Года четыре назад мне довелось побывать в окрестностях датского города Ольборг, на предприятии компании DALI. В ходе экскурсий нам было предложено ненадолго стать рабочими в компании — мы собирали акустику DALI Opticon 1. И когда теперь пришлось протестировать следующую за ней модель, Opticon 1 MK2, я обрадовался этому, как встрече со старым знакомым.
Давайте посмотрим
Дизайн Opticon 1 MK2 изменился — не кардинально, но разительно. Внешне новинка стала гораздо строже, скромней, аккуратней, точнее. Первая версия была, на мой взгляд, достаточно яркой, несомненно, она обращала на себя внимание. Модель, получившая к имени добавку MK2, отличается большей сдержанностью. Она не сразу притягивает взгляд, но затем вызывает уважение. Ее дизайн точнее и совершеннее.
Понятно, что встречают по одежке, но разглядывая эти небольшие полочники перед тем, как их послушать, невольно обращаешь внимание на точность сборки — отсутствие каких-либо ступенек, неопрятности, неаккуратных сопряжений, любых отклонений от совершенства. Их не удалось найти в этой акустике, которая, кстати сказать, относится к бюджетному классу.
С лицевой панели исчезли сверкающие детали. В отличие от предыдущей версии в младших Opticon изменилось обрамление твитера — теперь оно получило радиальные риски и выглядит, как темное солнце. Сама поверхность твитера осталась той же. Это мягкий купол из ткани со специальной синтетической пропиткой, о составе которой в DALI не распространяются. Зато сам твитер слегка подрос в диаметре (29 мм против 25 у Opticon 1). Сообщается, что он был позаимствован у активной акустики DALI Callisto.
Необходимые подробности
Производитель не дал подробных параметров обновленного твитера, но если размеры диафрагмы выросли, то скорей всего, это понизило ее резонансную частоту. Это общая тенденция, путь развития поколений твитеров DALI. Резонансная частота твитера, расположенная ниже частоты раздела полос, обеспечивает ровную характеристику и хорошую верность воспроизведения без излишнего «насилия» над динамиками со стороны кроссовера. Звучание на средних частотах — любезный нашему уху вокал — отрабатывается точнее и человечнее.
Что касается низко- среднечастотного драйвера, то это все тот же знаменитый диффузор DALI коричнево-красного цвета с видимыми древесными волокнами, отформованными в целлюлозной пульпе. В DALI гордятся своими низкочастотными динамиками и подчеркивают, что их диффузоры оказывают минимальное сопротивление движущей силе магнитной системы. Для этого внешний подвес делается максимально подвижным, из мягкой и тонкой, но очень прочной резины.
Полюсный наконечник магнитной системы басовика сделан из фирменного сплава (скорее композита) SMC. За счет высоких магнитной проницаемости и электрического сопротивления, в SMC резко уменьшена интенсивность вихревых токов. Рецептуру этого материала сотрудники DALI не раскрывают, как и его производителя. Они дополнительно отмечают высокую стабильность магнитных свойств SMC, не зависящую от температуры. Кстати, теплопроводность SMC тоже достаточно низкая, это мне демонстрировали с применением электроплитки и тепловизора.
Конструкция кабинета не претерпела серьезных изменений. Это очень точно изготовленный ящик из МДФ с идеально нанесенной отделкой. Ее варианты отличаются от предшественника, теперь это атласный черный и матовый белый цвета а также деревянная поверхность — табачный дуб. Сотрудники DALI рассказали, что машина, на которой делается покрытие колонок, по своим качествам является одной из лучших в отрасли. Матерчатый гриль на пластиковом каркасе, против моды последних лет, крепится не на магнитах, а на стойках, которые входят в свои гнезда мягко, но плотно.
Как и в предыдущей версии, DALI Opticon 1 MK2 получили расположенный сзади порт фазоинвертора. Точно также он интегрирован в одной пластиковой детали с панелью терминалов акустического кабеля. С внутренней стороны к этому модулю крепится плата кроссовера со всей проводкой — это технологично. В новой версии порт фазоинвертора получил измененную форму. По технологии Dual Flare она сохраняет ламинарное, упорядоченное движение воздушного потока. Порт расположен в углублении корпуса, это позволяет, по данным DALI, без ущерба для звучания придвигать колонки почти вплотную к тыльной стенке: минимальный зазор — 2 см. Колонки также можно повесить на стену, используя комплектные крепления.
На конвейере DALI сразу после сборки каждая колонка тестируется в специальной безэховой камере. На экране компьютера появляется график ее АЧХ и другие характеристики. В случае малейшего несоответствия изделие не идет дальше по конвейеру. Такое случилось на моих глазах. Опытная сотрудница тут же определила дефект — винты крепления динамика были недостаточно затянуты (новичкам простительно). Недостаток тут же исправили, и колонка прошла тестирование.
После теста собравший систему сотрудник расписывается сзади на заводском шильде. Такую подпись я увидел и на DALI Opticon 1 MK2, но в этой модели производитель пошел дальше: Opticon 1 MK2 подбираются попарно для создания максимально точного стерео. Его-то мы и послушали.
На сцену приглашаются
В качестве партнеров для системы мы выбрали интегральник Cambridge Audio CXA61 — тест этой модели уже есть на сайте. Усилитель был дополнен родственным источником сигнала Cambridge Audio CXN, который мы тоже уже тестировали.
Прослушивание происходило в достаточно большом помещении, и сразу же, для того, чтобы обеспечить привычный уровень, я естественно, добавил громкости. Что ж, компактные Opticon 1 MK2 вполне выдержали экзамен на звуковое давление. Посмотрите в характеристики — там обещан уровень до 105 дБ. Совсем небольшие колонки, которые можно поставить не только на полку, но и в эту же полку, тем не менее, могут озвучить большую комнату. Причем фактически без ущерба в басовом диапазоне. Физику не обмануть, и низкочастотный предел зависит от размеров излучателя. В нашем случае это скромные 4 и 3/4 дюйма. Тем более басы DALI впечатляют.
Для начала мы выбрали что-то шлягерно-дискотечное — Daft Punk с уже классическим Get Lucky. И получили почти полновесный панч, совершенно неожиданный для акустики такого размера. Причем драйв ритм-секции нисколько не вмешивался в звучание остальных партий, вообще, весь трек звучал легко, без напряжения, подробно и полнодиапазонно.
Классический джазово-блюзовый состав (Steve Strauss — Mr. Bones) порадовал точным и четко отделенным от аккомпанемента мужским вокалом, а сменивший его саксофон был просто прекрасен, хотя и оставил остальные инструменты слегка позади.
Столь же хорош и женский вокал (Over the Rhine «I'm on a Roll») — это голос прелестной стервы, и в нем было все, что задумывалось при записи. Частота перехода твитер-басовик, которая так или иначе приходится на голосовой диапазон, здесь практически не несет заметных искажений вокала. И яркое контральто, и глубокий баритон звучат убедительно и точно. Хотя я бы добавил, что именно джазовый вокал в сопровождении небольшого стандартного состава передается несколько более эмоционально, чем в привычных сетапах.
Электронная музыка из свежего альбома группы Yello «The Vanishing Of Peter Strong» отрабатывалась, как хорошо слаженная машина. «Каша», часто наблюдаемая в отрывках типа «все вместе», здесь отсутствует. Каждый инструмент и каждый бит отрабатывается по отдельности. Хорош воздух и звуки второго плана, а широкая диаграмма направленности колонок позволяет даже не «доворачивать» их к слушателям.
И, наконец, самое сложное для полочников — симфоническая музыка. Традиционно, этим мы заканчиваем тестирование акустики. Из всех версий Edvard Hagerup Grieg «In the Hall of the Mountain King» для тестирования была выбрана оперная версия в исполнении симфонического оркестра и большого хора. Акустика неплохо справилась с piano в начале композиции, красиво перешла к совместному звучанию скрипичных и духовых. А когда в финальном forte присоединился хор, DALI Opticon 1 MK2 отыграли завершение не столько в точной классической версии, сколько с упором на полное удовольствие слушателей, подчеркнув наиболее впечатляющие диапазоны.
Выводы
Для своих размеров DALI Opticon 1 MK2 по-настоящему велики своим звучанием. Они готовы сделать громко, показать все нюансы, раскрыть фонограмму, привнести в нее новые ощущения. Это никак не мониторная акустика. Ее звук притягателен, он не утомляет. Все настроено скорей не на идеальную точность, а на красоту. И это чудесно, ведь от музыки мы все-таки хотим получить удовольствие. Наверное, именно для этого и создана вторая версия Opticon 1.
Хороший запас по звуковому давлению, масштабность звучания в сочетании с минимальными размерами и выверенным дизайном
Недоступно пополосное подключение, эмоции в звучании иногда заменяют беспристрастную точность
64 290 рублей
Диапазон частот (при неравномерности +/- 3 дБ): 62 Гц – 26,5 кГц
Чувствительность: 86 дБ
Номинальный импеданс: 4 Ом
Максимальный уровень звукового давления: 105 дБ
Рекомендуемая мощность усилителя: 25–100 Вт
Частота кроссовера: 2 кГц
Количество полос: 2
Твитер: 1x29 мм
СЧ-динамик: 1х4 3/4 дюйма
Тип корпуса: фазоинвертор
Частота настройки фазоинвертора: 61,5 Гц
Рекомендуемое расстояние от стены: от 2 см
Размеры с основанием: 261х152х231 мм
Масса: 4,5 кг
В комплекте: руководство, резиновые бамперы, настенный кронштейн