Главная идея Hi-Fi — это максимально достоверное звучание, близкое к оригиналу настолько, насколько это возможно. Уже потом, в процессе, разработчики акустики и компонентов сталкиваются с тем, что ничего абсолютно прозрачного и 100% нейтрального создать просто нельзя.

Да и у потребителей нет явного запроса на безупречные колонки и усилители — каждый ищет что-то свое. Кому-то нужно, чтобы звук был теплее, кому-то — чтобы быстрее, а кому-то хорошо только тогда, когда бас играет на уровне +10 дБ.

В общем, «высокая верность воспроизведения» по-прежнему декларируется всеми, но те, кто в теме, прекрасно понимают, что детальнее и живее звучит класс А, а с динамичными треками лучше справляется класс D, поэтому при выборе усилителя придется правильно расставить приоритеты. Та же история с ЦАПами, которые звучат по-разному в зависимости от того, какого производителя чип установлен внутри — и даже с одним и тем же чипом за счет обвязки вокруг него можно услышать разные интерпретации. Про лаповую схемотехнику, широкополосные динамики и прочие ретро-тенденции в аудио лучше даже и не начинать.

На таком фоне особенно неожиданно и приятно осознавать, что еще не все производители сдались и не все свернули в сторону вкусовщины с того самого золотого пути, имя которому High Fidelity. Почему я уверен, что такие производители есть? Потому что не так давно я послушал усилитель Technics SU-R1000, а затем внимательно изучил его конструкцию. Перфекционизм и верность идеалам Hi-Fi — это то, из чего сделан современный японский флагман.

Минимум ретроградства

Усилители со стрелочками любят все. А те, кто постарше, хорошо помнят прекрасные японские интегральники и мощники, украшенные не просто стрелочками, а большими стрелочками. Немалую часть этих воспоминаний занимают выпущенные в прошлом веке модели от Technics. Было бы большой ошибкой в веке нынешнем, когда спрос на аналоговость и винтажность столь высок, не возродить в новых усилителях Technics тот самый дизайн и те самые стрелочки. Это и сделали в современной линейке фирменных компонентов — даже по предыдущей модели можно оценить.

В целом дизайн от Technics получился по-японски лаконичным. Чистая алюминиевая панель, строгие формы, красиво подсвеченные стрелки и необходимый минимум элементов: кнопка питания, под которой спрятан бодро щелкающий механический выключатель, 6,3-мм выход для наушников, большой солидный регулятор громкости и справа ручка поменьше — селектор входов.

Селектор дает четкую обратную связь в виде щелчков, как будто за алюминиевой ручкой скрывается галетный переключатель, но на самом деле это цифровой энкодер. И хотя названия входов на дисплее пролистываются не циклично, а по принципу «от и до», энкодер не имеет упора и крутится бесконечно в любую сторону, что немножко рушит эффект «аналоговости» конструкции. Так или иначе, разработчики приложили немало усилий для того, чтобы SU-R1000 был похож на классические модели и в целом производил впечатление традиционного хайфайного аппарата.

И скажем прямо: если бы маркетологи компании решили, что нужно реализовать классическую схемотехнику прошлого века и по сути просто повторить SE-A1 или SE-A3 в чуть осовремененном виде, это имело бы успех у публики. Но в таком случае разработчики Technics изменили бы сами себе, ведь усилитель SE-A1 работал в классе А+, усилитель SE-A3 — уже в New Class A, и так далее.

С каждой новой итерацией компания выдавала нечто принципиально новое, базирующееся на технологии, не имеющей аналогов. В инструкциях и в рекламе этих аппаратов можно было увидеть фотографии с экрана осциллографа, на которых показывали, насколько точно усилитель передает прямоугольный импульс. Это было наглядной демонстрацией того, что аппарат идеально отвечает главной идее Hi-Fi: достоверно воспроизводить сигнал.

Новый усилитель SU-R1000 выполнен в тех же традициях. И хотя картинок с осциллографа нам больше не показывают, по тому, какие схемотехнические решения были применены и какой цели они служат, понятно, что японцы по-прежнему преследуют высшие цели.

Технологии XXI века

Как вы уже догадались, от старой школы усилитель SU-R1000 заимствовал исключительно внешний вид и высшую идею. Все, что находится внутри, выглядит высокотехнологично и весьма смело для топового хайфайного компонента — даже с учетом того, что на дворе 2024 год.

Чтобы был понятен масштаб отличий от традиционной схемотехники, скажу, чего нет внутри этого аппарата: у него нет больших трансформаторов и линейных блоков питания в принципе, у него нет аналогового регулятора громкости, а еще при наличии цифровых входов у него нет ЦАПа.

В общих чертах архитектура SU-R1000 выглядит следующим образом: сигналы с цифровых входов напрямую попадают в цифровой процессор, который является регулятором громкости и основным коммутатором. Сигнал с аналоговых входов сначала попадает в АЦП и затем так же передается на процессор.

Далее с цифровым сигналом работает технология под названием JENO Engine: она минимизирует джиттер, производит качественную передискретизацию сигнала и затем преобразует его из формата ИКМ (привычный PCM на английском) в ШИМ, который подается на в усилитель мощности.

Получается, что схема в общем виде является классом D, который принимает на вход не аналоговый, а цифровой сигнал. Свои тонкости в этом процессе, конечно, имеются, иначе SU-R1000 не стал бы топовым усилителем в линейке Technics и в принципе не смог бы превзойти грамотно сделанные аппараты с традиционной схемотехникой.

Технологии в деталях

Один из основных инструментов повышающих качество звучания, помимо вышеупомянутого JENO Engine — это оригинальная технология активного подавления искажений ADCT. Она работает по принципу обратной связи, но поскольку предварительный каскад усилителя является цифровым, мы имеем обратную связь, работающую в цифровом домене.

Еще одна особенность схемы в том, что она не только охватывает схему внутри усилителя, но еще и учитывает специфику нагрузки, подстраивая в реальном времени режим работы выходного каскада под подключенную к нему акустику. Это позволяет снизить искажения, выровнять фазу и получить более сбалансированное звучание, сделав связку усилитель-акустика менее зависимой от импеданса последней.

Эта функция запускается из настроек усилителя и заставляет колонки издавать тестовые сигналы разной частоты. И разница в звуке между откалиброванным и неоткалиброванным вариантами достаточно ощутимая.

В выходном каскаде усилителя используются полевые транзисторы, изготовленные из нитрида галлия, также известные в народе как GaN-транзисторы. В отличие от обычных MOSFET и других транзисторов, они обладают более высоким быстродействием, дают более низкий уровень искажений и отличаются лучшей энергоэффективностью. В схеме JENO Engine используются прецизионный тактовый генератор, а для большей стабильности его работы и минимизации джиттера питание генератора обеспечивает отдельный блок на основе батареи.

За питание усилителя в целом отвечают импульсные модули под названием Advanced Speed Silent Power Supply. Главная проблема блоков питания такого типа — это возникающие при работе высокочастотные шумы, модуляции которых проникают в слышимый диапазон искажая тем самым полезный сигнал. Для решения этой проблемы несущую частоту ШИМ в блоке питания усилителя SU-R1000 подняли в четыре раза относительно стандартной.

В результате уровень шума получился ниже, чем у обычных импульсных и даже чем у линейных блоков питания не самого низкого класса. Всего в усилителе используются четыре блока Advanced Speed Silent Power Supply с раздельным питанием выходных каскадов — а это есть ни что иное, как вариации на тему двойного моно, которое так часто используется в традиционных High End-усилителях.

Еще одно классическое решение — массивный корпус и специальные опоры, помогающие гасить микровибрации. Учитывая, что значительная часть аппарата является цифровой, это один из заметных факторов, влияющих на звук. Я думаю, что установка SU-R1000 на качественные виброгасящие опоры может дать заметный прирост качества звука, как это бывает с ЦАПами и прочими чувствительными устройствами.

Коммутация

Все, что связано с аналоговым подключением, реализовано в усилителе SU-R1000 не менее основательно, чем цифровая часть или схемы питания. Перед оцифровкой аналоговый сигнал проходит каскад предварительного усиления, собранный на дискретных транзисторных модулях, заменяющих собой более традиционные для этого участка схемы операционные усилители.

Далее в схеме используется АЦП от Asahi Kasei, имеющий свой стабилизированный источник питания и дополнительную схему подавления джиттера. Усилитель имеет как балансные, так и обычные несимметричные аналоговые входы, причем в балансной версии реализован даже вход фонокорректора для MC-картриджей.

Сам фонокорректор гибридный: он обрабатывает звук и в аналоговом, и в цифровом домене, при этом помимо обычной RIAA-коррекции с помощью DSP производится устранение перекрестных помех, благодаря чему, как говорят, улучшается разделение каналов, расширяется стереобаза и формируется более объемная стереокартина.

А самое интересное — это функция автоматической калибровки звукоснимателя. С помощью специальной пластинки, на которой записаны тестовые сигналы, DSP анализирует реальную АЧХ картриджа и вносит дополнительную коррекцию. Подход основательный, я бы даже сказал фундаментальный. Ничего подобного лично мне ранее не встречалось.

Интересно, что разработчики Technics в принципе уделили много внимания аналоговой коммутации. Несмотря на цифровую природу усилителя, у него есть линейные вход и выход для записи, а также выход предусилителя и вход на усилитель мощности. С цифровой коммутацией создатели SU-R1000 поступили куда проще: оптика, коаксиал и USB-B есть, каждого разъема — по две штуки. И ни каких тебе AES/EBU, I2S или HDMI ARC. Похоже, что тут вновь проявилась приверженность к традиционному взгляду на Hi-Fi.

А где усилитель?

Для тестирования SU-R1000 я использовал две разные пары колонок: напольники Penaudio Serenade и полочники Elac Concentro S503. Источников тоже было два: в качестве основного использовался T+A R1000E, а в роли альтернативы выступил Metronome Le Player 4+.

И первый вопрос, который возникает при смене акустики и источников: «а где, собственно, характер звучания усилителя?». Если мы меняем источники, подключая их к аналоговым входам, разница в характере звука и классе хорошо ощутима с первых нот. Если мы меняем акустику, звуковая картина, подача музыки меняются радикально. А вот какой вклад вносит в это усилитель — так с ходу и не определишь.

Возникает ощущение, что усилителя в системе просто нет, потому что он никак особенно себя не проявляет. Даже попытки перейти с аналогового подключения на цифровое ясности не добавили. Подключая тот же Т+А и небалансным кабелем, и SPDIF, я понял лишь то, что передо мной отличный тестовый стенд для изучения влияния кабелей на звук. Их вклад был хорошо заметен и мне больше всего понравились Nordost-ы как наиболее прозрачные и нейтральные.

А вот что в итоге звучит лучше — аналоговое или цифровое подключение — даже в этом случае не очевидно. Наверное, с источником более низкого класса цифра выиграла бы однозначно, но в связке с топовыми аппаратами SU-R1000 выдает одинаково хороший звук вне зависимости от подключения.

Только путем замены усилителя в системе удалось определить вклад Technics-а. На фоне прочих моделей он не дает выраженной окраски, подача музыки в целом нейтральная, но на контрасте с конкурентами может показаться несколько светлой и легкой. Разрешение просто исключительное, в записях слышны такие нюансы, которые я ранее замечал только в топовых планарных наушниках.

Наилучшим образом SU-R1000 выстраивает сцену. Отлично передается объем, точно прорабатывается пространство во всех направлениях, масштаб формируемых образов ограничен лишь способностью акустики брать самые нижние басовые ноты. Что же касается качества баса и контроля акустики в целом, в этом SU-R1000 проявляет себя замечательно. И электронные, и живые инструменты, играющие в басовом диапазоне, воспроизводятся очень реалистично и точно, каждая нота четко очерчена, гулкость и размазанность баса слышны лишь в том случае, если они прописаны в фонограмме: ничего от себя система не добавляет.

Абсолютный контроль, который демонстрирует усилитель, настолько выражен, что сам подход к выбору подходящей акустики стал иным. Поскольку производители акустических систем изначально не имеют ровным счетом никакого представления о том, с чем будет играть их изделие в каждом конкретном случае, они ориентируются на некий усредненный образ усилителя.

А как мы знаем, усилители, способные обеспечить безупречный контроль любых колонок, встречаются крайне редко, да и стоят немало. Получается, что акустику делают исходя из неидеальности усилителей, и эту самую неидеальность многие производители стремятся компенсировать или даже использовать во благо. Так появляются на свет колонки с неидеальным звуком, способные при этом хорошо сыграться с довольно разными по характеру усилителями.

В случае с SU-R1000 однозначно выигрышным вариантом является акустика, созданная с той же степенью перфекционизма и приверженности к прозрачности и бесхарактерности, что и усилитель. Поэтому из двух пар колонок, которые использовались при тестировании, наиболее интересно система звучала с полочниками Elac .

Они сами по себе более прозрачны, а в сочетании с прозрачностью и нейтральностью усилителя это дало больше деталей, больше реализма и эффекта присутствия. Penaudio Serenade в целом тоже не страдают недостатком разрешения, но они все же пытаются как-то облагородить и подкрасить звук, сыграть его немножко по-своему, и это делает связку менее универсальной в плане воспроизводимых жанров.

А Elac за счет высокой прозрачности и способности вытащить микродетали и нюансы из абсолютно любой записи проявляют себя как более универсальные и одинаково выразительно играющие любой жанр. С другими усилителями картина получается подчас прямо противоположной: Penaudio звучат интереснее, а Elac кажутся чересчур строгими и требовательными к качеству материала. Но так или иначе, общего вывода это не меняет: идеальные партнеры для Technics SU-R1000 должны быть прозрачными и нейтральными по характеру. В этом случае картинка сложится идеально.

Итог

Как бы пафосно это ни звучало, Technics SU-R1000 де-факто подтверждает то, что все прочие производители, выбравшие класс АВ, линейные блоки питания, управление сигналом в аналоговом домене и прочие вполне традиционные решения просто не смогли реализовать современные технологии достаточно хорошо.

А единственное преимущество традиционных технологий — в том, что они лучше изучены и с ними проще добиться хороших результатов. Ну а Technics тем временем двигает индустрию Hi-Fi вперед, создавая уникальные аппараты с превосходным качеством звука и несколько иным подходом к таким фундаментальным вопросам, как подбор акустики и создание звукового тракта с максимально коротким путем сигнала.

классический дизайн, отличный звук, большое количество настроек фонокорректора

нет продвинутых цифровых входов

Technics SU-R1000

1 190 000 рублей

Мощность: 2х150 Вт на 8 Ом, 2х300 Вт на 4 Ом

Импеданс: 4-16 Ом

Диапазон частот: 5-80000 Гц цифровой вход, 5-80000 Гц аналоговый линейный вход

Фонокорректор: ММ/МС

Цифровые входы: 2х оптических, 2х коаксиальных, 2х USB-B (USB Audio Class 2.0)

Цифровые форматы: PCM до 32бит/384кгц, DSD до 256

Аналоговые входы: 2х линейных RCA, линейный XLR, фонокорректор RCA, фонокорректор XLR, вход для записи, вход усилителя мощности

Аналоговые выходы: линейный для записи, регулируемый Pre Out

Габариты: 430х191х459 мм

Масса: 22,8 кг