Неоднократные просьбы форумчан собрать в единое целое различные мои публикации по «лентоводству и магнитофоноведению», да и жизнь не стоит на месте, что и побудило совокупно меня написать данный материал, как некоторый итог двухлетнего развития темы.

Итак, что произошло в нашей теме за почти два года? Количество компаний, выпускающих собственные аналоговые релизы на лентах и тиражирующих коммерческие копии архивных лент увеличилось с 23 до 42, а количество изданий подросло почти в три раза. При этом уже четыре «лентоиздателя» в России.

К производителям современных лент в лице штатовской ATR и французской RTM присоединилась Capture Reel Audio из Splicit Reel Audio Products - Орегон, Роузбург.

Из заявленных проектов новых магнитофонов три стали реальностью: Ballfinger доехал до России и прижился, ленточный транспорт от Thorens - TM 1600, стал следующим реальным шагом и наконец заиграл Metaxas TRX ( два заказано для наших).

Thorens - TM 1600

Французы из Analog Audio Design заявили, что «обеспечат будущее катушечным магнитофонам» и мир затих в ожидании начала продаж их TR-1000.

Однако все вышеперечисленное в ценовом диапазоне от 10 000 евро и выше.

А для тех, кто предпочитает "нативный" R2R - Revox online, основанный в 2000 г. Томасом Шрёдером (Thomas Schröder), который и в настоящее время является менеджером Revox-Studer. Гарантированные и официально восстановленные аппараты. Revox A-700 - 2190 евро.



Есть и плохие новости: заявленный еще в 2016-м проект нового доступного R2R Revox не состоялся, увы! А участвовавший в этом проекте The Horch House, выпускавший очень хорошие копии мастер-лент ушел в небытие.

Каталог студий (Record Labels), выпускающие коммерческие копии мастер-лент на ноябрь 2019

1. 2 X HD Канада

Наиболее быстро развивающийся ресурс - 1-2 новых ленты каждые два месяца. Долгое время выпускавший DSD трансферы с лент René Laflamme перешел к выпуску авторизованных копий на ленте.


2. ABC RECORDS - Китай.


3. ANALOGUE MASTERING SERVICES - Италия.

4. ANALOGUE PRODUCTIONS ULTRA TAPE - США.


5. ANALOGY RECORDS - Италия.


6. CHASING THE DRAGON - Великобритания.


7. DELMARK RECORDS - США.


8. ENTERTAPE (aka HORCH HOUSE) Germany/Slovakia - более недоступен, только вторичный рынок ранее выпущенных изданий.

9. FONÈ RECORDS - Италия.


10. HEMIOLIA RECORDS - Италия.


11. INTERNATIONAL PHONOGRAPH INC< - США.


12. Clefandnote - Италия.

Необходимо отметить, что при шикарном каталоге джаза и классики не совсем понятна ситуация с авторским правом на копии лент.

Однако же на MHES 2019 они были представлены.

13. Open Reel to reel - Великобритания.

14. MASTER TAPE SOUND LAB - Греция - Австралия.


Совместный проект Тодора Дмитрова и Костаса Метаксы.

15. OPEN REEL RECORDS - Италия.


16. OPUS 3 - Швеция.

17. QUINTON RECORDS - Австрия.

18. STS ANALOG (PART OF STS DIGITAL) - Нидерланды.


19. THE TAPE PROJECT - США.


20. TONE-PEARLS - Франция.

21. ULTRA ANALOGUE RECORDINGS


22. YARLUNG RECORDS -США.


23. Groove Note - США.


24. Lyn Stanley - США.


25. Premonition Records - США.


26. DA Music - Япония.

27. United Home Audio - США.

28. Brilliance Music and Studios - США.

29. Dangerous Analog - США.

30. MPS - Lutz Precision- Германия.


31. DJABE - Венгрия.

Даже Стива Хаккета на ленте записали.

32. Mascara - Словения.

33. AC Records - Польша.


34. Bel Canto Musicale - Тайвань.


35. Magnetic Fidelity - Греция.


36. The Three Blind Mice - Япония.

Упоминание из уважения, ибо их уже нет, но начали работать с мастер-копиями именно они. Можно еще найти на вторичке, но это большая удача.

Правда еще Toshiba выпускала мастер-копии, но я не держал ни одной в руках...

А вот раритет от TEAC Master Sound. Бывало и такое...

https://injapan.ru/auction/u22...


А еще японская Mouri Studio выпускала свои релизы.


37. Volta Recordings - Япония.

38. Kamekichi Records 龜吉音樂堂 - https://kamekichirecord.com/ Япония.

39. SEPEA Audio - Словакия.

40. Base2 Music - Франция.

Честно сообщают, что их ленты второго поколения.

41. Studio Volta Recordings - Италия.


42. TRJ Records - Италия.


43. AUDIOGUY records - Южная Корея.

Национальные исполнители классики и традиционной музыки.


Россия

1. MMS

2. Smart Audio


3. Zavalinka


4. Reel to reel tape Russia

Что-нибудь наверняка не учел — не взыщите.

Таким образом тенденция к активному развитию налицо.

Что такое мастер-ленты и их копии?

Для тех, кто входит в тему это не праздный вопрос. На торговых площадках в инете масса предложений по продаже «мастер-лент» от бросовых цен до невероятных.

Термин «мастер-лента» может относиться ко многим различным вещам, поэтому давайте кратко попытаемся устранить здесь и сейчас несколько общих недоразумений с мастер-лентами.

Первое поколение (The first generation)

Когда альбом записывается на аналоговую ленту, будь то в студии или на сцене, это будет либо многодорожечная запись с использованием нескольких микрофонов и / или разных сессий для записи каждого отдельного элемента музыкального материала (инструментов, вокала), либо живая концертная запись, в которой один или несколько микрофонов фиксируют исполнение в целом. Многодорожечная (двух-, одно- и даже полудюймовая) лента - это не master tape. Это multitrack tape.


Затем звукозаписывающие инженеры объединят различные элементы, отредактируют и сведут их для достижения желаемого звучания - master mix, результатом которого станет финальная аранжировка альбома. Для тиражирования оригинальный студийный микс дополнительно обрабатывают и этот процесс называется мастерингом. Делается он в специализированных мастеринговых студиях, которые сильно отличаются от студий звукозаписи, прежде всего по оборудованию. В результате то, что получилось — оригинальная студийная мастер-лента две дорожки в стерео на 1/4 или 1/2 дюйма, также называемая «первым поколением». Ее копии называют safety copy. Тиражные копии с нее же - dubbing copy. Часто финальное сведение и мастеринг регистрируется несколькими синхронизированными мастер-машинами.

The Beatles production master tape для выпуска альбома ''Revolver'' на виниле в Австралии

Чего только не бывает... https://natedsanders.com/LotDe...

Второе поколение (The second generation)

Вот тут первое недоразумение — если изготовлен только один оригинал мастера первого поколения, он обычно будет немедленно скопирован для обеспечения нескольких безопасных (safety) или резервных копий. Здесь и происходит основная путаница, потому что, строго говоря, эти копии — второе поколение, и все же их часто называют «оригинальными» мастерами.

В те давние, добрые времена, когда аналоговая запись была нормой, эти так называемые «оригинальные мастера» затем использовались в качестве исходников для всех последующих копий, печати и ремастеринга и т. д. — независимо от того, выпускали ли с них катушки, виниловые пластинки, кассеты или даже CD. Копии рассылались по всему миру лицензиатам, зарубежным дочерним компаниям-дистрибьюторам и компаниям, занимающимся дистрибуцией, чтобы выпускать альбомы в различных форматах.

Эти копии мастеров были редко вторыми, а чаще третьими копиями от оригинала. При этом, фабрики, штампующие винил делали себе еще несколько копий, с которых происходила эквализация под нарезку лакового диска. То есть первопресс виниловый это чаще всего материал с использованием ленты уже третьего, даже четвертого поколения. Вот и сравните звук ленты и винила...

Поэтому то, что официально продается как мастер-копии — ленты второго-третьего поколения. Ну кроме The Tape Project, Fone Records и International Phonograph (direct from master).

Как правило, после выпуска винила эти резервные копии третьего поколения фабрики должны были вернуть, но это не всегда прописывалось и делалось фактически.

После закрытия многих фабрик копии лент ушли в помойку и... просочились на рынок. Однако и цифровых копий в сетях инета гуляет изрядно!

Довольно много осталось и "бесхозных" радиотрансляционных копий - архивы просто выбросили после перехода на цифровое вещание...

Возвращаясь к вышеприведенному примеру аукционной продажи тиражной копии Битлов, вообразим себе, что вы - яростный коллекционер и повелись приобрести ленту Битлов по цене подержанного Штудера.

Что видим? Лента реально ацетатная EMI Tape, выпускавшаяся в Англии для мастер работ в 60-е годы. Хотя такую можно купить новую и запечатанную на аукционе и сегодня. Информация о копии один в один из библиотеки Abbey Road. Дата выполнения dubbing copy совпадает с годом выпуска альбома Revolver в Австралии - яблоко "Парлафона" подлинное - PCS0 7009, найдите такой первопресс, да еще и австралийский. Ну а что к вам приедет и как будет играть? Два паса и в прикупе - чудеса...

Мой хороший знакомый приобрел в Японии, он там живет и работает, две ленты TBM из того знаменитого тиража 1977-78 гг. и, в одном случае дедушка-самурай признался, что переписал оригинал на Technics 1500 на старую Scotch 3M и вложил в оригинальную коробку, а подлинник себе оставил. Но и это играло волшебно.


Как отличить цифровую копию от аналоговой?

Если аппаратура достаточно высокого качества, то сделать это можно и на слух. Однако в таком случае разница наиболее очевидна если сравнивать в "лоб". В аналоге инструменты звучат более раздельно, достоверно тембрально и более ярко выражена сцена, высокие имеют более мягкий оттенок.

Естественно, можно найти много отличий с помощью различных приборов и программ. Очень много можно сказать по «рисунку» оцифрованной фонограммы. Если оцифровать запись с магнитофона через хорошую звуковую карту с параметрами не ниже 96 кГц/24бит, то можно увидеть, к примеру, не обрезана ли запись по верхам и по низам. Можно по спектру шумов определить какая по счёту копия (если запись имеет мастеровое происхождение), можно увидеть что на мастере были в промежутках между композициями проклеены ракорды. В некоторых случаях можно увидеть прописанное на ленте подмагничивание.

Оцифровка аналогового оригинала мастер-копии International Phonograph

Проведем некоторый "разбор полетов" над купленной в интернете и оцифрованной, предположительно оригинальной аналоговой лентой:

Начало ленты и по сканам шумов видно, что аналоговый источник примерно третьего поколения.

По фрагменту промежутка между композициями, видно две склейки — так выглядят склейки, когда готовят мастер ленту — production master для нарезки записи на лаковый диск для печати винила. Между композициями вклеены ракорды. Отчетливо видно, что срезы лент и ракорда сделаны профессионально под углами. Есть ощущение, что запись на этой копии эквализирована.

Крайне сложно определить оцифрованную мастеровую запись переписанную обратно на ленту, особенно если это DSD flat transfer с оригинала.

А ниже - пример цифрового вмешательства в аналоговый исходник.


Продолжение следует...