Эти весьма внушительные по размерам напольники — старшая модель в линейке Focal Aria 900. Серию представили несколько лет назад и в прошлом у нас побывала модель помладше Focal Aria 936. С акустикой Focal еще много лет назад у меня сложились теплые отношения. Однако в последнее время я тестировал флагманские High-End-системы этой французской фирмы, тогда как Aria — это ступень от рядового Hi-Fi к более серьезному звуку.

Непараллельность

Первые впечатления от акустики позитивные. Изготовлено все аккуратно, внешность далека от «простого ящика». По форме и сути это классические напольники, какими мы их привыкли видеть. Корпус изготовлен из МДФ высокой плотности, а по имеющимся характеристикам толщина МДФ местами доходит до одного дюйма. Хотя понятно, что не все элементы корпуса имеют такую толщину.

Система на которой тестировалась акустика Focal Aria 948

Боковые стенки, если присмотреться, не параллельны друг другу — корпуса чуть сужаются к задней стенке. Боковые поверхности могут быть отделаны черным или белым (как в нашем случае) рояльным лаком или пленкой под орех. Качество лака очень приличное.

Сверху Focal Aria 948 отделана закаленным стеклом

Передняя и задняя поверхности корпусов отделаны кожей. В документации к акустике подробности не указаны, материал назван именно кожей, а понять по внешнему виду — натуральная она или искусственная я не смог. Впрочем, это не столь важно, выглядит он красиво, а для звука должен сыграть позитивную роль, особенно на передней панели корпуса.

Объемные защитные грили у Focal Aria 948 закрывают всю переднюю поверхность. Держатся грили на магнитных креплениях

Верхняя часть корпуса прикрыта закаленным черным стеклом с логотипом Focal. Нижнее основание изготовлено из алюминия и отделано чем-то похожим на черную порошковую краску — поверхность получилась шершавая, фактурная.

Опора и ключ

На конструкции основания есть смысл остановиться подробнее. Первая особенность — система ножек-опор и шипов. В базовом положении шипы выкручены, и тогда основание опирается на закрепленные на нем резиновые ножки-опоры. Но если шипы вкрутить, они проходят через отверстия в ножках насквозь, и акустика уже опирается не на резиновые ножки, которые в таком случае просто повисают в воздухе, а на массивные шипы.

Металлическое основание Focal Aria 948 и регулируемая при помощи ключа-шестигранника ножка-опора

Регулировка у шипов осуществляется сверху — процесс вполне удобный. Специальный «ключ» для регулировки шипов прячется потом в защелку, расположенную снизу, с внутренней стороны одного из защитных грилей. Замечу, что под шипы желательны какие-либо подставки, однако в комплекте их нет.

Вторая особенность подставок акустики — пространство между корпусом и нижней основой. И это вполне логично, так как на нижнюю поверхность корпуса выведен второй фазоинвертор. Сам по себе фазоинвертор, направленный в основание, не редкость, но в нашем случае все несколько сложнее.

Основание и направленный в него нижний порт фазоинвертора

У напольных моделей акустики в линейке Focal Aria в конструкции используется по нескольку фазоинверторов. У модели помладше их три, а у Aria 948 — два, один на нижней поверхности корпуса, а второй на передней части. По описанию, цель такой конструкции в том, чтобы обеспечить одновременно глубокий и быстрый бас.

Льняные волокна

Focal сама делает динамики для своих АС, поэтому конструкция и материалы могут быть необычными — многолетние наработки и собственная производственная база расширяют возможности для реализации идей на практике.

Внешнее оформление твитера Focal Aria 948. Если защитный гриль снят, то твитер оказывается весьма уязвимым

Твитер, традиционно для Focal, купольный, но вогнутый. Такую форму разработчики используют не первый год и в разные времена для купола применялись разные материалы. Сейчас у старших линеек акустики это бериллий, а у линейки Aria купол сделан из алюминиево-магниевого сплава. Конструкция дополнена демпфирующим материалом Poron и не глубоким, но отчетливо видимым рупороподобным волноводом. Отмечу, что если грили сняты, твитер открыт и его ничто не защищает.

Среднечастотный динамик с диффузором, изготовленным из стекловолокна и льняных волокон

Среднечастотники и низкочастотники оснащены фирменными диффузорами — мембраны толщиной около полумиллиметра сделаны из слоя льняных волокон, проклеенного с обеих сторон тончайшей стеклотканью. Производитель дает следующие цифры по соотношению: 0,4 мм хлопкового волокна и два слоя по 0,04 мм стекловолокна. В целом, если осмотреть и ощупать диффузоры, становится понятно, что конструкция и правда очень тонкая, легкая, но вместе с тем жесткая.

Включение

Акустика позволяет только двухкабельное подключение. На мой взгляд, это — оптимальный вариант. Внешне клеммы невзрачные за счет обрезиненных ручек, но в использовании удобные, особенно если подключать кабели с лопатками. Конструкция же позволяет использовать и лопатки, и «бананы» или «перья», и неразделанный или просто обжатый гильзами кабель.

Производитель рекомендует для этой акустики площадь помещения от 30 квадратных метров. Расстановку лучше пробовать на месте, в моем случае небольшой разворот оказался предпочтительней параллельной позиции.

Тестовая система состояла из интегрированного усилителя Denon PMA-2500NE, CD/SACD проигрывателя Denon DCD-2500NE и кабельной обвязки Inakustik серии Referenz. С одной стороны, я пожалел о невозможности использовать комплект Audionet, с которым тестировал линейку Focal Sopra, и для этого теста, но с другой стороны — слишком значимым получился бы ценовой и классовый перекос между компонентами и акустикой. Конечно, в процессе теста нужно делать поправку на особенности источника и усиления, но в данном конкретном случае они — величина известная, так что определиться со свойствами акустики не составит особого труда.

Звук: голосистый и породистый

Первая запись для этого теста — альбом Jacintha «Here's To Ben». Звук объемный, насыщенный, бархатный, но в то же время воздушный и быстрый. Без труда можно заметить некоторую яркость и теплоту, звук светлый и явно эмоционально-насыщенный. Но все это очень хорошо оттеняется подвижностью, легкостью — несмотря на объем и масштаб, звук не пытается превратиться в тяжеловесную малоподвижную стену.

Клеммы для подключения акустических проводов. Конструкция Focal Aria 948 подразумевает только двухкабельное подключение

Грубости в звуке тоже не наблюдается, как, впрочем, и явной резкости. Подача слитная, музыкальная, с упором на эмоции и открытость. Сцена строится правильная, с хорошей шириной и только чуть меньшей, чем хотелось бы, глубиной. Ощущение воздушности и объема присутствует в должной мере, а может быть, и даже чуть больше.

Инструментальные и вокальные партии пропорциональны, хотя на примере этой записи можно заметить, что вокал немного подчеркнут. Тут не приходится удивляться, имея представление именно о французской музыкальной культуре. Да и сама компания Focal не раз отмечала, что отношение к воспроизведению вокала у них особенное. Похожий почерк я встречал в разных системах и с современной, и с винтажной техникой. По моим наблюдениям, он хорошо приживается у владельцев, в фонотеках которых много разных вокальных произведений. Пожалуй, даже при наличии некоторой окраски и специфики звучания эти качества можно поставить акустике в плюс.

Передняя и задняя панели корпуса Focal Aria 948 отделаны кожей

Следующая запись — Arnett Cobb, Guy Lafitte «The Defenitive Black&Blue Sessions». Звучание живое, воздушное, насыщенное. По ощущениям есть некоторое смягчение верхнего баса и нижней середины. Хотя в целом бас многогранный, а явную его глубину и предельную скорость по этой записи определять сложно. Верхние частоты прозрачные, умеренно яркие, но без синтетики и явной жесткости. Середина одновременно бархатная и прозрачная.

Детальность достаточно высокая и динамика неплоха, но в звуке в целом нет подчеркнутого акцента на детальность и явную аналитичность подачи. Наоборот, преобладают неутомительная эмоциональность, слитность, певучесть и музыкальность. И хотя лично я привык к другой подаче, не могу не отметить способность этой акустики вызывать интерес, увлеченность, погружать слушателя в эмоции музыки. И что еще существеннее — делать это крайне ненавязчиво.

Твитер Focal Aria 948 и отделка передней панели

Еще альбом — Nils Landgren «‎Sentimental Journey». По ощущению запись воспроизводится чуть ярче и экспрессивнее, чем обычно. Присутствует, но не слишком заметна, некоторая нордическая прохлада, сочетающаяся с тонким романтизмом. Вокальные партии хорошо очерчены и прорисованы. Вокал не акцентирован, но тем не менее характерно выразителен для этих колонок. В целом детальность и динамика на приличном уровне, не оставляет ощущение ровного, слитного звука. В нюансах и послезвучиях иногда просматривается некоторая «второстепенность», сглаженность. Но это свойство выражено очень слабо, и я бы скорее отнес его к специфике сочетания тестового тракта с акустикой, нежели только к акустике как таковой. При определенной сглаженности в нюансах звук полновесный, легкий, объемный и подвижный, что в сочетании с прочими качествами создает весьма увлекательную музыкальную картинку.

Звук: мягкий и беззлобный

Звучание первого альбома Queen мне откровенно понравилось. Изначально суховатая, зажатая и грязноватая запись отыгралась интереснее, чем я ожидал. Хорошая детальность и воздушность здесь явно в плюс, отчетливое выделение из общей «каши» вокальных партий — несомненно, тоже не лишнее. И края диапазона записи не воспринимались настолько зажатыми и заваленными, как это часто бывает. Также в плюс то, что при хорошей разборчивости и даже при наличии яркости и акцентированности на эмоциях не было ощущения перебора по верхам или крикливой резкости.

Дальше интересно было попробовать что-то новее (по времени записи и издания) и «позлее». Выбрал альбом Katatonia «Viva Emptiness». Быстро, достаточно детально, воздух и объем неплохи. Бас не столь глубокий и массивный как я ожидал, но есть скорость и подвижность. Единственное, чего явно не вышло, — «злого» звука. Это довольно сложно описывать в тексте, но другого определения я придумать не могу. И совершенно нет ощущения «маршевого солдафонства». Вообще нет, даже в виде намека.

Запись Первой симфонии Малера я поставил на диске SACD, благо что проигрыватель позволяет. Звук получился подробным, объемным и воздушным, с неплохой передачей и собственно музыки, и ощущения объема зала. Но окраска показалась уже неуместной, а звучание слишком мягким и слитным, что заметно на примере того, как воспринимаются отдельные инструменты и оркестр в целом. Хотелось бы большей точности и разборчивости.

Крепления динамиков прикрыты декоративными кольцами

По ощущениям выходит так, что окраска-то и не сильно выражена, и равномерно распределена практически по всему диапазону, но то, что в одном случае воспринимается, как характер и почерк, в других условиях уже может оказаться недостатком. Хотя тут многое зависит от слушателя — даже в плане записей классической музыки мне встречались издания изначально исполненные, записанные и сведенные более вычурно, чем все то, что в данном случае привнес тракт, но эти записи, несомненно, кому-то нравились и нравятся.

И последняя запись в рамках этого теста — Glenn Gould «J.S.Bach, The French Suites». Объемное и наполненное звучание, вполне живое и эмоциональное, но мне не хватило и стройности, и точной передачи тонких нюансов, оттенков исполнения. Хотя если не пытаться вслушиваться в детали, то как раз манера исполнения Гленна Гульда оказывается хорошо слышимой и легко опознаваемой.

Выводы

Focal Aria 948 — крупная акустика для не самых маленьких помещений. Она эмоциональная и с характером. Она явно располагает к долгим и неутомительным прослушиваниям самых разных жанров. Не стоит ждать от Focal Aria 948 мониторной точности или той детальности, которую можно услышать у колонок из серий Sopra и Utopia. Но наверняка можно рассчитывать на живой и нескучный звук (между прочим, сейчас это качество встретишь не так часто).

Отмечу, что к выбору усилителя нужно отнестись серьезно. Сочетаний много, но я советую остерегаться моделей, которые подчеркивает и украшают звук или делают его жестким.

Однако прежде всего следует сопоставить характер звука этих систем с личными предпочтениями и взглядами. Если они совпадают, вероятно знакомство окажется долгим.

Музыкальный материал

1. Arnett Cobb, Guy Lafitte — The Defenitive Black&Blue Sessions / Black&Blue BB 958.2 / Stereo CD

2. Glenn Gould — J.S.Bach — The French Suites / Columbia — Sony Music SMK87764 / Stereo CD

3. Jacintha — Here's To Ben — A Vocal Tribute To Ben Webster / FIM XRCD 020 / Stereo XRCD

4. Katatonia — Viva Emptiness / Peaceville CDVILED103 / Stereo CD

5. Mahler — Symphonie №1 — Klaus Tennstedt, Chicago Symphony Orchestra / EMI — Esoteric ESSE90068 / Stereo SACD

6. Nils Landgren ‎– Sentimental Journey / ACT 9409-2 / Stereo CD

7. Queen — Queen / Parlophone ‎– CDPCSD 139 / Stereo CD

Focal Aria 948

209 900 руб (отделка Black High Gloss и White High Gloss) и 189 900 руб (отделка Noyer).

Частотный диапазон: 37—28 000 Гц

Нижняя граница диапазона (-6дБ): 31 Гц

Количество полос: 3

Частота раздела кроссовера: 280/2600 Гц

ВЧ-динамик: 25 мм, Al/Mg TNF

СЧ-динамик: 165 мм, Flax

НЧ-динамик: 2х210 мм, Flax

Акустическое оформление: фазоинвертор

Чувствительность: 92,5 дБ

Импеданс (номинальный/минимальный): 8/2.5 Ом

Номинальная мощность: 50-350 Вт

Габариты (ВхШхГ): 1150х371х420 мм

Вес: 35 кг