Некоторое время назад я тестировал младший из «иксов» — проигрыватель винила Pro-Ject X1. Настало время заняться старшей моделью — и посмотреть, насколько же существенна между ними разница и как кажущиеся на первый взгляд незначительными конструктивные отличия скажутся на звуке.

Близкие родственники

Сходу сложно определить, что такое X2 — усовершенствованная версия X1 или, наоборот, X1 — это упрощенная версия X2? Понятно, что есть аппарат старший, а есть младший, но вот как в них распределяется достаточность, избыточность или нехватка чего-либо — вопрос тонкий. Впрочем, подобные вопросы нередко возникают при изучении аппаратов, у которых есть «близкие родственники».

Проигрыватель винила Pro-Ject X2

На первый взгляд они похожи друг на друга, но X2 явно массивнее. Стол из МДФ толще, а акриловый диск крупнее.

Ножки-опоры одинаковые — их три штуки. Представляют они собой две металлические детали с запрессованной резиновой вставкой, нижняя поверхность оклеена фетром, есть винтовая регулировка по высоте. Практика показала, что капризов у такой конструкции мало, а развязывает она неплохо. В сочетании с более тяжелыми столом и диском эффект еще увереннее.

Корпус из массивной плиты тяжелый, плотный и не звонкий. Отделка ореховым шпоном — вполне аккуратная, но нежная. Шпон покрыт только очень тонким слоем лака, который даже не скрывает его структуру и не «заливает» стол в «монолит».

Не раз от производителей акустики я слышал мнение, что вообще-то не всегда следует заливать все многослойным лаком — иногда это вредит. Возможно, здесь производитель руководствовался схожей логикой, а может, это просто такая отделка — ведь столы в черном или белом лаке как раз-таки залиты. Что же касается шпона — получилась приятная, не броская отделка, сдержанная и аккуратная.

Что интересно: конструкция столов у X1 и X2 очень похожа — узлы находятся примерно в тех же местах, однако пазы для прокладки кабельных соединений на дне стола проложены по-разному.

На нижней поверхности расположен выключатель, останавливающий мотор и металлический кожух-экран, на который выведена пара RCA-разъемов и клемма заземления. Кстати, в комплекте идет приличный фонокабель Connect-It.

Стакан подшипника в X2 крепится не так, как в X1. У младшей вертушки он притянут к днищу болтом через металлическую проставку, которая на саморезах вкручена в стол. У X2 этой проставки нет — стакан подшипника закреплен непосредственно к столу. Вероятно, это обусловлено разницей в толщине стола. С верхней же стороны стола крепления идентичны — тремя винтами.

Управление аппаратов одинаковое: снизу выключатель, сверху кнопка переключения скоростей с минимальной светодиодной индикацией. И механически реализованная 78-я скорость тоже присутствует. Чтобы ей воспользоваться, нужно поставить на шкив (на его другой радиус) специальный круглый пассик вместо штатного плоского — и тогда диск будет вращаться на 78 оборотах.

Подстроек скорости не предусмотрено, как и датчиков контроля — здесь все доверено механике и кварцованной электронике. И надо сказать, измеренные отклонения скоростей вполне вписались в паспортные данные без каких-либо превышений.

Акриловый диск толще и тяжелее, чем у X1

Моторы у X2 и X1 одинаковые, и система крепления похожа, но так как корпус мотора у старшей модели несколько массивнее, то крепящих его непосредственно к столу винтов не видно. Хотя мотор не просто висит на демпфере, а закреплен — пусть и не жестко.

Пластиковый субдиск, в котором вставлен стальной шкив неинвертированного подшипника, — точно такой же, как и у младшей модели. Отличий нет, а жаль — почему не поставили алюминиевый субдиск, как, например, у The Classic? Все же это не та деталь, которая радикально изменила бы стоимость, а прирост был бы очевидным.

Но где прирост определенно есть — масса основного диска. Изготовлен он также из матированного акрила, но весит не полтора, а два килограмма. Соответственно, диск толще. Свою роль это обязательно сыграет.

Переключение скоростей. Световая индикация минимальная, но информативная — светодиод перестает мигать, когда диск набрал скорость

Еще одно важное отличие — тонарм. Внешне он весьма похож, но имеет несколько другую структуру трубки, с большим использованием карбона. Самое главное тут — эффективная длина. Это уже не компромиссные 8,6 дюйма, а полноценная девятка.

Тонарм статически сбалансированный, поворотный, имеет все необходимые регулировки: высоту, азимут, три шага настройки антискейтинга. В этом плане особо точной настройки нет, но тонарм рассчитан по паспорту на прижим от 0 до 3 грамм (при весе самих головок 7–12 грамм), в реальности же логичнее подбирать головки, требующие прижима 1,5–2,5 грамм — и с соответствующей эффективной массе тонарма (10 грамм) податливостью иглодержателя.

Мотор и субдиск Pro-Ject X2

В настройке тонарм не сложен, но позволяет тонкие регулировки. Особенно если воспользоваться не тем шаблоном, который идет в комплекте, а чем-то более точным. Плюс электронными, а не механическими весами и т.п. Впрочем, идеологически здесь не должно быть чего-то сложного, да и головок ценой в весь проигрыватель не предусматривается.

Во всем остальном подготовка вертушки к работе не вызовет затруднений даже у тех, для кого это первый винил — достаточно пробежаться по инструкции и выполнить все предписания.

Радостно и задорно

Для теста я использовал такую же, как в связке с X1, ММ-головку Ortofon 2M Blue — но только в качестве второстепенной. А в качестве основной выбрал MC Ortofon Quintet Bronze, что, учитывая уровень проигрывателя, мне показалось более уместным.

Сначала, конечно, прослушал часть подборки из теста X1 с идентичной головкой, но выводы о сравнении оставлю на потом — пока же попробую изучить X2 как самостоятельную величину.

Pro-Ject X2, вид снизу

Первой поставил моно-пластинку с записью Thelonious Monk «Thelonious Himself». Этот пресс пришел мне взамен предыдущего потрепанного, и это тоже промо-копия, только в отличном состоянии. Но мойки пластинка еще не видела — судя по всему, со времен изготовления.

Шум и потрескивания головка вытаскивает несколько больше обычного, то есть в таком сочетании проигрыватель/головка качеству и состоянию пластинок уже стоит уделить внимание. Хотя попутно, вместе с артефактами, тракт и звук «вытаскивает» весьма неплохо — эффектно, достаточно эмоционально.

Подача явно светлая, детальная, с некоторой склонностью акцентировать послезвучия и полутона. Звук прозрачный, легкоподвижный, но при этом достаточно масштабный.

Выключатель вращения расположен снизу. Кнопка сверху только переключает скорости

Моно-сцена по глубине строится хорошо, ощущение объема есть не только от моно-записи, но еще и от много-записи одного фортепиано, а это здесь единственный присутствующий инструмент. Атмосфера передана хорошо, есть правильное чувство ритма, есть внимание к деталям и интонациям, хорошо слышно даже специфику звучания конкретного инструмента и записи.

Без проблем можно сосредоточиться на нюансах и оттенках, хотя в целом эта нюансировка не перевешивает ощущение от музыки как таковой. Динамика весьма хороша — я не услышал ни сглаженности, ни торопливости. А вот в плане настроения и эмоций — не совсем обычный расклад. При формально правильной передаче записи музыка как будто получается чуть более радостной.

Следующая пластинка — Herbie Hancock «Sextant». Звук весьма детален, есть объем и воздух, масштаб передается вполне уверенно. Звук яркий, экспрессивный, жизнерадостный. Явно выражен эффект погружения в музыку. На мой вкус, все чересчур эмоционально, но эту подачу не назовешь окраской или перекосом.

Бас получился крупный, но не деревянный, а даже чуть смягченный, обволакивающе-фактурный. Серединка насыщенная, густая, но не плотная, ощущения тугоподвижности звука нет. Верхов много, они разнообразны, ярки, но не режут по ушам и не утомляют. И по самому верху есть некое ощущение предела — не жесткого среза, а легкой скругленности, что в сумме и дает сочетание яркости и не выраженной резкости.

Все в целом воспринимается весьма насыщенно, ярко и эмоционально. Такое ощущение, что тракт может задорно отыграть даже скучную запись, хотя ничего скучного я для теста не заготавливал.

Ortofon Quintet Bronze

Детальность хорошая, читаются все инструментальные партии. Нюансов и послезвучий слышно несколько больше, чем можно было изначально предположить. Раскладка сцены тоже весьма хороша — есть и ширина, и глубина, и проработка планов. Местами сцена кажется чуть формальной, но для своего класса у аппарата все в порядке.

Динамика ощущается вполне ровной, на примере этого альбома я тоже не заметил ни ленности, ни торопливости. Разве что чуть подфорсированный звук — да и только. Хотя это именно ощущение, не связанное со скоростью, которую по замерам проигрыватель держит, даже не доходя до пределов паспортных значений.

Еще один диск: первый альбом, вышедший на собственном лейбле Pro-Ject — полностью аналоговое издание 7RAY « Jazzy Zoetrope». Звук фактурный, густой, с проработанным вокалом и хорошо читающимися послезвучиями.

На первый план выходят фактурность и эмоциональность, хотя при этом слышно и нюансы записи. Кажущаяся яркой подача — не колючая и не крикливая. Общее настроение — искристое, задорное, радостное. Иногда даже слишком — но это только вопрос стилистики, навязчивости в звуке не наблюдается.

Следующая пластинка — My Dying Bride «The Angel And The Dark River». Здесь неплохо сочетается воздушность и плотность, телесность звучания. Бас получился на удивление плотным — я ожидал более воздушной подачи. Детальность и динамика на достойном уровне, но эмоционально все получается немного светлее.

Впрочем, техники со светлым звуком сейчас явно больше, чем с подчеркнуто-темным. В нашем же случае важно, что по формальным критериям проигрыватель вытягивает сложный материал, не сваливаясь в кашу. Разборчивость получается на уровне.

Штатный фоно-кабель из комплекта Pro-Ject X2

И напоследок — диск с исполнением Carmina Burana Орфа. Это исполнение изобилует тихими переходами, а запись на моем издании сама по себе чуть «скругленная» по звуку. С тихими фрагментами все вполне уверенно. Тембрально — разнообразно и достаточно достоверно.

Несколько радостно-приподнятая подача заметна и здесь, но на общую картину влияет она не сильно. В звуке есть небольшое смещение в пользу средне-верхнего диапазона, но при этом на бедность баса жаловаться сложно — он лишь немного смягчен.

Выводы

Если сравнивать X1 и X2, то последний показался мне более похожим по своему почерку на некий собирательный образ проигрывателей этого производителя. Я вижу их скорее жизнерадостными, несколько форсирующими эмоции, достаточно светлыми по подаче, но с быстрым легким звуком. Конечно, аппараты разные, и акценты расставлены по-разному, но таков собирательный образ.

Именно таким и показал себя Pro-Ject X2 — что с головкой Quintet Bronze, что с 2M Blue. Со второй — явно попроще детальность, а звук несколько более сглаженный. Но в сравнении X1 получается спокойнее и уравновешеннее, с меньшим количеством деталей. X2 — более детально-экспрессивный, со звуком посветлее и более эмоциональной подачей.

Чем отдельно порадовала старшая модель в рамках теста, так это динамикой и детальностью. Они несколько выше, чем в среднем по рынку для этого сегмента — и при этом звук не становится излишне детальным и резким.

Музыкальный материал

7RAY ‎— Jazzy Zoetrope / Pro-Ject Records ‎PJR001 / Stereo

Carl Orff — Carmina Burana — L.Stokowski, The Houston Symphony Orchestra & Chorale, The Houston Symphony Boys Choir, V.Babikian, G.Gardiner, C.Hager / Seraphim ECC-30159 / Stereo

Herbie Hancock ‎— Sextant / CBS/Sony ‎— SOPL 190 / Stereo

My Dying Bride ‎— The Angel And The Dark River / Peaceville ‎VILELP418 / Stereo

Thelonious Monk ‎— Thelonious Himself / Riverside Records ‎R-5016, RLP-235 / Mono

Pro-Ject X2

Pro-Ject X2 — 85 000 рублей, Ortofon Quintet Bronze — 55 000 рублей

Проигрыватель винила Pro-Ject X2

Тип привода: пассиковый

Скорости: 33,3, 47 и 78 об/мин. Переключение электронное, механическое для 78 оборотов

Отклонение скорости: 33,3 — 0,25%, 45 — 0,2>#/p###

Коэффициент детонации: 33,3 — 0,12%, 45 — 0,1>#/p###

Основной диск: акриловый, 2 кг

Тонарм: статически-сбалансированный поворотный

Эффективная длина: 230 мм

Заход: 18 мм

Эффективная масса: 10 г

Диапазон прижимной силы: 0–3 г

Мотор: постоянного тока

Блок питания: выносной, в виде вилки-адаптера 15 В 0,8 А

Размеры (ШхВхГ): 460x150x340 мм

Вес: 10 кг

Головка звукоснимателя Ortofon Quintet Bronze

Тип: MC

Тип иглы: Nude Fine Line

Радиус заточки иглы: 8/40 мкм

Иглодержатель: алюминий

Динамическая податливость: 15 мкм/мН

Диапазон прижимной силы: 2,1–2,5 г

Оптимальная прижимная сила: 2,3 г

Выходное напряжение: 0,3 мВ

Диапазон частот по уровню -3 дБ: 20–25 000 Гц

Разделение каналов: >23 дБ

Разбаланс каналов: <1,2 дБ

Рекомендуемое сопротивление нагрузки: >20 Ом

Материал корпуса: пластик, алюминий

Вес: 9 г