В каталоге акустики немецкой компании ELAC серия Reference поднялась на ступень выше в сравнении с начальной линейкой Debut 2.0 и предлагает более детальное и насыщенное звучание, а также современный лаконичный облик.
Здесь важно понимать, что в представлении ELAC «дебютная» серия вовсе не подразумевает низкобюджетность и непритязательность. Пусть это и первый шаг, но он сразу приводит вас в мир «взрослого» (с точки зрения компании) звука и продвинутых технологий. А доработанная и улучшенная линейка Reference действительно претендует на подчеркнуто качественную хайфайную подачу.
С первого взгляда напольники DFR52 оставляют впечатление добротности и аккуратности. Лаконичный дизайн не делает заявку на экстравагантность — напротив, он подчеркнуто нейтрален и способен органично вписаться в практически любой современный интерьер.
Производитель предлагает два вида оформления: с белоснежной глянцевой передней панелью и отделкой корпуса «под дуб», а также черной лицевой стороной и «ореховым» корпусом.
Впрочем, не обошлось и без оживляющих облик нюансов вроде интегрированной с волноводом «сотовой» металлической решетки твитера, а также щелевого рупорообразного выхода переднего фазоинвертора. На задней стенке в верхней половине корпуса расположены два круглых отверстия фазоинвертора, а внизу находятся две винтовые клеммы для подключения акустического кабеля.
Корпус колонок выполнен из прочного MDF, который, следуя популярному экологическому тренду, отвечает американскому стандарту CARB2 по низкому содержанию формальдегидов. Переставляя колонки, я обратил внимание на ощущение жесткости и монолитности конструкции, прочность которой действительно повышают внутренние стяжки и распорки.
Помимо дюймового тканевого твитера, в трехполосной схеме напольников задействованы один среднечастотный динамик и два НЧ-излучателя, которые имеют одинаковый диаметр 5,25 дюйма (13,34 см). При этом басовики оснащены литой алюминиевой корзиной.
Пока в зале не включили полное освещение, я в потемках коснулся пальцем диффузора и по отклику тонкого и легкого материала решил, что он выполнен из карбоновой ткани. Но на свету характерное плетение показало, что волокна здесь арамидные (они же кевларовые), что и подтвердило техническое описание.
Причем, по сугубо тактильным ощущениям (могу и ошибаться), физические свойства этой «плетенки» находятся где-то посередине между привычными кевларом и карбоном.
Предполагается, что колонки DFR52 можно использовать в составе домашнего кинотеатра, тем более что в серии Debut Reference предусмотрена акустика для центрального канала, однако такая функция кажется мне вторичной. Все же основным предназначением этих напольников является работа с качественными стереокомпонентами.
Трио и солист
Основным источником на тесте выступил CD-проигрыватель Cambridge Audio Azur 851C с двойным ЦАПом AD1955, который до сих пор считается одним из самых музыкальных однобитников. В паре ним работал интегрированный усилитель Rotel A14, у которого также есть собственный ЦАП, но в данном случае сигнал обрабатывал CD-плеер.
Аналоговые источники представлял родственный колонкам проигрыватель винила ELAC Miracord 60, который является упрощенной (и удешевленной) версией флагманской модели Miracord 90. Аппарат отличается массивным шасси из MDF, пассиковым приводом и карбоновым тонармом, а также подчеркнуто классическим дизайном.
Вдобавок на прослушивании появился и незапланированный источник — сетевой CD-проигрыватель Denon RCD-N10 в «одиночном» исполнении без колонок, который организаторы приготовили для другого теста и оставили рядом с нашим сетапом.
Этот относительно недорогой аппарат работает со стриминговыми сервисами Spotify и Tidal, поддерживает мультирумный интерфейс HEOS и наделен встроенным усилителем D-класса. Изначально мною двигало любопытство — «а что, если…» — но неожиданно плеер раскрыл особые грани в характере акустики и даже внес коррективы в процесс тестирования.
Конформистский подход
Альбом «Awake» американской прогрессив-метал группы Dream Theater с компонентами Cambridge Audio и Rotel прозвучал прозрачно, легко и даже изящно, если такие определения вообще можно применить к этому жанру. При том, что все инструменты звучали детально и отчетливо, низким частотам чуть не хватило массивности и объема.
Промелькнула мысль подключить другой источник — хотя бы тот самый оказавшийся под рукой Denon. И колонки словно подменили. Низы обрели густоту, опору и объем, скоростная бочка теперь выстреливала хлестко и плотно, а легкость и детальность уступили место насыщенности и напору.
Схожее впечатление оставил и альбом «Heaven&Hell» от Black Sabbath, где в паре с усилителем Rotel напольники выдали разборчивое звучание с хорошо прорисованным вокалом, отчетливыми инструментами и достаточным басом, но снова без особой эмоциональности.
Denon прозвучал жестче и грубее, но достоверно передал яростный пафос Ронни Джеймса Дио, поддержанный хорошо оформленными объемными низами — и лично мне эта интерпретация кажется куда ближе к замыслу исполнителей.
А вот трактовка альбома «The Wall» Pink Floyd оставила меня на распутье. На примере пронзительной баллады «Hey You» могу сказать, что, с одной стороны, мне понравилась прозрачная и даже лиричная подача от Rotel, но не меньшее впечатление произвели надрывные драматичные нотки в версии Denon.
Так что первый вывод: напольники ELAC Debut Reference умеют играть рок — будь то метал, хард-энд-хэви или прогрессив. Но вам придется не полениться и тщательно подобрать усилитель под персональные вкус и запросы. Нейтральный характер колонок это позволяет.
А теперь обратимся к совсем другому жанру, предположив, что тонкие, упругие и легкие диффузоры в тандеме с живым характером усилителя Rotel должны хорошо воспроизводить нюансы классических струнных инструментов. И поможет мне в этом CD с симфониями Франца Ксавера Рихтера в исполнении The Chamber Orchestra Of The New Dutch Academy.
И действительно — трио компонентов Cambridge, Rotel и ELAC явило подчеркнуто детальное звучание и, казалось бы, неуловимые нюансы, когда ты буквально физически ощущаешь колебания струн и наглядно представляешь расстановку музыкантов. Думаю, поклонники мангеймской школы, представляющей переход от барокко к классицизму, будут в восторге.
Образец модального джаза, представленный на знаменитом альбоме Майлза Дэвиса «Kind Of Blue», прозвучал с винилового диска живо и естественно — с предельно детальной и не крикливой трубой, отлично прописанным контрабасом и натурально звучащим роялем. Широкая информативная сцена словно переносит тебя в атмосферу небольшого клуба — и стоит ли добавлять, что джаз эти колонки отрабатывают на отличную оценку.
С масштабными симфоническими произведениями ситуация сложнее. «Фантастической симфонии» Гектора Берлиоза, в версии от Cambridge Audio и Rotel, при хорошем динамическом диапазоне и широкой сцене все же не хватало масштабности и массивности. И можно сказать, что она приобрела несколько камерное звучание, зато снова отличалась прозрачностью и обилием нюансов.
Если обратиться к CD-ресиверу Denon, то здесь его подача, ожидаемо, оказалась менее детальной (все-таки разница в классе и цене компонентов весьма существенная), но зато мощь и масштаб произведения ему удалось передать не в пример лучше.
Вывод
ELAC умеет делать универсальные колонки — и модель Debut Reference DFR52 показала, что способна достойно работать с любым жанром: от метала до камерной классики. Вопрос лишь в подборе источника и усилителя, варьируя которые можно добиться различной по объему и эмоциональности подачи. Кстати, не стоит обходить вниманием качественные усилители D-класса — результат может получиться интересным.
Детальный звук, уверенное и точное воспроизведение низких частот. Универсальность при работе с различными музыкальными жанрами. Приятный нейтральный дизайн.
Требуют тщательного подбора компонентов.
119 595 рублей
Количество полос: 3
Акустическое оформление: три фазоинвертора (фронтальный и тыловые)
ВЧ-излучатель: 25,4-мм тканевый купол
СЧ- излучатель: 13,34-см арамидная ткань
НЧ-излучатель: 2 х 13,34-см арамидная ткань
Вход: две винтовые клеммы
Частота раздела: 90 Гц, 2 200 Гц
Импеданс: 6 Ом
Частотный диапазон: 42–35 000 Гц
Чувствительность: 87 дБ
Максимальная подводимая мощность: 140 Вт
Отделка: белая передняя панель и корпус с оформлением «дуб», черная передняя панель и корпус с оформлением «орех»
Размеры (ШхВхГ): 185x1015x241 мм
Вес: 16,7 кг