В семействе сетевых проигрывателей, представленных Naim в этом году, ND 555 занимает верхнюю строчку. По сравнению с ним младшие модели заметно упрощены: у NDX 2 нет внешнего блока питания, а у ND5 XS 2 отсутствует даже дисплей — подразумевается, что многим будет достаточно управляющего приложения. Различаются и ЦАПы, в старшую модель установлен Burr-Brown PCM1704U-K — тот же, что применялся в предшественнике Naim NDX. Есть у них и идентичные узлы, например, сетевой модуль, уже знакомый по линейке Uniti. Неужели разработчики трудились четыре года, чтобы выпустить в виде ND 555 парад проверенных решений? Нет, конечно. Если посмотреть внимательнее, можно найти еще много интересного.
В первую очередь это переработанная схема питания, приведенная в соответствие с фирменной технологией DR (Discrete Regulators). Каждый из узлов, начиная с тактового генератора и заканчивая аналоговым фильтром на выходе, питается от собственного стабилизированного источника питания, собранного на дискретных компонентах. Всего этих источников в ND 555 тринадцать. Но стабилизаторов еще больше — ведь есть и интегральные, они снабжают энергией цифровые платы, в частности стримера и процессора.
![](http://img.stereo.ru/plitkin/fca7cd2b27d3fbec70194b0b803d0268.jpg)
Процессор SHARC ADSP21849 вносит важный вклад в формирование звучания аппарата. Прецизионный ЦАП PCM1704 способен работать с сигналами до 768 кГц (96 кГц на входе, помноженные на 8, — кратность передискретизации). Но собственные способности к оверсэмплингу Burr-Brown здесь не используются, поскольку упомянутый DSP выполняет эту задачу с большей точностью и предоставляет дополнительные возможности. В частности, он же преобразует поток DSD в понятный для ЦАПа PCM с параметрами 24 бит / 705.6 кГц, попутно осуществляя фильтрацию ультразвукового шума квантования.
Без лишнего шума
Традиционно для Naim на борьбу с помехами и вибрацией брошены все силы. Модуль стримера заключен в клетку Фарадея, а цифровые сигналы между блоками передаются в виде LVDS (Low Voltage Differential Signalling). Вместо положительных импульсов относительно нуля, передаваемых по одному проводу, здесь задействовано два — противоположной полярности и меньшей амплитуды. Очевидно, что при меньшем напряжении и электромагнитные помехи слабее; вдобавок они взаимно уничтожаются, поскольку противоположно направлены.
![](http://img.stereo.ru/plitkin/308634fd31290f956f34877bcfa27347.jpg)
Пружинная подвеска плат гасит все колебания, начиная с 10 Гц. Из-за этого в конструкции стримера пришлось предусмотреть транспортировочные винты, которые следует выкручивать, не переворачивая корпус. Понятно, что большую часть жизни ND 555 проведет на горизонтальной полке массивной стойки, но все же немного боязно.
![](http://img.stereo.ru/plitkin/603177659554245568e1fb14f4ee7fef.jpg)
Двухдиапазонный модуль Wi-Fi поддерживает продвинутый протокол EEE 802.11ac, теоретически обеспечивающий скорость до 7 Гбит/с. С учетом увеличенного до 512 МБ объема буферной памяти плеер может подавать стабильный поток на ЦАП уже оттуда, предварительно скачав его из сети. Но производитель по-прежнему рекомендует пользоваться проводным подключением. И дело тут даже не столько в устойчивости соединения, сколько в том, что Bluetooth и Wi-Fi — лишние источники помех. Поэтому аппарат отключает эти схемы автоматически всегда, когда они не используются.
Лабораторная работа
Ожидаемо, что система, в которой мне предложили тестировать этот сетевой проигрыватель, состояла исключительно из компонентов Naim. Оконечников использовалось целых два, включенных по схеме биампинга, — NAP 500 DR + 500 PS на СЧ/НЧ и NAP 250 DR для ВЧ, а предусилитель был хотя и один, но двухблочный (со штатным блоком питания 552 PS).
![](http://img.stereo.ru/plitkin/02e6649c4f457897bd8148cafc9e7c86.jpg)
За соединения отвечали продукты компании Tellurium: межблочный 5-штырьковый Q DIN Black Diamond, акустические Q Ultra Black, сетевые Q Black Power Cable и Ethernet Tellurium Q Digital Streaming Black Diamond. Комплект, можно сказать, исчерпывающий — ведь добавить что-либо в него будет сложно, не считая источников. Разве что можно улучшить питание самого стримера вторым блоком 555 PS DR в дополнение к штатному.
![](http://img.stereo.ru/plitkin/5de8778af3e55fe615a226e97b26f553.jpg)
Главным посредником между всей этой электроникой и ушами слушателя выступили колонки Neat Ultimatum XL10.
Вместе с блоком стримера из линейки Uniti проигрыватель получил совместимость с большим числом форматов файлов и сетевых протоколов и 5-дюймовый графический дисплей, на котором теперь отображаются любые символы и обложки дисков. К USB-разъемам ND 555 теперь можно подключать носители, отформатированные во всех распространенных файловых системах.
![](http://img.stereo.ru/plitkin/41d0f225887c6e41dc4fff08dfe53494.jpg)
![](http://img.stereo.ru/plitkin/326879507f534a7f345a83daa69a0cb9.jpg)
![](http://img.stereo.ru/plitkin/e589d52dcfe31ca11a3fcda26d6f875b.jpg)
Вкупе с продуманным и хорошо отлаженным управляющим приложением это позволяет очень быстро абстрагироваться от технических деталей и сосредоточиться на музыке. Даже удобный пульт ДУ, тоже пришедший из семейства Uniti, остался лежать в стороне.
Уверенный старт
Похоже, Naim постепенно избавляется от того подхода, когда аппарат нужно было послушать подольше, чтобы он открыл все свои привлекательные стороны. Этот проигрыватель впечатляет сразу, в первую очередь ритмичностью и ясностью. На альбомах Питера Гэбриэла в DSD не возникало ощущения каких-либо потерь, поэтому не возьмусь утверждать, что треки «Sledgehammer», «No Self Control», «Intruder», c которыми впервые я познакомился еще на виниле, без преобразования в PCM могли бы звучать лучше.
![](http://img.stereo.ru/plitkin/46413c5dd7a179e1e9fed4cef81e86b1.jpg)
Но все же длительное прослушивание открыло мне еще одно свойство испытуемого прибора. Это удивительная стабильность. Это относится к фокусировке инструментов на сцене и скорости, то есть ритмичности. Все звуки возникают точно вовремя и в нужном месте пространства. Отличается ND 555 от других источников, и особенно сетевых, настолько же сильно, насколько был заметен скачок, связанный с избавлением от детонации аналоговых устройств при переходе на цифровые. Конечно, здесь он не столь очевиден, и нужно провести существенное время с аппаратом, чтобы ощутить эту разницу. Но данное свойство приносит определенный психологический комфорт, так что правы его создатели — продукт вызывает привыкание.
![](http://img.stereo.ru/plitkin/2c82e137e40f8faf8b5d5ac5ed7b6ce8.jpg)
Прозрачность системы достаточна, чтобы уловить разницу между форматами. Но и откровенно слабые записи не оказываются в униженном положении, если их содержание заслуживает внимания. Разве что если спектральный баланс фонограммы завален в ту или иную сторону (в ВЧ или в НЧ), привыкнуть будет сложно. Даже Hi-Res рип с винила Culture Club «Colour by Numbers» я прослушал здесь с интересом, при том, что уже более полугода не мог себя заставить включить его на других системах.
![](http://img.stereo.ru/plitkin/95709f69b7f3a7047b8a13eaf67a64a2.jpg)
И все же высокое разрешение налагает жанровые ограничения. Реквием оп. 48 Габриеля Форе в исполнении Мюнхенского филармонического оркестра Naim преподал ожидаемо мрачно и настолько трагично и глубоко, насколько возможно. В целом, чем сложнее и многоплановее музыка, тем богаче ощущения, которые передаст вам этот проигрыватель. С ним увлекательно разбирать и текстуры электронных композиций Брайана Ино, да и почти любой другой музыки, опирающейся на тембровую составляющую. Но стили, требующие первобытной энергии, в первую очередь рок и его ответвления, могут звучать на нем пресновато. Возможно, менее безупречное окружение придаст ND 555 немного дикости, но мне не кажется оправданным использовать аппарат такого уровня с компонентами, в чем-то ему уступающими.
Выводы
Хочется сравнить ND 555 с точным прибором для научных исследований. Если вы принесете его домой — позаботьтесь о том, чтобы обеспечить его достойным материалом. Иначе он даст понять, что слушать повторяющиеся гитарные риффы — пустая трата времени. Конечно, Naim не станет мешать наслаждаться эстетством Roxy Music, но настоящие эмоции в его интерпретации придут только с настоящей — академической музыкой.
![](http://img.stereo.ru/plitkin/19d194b04061193cc94a74a46a02d0bb.jpg)
Достоинства: выдающаяся стабильность сцены и скорости, исчерпывающая разрешающая способность
Недостатки: жанровая предвзятость; адептов DSD может смутить конверсия в PCM, пусть и безупречно исполненная
Официальный сайт: Naim ND 555
Цена: 2 062 800 рублей (с блоком питания 555 PS DR)
Паспортные данные
Форматы файлов: WAV, FLAC, ALAC, AIFF, DSD64, DSD128, AAC, MP3, OGG, WMA, M4A
Максимальное разрешение: 32 бит / 384 кГц (WAV), 24 бит / 384 кГц (FLAC, ALAC, AIFF)
Потоковые сервисы и протоколы: Chromecast, Airplay, Bluetooth (aptX HD), UPnP, Spotify Connect, Tidal, InternetRadio (vTuner Premium), Roon Ready
Входы: 2х оптических (до 24 бит / 96 кГц), коаксиальный RCA (до 24 бит / 192 кГц; DoP 64 Fs), коаксиальный BNC (до 24 бит / 192 кГц; DoP 64 Fs)
Интерфейсы: 2х USB Тип А, Ethernet
Выходы: RCA, DIN
Потребляемая мощность: 25 Вт
Габариты: 87х432х314 мм
Масса: 12,25 кг