В каталоге новых проигрывателей от Technics эта вертушка занимает младшую позицию в категории полностью «одомашненных» (напомню, что Technics — популярный производитель диджейских аппаратов). Посмотрим, каким получился аппарат и в чем его сила.

Первый и очень важный момент, относящийся абсолютно ко всем выпускающимся проигрывателям Technics — они прямоприводные. У прямого привода применительно к Technics очень давняя история — как с диджейскими аппаратами, которые иными и быть не могут, так и с моделями домашними, включая самый старший 1000-й аппарат.

Прямой привод, в отличие от пассикового (если не рассматривать какие-то малотиражные и очень дорогие варианты), можно сделать хорошо только при значительном объеме производства. Видимо, почувствовав спрос и возможность реализовать эти объемы, производитель и вернулся на рынок тогда, когда казалось, что все места и ниши на нем уже заняты.

Проигрыватель винила Technics SL-1500C

Проще простого

Technics SL-1500C — домашняя модель. В каталоге компании дешевле нее — только SL-1210 MK7. Все остальные варианты обойдутся дороже. Раз модель домашняя, то нужно разобраться, что здесь убавили и что прибавили в конструктиве.

Прежде всего, у 1500-го нет питч-контроля, нет подсветки и, соответственно, стробоскопических меток на диске. Из того, что не видно снаружи — у аппарата немного легче диск (на пару сотен грамм) и менее мощный мотор (чем у современных 1200, но такой же, как у 1210), не рассчитанный на диджейское применение. Также немного отличается не сам тонарм, но узел установки тонарма. И еще у проигрывателя имеется встроенный отключаемый ММ-фонокорректор, а в комплекте поставки идет головка Ortofon 2M Red.

Достаешь проигрыватель из коробки — и все оказывается непривычно просто, в сравнении с чем угодно. Сборка занимает минут пять, не больше. Головка к моему тестовому экземпляру пришла отдельно, но если предположить, что она просто предустановленна на шелле, то даже человек с небольшим опытом справится с настройкой минут за десять. И без единого инструмента.

В этом, безусловно, сильная сторона аппарата — особенно для тех пользователей, кто боится сделать что-то неправильно. Но важно и то, что вертушка позволяет перенастроить практически все — это не вещь в себе, ограниченная отсутствием регулировок.

Штатная крышка

При первом знакомстве внешний вид оставляет приятное впечатление. Качество изготовления — на уровне: аппарат увесистый и крепко собран, детали изготовлены из приличных материалов, все хорошо обработано. Корпус ставится на поверхность при помощи регулируемых и неплохо развязывающих проигрыватель ножек.

Однако уровня в комплекте нет — и если задача состоит в том, чтобы не просто поставить на поверхность, а выставить по уровню, то не забудьте этим самым уровнем обзавестись. Ход у ножек большой — даже на достаточно кривой стойке получится поставить вертушку равномерно.

Нижняя часть корпуса изготовлена из тяжелого «глухого» пластика, эта деталь сделана максимально жесткой за счет ребер и к тому же утяжелена металлической вставкой на дне. Верхняя часть — из литого алюминиевого сплава. Верх и низ скручиваются между собой примерно полутора десятками винтов. Все узлы и компоненты крепятся только к верхней металлической части.

Тут можно найти мотор, блок питания (кстати, импульсный, и судя по маркировке на плате — такой же, как у SL-1210 MK7), плату управления двигателем и отдельную плату фонокорректора под дополнительным экраном. И узел тонарма.

Фирменный «пузырь» над поворотным узлом тонарма

Мотор довольно компактный и явно предназначенный для домашнего применения, а не для того, чтобы на нем играть. Ответный магнит, крепящийся к основному диску, — более плоский, чем у профессиональных моделей. Сам алюминиевый диск весит 2 кг, включая вес резинового демпфирующего слоя с нижней стороны и вес штатного мата.

Изготовлен диск с хорошей точностью — биений по вертикали не видно ни на холостом ходу, ни во время проигрывания, если судить по поведению тонарма. За небольшое биение можно принять то, что чуть гуляют фаски торца диска, в пределах десятых миллиметра, но это чисто визуальный эффект, не влияющий на общую геометрию и обусловленный только тем, что светлые фаски выделяются на темном фоне.

Не понравился штатный резиновый (или силиконовый) мат, который как раз не идеален по толщине. Не до критичного уровня, но все же. Впрочем, в обычных условиях это не столь значимо, а во всех прочих случаях мат можно и поменять, подобрав по вкусу — и к этому вопросу мы еще вернемся.

Управление у проигрывателя — проще некуда. Одна кнопка-выключатель, большая фирменная кнопка старт/стоп и две кнопки переключения скоростей, которые, если нажать их вместе, включат 78-ю скорость.

Поведение привода на слух не вызывает никаких нареканий даже на самой высокой скорости. Моторы быстро раскручиваются, быстро останавливаются, а, немного приноровившись к процессу, пластинки можно менять и вовсе не останавливая диск.

Щеточкой для чистки пыли пользоваться легко, мат удерживает пластинку от проскальзывания. Так что тут с пользовательской точки зрения все в порядке.

Ножки Technics SL-1500C

Вертушка оснащена традиционным для Technics статически сбалансированным тонармом эффективной длиной 230 мм с поворотной конструкцией и со съемным шеллом. Вроде бы все узнаваемо — но есть нюансы.

Обычно регулировку по высоте реализуют поворотным кольцом, расположенным в основании база тонарма — здесь же нужно «открыть» фиксатор тонарма (рычажок находится сзади на основании), после чего не крутить, а двигать вверх-вниз весь тонарм с основанием. Непривычно — попасть в нужную точность получилось не сразу.

Тут есть особенность: если снять фиксатор, тонарм не падает вниз до упора — он остается на своем месте и держится с некоторым усилием, но при этом его можно двигать. И потом зафиксировать в желаемом положении.

Зачем поменяли привычную для Technics регулировку, отработанную десятилетиями, мне лично не понятно, ведь кардинально упростить или удешевить узел таким способом нельзя.

Все управление у Technics SL-1500C — предельно простое

Еще одна особенность поведения узла тонарма: кажется, что если его «покачать» в незакрепленном состоянии, обнаружишь люфт. Но если не прилагать усилия (они здесь ни к чему), узел тонарма окажется там же, где и был — на своем месте.

И измерения по настроечному шаблону, позволяющему фиксировать расстояние от поворотного узла тонарма до оси, отклонений не показывают, как и замеры по азимуту. Возможно, «эластичностью» конструкции достигается дополнительное демпфирование. Или же просто так сделано — и все тут.

Существенный нюанс: у проигрывателя есть автоматический лифт, поднимающий тонарм по окончанию воспроизведения пластинки. Лифт отключаемый — его можно использовать или нет. Но вся эта схема не является полноценным автостопом: механики в конструкции не предусмотрено, и ничего кроме автоподъема тонарма нет — даже вращение диска при этом не останавливается.

Мотор Technics SL-1500C

Тонарм удобен в настройках — достаточно следовать инструкции и все будет в порядке. Чтобы установить головку, применимо традиционное для Technics указание — игла должна быть на расстоянии 52 мм от «края» шелла.

Правда, шаблона в комплекте нет, но настроиться более-менее таким образом вполне получится, а в заводской поставке головка уже предустановленна. Если хочется точнее и по другим методикам — нужны сторонние шаблоны. Тут все ограничивается только личными пожеланиями и собственной дотошностью.

Высоту на глаз выставить не сложно. Правда, как я уже упоминал, нужно приноровиться двигать тонарм вверх-вниз с желаемой точностью. Но для головок уровня штатной (в комплекте идет Ortofon 2M Red) сверхточность не столь критична. Желательна, но ошибка в пол-миллиметра не приведет к чему-то страшному.

Можно и вовсе руководствоваться параграфом инструкции, где указано, какое значение высоты по отметкам следует выставить на тонарме в зависимости от высоты головки в миллиметрах. Только стоит помнить, что эти значения даны при условии использования штатного шелла.

Внутренняя сторона диска — виден магнит и резиновое демпфирование

Выставить вес в базовых допусках можно без весов, простым способом — вывесить тонарм в ноль, поставить на ноль шкалу противовеса и подкрутить противовес до желаемой прижимной силы. Я проверил результаты по разным головкам — погрешность составила примерно 0,03 грамма.

Для бюджетных головок это допустимо, да и куда более дорогие головки в рамках диапазона прижимной силы корректируются на похожие величины в зависимости от звука (на слух). Хотя опять же: кто хочет ставить разные головки и экспериментировать — тому стоит обзавестись соответствующим инструментом.

Антискейтинг у аппарата (вероятно) обычный пружинный, и в плане настройки оказалось достаточным выставить значение, равное прижимной силе или чуть меньшее. Этого хватает — в том числе и если прогнать несколько соответствующих тестовых дорожек. Конечно, можно настроить точнее, но тогда понадобятся тестовые диски и замеры.

Другими словами, вертушка позволяет сделать очень точные настройки, но совсем не критично обойтись и базовыми с небольшим допуском — особенно если у вас бюджетная головка.

Поворотный узел тонарма Technics SL-1500C

Встроенный фонокорректор рассчитан только на ММ-головки и никаких регулировок не имеет, а в документации указано, что его коэффициент усиления составляет 37 дБ.

Слушать и получать удовольствие

Слушать будем в разных сочетаниях. Из коробки, со штатной головкой и штатным корректором; с корректором внешним; и с ним же, но уже с другой головкой взамен штатной. Плюс можно будет попробовать разные маты-клэмпы.

Единственное отличие от штатной поставки проигрывателя — фонокабель. Его в комплекте с демо-образцом не было, поэтому я поставил простой старенький межблочник Audio-Technica, чтобы не использовать что-то в треть цены проигрывателя, и добавил кабель заземления.

Штатная головка — Ortofon 2M Red

Первой поставил пластинку 7RAY ‎«Jazzy Zoetrope». Издание современное, но полностью аналоговое, и в целом звук показался мне узнаваемым, хотя и несколько упрощенным. Пожалуй, удивило количество баса. Его здесь много, он плотный и объемный. Однако не могу сказать, что он структурирован аккуратно — есть некоторая доля формальности.

Еще больше удивило, что звук в целом мягкий и скорее темный. Если баса много, то верха, наоборот, сглажены, лишены остроты. Но не лишены скорости, как и все остальное — все же прямой привод сделан неплохо и работает. Серединка ровная, не выпяченная — скорее плотная, чем воздушная.

Раскладка сцены правильная, соответствует тому, как это сделано на записи. Масштаб есть, склонности к миниатюризации нет. И даже прорисовка образов и планов присутствует, хотя воздуха по ощущениям немного. Детальность средняя, а оценивать динамику в полной мере по этой записи я не буду.

Задняя панель Technics SL-1500C. Здесь можно переключиться между линейным и фоно-выходом, а также включить или выключить автолифт тонарма

В целом, подача со штатной головкой и со встроенным корректором простовата, но не вызывает явного отторжения в силу отсутствия перекосов. Вот только не хватает прозрачности и открытости верхов. Из опыта на других пластинках отмечу, что в базовой «комплектации» современные издания звучат эффектнее старых, но при этом на современных чуть заметнее некая винтажность в звуке — и это явно вклад тракта.

Дальше поставил пластинку Miles Davis «We Want Miles». Динамика ровная, но сглаженная, а звучание в целом эмоционально, но скорее мягкое и напористое одновременно. Инструментальные партии воспринимаются вместе, не слишком разделяясь, и упор здесь получился на общее восприятие — больше на эмоциональность, чем на аналитичность. Звук также скорее темный, со сглаженным верхом и основательным басом, который даже здесь очень заметен, хотя на записи он акцентирован не сильно.

Нижний кожух стола у Technics SL-1500C из толстого ребристого пластика и дополнительно утяжелен металлической вставкой

Теперь пора переключаться на внешний корректор. Те же пластинки — основные и дополнительные. Бас сразу пришел в себя, собрался, стал чуть меньше по масштабу, появилась структура и фактура. Детальность стала повыше, темноты меньше, хотя звук, как я того ни ждал от Ortofon 2M Red, светлым не стал — да и сглаженность по верхам, пусть и в меньшей степени, но осталась.

Ритм при структурном басе стал восприниматься отчетливее, а динамика — более выраженной. К тому же увеличилась глубина сцены и стало чуть больше воздуха. Налет «винтажности» в звуке практически полностью исчез, разница в подаче старых и новых изданий стала менее заметной (слышны отличия, но не собственное прочтение).

В целом — уже вполне можно слушать и получать удовольствие, потому как звучит и вправду хорошо. Разве что мягко и сглажено, на мой вкус. Тут бы апгрейд вставки головки сделать на 2M Blue (они взаимозаменяемы), но за неимением таковой — просто поменяю головку. И не на бюджетную ММ, а на более-менее приличную и кажущуюся подходящей МС.

Внутренняя конструкция Technics SL-1500C. Под кожухом-экраном расположен фонокорректор

Попутно попробовал сменить мат и подобрать клэмп. С клэмпами все не очень понравилось, хотя я их вовсе стараюсь без необходимости не использовать. Тут же, если нужно — подойдет легкий цанговый, а вот тяжелые весовые — нет.

Двухслойный мат из пробки понравился больше оригинального в том, что звук стал острее по ВЧ. Но не сказал бы, что именно этот вариант идеален: по ВЧ — неплохо, а вот середина стала жесткой и чуть крикливой. В одном месте убавили, в другом прибавили. Вывод такой: мне идеального варианта подобрать не получилось, но тракт, даже со штатной бюджетной головкой, на подбор откликается достаточно явно. Так что если у владельца будет желание — тут есть с чем экспериментировать.

А дальше вернемся к теме головок — поставил Audio-Technica AT33Sa. Конечно, в плане промежуточного звена попробовать бы старшие ММ Audio-Technica (весьма распространенный вариант сочетания), но их тоже под рукой не оказалось. Поставил, перенастроил. Включил диск Richard Hawley «Hollow Meadows». Еще интереснее.

Деликатный, достаточно ровный звук, не острый, без резкости или крикливости, есть и разборчивость, и ощущение деталей, в меру воздуха. Ритм неплох, увлекателен, но не навязчив. Эмоциональное вовлечение присутствует. По динамике — все ровно, без суеты, без явного акцентирования основных тонов.

Пожалуй, есть даже доля мягкости. Сложные фрагменты отрабатываются спокойно, без какой-то чрезмерной экспрессии, но и без каши. Немного темноты в звуке осталось, но теперь это уже ничему не мешает, а аккуратно вплетается в собственный звуковой почерк.

А вот и сама плата встроенного ММ корреткора у Technics SL-1500C

Еще одна запись — пластинка Pink Floyd ‎«The Wall». Объемный звук с достаточно выраженным масштабом, подробный, не острый, но с долей драматизма. Некоторое количество деталей отходит на второй план, но общий смысл передан в должной мере — цельно, слитно, без разбора на отдельные составляющие и без выпячивания частей. Динамика ровная на протяжении всей записи, подача уверенно-обстоятельная. Иногда заметно некоторое преобладание нижней и средней части диапазона над верхней, что делает звук менее острым и более плотным.

Запись Haydn «Die Schöpfung» ничем не огорчила. Самую малость упрощены тембры, но в целом все достоверно и правдоподобно, партии хорошо читаются, а музыка воспринимается эмоционально. Сцена хороша по ширине и глубине, есть неплохая читаемость образов и естественная пропорциональность. Воздуха немного. Замечу, что на этой пластинке я собирался заканчивать, да и результат был очевиден уже после нескольких минут — однако совершенно естественным образом захотелось послушать подольше.

И даже поставить еще одну — François Couperin «Pièces De Clavecin: Troisième Livre». Звучание клавесина, что вполне ожидаемо, получилось не острым, но вполне наполненным, с хорошим разделением звуков — и даже послезвучия не вызвали явных вопросов. Они самую малость менее телесны, чем хотелось бы, но при всех этих нюансах есть «тело» вполне здравой, рационально-понятной передачи музыки.

Выводы

По характеру это, само собой, прямоприводная вертушка, но она не слишком похожа на диджейские Техниксы прошлых лет. Звучит мягче и аккуратнее. Действительно, «домашняя» по подаче — уютная, но не сонная. Впрочем, я уже много раз писал о том, что при сходстве принципа прямоприводные проигрыватели могут сильно различаться по звуку.

SL-1500C прост в базовых настройках — что не запрещает настроек более точных, и это вопрос к каждому конкретному владельцу. То же и с режимом использования — можно принести домой и слушать, а можно постепенно апгрейдиться, меняя головки, добавляя внешний корректор и аксессуары.

На все это аппарат будет откликаться — здесь он достаточно прозрачен и гибок. Так что можно не просто что-то улучшать, но и подбирать звук по своему вкусу. Другими словами, для кого-то это готовое решение, а для кого-то — платформа для дальнейших усовершенствований.

Достоинства: надежная конструкция, наличие всех настроек в легкой и доступной форме, предсказуемый звуковой почерк, наличие собственного характера звука

Недостатки: слабый встроенный фонокорректор, наличие собственного характера звука

Официальный сайт:

Цена:

Паспортные данные

Музыкальный материал

7RAY ‎— Jazzy Zoetrope / Pro-Ject Records ‎— PJR001

François Couperin — Pièces De Clavecin: Troisième Livre / He's Master's Voice ‎— 1C 151-30 750/51

Haydn ‎— Die Schöpfung / ETERNA ‎— 8 26 746-747

Miles Davis ‎— We Want Miles / CBS ‎— CBS 88579

Pink Floyd ‎— The Wall / CBS/Sony ‎— 40AP 1750~1

Richard Hawley ‎— Hollow Meadows / Setanta ‎— SETLP174, Parlophone ‎— 5033281011170

Technics SL-1500C

112 000 рублей

Проигрыватель Technics SL-1500C

Тип привода: прямой, с кварцевой стабилизацией

Скорости вращения: 33,3, 45 и 78 об/мин

Стартовый крутящий момент: 1,8 кг/см

Время набора скорости 33,3 об: 0,7 сек

Коэффициент детонации: 0,025%

Вес диска: 2 кг

Тип тонарма: статически-сбалансированный, поворотный

Эффективная длина: 230 мм

Заход: 15 мм

Регулировка по высоте: 6 мм

Вес штатного шелла: 7,6 г

Регулировка прижимной силы: 0–4 г

Вес устанавливаемых головок: 5,6–12 г (с дополнительным противовесом: 10–16,4 г)

Выходы: 2хRCA линейный или фоно (в обход встроенного фонокорректора)

Питание: 110–250 В, 50–60 Гц

Потребляемая мощность: 8 Вт (0,2 Вт в режиме простоя)

Размеры (ШхГхВ): 453x169x372 мм

Вес: 9,9 кг

Головка звукоснимателя Ortofon 2M Red

Тип: MM

Заточка иглы: эллиптическая

Радиус заточки иглы: 8/18 мкм

Динамическая податливость: 20 мкм/мН

Диапазон прижимной силы: 1,6–2 г

Оптимальная прижимная сила: 1,8 г

Выходное напряжение: 5,5 мВ

Диапазон частот по уровню -3 дБ: 20–22 000 Гц

Разделение каналов: 22 дБ

Разбаланс каналов: 1,5 дБ

Рекомендуемое сопротивление нагрузки: 47 кОм

Рекомендуемая емкость нагрузки: 150–300 пФ

Вес: 7,2 г

Головка звукоснимателя Audio-Technica AT33Sa

Тип: MC

Частотный диапазон: 15 Гц — 50 кГц

Разделение каналов: 30 дБ

Разбаланс каналов: 0,5 дБ

Выходное напряжение: 0,4 мВ

Внутренний импеданс: 10 Ом

Рекомендуемое сопротивление нагрузки: от 100 Ом

Тип заточки иглы: Шибата

Материал иглодержателя: бор

Статическая податливость: 40х10 -6 см/дин

Динамическая податливость (100 Гц): 10х10 -6 см/дин

Материал корпуса: алюминий/пластик

Рекомендованная/оптимальная прижимная сила: 1,8–2,2/2 г

Вес: 6,9 г