Знакомиться с флагманом после общения с начальными линейками всегда интересно, ведь флагман — это такая вершина концепции, которую либо слишком топорно, либо, наоборот, лишь намеками раскрывали в стартовых сериях. Можно сказать, самая концентрированная суть бренда. Magnum opus.
В Neolith инженеры MartinLogan вложили весь свой тридцатилетний (к моменту релиза) опыт, ни в чем себя не ограничивая. Это философия бренда, его, можно сказать, суть, облеченная в физическую форму. Это та идея, ради которой MartinLogan появилась на свет, развивалась, росла и совершенствовалась.
Это большая акустика: в высоту под два метра, а массой — под два центнера каждая. Ширина соответствующая: 77 см. В басовом отсеке я могу свернуться калачиком, и еще, кажется, хватит места на одеяло с подушкой.
Если электростаты из младших линеек мне напоминали надгробия, то красные Neolith скорее походили на какие-то двери или ворота в неизведанный ранее мир — с широкой, яркой рамой из смеси МДФ и особого полимера на базе смолы, на которой крепится выгнутая, сияющая электростатическая панель, с рублеными гранями, сочетающимися с округлыми плоскостями. Есть в них что-то неземное, инопланетное.
Могучий низ
И от более доступных MartinLogan эти колонки отличаются не только солидными, поистине мегалитическими габаритами, но и многими технологическими особенностями. Например, у них пассивная низкочастотная секция.
Сделать электростатический басовик — задача, решить которую мешает сама физика работы электростатической панели, поэтому MartinLogan уже давно перешли на гибридные конструкции, где низкочастотный диапазон отыгрывают классические динамики, а электростатическая панель, не надрываясь, работает со средними и высокими частотами. И во многих моделях НЧ-секция активная — для того, чтобы упростить владельцам техники жизнь и процесс подбора усиления. Именно сшивку электростатических и динамических излучателей в MartinLogan совершенствовали с каждой новой моделью, пытаясь сделать соединение максимально незаметным.
За это в Neolith отвечает пассивный кроссовер Войтко с тщательно подобранными элементами, допускающий также немного дополнительных настроек с помощью вереницы джамперов. Можно подкорректировать низкочастотный отклик в пределах от 0 до -8 дБ, а также выбрать частоту раздела кроссовера в зависимости от расстояния до места прослушивания. Кроссовер предполагает три дистанции — менее трех метров, четыре метра, пять и более метров, и, соответственно, изменяет частоту среза от 250 Гц до 400 Гц. В моем случае прослушивание проходило в не самом огромном зале, потому и кроссовер мы выставили на три метра. Джамперы закрываются крышкой из дымчатого стекла, под ней синим светится логотип фирмы — его яркость можно отрегулировать на той же панели или вовсе выключить.
Сами колонки в принципе предназначены для систем такого класса, в которых максимальная гибкость в подборе компонентов только поощряется — и потому низкочастотная секция у них пассивная. Можно запитать ее от отдельного усилителя, благо конструкция подразумевает биампинг. Вполне может быть, что это понадобится: в огромном коробе расположились два динамика, 12 дюймов спереди и 15 дюймов сзади, с портами фазоинверторов на флангах.
Вынесенный на фронтальную панель динамик работает в мидбасовом режиме, а вот тыловой — именно что низкочастотник, до 60 Гц. На фазоинверторы нагружен только тыловой, фронтальный же работает в закрытом корпусе. Такая комбинация, как утверждают в MartinLogan, позволила добиться мощного и невероятно точного баса.
Корпус низкочастотной секции, в отличие от рамы, не залит сияющим лаком, а оформлен фактурной черной кожей — и это, если честно, немного напоминает кустарно запрятанные в багажниках автомобилей сабвуферы и персонально для меня снижает градус элитарности. Хоть не алькантара — уже хорошо. Но эта отделка видна только в момент подключения кабелей, так что все не так страшно.
Не полотна, а полотнища
И да, низкочастотная секция у Neolith достойна отдельного разговора, но звезда акустики — электростатическая панель. Это самая крупная панель, которую когда-либо делала MartinLogan: 122 см в высоту и 56 см в ширину, площадь излучения — почти 0,7 м². Чисто с физической точки зрения это попросту круто. Судите сами: есть источник с вертикальной дисперсией в 122 см и углом горизонтальной дисперсии в 30 градусов за счет выгнутой формы, который целиком отыгрывает диапазон от 250 Гц до 22 кГц, двигаясь при этом очень, очень быстро, с минимумом искажений и абсолютно равномерно по всей своей огромной площади. Никаких фазовых несостыковок, никаких проблем с синхронизацией. Просто две здоровенные вибрирующие плоскости.
Если у более компактных электростатов от MartinLogan излучатель не только выгнут, но еще и немного отклонен назад, то в Neolith обошлись и без этого в силу исполинских габаритов самой электростатической панели и того, что начинается она где-то в районе коленок среднестатистического слушателя, а заканчивается на ладонь выше макушки. Направленность по вертикали? О чем вы? Эта акустика попросту заполняет звуком всю комнату, и без разницы, насколько высоко или низко сидит слушатель. Чуть меняется бас, но характер звука стоя и сидя совершенно идентичен.
Особенность электростатов — в том, что им нужны розетки: таков уж принцип работы панели, ей нужен ток для создания электростатической силы, за счет которой и перемещается диафрагма между двумя статорами. Разъем для подключения силового кабеля находится под одним из фазоинверторов, классический трехпиновый. Ест панель совсем немного — один ватт в режиме ожидания и около 15 при активной работе. Она автоматически включается, если на нее поступает сигнал.
У электростатов традиционно две проблемы: направленность звучания и туговатость. Если с первой MartinLogan в Neolith справились, создав панель нереальных габаритов и чуть ее выгнув, то со второй все не так просто. Заявленная чувствительность в 90 дБ и оптимистичные «20-1300 Вт» в спецификациях радуют, но там же написано, что акустика с повышением частоты до 20 кГц проседает до 0,46 Ом. Так что усилитель нужно брать шустрый, токовый, способный с такими значениями справиться.
Говорят, что несмотря ни на что, у MartinLogan получились самые дружелюбные к лампе электростаты — но в моем случае они трудились с парой транзисторных моноблоков SPL Performer M1000 и предусилителем Director MK2. Обработку цифрового сигнала, поступающего с Aurender W20SE, на себя взял Mytek Manhattan DAC II. Компания попалась разношерстная, но, что называется, близкая по духу.
Путешествие
Есть проблема: я не могу нащупать в своих ощущениях от прослушивания этой системы какой-либо объективности. Я до сих пор не понимаю, где заканчивались образы, которые рисовала акустика, и начиналось мое воображение — грань настолько стерлась, что Neolith перевели синестетический эффект, который я ощущала во время теста ESL 9, в голографический. И это не та голография, о которой обычно говорят применительно к звуку, а нечто, близкое к тем самым движущимся картинкам из научной фантастики.
Звук был поистине осязаемым, его можно было руками зачерпывать. Кто-то в вопросах, я помню, искал систему, которая отыграет альбом «Fragile» от Nine Inch Nails — да вот она. Нужная доля отчаяния и агрессии, помноженная на детальность, объем, правильную фактурную многослойсть и создающая какой-то интимный диалог, то скатывающийся в исповедь, то срывающийся в чистосердечное признание. Каждый трек в исполнении Neolith — это портал в другую реальность, это путешествие в иной мир, заботливо нарисованный акустикой.
Пару лет назад я говорила, что главная проблема аудиофилии — в том, что в диалог между слушателем и исполнителем, автором музыки вмешивается техника. Neolith же, кажется, попросту прокладывают хайвей до комбинированной души всех, кто участвовал в создании конкретной мелодии, и усиливают все заложенные в музыке идеи, выводя их на совершенно новый уровень.
И все это — без капли снобизма. Они играют все, что им даешь, на максимально высоком уровне, вытягивая из композиций всю прелесть, что в них заложена. Что эпичные оркестровые саундтреки, что грязно записанный в домашней студии нейрофанк — без разницы, Neolith отрабатывают любые треки максимально чисто, живо, не добавляя от себя ничего.
Точность и четкость невообразимые, но при этом колонки не скатываются в сухую аналитичность. Первое, что меня поразило в звуке — это какой-то удивительный комфорт. Тот самый неловкий момент, когда даже Noisia играет четко, сочно, но при этом обволакивает звуком без излишней агрессии — да, напористо, в нужной мере дерзко и грубо, но не переваливая за ту черту, когда становится уже неприятно.
Neolith при своих нескромных габаритах выдают звук, совершенно не стремящийся задавить и как-то подмять под себя — хотя именно этого ожидаешь (и боишься услышать) от таких крупных колонок. Звучание этой акустики именно по-доброму окутывает, будто бы пытается стать единым целым со слушателем, поместить в самую гущу событий.
Каждая мелочь, каждая деталь раскрыта, выставлена на всеобщее обозрение, расположена в этом осязаемом искусственном мире на точно отведенном ей месте — но не загнана в рамки. В том, как звучат Neolith, особенно в высокочастотном диапазоне, есть определенная доля спокойного, изящного сотрудничества — кажется, что все нюансы, переливы, перезвоны, скрипы и шорохи двигаются, перелетают туда-сюда не потому, что их заставили, а потому, что они сами хотят. Это очень странный эффект оживления элементов композиции, который в моей голове родился от полнейшего отсутствия натужности, искусственности в звуке, попыток выдать желаемое за действительное, казаться, а не быть.
И самое удивительное — это то, что акустика смогла передать масштаб небольших, камерных, лично-одиноких мелодий из саундтрека «Hollow Knight». Казалось бы, такие огромные колонки должны уметь играть крупно, но не только — тонкие, ажурные переливы в «Crystal Peak», «City of Tears», «Soul Sanctum» звучат в правильной степени компактно, нежно, персонально. Мелодии из «Halo 2» же, наоборот, разрастаются в масштабе, кажется, до огромного поля битвы, до выжженной Потопом Установки-05, и конца-края им не видно.
Пассивным басовикам, возможно, немного недостает дури от усилителя, но они отлично балансируют между мягким, уютным гулом и громоподобным грохотом, в зависимости от композиции кренясь ближе то к одному варианту, то к другому. У DJ Shadow и в стоунере как раз правильный тягучий гул, а в шустром металле — такие же шустрые щипки толстых струн и четкие удары барабанов, массивные и сочные.
На низкой громкости Neolith попросту сливаются со стенами, лишь заполняя комнату комфортным звучанием — и эта способность колонок, которые весят под 200 килограммов, становиться совершенно незаметными поражает чуть ли не сильнее, чем все остальное.
Нет, это фантастика
Это, как ни странно, тот случай, когда внешность акустики полностью соответствует тому, как она звучит. MartinLogan Neolith — это двери в другие миры. Это могучие, но честные, удивительно живые, неожиданно добрые и даже многое прощающие колонки. Прощающие — в музыкальном плане, но не в аппаратном. Каким бы комфортным и сливающимся со стенами ни был звук, не стоит забывать, что это все же огромные двухметровые электростаты с огромными динамическими басовиками, и им нужно правильно питаться.
Так что проблем у владельца этой акустики будет две: как это поставить и с чем это поставить. Логистика тут действительно непростая: колонки нужно перевозить в строго определенном положении, разгружать толпой, тщательно двигать по комнате перед тем, как пересесть с транспортировочных колес на штатные ножки...
Но даже в небольшом помещении с неидеально подходящим усилением Neolith смогли создать удивительный и живой эффект голограммы, граничащий одновременно с фантастикой и магией.
9 500 000 рублей
Частотный отклик: 23–22 000 Гц ±3 дБ
Рекомендуемая мощность усилителя: 20–1 300 Вт на канал
Горизонтальная дисперсия: 30°
Вертикальная дисперсия: 48 дюймjd (122 см), линейный источник
Чувствительность: 90 дБ/2,83 В/м
Сопротивление: 4 Ом, 0,43 Ом на 20 кГц, совместимы с усилителями на 4, 6, 8 Ом
Частоты раздела кроссовера: 60 Гц, 250-400 Гц (настраивается джамперами)
Высокочастотный излучатель: электростатический излучатель XStat™ CLS™
Габариты мембраны: 122x56 см
Площадь излучающей поверхности: 6 832 см²
Низкочастотная секция: тыловой динамик — 15 дюймов, до 60 Гц, литая корзина, длинноходный подвес, алюминиевый диффузор, вентилируемая моторная система с кольцевым магнитом и четырехслойной катушкой; фронтальный динамик — 12 дюймов, до 250-400 Гц, корзина из сплава алюминия, длинноходный подвес,сэндвичный карбоновый диффузор, катушка диаметром 3 дюйма с намоткой плоским омедененным алюминиевым проводником и вентилируемым магнитом.
Корпус: полимер из фенольной смолы и дерево
Кроссовер: тороидальные трансформаторы ручной намотки, катушки с воздушным сердечником, полипропиленовыеконденсаторы
Подключение: две пары клемм WBT с поддержкой бивайринга
Энергопотребление: до 15 Вт на канал, менее 1 Вт в режиме ожидания
Масса: 175 кг
Габариты: 189,9 х 76,9 х 87 см