У ELAC очень логичное разделение акустики по линейкам. Чем старше модель, тем больше в ней «элаковости»: фирменных уникальных технологий, которые раскрываются все ярче и ярче с ростом класса модели. И младшие полочники в серии Vela, идущей сразу за топовой серией, отлично эту идеологию отражают.

Внешне акустика производит очень приятное впечатление. Дизайн интересный, не скучный, но и не броский. Материалы на ощупь — да и на вид — качественные, изготовление, подгонка — на достойном уровне. 

Корпус имеет скругленную по бокам форму, основная его часть в нашем случае оформлена шпоном ореха и покрыта многослойным лаком. По виду толщина лака несколько больше среднестатистической, а качество покрытия хорошее. Всего предусмотренных вариантов отделки три: помимо ореха, как в нашем случае, может быть черный или белый лак. Акустика в таких вариантах исполнения стоит на 10 000 рублей меньше, чем версия в шпоне.

Корпус составной: верхняя и нижняя части алюминиевые и прикручены к центральной части, которая изготовлена из MDF. Также в нижнюю часть корпуса сзади выведен порт фазоинвертора: он направлен не напрямую назад, а сначала смотрит в алюминиевую панель основания. Отсюда и можно понять, почему рекомендованное производителем минимальное расстояние от задней стены составляет всего 30 сантиметров. 

Для установки могут быть использованы как родные стойки ELAC LS80, так и любые другие подходящие по размерам и под помещение. Если в чем и может быть значимая разница, так только в том, что родные стойки предусматривают винтовое крепление акустики к ним.

Привычные детали

Конструкция акустики двухполосная. За верхние частоты отвечает традиционный для ELAC ленточный твитер АМТ JET 5, нагруженный на небольшой неглубокий волновод. 

За средние и низкие частоты отвечает динамик с хорошо узнаваемым фирменным граненым диффузором AS-XR диаметром 180 мм. У акустики заявлен неплохой для полочной модели частотный диапазон от 38 Гц (правда, нигде не указано отклонение по краям от нуля) и вполне себе сносная чувствительность в 87 дБ.

Для подключения к усилителю может быть использованы как одна, так и две пары акустических клемм. В случае би-вайринга или би-ампинга нужно будет убрать съемные шины-перемычки. По моим наблюдениям акустика ELAC все-таки любит достаточно мощное токовое усиление, поэтому, возможно, такая опция окажется кому-то полезной даже в случае с небольшими полочниками. Сами же клеммы вполне универсальны, можно использовать стандартные лопатки, бананы или перья для коммутации.

Единственное, что в конструкции мне показалось необычным — у акустики нет грилей. У некоторых моделей ELAC они идут отдельно, как дополнительная опция, но здесь, похоже, их не предусмотрено в принципе. Необычно. Но не критично для большинства жизненных случаев.

В качестве тестовой системы в пару к ELAC Vela BS 404 использовали следующую технику: полный ламповый усилитель Octave V70SE, а в качестве источника получилось не совсем обычно — тут работал Hegel H590, но только его встроенный стример, подключенный к Octave.

Естественная честность

Первой включил запись Charlie Watts — Anthology. Звук густой, в меру мягкий, но с высокой детальностью по всему диапазону. Бас совершенно не агрессивный, однако подробный и фактурно-разнообразный. Ощущения значимой глубины нет, но если сопоставить размеры акустики и куда большее, чем нужно для нее помещение, то результат точно не хуже, чем я мог ожидать.

Если бы помещение было площадью 18-20 метров, то вся картинка была бы существенно более убедительной. Да, перед нами классические двухполосные полочники, но даже в таких условиях общий масштаб получается весомым, тяги к камерности я не наблюдал во время теста вовсе.

В подаче середины узнается характер записи этого альбома, уже мне знакомый. Есть небольшая приподнятость и доля теплоты, но в то же время очень приличная и честная проработка деталей, естественные тембры и хорошее разделение звуков и планов в пространстве — прописан альбом очень прилично.

Несмотря на ленточные твитеры, я бы не сказал что здесь выпирают явно высокие частоты. Их немало, никакого недостатка уж точно не ощущается, они чистые и достоверные, но ни перебора по ним, ни резкости-колючести я не заметил. И это при том, что Octave хоть и ламповый, но вот в ламповой мягкости или сглаживании точно не замечен: как играют эти усилители я хорошо знаю, замыливание и умягчение — это точно не про них. 

Динамика на хорошем, уверенном уровне: я не слышу ни медлительности, ни вялости, когда надо есть и атака. А некое ощущение слитности и протяженности звука создается за счет того, что система прилично доигрывает послезвучия, не съедая их и не гася, при этом без излишнего смакования их. Ущерба основным тонам нет, все находится во вполне прагматичном, здравом балансе.

Сцена достаточно широкая, но для того, чтобы получить соответствующую глубину, мне понадобилось отодвинуть акустику от задней стены еще на 15 сантиметров примерно от изначальной позиции и сделать самый незначительный поворот корпусов на слушателя. Хотя я не скажу, что у этой модели какая-то особенно жесткая диаграмма направленности — точка прослушивания получается комфортной, сидеть не двигаясь в жестком, точно выставленном кресле не нужно.

Второй альбом в тесте — Floating Points, Pharoah Sanders & The London Symphony Orchestra «Promises». С первых нот очень приличное, ощущаемое погружение в атмосферу, хорошо читаемый воздух, объем и послезвучия. Не до голографической точности, но это может даже и хорошо — вместо острых граней в звуке ощущается больше фактур, есть некая тактильность, а не точная отстраненность.

Здесь запись сделана иначе, чем предыдущая, и как таковой теплоты уже не ощущается. Нет холодности, при высокой детальности нет резкости, это факт, но и теплым звук назвать не получится. Воздух здесь отдельное удовольствие — его много, но он структурен и красиво взаимоувязан с образами и планами сцены, и именно у ощущения воздуха есть некая приятная трудноформализуемая, но все же тактильность — эти фактуры хочется потрогать в пространстве, протянуть руку.

Но в этом характере нет навязчивости, нет утомляемости избыточностью чего-либо, наоборот, звук вызывает естественный здоровый интерес и нормальную вовлеченность, когда хочется чувствовать музыку и думать о музыке. И это при куда большей, чем среднестатистической, детальности, которая позволяет анализировать звук, но совершенно к этому не подталкивает. Я бы сказал, что это тот пример, когда при высоком разрешении звука его совершенно не хочется называть аналитичным.

Третья запись — Richard Wright «Wet Dream». Я еще не до конца разобрался со своим отношением к недавно вышедшему ремастеру этого альбома, сделанного Стивеном Вильсоном, поэтому поставил его и здесь, чтобы попробовать уловить разницу по сравнению с изначальным звуком. И разница здесь слышна вполне наглядно — это явный плюс к разрешающей способности системы.

В звуке чуть меньше атмосферы некой гулкой тишины, чем в оригинале, чуть фактурнее и четче прописаны инструментальные партии, меньше некой будто маскирующей все вуали. Это не сверхрезкость и не сверхдетальность — их и в оригинале было вполне достаточно. Здесь именно чуть острее прописаны все партии, это заметно на всем диапазоне — и на басу, и на ударных, и на инструментах верхних частот.

Правда, одновременно и чуть меньше «разноцветной» легкой меланхолии, которой пронизано оригинальное издание. Здесь же все чуть более однозначно и прямолинейно. По крайней мере, мне это показалось таковым, а наш подопытный тракт скорее подтвердил ранние наблюдения. И, кроме того, показал уже замеченную ранее вполне высокую детальность и разборчивость в сумме с вполне естественными и достоверными тембральными характеристиками.

Уверенные в себе

Дальше поставил запись Suede — «Dog Man Star». Безусловно хорошая ритмика, пусть не с очень глубоким басом, но вполне уверенная. Неплохие детальность и динамика, и в случае с этим альбомом звук кажется резковатым — именно так он и записан, резко и несколько грязновато, даже с долей мутности.

Однако здесь везде очень хорошая разборчивость, особенно на голосовом диапазоне, вокал даже чуть-чуть кажется вырезанным из общего фона и наклеенным поверх. Похоже ощущаются шагающий бас и партия ударных — просто везде высокая детальность на уровне специально сжатого, уплотненного и изначально шумного по задумке музыкантов звука.

Высокие детальность и динамика никогда не вредят, если ощущаются естественно. Вне зависимости от жанров и записей. И в этом случае звук как раз естественно-увлекательный, позволяющий сосредоточиться на музыке без ощущения того, что что-то недосказано или спрятано. Возможно, кому-то на примере этого альбома понравится звук более темный и грязный, но то, что я услышал, совершенно не противоречит музыкальной задумке. Но, возможно, в какой-то мере эта акустика тяготеет к более классическим жанрам музыки.

Johnny Jewel «Windswept» — и здесь хорошо угадывается весьма высокая детальность, внимание к фактурам и послезвучиям. Также на примере этой записи больше похоже, что звук чуть тяготеет к светлому — пусть совсем немного, но это угадывается. Совсем недавно я слушал именно этот альбом на очень хороших студийных мониторах похожего формата, которые уже многократно проверены сами по себе, они не светлые и не темные по подаче — и на них запись звучала чуть темнее. Впрочем, эта разница не на уровне недостатка или явной окраски, просто тональность чуть иная. 

Эмоционально музыка воспринимается вполне полновесно, и, как я уже раньше замечал, при высокой детальность все же основной упор здесь именно на музыку, на эмоции, а не на разбор составляющих. Сцена, ее глубина, ширина и атмосферная заполненность вместе с неслипающимися образами и планами тоже весьма способствуют восприятию самой музыки.

Также попробовал послушать запись на разной громкости, и как минимум в связке с этим усилителем акустика умеет играть тихо. На весьма небольшой громкости сохраняются и частотный диапазон, и наполненность, и сцена, и эмоциональная вовлеченность. Если мысленно перенести все это в подходящее по размеру помещение, а не в избыточное, как в нашем случае, результат должен быть еще лучше.

Потом поставил Сюиты для виолончели Баха в исполнении Мстислава Ростроповича. Объем звучания виолончели получился чуть более камерным, чем я ожидал, но не могу сказать, что вышло совсем «мелко» — нет, просто ощущение, что находишься чуть дальше от исполнителя, чем можно было предположить. Само же по себе звучание точное, достоверное, с неплохой наполненностью. Может, чуть меньше в нижней середине, чем нужно, но это количественно выражено на уровне угадывания — то ли меньше, то ли нет. Скорее это ощущение возникает от масштаба в целом. Да и с поправкой на размеры помещения. 

Воздух, детали, послезвучия — вот здесь все на своих местах, и здесь уже не чувствуется никакой окраски, ни теплоты ни холодности. Вовлечение в музыку присутствует как и на других записях, и вовлечение аккуратное, не такое, которое сначала вызывает вау-эффект, а потом утомляет быстро — нет, тут все естественно и деликатно, хотя, пожалуй, скорее строгий, с долей академичной педантичности. Но здесь такой подход к месту и никак не портит впечатление от музыки.

И последняя запись — исполнение Реквиема Верди. Заметно хорошее ощущение зала, очень прилично прорабатывается хор, на тихих фрагментах присутствует высокая детальность, но также есть и слитность, и музыкальность, и та самая естественная эмоциональная вовлеченность, которая чувствовалась на прошлых записях.

На сложных фрагментах есть атака, драматизм, звук не теряет явно своей стройности — слушать интересно и не возникает чувства обделенности деталями или эмоциями. Разве совсем немного, может быть, не хватает прозрачности. Иногда детальность и динамика кажутся ограниченными, ощущается некий потолочек, но это уже экстремальные условия для любого тракта.

Именно звучание классической музыки вызывает у меня меньше всего вопросов в этом тракте: возможно, если собирать систему именно под классику, я взял бы все-таки транзисторное усиление, даже при том, что усилители Octave вполне универсальны и не имеют выраженного лампового окраса.

Выводы

Весьма универсальные полочники, понятные по характеру, предсказуемые. Характер звука все-таки несколько прямолинеен — не простоват, а именно прямолинеен. Не скрою, некоторого количества воздуха, деталей и послезвучий, а так же объема и точности сцены мне иногда не хватало. Но в остальном же предсказуемость и универсальность — явные плюсы этой акустики. Как и способность вытягивать действительно сложный музыкальный материал.

Не подойдут эти колонки тем, тем кто любит мягкий и убаюкивающий звук — вот этого они не умеют и, думаю, ни в какой связке ни с каким усилителем настолько характер не поменяют. Но зато они делают то, что могут, и делают это добротно, на совесть.

Музыкальный материал

Charlie Watts — Anthology / BMG

Floating Points, Pharoah Sanders & The London Symphony Orchestra – Promises / Luaka Bop

J.S. Bach - Mstislav Rostropovich – Cello-Suiten / EMI Classics

Johnny Jewel – Windswept / Italians Do It Better

Richard Wright – Wet Dream / Harvest 

Suede – Dog Man Star / Nude Records/Columbia

Verdi – Missa Da Requiem - St. Petersburg Philharmonic Orchestra, Yuri Temirkanov / Delos 

ELAC Vela BS 404

381 500 руб

Тип: полочная пассивная акустика

Количество полос: 2

Количество динамиков: 2

Твитер: ленточный, АМТ JET 5 

СЧ/НЧ-излучатель: 180 мм, диффузор AS-XR

Акустическое оформление: фазоинвертор

Диапазон частот: 38 Гц - 50000 Гц

Чувствительность: 87 дБ 

Импеданс: 4 Ом (минимальный 3,2 Ом на частоте 240 Гц)

Частота кроссовера: 2400 Гц

Рекомендуемая мощность усилителя: 40 - 200 Вт

Пиковая подводимая мощность: до 120 Вт

Входные разъемы: две пары винтовых клемм

Габариты (ШхВхГ): 276 x 412 x 332 мм 

Вес: 9,7 кг