десятый раз, не заморачивайтесь на одного из производителей, слушать надо самим и при чем по возможности с разными источниками и усилением. В нормальных салонах есть такая возможность. Продавцы разные, есть профи, они не втюхивают, стараются прислушаться и угодить, чтоб клиент рекомендации смог дальше давать. Есть человек одной продажи, ему все равно что продать, мне на системе из АС и усиления под 10k$ ставили на источник Айфон с дешевым шнурком Real Cable 3.5 jack на RCА, это было.
Раньше категоричен был, с определенным опытом понимаю, техники много и на ее есть свой покупатель, при правильном подборе все работает как надо.
Serg_E
Поддерживаю! Очень верно всё написали. Очень многие "блюда" начинают звучать, если их правильно приготовить. И вкус учитывать, безусловно, нужно тоже! +
Boriss
Продвинутые полочники . Хорошие , но с роком нет , RnB, нет . И дело не в Dali Opticon 5 , а в форм факторе . Я недавно , имел возможность прослушать Bowers & Wilkins 702 S2 , красивые , дорогие , но баса просто нет . Вместо них лучше купить Opticon 6 и на хороший усилитель останется .
И еще добавлю , Dali надо далеко отодвигать от стены , иначе не правильно звучат . Нет глубины сцены , сцена становится плоской , в моем случае я этого добился отодвинув колонки от задней стены на 120 см . И полностью согласен с автором обзора , нельзя их поворачивать на слушателя , поначалу кажется хорошо , бас становится более четкий . Но потом понимаешь , что сцена выпуклая , и узкая . Автор более правильными словами все написала . Просто молодец , хороший обзор .
BenSunhoof
Напольники весом 15 кг! Ведь делают же такое...
Tog
Dali - полное гавно, Rubicon 5 в частности.....взял на прослушку- такая каша....не рекомендую, гавно а не колонки. Для не искушенных звуком может и схиляет...