В составлении техники для этого материала не было ни грамма редакционного задания. Данный текст выстрадан собственным опытом во время решения простой, на первый взгляд, задачи, которая заняла не один месяц. Хочу прицепить к ноутбуку классный USB-ЦАП ценой до тысячи долларов!
Обозначим вводную ситуацию. Основной аудиопоток в моей системе вытаскивается и поступает по USB между стримером на базе Tiny MPD и внешним USB-конвертором. Если я хочу что-то послушать с ноутбука на колонках, приходится перебрасывать на него этот USB-кабель, чего делать совершенно не хочется. Как же интегрировать лэптоп в основную систему и не потерять в качестве?
Самое очевидное и не требующее инвестиций решение — вывести HDMI кабель с ноута на AV-ресивер. Возможно, на этой идее содержательная часть материала для кого-то и закончится. Беда в том, что сама Windows не очень-то гибко приспособлена для этого вида транспортировки звука. Устанавливая HDMI, операционная система жестко прописывает его везде, где только можно. В то время как нам желательно держать внешний аудиоинтерфейс только в музыкальном плеере. Ну а все остальные звуки выводить на внешние динамики либо наушники. Так что ничего не оставалось, как присматривать к ноутбуку соответствующий USB-ЦАП. Первым шагом на этом пути стал AudioQuest Dragonfly Black.
AudioQuest Dragonfly Black: пружинистый саунд
Устройство достаточно подробно описано в одном из прошлых материалов Stereo. Резюмируем все важное сюда. Я мужчина корпулентный, и малые формы всегда вызывают симпатию. Крошечный девайс размером с половину мизинца меняет цвет лого в зависимости от дискретизации сигнала. Очень мило! Цена этого ЦАПа оказалась самой низкой в череде устройств, которые пришлось тестировать позже.
Dragonfly без труда раскачал мои арматуры с низким сопротивлением Ultimate Ears Triple Fi10 и накладную Hi-Fi модель Audio-Technica ESW-10. Напрямую с ноута Ultimate Ears Triple Fi10 звучат слишком криво и глухо не только из-за посредственной встроенной звуковухи Realtek, но и высокого импеданса на выходе мини-джек. Audio-Technica на лаптопе держится уверенней со своими 64 Ом, но к смартфону их подключать уже бесполезно. Dragonfly Black с этими двумя спокойно управился, плюс у него малое энергопотребление, так что можно подключить его и к телефону через переходник. Впрочем, носить подобный конструкт в кармане не очень удобно — каждое шевеление контактов грозит срывом синхронизации и остановкой воспроизведения.
Итак, с моими наушниками Audioquest выдал вполне бодрый и пружинистый саунд. Тем не менее попытки вывести музыку на большие колонки энтузиазма не вызвали. Не то чтобы я недолюбливаю чип Sabre 9018, но очевидно, что микроначинка Dragonfly Black адекватно себя отрабатывает в рамках портативных форм. Вот в паре с Dali Katch все было прекрасно, но напольным АС определенно требовался более нейтральный и прецизионный источник.
Кроме того, у Audioquest огорчало ограничение верхней частоты дискретизации 96 кГц. В этом году ЦАПы Dragonfly Black и Red после апгрейда обрели поддержку MQA, которая пока толком нигде не встречается, кроме приложения Tidal. Так что следующий ЦАП я смотрел среди устройств, где форматная совместимость решена с запасом.
Chord Mojo: встречаем по одежке
Если AudioQuest был миляга, то Mojo просто красавчик жи есть! Анодированный алюминиевый корпус с гравировкой, горят разноцветные шарики, указывая дискретизацию и уровень громкости — вот просто хочется взять и поверить, что саунд и прочие способности у Mojo окажутся поистине сумасшедшими. Ведь отзывы владельцев Mojo на форумах и вправду выглядят написанными на грани истерики.
Цена относительно Dragonfly Black здесь выросла более чем в пять раз — гулять так гулять! Вообще, у Chord это считается самой дешевой бюджетной моделью, но при размере в два коробка спичек надо полагать, типичные расценки Chord в пересчете на квадратный сантиметр сохраняются.
Несмотря на богатую оснащенность входами, устройство оставляет противоречивое впечатление. После чего-то полезного обязательно найдется досадное неудобство. Поскольку вентильная матрица и каскады усиления у Mojo требуют куда большей мощности, он оснащен аккумулятором, которого хватит на несколько часов. Для прогулки нормально, но в стационаре батарея должна все время подзаряжаться. Однако сделать это через micro USB-вход, по которому собственно поступает аудиосигнал, не получится. Разработчики так обеспокоились чистотой питания, что девайс для зарядки использует еще один micro USB-вход с контроллером, который тихонько шипит и крепко греет все устройство в режиме зарядки. Таким образом, в настольном исполнении к Chord Mojo будет подсоединено целых три кабеля.
Аналоговых выходов у Mojo два — в один можно подключить наушники, в другой что-то еще — вторую пару головных телефонов, либо кабель, ведущий к усилителю. Коаксиальный вход и аналоговые выходы реализованы на мини-джеках, так что в стационарных системах понадобятся переходники на RCA. Также к Mojo можно подключить смартфоны или планшет и выводить из них Hi-Res аудио.
Как известно, в компонентах Chord нет чипов преобразователей, все выполняется силами ПЛИС-конструктора. В данном случае верхняя частота РСМ заявлена до 32 бит / 768 кГц и DSD128. Последний будет показан одним белым цветом с DSD64, для остальных частот предусмотрена индивидуальная иллюминация. Она же и определяет уровень громкости. Двойное нажатие на оба шарика переводит устройство в линейный режим, хотя на самом деле это просто соответствие заявленному уровню выходного напряжения. У Chord традиционно оно выше 2 Вольт, так что мой совет: при подключении к стационару вместо линейного уровня (голубой цвет), лучше сделать его чуть меньше — зеленым. Остальное пускай усилитель качает, и батарея не так расходуется.
Если совсем-совсем ничего не знать из мира качественного аудио, то наушники отрабатываются на Mojo просто феноменально. Все такое плотненькое, с прекрасным контролем, и катится, и катится, как на хорошем кассетнике. Однако в моем распоряжении имеется не только Dragonfly Black, но и славный рекордер Sony PCM-D100, которому Mojo все-таки немного уступил. Звуковой почерк у Sony мне показался более породистым и изысканным. Что касается сравнения с Dragonfly Black, то Mojo, безусловно, мощнее, но по качеству нельзя сказать о разительном (во всяком случае, не пятикратном) перевесе в звуке.
Сложно, конечно, противостоять восторженному гулу рецензий, но на стационарной системе я не услышал каких-то выдающихся способностей от Chord Mojo. Критериями для сравнения я избрал звучание линейного выхода Sony PCM-D100, а также AV-ресивер Marantz AVR1403, который вполне приятно играет стерео через свои цифровые входы — коаксиал и оптику. Мой кандидат на ЦАП должен обеспечивать качество если не лучше, то как минимум на уровне упомянутых двух компонентов. Chord Mojo, увы, до этой планки не дотянул.
Вот кстати, лучше всего этого ЦАП проявляет себя с DSD-аудио. Лишний раз убеждаешься, что альбомы Beach Boys просто божественно звучат на SACD, при том, что на компакт-дисках они всегда казались мне жутким лоу-фаем. Но при переходе PCM у Mojo все становится гораздо скучнее: не хватает жидкой ртути, подвижности, какие-то звуки прячутся, а какие-то вдруг выделяются. На несбалансированных системах может вдруг сильно отяжелеть бас.
Любопытно, что фильтрация аудиопотока с дискретностью 44 кГц у Chord Mojo демонстрирует практически отвесную стену. Я знаю, как выглядит работа фазолинейного фильтра, но первый раз вижу настолько крутую характеристику спада — тот самый brick wall. Если это он, то такой режим ЦАПа обеспечивает хорошую линейность, но уступает импульсной точности фильтров с более мягким спадом АЧХ. Вариантов изменить работу фильтров не предусмотрено, хотя казалось, архитектура FPGA такую возможность позволяет предусмотреть запросто.
Ну, что сказать? В отдельных моментах Chord Mojo очень хорош, кто-то в нем вообще души не чает, но персонально мне в качестве универсального источника этот ЦАП точно не годится. Плюс чувствительная стоимость. Может быть, стоит поискать счастья среди китайских ЦАПов, у которых нет такой беспардонной наценки?
SMSL Sanksrit Pro-B: играет себе и играет
Продукция SMSL одним из первых появляется в столбце поиска недорогих ЦАПов из Китая. Помимо ограничения по цене, я указал поддержку DSD, и вот передо мной модель Pro-B, оснащенная чипом AK4490, наличием которого сегодня принято гордиться.
Усилителя для наушников здесь нет — будешь их подключать к AV-ресиверу, успокаиваю я себя. Зато имеется Bluetooth-приемник 4.0. Вообще с габаритами китайской техники всегда происходит смешная аберрация. Спереди панель оформлена как стандартный хай-файный компонент, и по фотографии кажется, что устройство займет всю стойку, особенно на этом настаивает, например, другая модель SMSL — M8. И только получив ее или Pro-B на руки, понимаешь, что речь идет об аппаратах совсем микроскопических, меньше карликов Pro-Ject.
Мелкие габариты на автономность работы SMSL не повлияли. Девайсу требуется питание 2,5 Вт, которое в штатном исполнении поставляется в виде простого импульсника. Вам что-то не нравится? На случай сомнений фирма предлагает внешний БП с нормальным трансформатором — Sanskrit LPS, практически внешне идентичный с ЦАПом. Цена на него будет в эквиваленте ста долларов, что составляет чуть менее половины стоимости собственно конвертера. Вот такой решительный апгрейд.
ЦАП оснащен современным USB-приемником CM6632A, который пропускает сигнал РСМ до 32 бит / 384 кГц и DSD. Все это прекрасно, но под мою версию Windows не оказалось драйверов. Да, я свято следую старинной американской поговорке: «Не чини, пока не сломалось». Поэтому извините, но на момент теста у меня до сих пор стояла Vista. Пришлось тащить другой ноутбук — хорошо, что на нем еще был оптический привод. Драйвера поставляются на мини компакт-диске, искать их на официальном сайте бесполезно. Нет правды и в инструкции. Например, места расположения индикаторов оптики и коаксиального входа перепутаны местами. Зато хоть имеются нормальные RCA разъемы, и не нужно городить переходники. Но главное, как же оно играет?
Ну, в целом нормальный такой ровненький саунд, без грязи. Но и без медоточивости, мелодизма. Играет себе и играет, напомнило первые издания Cambridge DAC Magic. Быстро гаснут послезвучия, набор деталей — скучновато, в общем-то. Тестировался не только USB-вход, на остальных интерфейсах наблюдалась аналогичная картина. У коаксиального подключения показалось, что сцена уже, чем по оптике, но более очерченными казались инструменты, появилась глубина. В сравнении с цифровым входом AV-ресивера Matantz 1403, звук SMSL Pro-b получился более поджатый и трескучий на ударных моментах. В целом ЦАП играет легковесно, «не от пола», и присутствие/отсутствие внешнего блока питания мало влияет на этот почерк. Так что если кто-то будет брать себе SMSL Sanksrit Pro-B, то можно обойтись без LPS.
AV-ресивер Marantz играет музыку пускай замыленней по ВЧ, но общая подача фонограммы выглядит более естественной и объемной. Выводить DSD на SMSL плеер Foobar почему-то не захотел. Наверное, следовало бы еще поискать третий ноутбук и другой плеер, и попробовать Bluetooth, но здесь я потерял интерес к дальнейшей возне с продукцией SMSL.
Roland UA-M10: профессиональное недоразумение
Следующим этапом я решил обратиться к конвертерам из профессиональной области. Хоть здесь, думал я, все будет по-честному. Никаких хай-эндных наценок и китайских пыток. Фирма Roland веников не вяжет — классические драм-машины, синты и секвенсоры не дадут схалтурить.
Внешняя звуковая карта Roland UA-M10 использует чип AK4414EQ, питается по USB-шине, занимает мало места и даже обещает некий таинственный 1-битовый, т.е. DSD-режим для РСМ-потока. Интригует! Выходные усилительные буферы построены на паре Texas Instruments TPA6120A2 с хорошей репутацией в мире портативного аудио. Указана поддержка аудио не до 384 кГц, а до 352,8 кГц, а DSD128 будет интерполироваться до DSD64. Вероятно, клок настроен на частоты, кратные 44 кГц. Ок, мне хватит и этого, лишь бы брякало по-человечески.
Roland UA-M10 оставляет впечатление добротно исполненной вещицы. Алюминиевый корпус со скругленными краями, в оформлении радует сочетание матовых и глянцевых элементов, на торцах устройства находятся micro-USB вход и два наушниковых выхода на мини-джеках, один из которых совмещен с линейным. Уровень сигнала регулируется на самом ЦАПе двумя клавишами, а его интенсивность определяется по полоске цветной светодиодной подсветки.
Прелестно, вот уже второй аппарат, который не ведает о существовании Windows Vista, поэтому для завершения эксперимента приходится опять чапать за другим ноутбуком. При установке драйвера на 64-битной «семерке» система вдруг потребовала цифровую подпись драйвера. Затруднение разрешилось через поиск и установку определенного пакета обновления Windows. Наконец-то!
После окончательной инсталляции в панели Windows появляется маленькое меню UA-M10, в котором можно выбрать 4 уровня усиления сигнала. Максимальная установка (0 дБ) превышает 2 вольта, а та, что на ступеньку ниже (-6 дБ), наоборот, не дотягивает до стандартного значения, но лучше использовать ее. Переключение на обработку DSD-потока не происходит автоматически: для этого в том же меню следует поставить галочку на значке 1-bit. Если оставить ее на PCM-потоке, то запустится обещанная фирменная технология S1LKi перевода в DSD-режим с помощью DSP-процессора.
В итоге вышло что-то вроде «гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить». Никакого удовольствия, что с S1LKi, что без. Абсолютно неинтересный формальный звук, а на наушниках еще и грязноватый. Начинаю с теплотой вспоминать Chord Mojo. Несмотря на мою критику, наверное, переход на него после вот таких немудрящих USB-интерфейсов и вызывает столько восторгов. Или, может быть, я слишком капризничаю со своими Sony и Marantz? Попробуем послушать более традиционный домашний продукт.
AMI Music DS5: хочу звучать как «винил»
Японская продукция бренда AMI Music упоминается у нас редко. Меня устройство заинтересовало своей нераскрученностью, поддержкой DSD, да и вполне адекватной ценой (до тысячи долларов еще далеко, но уже и не три копейки).
Аккуратный нейтральный дизайн, закругленные панели, цепочка сигнальных диодов белого, а не синего цвета — все это настраивает на доброжелательный лад. Внутри DS5 работает чип-старичок Cirrus-Logic CS4398, а USB-конвертером является очень даже толковый Amanero Combo384. Теоретически это позволяет принимать сигнал выше 192 кГц, но спецификации ориентируются на предел возможностей ЦАПа и выше не лезут.
Наушники в DS5 усиливаются знакомым нам уже усилителями Texas Instruments TPA6120A2. Примечательно, что подключение к ним не разрывает цепь линейного выхода, который можно сделать регулируемым как цифровым, так и аналоговым способом. В комплекте AMI Music даже приложен специальный USB-кабель Clicktronic немецкого производства, драйвер устанавливается без проблем. Ну вот, хорошие новости…
Запускаю воспроизведение и понимаю, что это опять, как говорят англичане, «не моя чашка чаю». Высокие частоты на всех предыдущих устройствах казались мне слишком едкими. Это действительно проблема многих современных источников, и Sabre в частности. AMI Music, видимо, решил ориентироваться на определенный архетип «винилового саунда», поэтому здесь ВЧ проработаны мягче и даже слабее, чем на моих Marantz и Sony. Наушники Audio-Technica ESW-10 тоже, по-видимому, оказались капризной нагрузкой для усилителей Texas Instruments TPA6120A2. Звуку не хватает легкости и прозрачности, я ведь знаю, как они могут играть. И что же делать? Вспомним поговорку «от Marantz Marantz не ищут» и возьмем одноименный ЦАП — единственную модель в линейке компании, которая так и называется HD-DAC1.
Marantz HD-DAC1: округлый почерк, но не всегда
Если обзор я начинал с лилипутов и черепашек, то сейчас перед нами полноценный Hi-Fi представитель с деревянными боковинками в лаке. Вид у HD-DAC1 очень нарядный и респектабельный, особенно в цвете «шампань». Меня же очень заинтересовали слова разработчиков из Marantz о том, что они особое внимание уделили воспроизведению DSD. Работает здесь тот же старец Cirrus-Logic CS4398, но, кстати, это едва ли не единственный чип, в котором имеется возможность преобразовывать DSD напрямую, без дополнительной дельта-модуляции, которую применяют все остальные, даже самые современные конверторы.
Поддержка форматов повторяет спецификацию AMI DS5; радует, что Marantz применяют два клока кратных частот дискретизации на 44 и 48 кГц. Смена входа или частоты сопровождается строгим релейным щелчком. Данные отражаются на FL-дисплее. Оптических входов здесь два, плюс имеется аналоговый вход, превращающий ЦАП в аналоговый предусилитель, правда, он выполнен на мини-джеке. Вероятно, разработчики подразумевали какой-то смартфон. Если что, на передней панели имеется дополнительный USB-вход, к которому можно подключать источники iOS по цифре. Выходы у Marantz представлены двумя парами RCA — с фиксированным и регулируемым уровнями. Пульт дистанционного управления в комплекте. Теперь даже можно смело строить полноценную систему с усилителем мощности.
И снова я не на 100% доволен звуком… Что ж такое-то, а? К DSD нет претензий, все прекрасно. Но вообще я обратил внимание, что если в аппаратной цепи не имела место переконвертация PCM-DSD, то все будет хорошо. Приятный округлый почерк SACD никуда не денется — с дельта-модуляцией в ЦАПе или без. И здесь Marantz HD-DAC1 прозвучал сопоставимо с моим рекордером Sony PCM-D100, который умеет воспроизводить поток DSD64. А вот PCM на ЦАПе понравились меньше —чувствовалась некоторая интенсивность и даже сухость на высоких частотах. С наушниками то же самое, плюс неповоротливость, медлительность саунда на Audio-Technica. Если занести и поставить Marantz HD-DAC1 кому-то с нуля, человек, наверное, влюбится в эту машину до последнего медного винтика. Но я, увы, слишком избалован разной техникой, чтобы подбросить чепчик вверх.
Выводы
Итак, в этом забеге не оказалось победителей и приходится вернуться к началу — собственно Audioquest Dragonfly, маленькому USB-ЦАПу, роль которого я захотел сделать подлинно универсальной. Исполнить это в области до тысячи долларов и не забыть про DSD, выяснилось не такой уж простой задачей. Задирать ценовую планку выше и выше в High-End, означает пересмотр своих отношений с основным ЦАПом, который совершенно не хочется тревожить. Потратиться в итоге на пару дорогих компонентов в обмен на свободу от возни с коммутацией? Как-то выглядит странно. Тем более что по отдельности интересных источников звука дома выше крыши. Тот же рекордер Sony прекрасно играет DSD, но имея обычные цифровые входы, он не может быть внешним USB-аудиоустройством! Получается какая-то гоголевская «женитьба»: если бы воспроизведение DSD Никанора Ивановича да приставить к USB-разъему Ивана Кузьмича…
Впрочем, вся эта логистика коммутации — сугубо моя частная персональная история, которая стала предлогом этого обзора. Самые конкретные читатели догадались, что музыку можно прекрасно слушать через HDMI, если вы доверяете своему AV-ресиверу. Другим плевать на хайрезы или DSD, из-за которого я был вынужден исключить из теста достаточно перспективные ЦАПы Schiit.
Пожалуй, в моем случае нужен USB-ЦАП, который умел бы чисто декодировать DSD и мог отправлять РСМ на более солидный конвертер через свой цифровой выход. Я еще пощипаю в этом направлении, а вы пока перечитайте обзор. В нем были заявлены разные по деньгам приборы, возможно, информация по ним покажется полезной.