Размер комнаты для hi-fi • Stereo.ru
Вопрос IvanPetrov33 57 30

Размер комнаты для hi-fi

Задам несколько холиварный вопрос - какой минимальный размер комнаты для наслаждения стерео звуком? Какой самый правильный - 20,30,50.. метров?

Цена, размер колонок, усилительный тракт за скобками.

Ответы

rammster

Я бы в идеале себе хотел расстояние между стенами/потолком/полом более 17м, чтобы волна 20Гц помещалась полностью без переотражений.

СЧ/ВЧ гулкости добивался бы звуковыми панелями на колесиках расставив вокруг точки прослушивания в нужных местах.

Жить в такой комнате невозможно, зато душа бы радовалась "к приближению к идеалу".

Bbhob @bluesevich

Как говаривали про 20Гц «Большинство не знает как в них попасть, а если и попадает, то не знает что с ними делать»… хотя уже не помню, наверно это про апекс в повороте, или про точку G? Старость не радость.

rammster @Bbhob

Есть план Б - 1.2 метра поглотителя на все поверхности. Тогда можно и в 25 квадратах первого этажа расположиться. Подвал и второй этаж захватим, забьем ватой ;)

ihvar @rammster

Интересно, чем бы это можно было озвучить? )))

"Переехал в новый дом. Есть комната для прослушивания, высота потолков 17 м, площадь 289 м2..." Разве что AllB music Tower 18 у Игоря Анатольевича в количестве нескольких штук )

Описание комнаты напомнило комнату из Игры в кальмара...

bluesevich @ihvar

:)))) На такую площадь можем конечно и 21-дюйм предложить, но они пока не готовы:))) И боюсь не менее двух пар ставить придётся...

overvolt @ihvar

Думаю подойдёт пара Genelec 1236A (2 НЧ динамика по 18"). Производитель заверяет, что они могут создать SPL 108-113 дБ на РАССТОЯНИИ 15 метров до слушателя в помещении объёмом 400 м3.

rammster @ihvar

Так ведь расстояние между креслом и акустикой будет вменяемые 2-3 метра, вокруг отражающие/рассеивающие панели, все по науке будет. Можно любые АС использовать, только вот 20 Гц выдающих я почти не знаю. Наверное самые верхние модели производителей hi-end.

А в углу или у стены конечно не будет так круто, как в точке прослушивания.

overvolt

Есть стандарт в котором все параметры помещения давно описаны:

EBU Tech. 3276 – 2nd edition - Listening conditions for the assessment of sound programme material: monophonic and two–channel stereophonic.

The minimum floor area should be:

40 m2 - for a reference listening room;

30 m2 - for a high–quality sound control room.

P.S.: У меня пока вот так, делаю различные тесты с акустической обработкой комнаты (площадь 16 м2):

mexkb @overvolt

Стандартов много, к конкретному есть вопросы, к его переводу на русский - особенно. Не нужно забывать, что все эти стандарты формируются на основании опыта построения конкретной контрольной комнаты в подвале конкретного университета, сделанной конкретным человеком для конкретных научных интересов (правда в научных исследованиях вариативна и лояльна к настрою экспериментатора). В итоге эти стандарты не являются компиляцией знаний, а представляют частный опыт - это лучше, чем рисовать круги на воде, но все еще слишком далеко от объективной истины. Трудов с компиляцией по теории акустики с точки зрения помещений, хотя бы в объеме того, что сделал Trinnov по стандартам многоканального объемного звука (предложив рекомендации по удовлетворению одновременно требований Долби Атмос, ДТС Х и Ауро 3Д в одной комнате) - я не встречал. Лично для меня лучший источник информации по данному вопросу - собственная голова.

overvolt @mexkb

По крайней мере именно на этот стандарт ссылаются строители СТЕРЕО студий и комнат прослушивания на профильных порталах, посвящённых проектированию и практическому строительству таких помещений (gearspace.com и др).

Для многоканальной конфигурации тоже есть свой EBU Tech. 3276-E - Listening conditions for the assessment of sound programme material: Multichannel sound.

Это не частный опыт, а именно обобщённый опыт с формулами в зависимости от размеров (объёма) помещения.

Реальные измерения акустически обработанных помещений также часто сравниваются с этим стандартом, например часто измерения АЧХ и времени затухания (реверберации) накладываются на рис. 1-2 из этого стандарта в отчётах об обследовании студий.

Этот стандарт описывает основные параметры, какими должно обладать помещение для прослушивания стерео с хорошей акустикой (звуком).

Скажем так, если у вас измерения помещения сильно расходятся с этим стандартом, то вам придётся долго доказывать всем, что вы совершили какой-то прорыв в области акустики.

Конечно учитывается назначение помещения, например для домашних кинотеатров и студий обычно стремятся к меньшему времени затухания, чем для комнат прослушивания - но в любом случае надо укладываться в коридоры рис. 1-2 из этого стандарта.

P.S.: Если углубляться в любую профессиональную область, то все материалы надо читать в оригинале (на английском), если что с помощью переводчика, иначе всегда рискуете либо чьи-то выжимки приправленные собственным мнением читать, либо использовать устаревшие данные.

mexkb @overvolt

Это не частный опыт, а именно обобщённый опыт

Я перечитал их количество достаточное, чтобы у меня сложилось противоположное мнение. Особенно заметным становится частное влияние, когда обращаешься к подобным стандартам предыдущей ревизии, снова предыдущей, и так до самой первой - пока шелуха не опадает и не становится виден первоисточник. И внезапно оказывается, что в первоисточнике был поставлен сомнительный эксперимент с еще более сомнительной интерпретацией в выводы его результатов.

Скажем так, если у вас измерения помещения сильно расходятся с этим стандартом, то вам придётся долго доказывать всем

Скажем так, во мне есть непоколебимая уверенность, что Ясухиса Тоёта не сравнивает графики своих замеров с этим стандартом. Я на уровень мастера не претендую, но в своем здравом рассудке не сомневаюсь и не собираюсь никому ничего доказывать.

"Стандарты" пишут люди (реже - ассоциации), некоторые из них существуют десятки лет без пересмотра и развития (военный гост на разработку техники у нас до сих пор основан на водопадной модели, например). Я бы предостерег каждого от того, чтобы относится к ним с возвышением - просто формализованное мнение эксперта или группы экспертов.

bluesevich @mexkb

Никита, это бесполезно:)) Люди до сих пор считают стандартом параметры Тиля-Смолла, слава богу хоть узнали что это не один человек и не муж и жена:)))

bluesevich @mexkb

Не далее как пару часов назад, вполне себе молодой человек, пытающийся что-то сотворить в звуке, спрашивающий резонансную частоту динамика, признался, что первый раз в жизни слышит "эти наименования". Это типа о Тиле и Смолле:)) И так бывает.

overvolt @mexkb

Чтобы нарушать стандарты, надо хотя бы их знать и понимать что к чему.

Понятно, что есть уникальные одарённые люди, которые придумывают свои новые концепции и подходы.

Поэтому подобные стандарты это скорее ориентир для большинства. Скажем так, чтобы были какие-то измеряемые объективные ориентиры для разрешения споров, когда заказчику звук не нравится, а исполнители говорят что это самый лучший звук, т.е. чтобы было с чем сравнить измерения после выполнения акустической подготовки помещения и спросить с исполнителей (строителей и проектировщиков) или прописать заранее в проекте-договоре.

P.S.: Честно говоря только у нас в России наблюдаю множество людей, в том числе производителей-разработчиков, которые утверждают что только у них "авторские ни на что не похожие уникальные конструкции переигрывающие конкурентов в 10 раз дороже" и они больше всех знают, а все остальные в мире ничего не понимающие дилетанты в этой области.

Только не понятно тогда, почему эти люди не приглашаются на работу по всему миру, для постройки студий, усилителей, акустики и прочего оборудования. Поверьте, зарубежом очень хорошо считают деньги и если найдётся человек, который действительно обладает уникальными навыками, его быстро захотят заполучить самые известные компании в мире.

P.S.2: У нас в Верхней Пышме театр уже много лет строят, всё построили никак запустить в работу не могут, по слухам проблемы именно с акустикой в зале. Где все эти уникальные мастера с Российских форумов...

Не имею ввиду вас @mexkb или кого-то конкретно, просто говорю о подобных тенденциях в обсуждениях на Русскоязычных ресурсах.

bluesevich @overvolt

"авторские ни на что не похожие уникальные конструкции переигрывающие конкурентов в 10 раз дороже"

Вот это я как раз могу вам объяснить. Вот к примеру вы не стали делать ни акустику Александрова, ни проекты Крылова. Вы обратились к герру Троэлсу Гравесену. Это подсознательное " у нас хуже" преследует нас уже больше трёхсот лет. И те, кто хочет показать свою значимость ( не важно реальную или мнимую) как раз и хочет противопоставлять себя иностранным брендам.

Нежелание приглашать на работу людей из бывшего Союза - всего лишь ваше незнание. Половина Силиконовой долины - наш народ, как пел когда-то Владимир Семёнович. Вся "мелкая" работа (прорисовка движения и разделения мелких движущихся деталей изображения в высоком разрешении) во Властелине колец была сделана русским пареньком с Владивостока. За довольно скромный гонорар. С 1996 года все итальянские суперкары нарисованы русскими. И не только итальянские. Примеров много можно приводить. Но и тут без истории никуда. Иностранцы справедливо (ну для себя конечно справедливо) считают, что у нас надо просто украсть. Мы ж никто, выкаблучиваться не станем. А мы и сопим в трубочку...

Вот такое сейчас... А вы говорите стандарты...

overvolt @bluesevich

Нежелание приглашать на работу людей из бывшего Союза - всего лишь ваше незнание. Половина Силиконовой долины - наш народ

Я такого не говорил. Я прекрасно это знаю, лично знаю несколько IT-шников и людей из науки, которых пригласили и они уехали зарубеж. Это ещё раз подтверждает мой тезис, что умных людей из нашей страны с удовольствием нанимают на ведущие позиции в зарубежные компании.

Просто никогда не слышал о таких людях, связанных с аудио...

Вы обратились к герру Троэлсу Гравесену

И не пожалел, в отличии от многих даже на этом ресурсе, которые обратились к нашим мастерам.

Это подсознательное " у нас хуже"

Я не считаю, что в России всё хуже, объективно у нас есть передовые специалисты во многих областях, скажем так, если бы мне нужно было построить в любой точке мира атомную станцию или разработать что-то быстро двужущееся в воде-воздухе, то я бы точно попытался пригласить Русских специалистов)))

bluesevich @overvolt

почему эти люди не приглашаются на работу по всему миру, для постройки студий, усилителей, акустики и прочего оборудования

Ваши слова:))

отличии от многих даже на этом ресурсе

Приведите пример. Только не то, где человеку СДЕЛАЛИ акустику, а то, где человек собрал сам.

overvolt @bluesevich

почему эти люди не приглашаются на работу по всему миру, для постройки студий, усилителей, акустики и прочего оборудования

Ваши слова:))

Видимо не совсем понятно выразился: никогда не слышал о таких людях, связанных с аудио и которых бы пригласили работать или которых бы упоминали зарубежом. Я имел ввиду, что эти уникальные мастера почему-то только на форумах в интернете)))

Приведите пример. Только не то, где человеку СДЕЛАЛИ акустику, а то, где человек собрал сам.

Мне кажется это уже отвлечение в сторону от темы, тем более что я писал:

И не пожалел, в отличии от многих даже на этом ресурсе, которые обратились к нашим мастерам.

Да, обычно наши мастера сами делают акустику на заказ. И тут либо я не в курсе, либо очень мало современных проектов акустики Российских авторов в открытом доступе с нормальным описанием.

Пример

Допустим я слышал про акустику Крылова. Захожу на сайт http://geokrilov.com/ . Перехожу в меню [Loudspeakers]. Сразу книги предлагают (купить видимо), но в низу нахожу заветную ссылку "Киты и конструкции", затем по "Некоторые конструкции С.Д.Батя". Вижу просто какие-то зарисовки и графики (похоже отсканированные с бумаги).

Из "Киты и конструкции" можно перейти "Подборка конструкций на динамиках Вифа, Пирлес и Сканспик" - но там только каталог, без возможности перехода к описанию проекта.

Т.е. нет никакого каталога доступных проектов акустики, ни внятного описания.

Ну и я вынужден вместо ссылок приводить словесно путь своего перехода по сайту т.к. сайт при переходе по ссылке адрес не меняет, просто меняет содержимое страницы.

Всё это не вызывает никакого желания делать какую-либо конструкцию автора.

Если побродить по форумам, тоже можно найти разрозненные проекты разных авторов, информацию о которых придётся по крупицам на разных форумах искать.

Сравним с сайтом Троелса? http://www.troelsgravesen.dk/Diy_Loudspeaker_Projects.htm

Или с другим известным проектом "The Open Source Monkey Coffin Loudspeaker" https://github.com/mbrennwa/osmcdoc , обсуждение https://www.diyaudio.com/community/threads/open-source-monkey-box.327594/

Поэтому я выбрал и сделал проект известного зарубежного автора и не пожалел. Послушать авторскую акустику обычно невозможно, поэтому приходится выбирать по частоте упоминаний автора в интернете, отзывам и "обложке" - сайту автора с описанием проекта, ну и исходя из собственных предположений, что может хорошо заиграть, а что скорее всего нет.

overvolt @overvolt

P.S.: У нас вроде как глобальный мир, поэтому привык выбирать лучшее из того что в нём есть (на мой взгляд), что больше мне нравится, подходит по моим критериям и бюджету. Мне без разницы из какой страны автор, какого он вероисповедания и прочее. В общем не считаю что должен как-то себя ограничивать границами нашей страны.

Наши мастера из аудио сферы вызывают у меня отторжение по следующим причинам

(не говорю про всех, говорю только с чем лично столкнулся):

1) своей "уникальностью технологий" (писал подробно выше) и принижением заслуг конкурентов.

2) своей закрытостью: покажите внутренности своих изделий, покажите производство, как вы с любовью собираете свои изделия, какая у вас культура производства (не важно гараж это или огромный цех - отношение к работе сразу видно). Скорее всего вытекает из п.1.

3) своей ценой. Скорее всего тоже вытекает из п.1)))

Пожалуйста не надо просить приводить примеры, я это уже делал много раз, потом обиды различные возникают))) У нас критику принято "в штыки" воспринимать, с агрессией, а не как возможность улучшить продукт.

bluesevich @overvolt

С одной стороны я с вами согласен. С другой стороны, поскольку сам являюсь представителем российского бренда, могу много чего возразить. Но это приведёт опять к срачу и противостоянию. Поэтому оставим как есть 🤝

Вам мира и добра. И да прибудет с вами музыка!

bluesevich @overvolt

Так. Постараюсь по порядку.

Люди есть. Почитайте про Lamm:)) Ну и во многих аудио-брендах работают бывшие советские специалисты. Просто западные бренды не любят указывать "помощников", в основном идеологов или хозяев.

Проекты в основном раскиданы по профильным сайтам. Нашим трудно сладить с интернетом. Тот же Серёжа Глазунов только-только сделал нормальный сайт. Потому что они не продавцы, не маркетологи и вообще "всё делали для себя"🤣 А западные коллеги идут именно от задачи продать. Не идею, так рекламу. Не рекламу, так комплектующие, не комплектующие, так что-нибудь. Вот только комерция у них в крови, и вы даже не замечаете как вам что-то исподволь продают. Ну и конечно они просто тупо богаче и могут себе позволить заказать сайт понимающим в этом людям, а не возиться самому. Кстати того же Гравесена обвиняют в том, что общаются с пользователями его сисадмины. Был пойман за руку...этими...как их...ну как Вован и Лексус. Пранкерами. Один брал интервью, а вторая общалась с ним на сайте. Он воспринял это легко:)) Типа "и что?".

Авторская акустика на то и авторская, что её трудно послушать. Как у нас, так и на Западе/Востоке. Она не продаётся в салонах. Либо вы верите автору, либо ищете возможность послушать. Либо покупаете бренд. К примеру наша акустика есть у людей со Стерео, но я не уверен, что они будут готовы принять человека из другого города или страны. Из своего города...ну вощможно, и то не факт. Поэтому её можно послушать, реально, только у нас в шоу-руме. Так же и у остальных.

Andrey80 @overvolt

в отличии от многих даже на этом ресурсе, которые обратились к нашим мастерам

Я выбрал АС автора из РФ и тоже не пожалел.

 своей закрытостью: покажите внутренности своих изделий, покажите производство, как вы с любовью собираете свои изделия, какая у вас культура производства (не важно гараж это или огромный цех - отношение к работе сразу видно)

В моем случае все было прозрачно и открыто- как внутренности,так и начинка и компоненты АС.

Classic

Любой. Размеры АС просто должны ему соответствовать. Вопрос скорее нужно ставить не в плане площади помещения, а в плане- насколько процентов можно захламить КДП посторонними предметами.))

bluesevich @IvanPetrov33

Вы видимо никогда не слышали хорошего звука в авто:)) Мне как-то пришлось посидеть в РР со штатной акустикой и РР с установленной у нас. Штатная играла именно как дома, закрываешь глаза и думаешь - блин, неужели у меня такое удобное кресло дома:)) А заново установленная одним из "крутых" аудиоинсталляторов играла вполне себе по принципу - чем дырявей ведро, тем громче в нём музыка. Вот только ведро было за двадцать лямов. Ну и ведром такую машину можно было бы назвать только с точки зрения владельца яхты за стока же денег, только в баксах:)))

IvanPetrov33 @bluesevich

Слышал b&o, потому и написал о салоне авто. ;) Не знаю, что там в РР, но неужто барабан в натуральную величину отигрывал?

Когда метров 20, все таки и объем и размер инструментов заметно ближе к реальным.

bluesevich @IvanPetrov33

Скромный по виду мидбас от Роллса стоит 2200 евро:)) И выглядит как какая-то хрень. Не блестит, без надписей... Догадываетесь почему? И да, большой барабан БСО там ощущался всем телом:))

Потому что есть прямая связь между размером помещения и звуком, который там можно получить. Маленькое помещение не составит труда заполнить звуком.

Alex

Чем больше помещение, правильная геометрия и расстановка АС в комнате, тем меньше влияния на звук оказывают комнатные моды, но с другой стороны, чем больше площадь помещения, тем больше предъявляются требования к АС, усилителю и т.д.

mexkb @Alex

Очень большая комната ничуть не лучше, чем очень маленькая. Из-за позднего времени отражений в силу естественных размеров в очень большой комнате приходится любую инсталляцию сводить к концепции бесконечного поля. С точки зрения акустического оформления это габаритно, а с точки зрения звука - скучно. В комнате же средних размеров можно создать индивидуальный неповторимый звуковой почерк.

SBMikele

соглашусь с теми, кто считает, что исходить надо из реалий жизни, и чтобы была возможность почаще слушать музыку. а не мечтать об идеальной картинке. у меня в городе комната кухня-гостиная 20 квм и там классный сетап. включаю музыку каждое утро, но параллельно надо сделать кофе, проверить почту, ответить на звонки, сделать потише а лучше выключить, потому что ребёнок занимается, поменять лампочку, собраться-одеться и тд, при этом ещё успеть оценить какой нибудь классный проигрыш и заценить супер качество звука. так вот чтобы сесть, забыть всё и слушать музыку пару часов - так не бывает.

хорошо, что есть дача, там зал 75 квм и потолки 5 метров. это кинотеатр, караоке, спорт-зал, игровая комната и цветочки для тёщи. там относительно простой сетап, но ощущение такое, что играет в концертном зале. масштаб и объём потрясающие. пока не найдётся дел в саду, можно послушать. хотя, когда включаю музыку, так слышно во всём доме, и, конечно же, надо сделать потише

mexkb

Вот тут можно почитать о моем решении вопроса с помещением для аудио-видео, там есть "общепринятая" теоретическая часть и авторский подход к вопросу. Существует достаточно литературы (стандартов, рекомендаций, книг) для углубленного изучения вопроса.

Грубый ответ на вопрос в заголовке - от 34 м2 и 100 м3 начинается оптимум.

bluesevich

Размер комнаты должен быть разумным, в самую первую очередь. Если у вас зал на 150 квадратов, то это не КДП. Это скорее понты:)) Хотя и в такой комнате можно сделать звук и хайфай и хайэнд. Просто стоит ли?

Gevarra

Просто КДП неинтересно. Хотелось бы совместить КДП - то есть стереосетап и кинотеатр, а также кабинет и библиотеку. Опять же - для хранения пластинок, винила, дисков и катушек с кассетами нужно место. Что я и попытался совместить в своей комнате площадью 21 кв. м - поместилось впритык. Потому для своей будущей КДП планирую 40-50 метров. Уже распланировал как там все сделаю.

mexkb @Gevarra

Мне не удалось уместить при проектировании кабинет и библиотеку в аудио комнату/домашний кинотеатр - пришлось выделить под кабинет/библиотеку отдельное помещение. Правда планируется совместить со спортивным залом/залом для йоги (в общем-то за счет пространства между первым рядом и экраном, куда на временной основе можно быстро разместить раскладные тренажеры и коврики).

Можно поделиться здесь или в личку/на почту концепцией будущей КДП (сам в процессе, может идеи какие подгляжу)?

Hifi-man @mexkb

У меня коллекция не намного меньше. Да, уже и не помню какие альбомы есть в наличие. Пару раз дважды покупал один альбом))) Но ни о чём не жалею, они мне греют душу, хотя и уменьшают кошелёк и свободное место в квартире))

Aleksandrdr

Не однократно сам себе задавал подобный вопрос)))

Пришёл к выводу что если для себя делалбы отдельную КДП то остановился бы на 25м. Как мне кажется в такой площади без всяких затруднений можно и акустику правильно разместить, и стойку с компонентами и диван, да и в среднебюджетном сиегменте на рынке не мало компонентов и АС которые способны с этой площадью совладать, что не маловажно.

Большие площади требуют больше денег !

razamanaz

Вопрос,блин не о чём! Просто поговорить захотелось! У вас небойсь комната стандартная! Метров 20+/-?! Ну и чего Вы будете туда Грант Утопию впихивать?!🌝

Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.