В этой паре полочной акустики объединились фирменное аудиофильское звучание с современными беспроводными и стриминговыми технологиями, проверенная передовая конструкция диффузоров и новое ячеистое построение мультирумной сети, связывающее компоненты Formation в единую экосистему.
Новую систему Formation от Bowers & Wilkins можно называть семейством, концепцией, сетью — и все определения будут верны. Любой компонент этой линейки рассматривается как часть единого мультирумного решения, способного объединить стерео- и «умные» колонки, беспроводной концентратор со встроенным АЦП/ЦАПом и домашний кинотеатр в составе саундбара, тыловых колонок и сабвуфера.
Все это может функционировать как в комплексе из шести элементов (на сегодняшний день), так и отдельно. На Stereo.ru уже выходила статья с подробным рассказом об истории создания этой системы и принципах ее работы — если еще не прочитали, советую.
Беспроводная активная полочная акустика Formation Duo отвечает в линейке за классический стереозвук. Отсутствие проводов вовсе не означает компромисс в качестве звучания, и производитель настаивает, чтобы потребитель воспринимал эту пару как подлинную Hi-Fi-систему.
Для передачи сигнала семейство Formation использует одну из самых совершенных на сегодняшний день сетей, и в каждой его акустической системе находится сразу по семь отдельных приемопередающих экранированных устройств. Четыре из них предназначены для общения колонок между собой в пределах комнаты (они работают в частотах 5 ГГц и выше, автоматически выбирая самый свободный диапазон), еще одна пара (2,4 ГГц) отвечает за связь с компонентами в остальных помещениях (мультирум) и связываются с внешним интернетом через роутер, и наконец, один модуль поддерживает связь через Bluetooth. Подключаться к роутеру колонки могут и через Ethernet, но это тот случай, когда преимуществ на слух вы в принципе не заметите.
Радиомодули для внутрисетевого общения работают в частотном диапазоне 5 ГГц, связь с роутером идет на 2,4 ГГц. Среди компонентов, находящихся внутри комнаты, задержка радиосигнала составляет совершенно неразличимую на слух 1 микросекунду (1/1 000 000 с), у мультирумных устройств она равна 1 миллисекунде (1/1000 с).
Выход на роутер осуществляет только одно устройство, остальные общаются уже между собой — локальная сеть отличается повышенной скоростью, надежностью и устойчивостью, и «слабым звеном» здесь может стать только внешний интернет.
Твердый характер
От «воздушного» переходим к твердому земному. Корпуса колонок с отдельно расположенным (акустически развязанным) корпусом твитера и округлыми обводами напоминают по стилистике топовую «800-ю» серию Bowers & Wilkins. Но в данном случае разработчики выбрали закрытое акустическое оформление без фазоинвертора.
Материалом корпуса послужил прочный и жесткий композитный материал, который эффективно препятствует резонансам. Для этой же цели служит шов на боках и верхней задней части колонок, который оказывает антирезонансный эффект «разбитого колокола».
С топовой линейкой компании акустику Formation Duo роднят и динамики — в частности, доработанный для этих колонок 165-мм СЧ/НЧ-диффузор Continuum, знакомый нам по той же «800-й» серии. Твитер с 25-мм карбоновым куполом также успел себя зарекомендовать в колонках с «700-м» индексом. Заявленный диапазон частот впечатляет: 25–33 000 Гц, чем похвастаются не всякие напольники, а насколько это соответствует действительности — сейчас проверим с пристрастием.
Внутри каждой колонки находится 125-Вт усилитель класса D, и этого вполне достаточно, чтобы заполнить звуком комнату средних размеров. Руководство пользователя предлагает при желании добавить в систему 250-Вт сабвуфер Formation Bass с двумя 165-мм низкочастотниками, но, как показало прослушивание, такой трифоник понадобится совсем уж увлеченным басхэдам. Из дополнительных элементов лучше всего потратиться на стильные подставки, которые поставляются как с шипами, так и с резиновыми опорами.
Достаточный минимум
Акустике Formation Duo не нужны источник сигнала и усилитель — достаточно связать ее со стриминговым сервисом посредством мобильного устройства или компьютера, или же с аналоговым устройством через входящий в линейку хаб-концентратор с АЦП/ЦАПом — Formation Audio.
На тесте я пользовался сервисом Tidal с помощью демонстрационного iPhone, который связался с колонками через интерфейс AirPlay2. Общее управление системой происходило посредством фирменной программы Bowers Home. Поначалу я хотел задействовать собственный смартфон на Android, но оказалось, что напрямую использовать с ним Tidal (а также Deezer и Qobuz) можно будет только в следующей версии прошивки для Formation, которая выйдет в первом квартале текущего года — а пока что надо использовать посредника в виде плеера Roon. Чтобы не терять время, я остановился на яблочном устройстве. Как вариант, можно было выбрать сервис Spotify Connect, но для чистоты эксперимента нам нужен был более качественный источник.
Кстати, у экосистемы Formation в ближайшей перспективе ожидается и другое важное программное обновление, после которого она сможет работать с цифровым потоком 24 бит/192 кГц вместо актуального сегодня 24 бит/96 кГц.
Красиво или натурально?
Отечественная группа «Моральный кодекс» всегда отличалась качественными аранжировками и записью, а значит — хорошо подходит для проверки сбалансированности звучания вокала и инструментов. В композиции «Ночной каприз» акустика отлично прорисовала характерный голос Сергея Мазаева, наглядно распределила инструменты на сцене, которые звучали на удивление натурально и, я бы сказал, «аналогово».
Следующим треком я поставил джазовую «Highway to Hell». Нет, я не оговорился — речь идет об изящном и чуть ироничном джаз-кавере от французского коллектива Pink Turtle (пользуясь случаем, рекомендую). Прежде всего, я наконец-то услышал здесь отчетливый полновесный контрабас, который от меня прятали другие полочники, за что в очередной раз спасибо фирменной технологии Continuum. Рояль звучал вполне естественно, а не как «цифровая копия». Сцена широкая — можно было представить, как поющий солист стоит в центре перед микрофоном, а бэк-вокал находится от него чуть сзади справа.
Но это относится к обычному качеству потокового сигнала. А вот на записях Tidal в MQA уже можно различить нюансы подачи. Например, отлично записанный альбом «French Fries + Champagne» нео-свинговой группы Hot Sardines сейчас показался нарочито приукрашенным в сравнении с недавно прослушанным качественным аналоговым сетапом: пусть сцена была подчеркнуто широкой, вокал Elizabeth Bougerol — проникновенным и мягким (здесь даже излишне), инструменты — прорисованными и насыщенными, однако при этом не покидало ощущение некой искусственности. Но если не знать, с чем сравнить, поводов для придирок не будет.
Камерную классику в исполнении The Royal Festival Orchestra под управлением Уильяма Боулса (William Bowles) колонки передали очень эффектно и ярко. Но все же «Временам года» Антонио Вивальди здесь чуть не хватило ощущения натуральности инструментов — словно встроенный DSP решил продемонстрировать нам собственную трактовку барочных духовых и струнных.
То же самое можно сказать и о Вивальди в исполнении скрипачки Рейчел Бартон Пайн (Rachel Barton Pine) и ансамбля Ars Antiqua: ее виола д'амур и аутентичные той эпохе инструменты звучали чересчур «современно» без характерного старинного флера — однако красиво.
Способность Formation Duo справляться с тяжелой рок-музыкой проверяем на «Metal Militia» от Metallica. И в кои-то веки при прослушивании этого жанра на полочной акустике низкие частоты пришлось… убавлять. Вначале комната отозвалась массивным гулом, поэтому мне пришлось углубится в приложение Bowers Home и чуть сдвинуть влево виртуальный ползунок настройки низов.
Сразу возникло ощущение, что этот «темброблок» влияет на частоты не только количественно, но и структурно — басы стали собраннее, суше и быстрее. Колонки не выдают ощутимые физические толчки в грудь, которые многие принимают за подлинные низы, зато басы мягко заполняют всю просторную комнату (точнее, небольшой конференц-зал) и словно обволакивают тебя со всех сторон. Но, конечно, тут я еще поддался психологическому wow-эффекту, поскольку просто не ожидал такой басовой атаки от небольших с виду колонок.
Мелодичный пауэр-метал от финской группы Stratovarius подтвердил, что полочники не боятся быстрых тяжелых жанров. Композицию «Hunting High and Low» они отыграли свободно, но уж чересчур непринужденно, и здесь бы мне хотелось побольше забойного драйва. Но мы же имеем дело с цифрой — и при желании можно без труда скорректировать звук программно.
И все-таки цифры иногда бывает много. Взять хотя бы песню «Thunderstruck» АС/DC, которая с Tidal в интерпретации Formation Duo звучит бодро, хлестко и очень забойно. Вокал слышен отчетливо, гитары выпиливают зажигательно, низов достаточно, но… это все не похоже на впечатление от этой же композиции, услышанной недавно на полностью аналоговом сетапе, где заметно шире был динамический диапазон, а также больше и лучше прорисована сцена. Впрочем, как я уже отметил, если бы в моей голове не было примера для сравнения, то подачу материала от этих полочников я бы счел вполне достойной.
Цифровое аналоговому — не помеха
Кстати, об аналоговых источниках. Пусть передачу звучания винила по воздуху многие слушатели (и я, в том числе) считают попранием основ мироздания, мы все-таки попробуем подключить проигрыватель Teac TN-300 с ММ-картриджем Audio Technica ATN95EL и встроенным фонокорректором к беспроводному концентратору Formation Audio. Но сосредоточимся больше на комфортной работе и удобстве интерфейса.
Переключиться на проигрыватель через Bowers Home стало буквально делом нескольких секунд. На алюминиевом диске вертушки расположился альбом Евгения Маргулиса «Туда – сюда!» Помните, я в начале упоминал о миллисекундной задержке передачи сигнала внутри комнаты? Так вот эффект от связки проигрывателя, хаба и колонок получился воистину «механическим». Едва игла касается поверхности пластинки, как совершенно без какой-либо задержки в колонках возникает звук — и это впечатляет.
На слух звучание пластинки практически не отличить от Tidal. Можно пофантазировать на тему, как бы это воспринималось с вертушкой классом повыше и ожидаемой скоро передачей сигнала 24 бит/192 кГц. Думается, качественный АЦП Formation Audio, преобразующий аналоговый поток в цифру 32 бит/192 кГц, позволил бы почувствовать разницу. Зато сам факт, что новая система не заставит отправить на свалку вашу коллекцию пластинок, кассет и бобин, вселяет определенный оптимизм.
Вывод
Прежде всего, не надо рассматривать Formation Duo наравне с классическими стереосистемами. Тут перед нами современный альтернативный подход к получению, передаче и демонстрации звукового сигнала, где во главу угла ставятся гибкость, удобство и широкие возможности коммуникации компонентов. И часть денег вы платите именно за это. Колонки самодостаточны и не нуждаются в отдельном усилителе и источнике. Добро пожаловать в новый беспроводной цифровой мир!
Но у колонок осталась и традиционная черта акустики Bowers & Wilkins — это звук. Насыщенный, мощный, детальный. Formation Duo без труда справятся практически с любым музыкальным материалом, а если что-то в звучании вам окажется не по душе, это можно скорректировать опять же цифровым способом — и результат может оказаться не хуже, чем у иной сопоставимой аналоговой системы. Отнеситесь к этому философски — да, традиции ломаются, но у нас появляется больше выбора.
Насыщенный, детальный звук, уверенное воспроизведение низких частот. Высокая универсальность при работе с разными музыкальными жанрами. Широкие возможности использования стриминговых сервисов, допускается включение в систему любых цифровых и аналоговых источников (с помощью хаба Formation Audio).
Встроенный процессор часто делает звук «универсально-красивым» и порой хочется его изменить — благо, такая возможность отчасти есть.
299 990 рублей
Количество полос: 2
Акустическое оформление: закрытое
Динамики: ВЧ — 1 х 25 мм, карбоновый купол, СЧ/НЧ — 1 х 165 мм, Continuum
Диапазон частот: 25–33 000 Гц
Мощность усилителя: 2 х 125 Вт
Bluetooth: v4.1, Class 2, aptX HD, AAC, SBC
Работа с AirPlay 2: iPhone, iPad, iPod touch с iOS 11.4 и выше, Apple TV 4K или Apple TV (4th Generation) с tv OS 11.4 и выше, Mac или PC с iTunes 12.8 и выше.
Размеры (ШхВхГ): 19,7х39,5х 30,5 см
Масса: 10,6 кг (одна колонка)