В семействе сетевых проигрывателей, представленных Naim в этом году, ND 555 занимает верхнюю строчку. По сравнению с ним младшие модели заметно упрощены: у NDX 2 нет внешнего блока питания, а у ND5 XS 2 отсутствует даже дисплей — подразумевается, что многим будет достаточно управляющего приложения. Различаются и ЦАПы, в старшую модель установлен Burr-Brown PCM1704U-K — тот же, что применялся в предшественнике Naim NDX. Есть у них и идентичные узлы, например, сетевой модуль, уже знакомый по линейке Uniti. Неужели разработчики трудились четыре года, чтобы выпустить в виде ND 555 парад проверенных решений? Нет, конечно. Если посмотреть внимательнее, можно найти еще много интересного.

В первую очередь это переработанная схема питания, приведенная в соответствие с фирменной технологией DR (Discrete Regulators). Каждый из узлов, начиная с тактового генератора и заканчивая аналоговым фильтром на выходе, питается от собственного стабилизированного источника питания, собранного на дискретных компонентах. Всего этих источников в ND 555 тринадцать. Но стабилизаторов еще больше — ведь есть и интегральные, они снабжают энергией цифровые платы, в частности стримера и процессора.

Процессор SHARC ADSP21849 вносит важный вклад в формирование звучания аппарата. Прецизионный ЦАП PCM1704 способен работать с сигналами до 768 кГц (96 кГц на входе, помноженные на 8, — кратность передискретизации). Но собственные способности к оверсэмплингу Burr-Brown здесь не используются, поскольку упомянутый DSP выполняет эту задачу с большей точностью и предоставляет дополнительные возможности. В частности, он же преобразует поток DSD в понятный для ЦАПа PCM с параметрами 24 бит / 705.6 кГц, попутно осуществляя фильтрацию ультразвукового шума квантования.

Без лишнего шума

Традиционно для Naim на борьбу с помехами и вибрацией брошены все силы. Модуль стримера заключен в клетку Фарадея, а цифровые сигналы между блоками передаются в виде LVDS (Low Voltage Differential Signalling). Вместо положительных импульсов относительно нуля, передаваемых по одному проводу, здесь задействовано два — противоположной полярности и меньшей амплитуды. Очевидно, что при меньшем напряжении и электромагнитные помехи слабее; вдобавок они взаимно уничтожаются, поскольку противоположно направлены.

Для уменьшения микрофонного эффекта аналоговые платы закреплены на медных пластинах, а вся эта конструкция амортизирована относительно корпуса

Пружинная подвеска плат гасит все колебания, начиная с 10 Гц. Из-за этого в конструкции стримера пришлось предусмотреть транспортировочные винты, которые следует выкручивать, не переворачивая корпус. Понятно, что большую часть жизни ND 555 проведет на горизонтальной полке массивной стойки, но все же немного боязно.

Двухдиапазонный модуль Wi-Fi поддерживает продвинутый протокол EEE 802.11ac, теоретически обеспечивающий скорость до 7 Гбит/с. С учетом увеличенного до 512 МБ объема буферной памяти плеер может подавать стабильный поток на ЦАП уже оттуда, предварительно скачав его из сети. Но производитель по-прежнему рекомендует пользоваться проводным подключением. И дело тут даже не столько в устойчивости соединения, сколько в том, что Bluetooth и Wi-Fi — лишние источники помех. Поэтому аппарат отключает эти схемы автоматически всегда, когда они не используются.

Лабораторная работа

Ожидаемо, что система, в которой мне предложили тестировать этот сетевой проигрыватель, состояла исключительно из компонентов Naim. Оконечников использовалось целых два, включенных по схеме биампинга, — NAP 500 DR + 500 PS на СЧ/НЧ и NAP 250 DR для ВЧ, а предусилитель был хотя и один, но двухблочный (со штатным блоком питания 552 PS).

Источник питания полностью вынесен в отдельный корпус. Естественно, в стойке он займет еще одну полку

За соединения отвечали продукты компании Tellurium: межблочный 5-штырьковый Q DIN Black Diamond, акустические Q Ultra Black, сетевые Q Black Power Cable и Ethernet Tellurium Q Digital Streaming Black Diamond. Комплект, можно сказать, исчерпывающий — ведь добавить что-либо в него будет сложно, не считая источников. Разве что можно улучшить питание самого стримера вторым блоком 555 PS DR в дополнение к штатному.

Колонки Neat Ultimatum XL10 формируют устойчивую стереокартину практически в любых условиях

Главным посредником между всей этой электроникой и ушами слушателя выступили колонки Neat Ultimatum XL10.

Вместе с блоком стримера из линейки Uniti проигрыватель получил совместимость с большим числом форматов файлов и сетевых протоколов и 5-дюймовый графический дисплей, на котором теперь отображаются любые символы и обложки дисков. К USB-разъемам ND 555 теперь можно подключать носители, отформатированные во всех распространенных файловых системах.

Управляющее ПО работает стабильно и удобно организовано
В основном окне – вся необходимая информация, включая параметры воспроизводимого файла
Одно замечание к приложению все-таки есть: длинные названия треков в информации по альбому не отображаются полностью – лишь бегущей строкой в панели воспроизведения

Вкупе с продуманным и хорошо отлаженным управляющим приложением это позволяет очень быстро абстрагироваться от технических деталей и сосредоточиться на музыке. Даже удобный пульт ДУ, тоже пришедший из семейства Uniti, остался лежать в стороне.

Уверенный старт

Похоже, Naim постепенно избавляется от того подхода, когда аппарат нужно было послушать подольше, чтобы он открыл все свои привлекательные стороны. Этот проигрыватель впечатляет сразу, в первую очередь ритмичностью и ясностью. На альбомах Питера Гэбриэла в DSD не возникало ощущения каких-либо потерь, поэтому не возьмусь утверждать, что треки «Sledgehammer», «No Self Control», «Intruder», c которыми впервые я познакомился еще на виниле, без преобразования в PCM могли бы звучать лучше.

5-дюймовый цветной TFT-дисплей может отображать любую информацию, включая обложки альбомов

Но все же длительное прослушивание открыло мне еще одно свойство испытуемого прибора. Это удивительная стабильность. Это относится к фокусировке инструментов на сцене и скорости, то есть ритмичности. Все звуки возникают точно вовремя и в нужном месте пространства. Отличается ND 555 от других источников, и особенно сетевых, настолько же сильно, насколько был заметен скачок, связанный с избавлением от детонации аналоговых устройств при переходе на цифровые. Конечно, здесь он не столь очевиден, и нужно провести существенное время с аппаратом, чтобы ощутить эту разницу. Но данное свойство приносит определенный психологический комфорт, так что правы его создатели — продукт вызывает привыкание.

Оба входа USB (и тыльный, и фронтальный) выдают подключенным устройствам питание с током до 1,6А, что обеспечивает совместимость практически с любыми носителями, включая портативные HDD

Прозрачность системы достаточна, чтобы уловить разницу между форматами. Но и откровенно слабые записи не оказываются в униженном положении, если их содержание заслуживает внимания. Разве что если спектральный баланс фонограммы завален в ту или иную сторону (в ВЧ или в НЧ), привыкнуть будет сложно. Даже Hi-Res рип с винила Culture Club «Colour by Numbers» я прослушал здесь с интересом, при том, что уже более полугода не мог себя заставить включить его на других системах.

Пульт ДУ хотя и совместим с другими продуктами Naim, будет управлять только тем аппаратом, с которым вы установили сопряжение. Отмечу, что он работает по протоколу Zigbee (похож на Bluetooth, но ориентирован на работу в системах автоматизации), и его не нужно направлять на устройство

И все же высокое разрешение налагает жанровые ограничения. Реквием оп. 48 Габриеля Форе в исполнении Мюнхенского филармонического оркестра Naim преподал ожидаемо мрачно и настолько трагично и глубоко, насколько возможно. В целом, чем сложнее и многоплановее музыка, тем богаче ощущения, которые передаст вам этот проигрыватель. С ним увлекательно разбирать и текстуры электронных композиций Брайана Ино, да и почти любой другой музыки, опирающейся на тембровую составляющую. Но стили, требующие первобытной энергии, в первую очередь рок и его ответвления, могут звучать на нем пресновато. Возможно, менее безупречное окружение придаст ND 555 немного дикости, но мне не кажется оправданным использовать аппарат такого уровня с компонентами, в чем-то ему уступающими.

Выводы

Хочется сравнить ND 555 с точным прибором для научных исследований. Если вы принесете его домой — позаботьтесь о том, чтобы обеспечить его достойным материалом. Иначе он даст понять, что слушать повторяющиеся гитарные риффы — пустая трата времени. Конечно, Naim не станет мешать наслаждаться эстетством Roxy Music, но настоящие эмоции в его интерпретации придут только с настоящей — академической музыкой.

Достоинства: выдающаяся стабильность сцены и скорости, исчерпывающая разрешающая способность

Недостатки: жанровая предвзятость; адептов DSD может смутить конверсия в PCM, пусть и безупречно исполненная

Официальный сайт: Naim ND 555

Цена: 2 062 800 рублей (с блоком питания 555 PS DR)

Паспортные данные

Форматы файлов: WAV, FLAC, ALAC, AIFF, DSD64, DSD128, AAC, MP3, OGG, WMA, M4A

Максимальное разрешение: 32 бит / 384 кГц (WAV), 24 бит / 384 кГц (FLAC, ALAC, AIFF)

Потоковые сервисы и протоколы: Chromecast, Airplay, Bluetooth (aptX HD), UPnP, Spotify Connect, Tidal, InternetRadio (vTuner Premium), Roon Ready

Входы: 2х оптических (до 24 бит / 96 кГц), коаксиальный RCA (до 24 бит / 192 кГц; DoP 64 Fs), коаксиальный BNC (до 24 бит / 192 кГц; DoP 64 Fs)

Интерфейсы: 2х USB Тип А, Ethernet

Выходы: RCA, DIN

Потребляемая мощность: 25 Вт

Габариты: 87х432х314 мм

Масса: 12,25 кг