Около года назад я вернулся к винилу. У меня был архив пластинок — около 500 штук в состоянии M и NM. Этот архив послужил начальным толчком. Первый виниловый сетап был таким: проигрыватель Pro-Ject X1, звукосниматель Ortofon 2M Blue, фонокорректор PS Audio PS II MK5 (К. Бабин). Все было прекрасно: я наслаждался музыкой, и звук вполне меня устраивал — до тех пор, пока я не занялся тестированием фонокорректоров начального уровня...
Предпосылки
Собственно, этот тест показал — есть куда расти. Замена фонокорректора — самый очевидный путь повышения качества звука. Начальный уровень корректора в ценовом диапазоне около 20 000 рублей (здесь и далее цены — на момент написания статьи) я собирался заменить на фонокорректор среднего ценового диапазона стоимостью около 60 000 рублей. Я даже составил шорт-лист корректоров, подходящих по стоимости, из которого собирался выбрать самого достойного претендента. Вот этот список:
Lehmann Audio Black Cube — 57 409 рублей;
iFi Audio Micro iPhono 2 — 63 714 рублей;
Musical Fidelity MX VYNL — 58 872 рублей;
Vincent PHO-701 — 63 900 рублей.
Оставался открытым вопрос: надо ли оставаться на ММ-звукоснимателе или переходить на МС? Ответ на этот вопрос дали коллеги по Stereo.ru. По их мнению,переход на иной качественный звук обеспечит не только замена фонокорректора, но и переход на MC-звукосниматель. Оставаться в рамках ММ-звукоснимателя — пусть даже и более дорогого (например, Ortofon 2M Black) — они посчитали лишним шагом.
Две предпосылки: собственный опыт, полученный в результате тестирования фонокорректоров, и мнение коллег о переходе на МС-звукосниматель — убедили меня вместе с заменой фонокорректора перейти на MC-звукосниматель.
Выбор компонент
Два человека повлияли на выбор конкретных компонент модернизации винилового сетапа. @Gorbatov указал на то, что среди фонокорректоров среднего ценового диапазона следует обратить внимание на вторичный рынок и конкретно — на фонокорректор Luxman E-200. А также что MC-звукосниматель начального уровня Ortofon Quintet Red очень прилично звучит для своей цены.
Luxman E-200 в прекрасном состоянии (как косметическом, так и функциональном) был приобретен на вторичном рынке за 66 000 рублей (включая пересылку из другого региона).
Новый звукосниматель Ortofon Quintet Red обошелся в 23 500 рублей в известном сетевом магазине (тут свою роль сыграли скидки за былые «заслуги»). Если учесть, что за заменяемые компоненты (звукосниматель Ortofon 2M Blue и фонокорректор PS Audio PS II MK5 (К. Бабин) я выручил 28 000 рублей (продажа), то общая стоимость перехода на новый уровень составила 61 500 рублей.
Коллега @NewArtVinyl указал в комментариях к моей статье, посвященной тестированию фонокорректоров начального уровня, что межблочные кабели, которые я использовал в своем виниловом сетапе — не выдерживают критики.
В результате, стоковый фонокабель Pro-Ject Connect It, прилагавшийся к проигрывателю Pro-Ject X1 был заменен на фонокабель Ortofon 6NX-TSW 1010R, который обошелся в 21 850 рублей.
Межблочный ноунейм-кабель, соединявший фонокорректор с усилителем, был заменен на кабель DH Labs с коннекторами WBT-0144. Стоимость такого кабеля — 10 000 рублей.
Таким образом, общие вложения в модернизацию составили 93 350 рублей. Это сопоставимо с вложениями в мой первый виниловый сетап.
Результат
Если описать одним словом — система стала звучать более натурально. То, что ранее не было важно — приобрело значение. Например, я убрал пробково-резиновый слипмат — и звучание стало более открытым. Попробовал ставить клэмп — и система отреагировала некоторой «зажатостью» звука. До модернизации система была более «грубой», менее чувствительной. Там подобные манипуляции никак не меняли характер звучания. Тем не менее я попытаюсь описать и звучание:
— повысилась точность и тонкость звучания. Начинаешь понимать, что дело не в яркости высоких или выпирающей середине (даже чуть-чуть), а в общем балансе, где каждый звук не доминирует, а создает звуковую картину, очень близкую к натуральной. Резюме: повысилась естественность звучания;
— появился бас на тех записях, где его было откровенно мало;
— замена безымянного межблочного кабеля на DH Labs с WBT-коннекторами подтвердило простую истину: в тракте не бывает второстепенных компонентов. Новый кабель прекратил чуть выпячивать верха, верхняя середина тоже успокоилась — тональный баланс звучания выровнялся и приобрел более натуральное звучание;
— фонокабель Pro-Ject Connect It, идущий в комплекте с проигрывателем Pro-Ject X1, вполне соответствует уровню проигрывателя, однако замена этого компонента на Ortofon 6NX-TSW 1010R показала: рост качества возможен. Улучшилась разрешающая способность, добавился «воздух», а еще выровнялся общий баланс звучания;
Что, напротив, вызвало дискомфорт? Для прослушивания на той же громкости, что и с ММ-головой, регулятор громкости надо увеличивать примерно на 1 час. Скажем, если ранее пластинка комфортно звучала при положении регулятора громкости на 10 часов, то теперь — на 11. Это говорит о том, что выходное напряжение фонокорректора Luxman E-200 меньше, чем у моего предыдущего фонокорректора PS Audio PS II MK5 (от К. Бабина).
Настройка обновленного винилового тракта заняла больше месяца. Около 40 часов заняла приработка иглы нового звукоснимателя. Поскольку я заменил два кабеля (фонокабель и межблочный), это заняло в сумме 15 дней. Кабели я менял не одновременно, а последовательно. Сделано это было для того, чтобы оценить степень влияния каждого кабеля на звук тракта.
Финальная настройка звукоснимателя производилась на слух после замены всех компонентов. Был уточнен прижимной вес иглы. Сейчас он равен 2,2 г. При рекомендованной производителем прижимной силе в 2,3 г. звучание показалось мне чуть жестковатым.
При внесении нового компонента в тракт я придерживался простого правила: никуда не спешить и оценивать звучание тракта с этим компонентом только после того, как я перестаю замечать изменение в звуке. То есть звучание всего тракта не менялось на протяжении нескольких прослушиваний. На это уходило от 5 дней и более.
Повторюсь: при замене того или иного компонента тракта первоначальное звучание никогда не совпадало с устаканившимся звуком. И еще: если происходит апгрейд какого-либо кабеля, новый претендент должен доказать свое преимущество. То есть тракт с новым кабелем должен звучать лучше. «Лучше» для меня — синоним слова «натуральнее».
Был ли ВАУ-эффект? Был. Как зазвучала старенькая мелодиевская пластинка в состоянии VG — «Времена года» А. Вивальди в исполнении Камерного оркестра Латвийской государственной филармонии п/у Т. Лифшица (С10-05143-44) — такого я не слышал. Масштаб сцены, как по фронту, так и в глубину, и звучание оркестра — потрясли!
Послесловие
Задачи первого винилового сетапа были:
— понять: винил — твое или это случайность;
— научиться настраивать голову;
— слушать музыку.
На все эти вопросы были получены положительные ответы. Более того, слушание музыки стало для меня ежедневным занятием. Иногда я пропускаю музыку — и чувствую, что гармонии внутри стало меньше.
Модернизация имеющегося сетапа преследовала следующие цели:
— улучшение звучание виниловой системы путем замены фонокорректора. Проделана определенная практическая работа;
— переход на МС-голову. Наверное, я не вернусь на ММ. Можно поразмышлять на эту тему, но не хочется. Это мой выбор, я никому ничего не хочу навязывать;
— устранение «детской болезни» недооценки кабельной обвязки. Треть затрат модернизации ушло на новые кабели: фонокабель и межблочник.
...Я далек от мысли, что мой нынешний виниловый сетап совершенен. Но то, что сделан очередной шаг в сторону точного звучания — для меня очевидно...
Благодарности
Порталу Stereo.ru — за возможность обмениваться опытом с коллегами, знакомиться с новинками в области звука;
Коллеге @Gorbatov — за корректное общение, точные акценты и безупречные советы по вопросам использования тех или иных компонентов винилового тракта;
Коллеге @NewArtVinyl — за острый взгляд, позволяющий выявить нюансы, существенно влияющие на звук, большой практический опыт и точные советы;
Компании «Профиль-Аудио» — за создание усилителя PAS-240, модель 6, которым я пользуюсь. Меняются источники звука, но усилитель всегда справляется с задачей точного воспроизведения. А также за доброжелательность в подборе компонентов к усилителю;
Александру Серашову, акустикой которого (ASP Loudspeakers Optimus Classic SB II) я пользуюсь — за отлично проделанную работу и доброжелательное общение.
P.S. Пользуясь случаем: поздравляю всех коллег с наступающими новогодними праздниками! Всем хорошей музыки и равновесия!