Серия Audeze LCD — это взрослые и солидные наушники, ласкающие слух аудиофила и заодно тренирующие мышцы шеи. Спорить с данной аксиомой можно только держа в руках LCD-GX, но это, как мы помним, геймерские наушники, да и вообще — частный случай. А хотелось бы чего-то особенного, почти сказочного: с планарными излучателями, но не тяжелого, с охватывающими амбушюрами, но не громоздкого, и еще — чтобы не дорого.
Эта фантазия, чересчур смелая для того, чтобы быть реальностью, внезапно материализовалась на полках магазинов, изрядно озадачив аудиофилов и, вообще, всех причастных. С одной маленькой поправкой: производитель позиционирует новые LCD-1 как удобный инструмент для музыкантов и звукорежиссеров. А те, кто любит слушать музыку в высоком качестве, опять попали в категорию «и все остальные». С этим обязательно надо разобраться!
Снова мимо?
Да сколько же это будет продолжаться?! Геймеры получили сначала шикарные активные Mobius, а потом вполне хайфайные пассивные LCD-GX. Теперь профессионалов звукозаписи одарили моделью LCD-1. И заметьте — модель даже не с индексом X, а номерная, из списка исконно принадлежащего к категории Hi-Fi!
Похоже на то, что Audeze сознательно дразнит аудиофилов, специально не делая ничего для них. И примирительная приписка про то, что и аудиофилам наушники LCD-1 тоже подойдут — так себе оправдание.
Ну что ж, любителям качественного звука не привыкать примерять в свои системы профессиональные и любые другие сторонние решения. Главное, чтобы звук стал лучше и музыка радовала больше. Обиды на производителя запишем в книжечку и оставим на потом, а пока разберемся, что собой представляют новые LCD-1 и почему их разрабатывали для работы в студии.
Легки на подъем
Главная проблема, которую решает модель LCD-1, — транспортабельность. С теми же LCD-X удобно работать в студии, когда весь путь, который они проделывают, ограничен длиной их же собственного кабеля. Тогда как LCD-1 — наушники студийного класса качества, которые всегда можно держать при себе.
И в студии, и дома, и на репетиционной базе музыкант или звукорежиссер будет иметь при себе один и тот же привычный инструмент для мониторинга звука. В итоге, и результат его работы окажется стабильнее, чем при использовании нескольких разных наушников.
Идея сама по себе хороша, но нас куда больше интересует реализация. Без сравнения в этом деле никуда, но, поскольку на все остальные LCD первая модель не похожа совсем, упомянем две другие модели, которые хоть как-то с ней сопоставимы: полноразмерные закрытые Mobius и накладные открытые Sine DX.
По форме и конструкции LCD-1 больше всего похожи на Mobius, но выглядят на их фоне куда миниатюрнее, стройнее и легче. В то же время в них нет той абсолютной легкости и изящества, которыми может похвастать Sine DX — на их фоне LCD-1 даже можно упрекнуть в излишней пухлости и неуклюжести.
Отвлеченно от обоих референсов наушники смотрятся аккуратными, совершенно не производят впечатления массивности. И единственный вопрос, который возникает при осмотре: а поместятся ли уши внутрь этих небольших чашек? (спойлер: помещаются!)
В общем и целом, LCD-1 — идеальный вариант. Чуть больше накладных, но уже с полноразмерными охватывающими амбушюрами. Для удобства транспортировки конструкция оголовья имеет два шарнира, в результате чего наушники складываются в маленькую конструкцию. Фирменный чехол точно повторяет форму наушников в сложенном виде и не добавляет дополнительного объема, позволяя при этом припрятать внутрь кабель и переходник на 6,3 мм (куда же без него!).
Для минимизации веса в конструкции использовался исключительно пластик. И если издалека, или на фото, можно предположить, что LCD-1, как и Sine DX, имеют некоторое количество литых металлических деталей — достаточно рассмотреть наушники поближе или взять в руки, чтобы стало ясно истинное происхождение материала.
Sine DX на их фоне, конечно, выглядят и ощущаются более солидными, но нельзя сказать, что LCD-1 сильно потеряли от применения пластика. Они отлично смотрятся, благодаря идеальному изготовлению и подгонке деталей, а малый вес — это та ценность, за которую можно простить многое.
Электроакустика
Принадлежность модели к старшей серии LCD — это своего рода знак качества и высокие ожидания, которые наушники должны оправдать. И что же могут предложить LCD-1 для подтверждения статуса?
Конечно, фирменный планарный излучатель, оснащенный всеми ключевыми технологиями: ультратонкой мембраной Uniforce с особым рисунком звуковых дорожек, распределяющим усилие по всей поверхности, одной решеткой Fuxor, собранной из мощных неодимовых магнитов, и фазовыравнивающими элементами Fazor, нормализующими воздушный поток. Последнее, кстати, позволяет предположить, что магнитная решетка расположена не позади мембраны, а между мембраной и ухом. И эта догадка легко подтверждается при визуальном осмотре.
Остается проанализировать главный вопрос — размер мембраны. У обычных LCD калибр серьезный — 106 мм. Mobius выступили лишь немногим скромнее — 100 мм. Накладные Sine DX в силу своей компактности были наделены слегка подрезанной с одного края мембраной D-типа размером 80х70 мм. Ну а LCD-1 вновь показали себя середнячком с калибром 90 мм и эффективной площадью где-то между Mobius и Sine DX.
Надо сказать, что, глядя на первые фотографии новинки, я изначально предполагал, что это будет просто пассивная, открытая версия Mobius. Но явное несоответствие размеров чашек наушников говорит о том, что в цифрах ошибки нет и LCD-1 действительно имеют излучатель меньшего размера. Хотелось бы больше, учитывая, что ход мембраны планарного излучателя не велик, но это прямо противоречит другой идеи — минимизации габаритов и веса.
Чувствительность при этом осталась высокой — 99 дБ, а импеданс в 16 Ом позволяет рассчитывать на то, что наушники нормально споются и с обычными студийными аудиоинтерфейсами, и с портативными рекордерами, усилители которых в основной массе не обладают выдающимися выходными характеристиками. Нижнюю планку по мощности разработчики решили не озвучивать, а верхний предел у LCD-1 вполне взрослый и составляет 5 Вт, что позволит без сомнений и страха подключаться к мощным усилителям класса High End.
Акустическое оформление наушников — открытое. Мелкая сетка, спрятанная за фирменной решеткой с буквой «А», не является существенным препятствием для внешних звуков. При этом амбушюры, обтянутые мягкой натуральной кожей и заполненные пеноматериалом с эффектом памяти, не только обеспечивают предельно комфортную посадку, но также гарантируют неизменный и герметичный акустический объем между мембраной и ухом. Вследствие этого не поменяется и характер звучания при движениях головы или при смене манеры ношения наушников.
Чудеса инженерной мысли
Самая любопытная фишка этих наушников, на мой взгляд, абсолютно гениальна, в том числе и потому, что технически — предельно проста. LCD-1 оснащаются «волшебным» Y-образным кабелем с типовыми 3,5-мм джеками, подключаемыми к левому и правому наушнику в произвольном порядке.
При этом левый и правый наушник воспроизводят свой канал. Можно переткнуть кабели наоборот и ничего не поменяется: в левом наушнике по-прежнему будет левый канал, а в правом — правый.
Магия? Волшебство? Секретные технологии NASA? Все куда проще: разъемы, подключаемые к чашкам наушников, — трехполюсные. И каждый из них передает сигнал и левого, и правого канала. Какой из них попадет на излучатель — определяет распайка в гнезде чашки наушника. Решение настолько простое, что сразу же начинаешь удивляться — почему оно не используется повсеместно?
И главное — это действительно полезная опция. Музыканты — люди творческие, увлекающиеся, и когда нужно послушать новую запись, они не склонны разглядывать надписи на кабеле и сверять их с отметками на чашках наушников — скорее бы подключить и услышать, что там получилось! Кабель с произвольным подключением — единственный путь, как можно исключить путаницу с каналами.
Еще одно простейшее, но технически важное свойство кабеля — это длина. У LCD-1 она оптимальна — исходя из сферы применения — и составляет два метра. Не три метра, дающие чересчур много свободы и путающиеся под ногами, и не 1,25 м, буквально привязывающие пользователя к усилителю. Два метра — это оптимально для студии, использования с компьютером, прослушивания в домашней Hi-Fi-системе, и это не большая проблема для нечастого использования со смартфоном или портативным плеером где-то в дороге.
Точность позиционирования
Говоря о звучании LCD-1, необходимо начать с прояснения главного вопроса: насколько глубоко они забираются в басовую область и насколько сопоставимы в этом плане со старшими LCD, или же больше конкурируют с Sine DX. Истина вновь располагается где-то посередине.
Наиболее точно впечатления от прослушивания передаст сравнение с акустикой. Sine DX — это полочные мониторы, детальные, быстрые, точные, но не способные воспроизвести самые нижние ноты, LCD-2 — это уже большие солидные напольники, добирающиеся до низа без особого напряжения, а старшие модели серии LCD — это огромные колонки High End, для которых нет никаких ограничений.
В такой картине мира LCD-1 отводится роль малых напольных колонок. Они компактнее, чем большие напольники, басят чуть скромнее, но это уже напольники, без очевидных ограничений по глубине низких частот, свойственных полочным моделям.
Все вышесказанное справедливо при условии работы наушников в системах с нейтральным звучанием (без кнопочек Bass Boost и прочих прелестей эквализации), а также если усилитель полностью справляется с контролем наушников. Поскольку количественный прирост баса даст как обработка сигнала, так и нестабильность работы выходного каскада усилителя. Конечно, ни о каком качестве звука речи не идет, но эффект общей басовитости может быть достигнут.
По мере внесения ясности с вопросами масштаба звучания, возникает второй вопрос: насколько хороши LCD-1 в плане детализации и альтернативой какой из актуальных моделей линейки их можно считать? LCD-1 однозначно превосходят по детализации и открытости звуковой сцены близкие по цене и формфактору Mobius, но другие геймерские наушники LCD-GX звучат уже интереснее, что вполне оправдывает и ценовой разрыв.
Идейно близкие, но также более дорогие Sine DX опять же могут похвастать более детальным саундом и благородными тембрами. Таким образом, ценовое позиционирование LCD-1 в линейке Audeze выглядит вполне обоснованным.
Но если выйти за пределы бренда с поиском конкурентов, способных обеспечить тот же класс качества звука за те же деньги, — возникают серьезные сложности. С ходу можно назвать пару-тройку моделей динамических наушников от легендарных немецких и японских брендов да вспомнить добрым словом ушедшие с рынка планары OPPO. Все остальное либо стоит радикально дороже, либо звучит хуже.
Основные достоинства
Чем же новые LCD-1 так хороши, что оставляют за бортом большинство конкурентов? Ответ на этот вопрос совершенно банален: во-первых, это планарные наушники, а во-вторых, это наушники Audeze, обладающие тем самым хорошо узнаваемым фирменным звуком, пусть и в чуть миниатюризированном формате.
Они сочетают ровный тональный баланс, высокую детальность и отличные динамические характеристики. Причем с динамикой у LCD-1 нет проблем, даже если слушать музыку со смартфона. В этом плане они превосходят абсолютно все модели серии LCD, включая даже специальные низкоимпедансные версии.
Чуть ослабленный, по сравнению с большими LCD, бас компенсирован уверенной работой в среднечастотном диапазоне. Ровный СЧ/НЧ-диапазон обеспечивает отличную разборчивость, четкость и точность, необходимую для студийной работы, а также делает наушники жанрово-нейтральными.
Быстрый металл и ритмически сложный фриджаз эти наушники воспроизводят не менее выразительно и точно, чем классику и джазовые стандарты. Также стоит отметить исключительно комфортное звучание, позволяющее проводить много времени за прослушиванием совершенно различного музыкального материала.
В своей ценовой группе LCD-1 демонстрируют превосходную детальность. Большее количество информации из записей можно выжать только при существенно большем бюджете. Хотя для текущей работы со звуком — не только на выездных сессиях или репетиционной базе, но и в домашней студии — эти наушники вполне могут стать основным и единственным решением. А для остального, как известно, есть LCD-X и студийные мониторы.
Измерения
Общая картина по результатам измерений имеет основные признаки, по которым можно идентифицировать наушники как продукцию Audeze, но есть нюансы, что не позволяют поставить эту модель в один ряд с остальными представителями семейства LCD.
Главное достоинство планаров от Audeze — фактически линейная горизонтальная АЧХ на участке до 1 кГц. У LCD-1 этот признак присутствует в полной мере. Более того, характерный первый провал в районе 2 кГц минимален, и только на 10 кГц происходит первое и единственное значительное ослабление отдачи.
Столь эффективным поведением в области верхней середины старшие модели похвастать не могут. Ослабленное звучание баса обусловлено наклоном АЧХ, которая плавно нарастает до отметки 600 Гц и не самым стабильным поведением излучателя до уровня 60–70 Гц.
График искажений демонстрирует основные проблемные зоны наушников: басовая область и верхние частоты. В обоих случаях есть выраженная тенденция к выходу искажений за пределы общего уровня, балансирующего в районе отметки 1%. Уровень искажений в целом оказался заметно выше заявленного. Возможно, это обусловлено принадлежностью наушников к первой производственной партии.
Выводы
Наушники LCD-1 объединяют в себе так много привлекательных черт, что даже после теста кажутся чем-то фантастическим. Прямых конкурентов у этой модели попросту нет. Все возможные альтернативы так или иначе проигрывают по совокупности качеств: цене, технологии, качеству звука.
При этом надо заметить, что в собственную экосистему Audeze встроили первую модель очень удачно: она не конкурирует с LCD-2, существует в параллельной реальности относительно Mobius и Sine DX и при этом достойно представляет бренд в своем ценовом сегменте. Ну и в целом LCD-1 — это настоящий подарок всем ценителям качественного звука. Как профессионалам, так и аудиофилам.
Компактность и малый вес, удобная посадка, детальное и открытое звучание, хорошо согласуются с маломощными усилителями, удобный кабель.
Глубина баса и масштаб сцены не дотягивает для старших моделей серии.
39 000 рублей
Тип: магнито-планарные
Акустическое оформление: открытые
Размер излучателя: 90 мм
Диапазон частот: 10–50 000 Гц
Чувствительность: 99 дБ
Максимальное звуковое давление: более 120 дБ
Искажения: менее 0,1% на 100 дБ
Импеданс: 16 Ом
Мощность: до 5 Вт
Масса: 250 г