Эти весьма внушительные по размерам напольники — старшая модель в линейке Focal Aria 900. Серию представили несколько лет назад и в прошлом у нас побывала модель помладше Focal Aria 936. С акустикой Focal еще много лет назад у меня сложились теплые отношения. Однако в последнее время я тестировал флагманские High-End-системы этой французской фирмы, тогда как Aria — это ступень от рядового Hi-Fi к более серьезному звуку.
Непараллельность
Первые впечатления от акустики позитивные. Изготовлено все аккуратно, внешность далека от «простого ящика». По форме и сути это классические напольники, какими мы их привыкли видеть. Корпус изготовлен из МДФ высокой плотности, а по имеющимся характеристикам толщина МДФ местами доходит до одного дюйма. Хотя понятно, что не все элементы корпуса имеют такую толщину.
Боковые стенки, если присмотреться, не параллельны друг другу — корпуса чуть сужаются к задней стенке. Боковые поверхности могут быть отделаны черным или белым (как в нашем случае) рояльным лаком или пленкой под орех. Качество лака очень приличное.
Передняя и задняя поверхности корпусов отделаны кожей. В документации к акустике подробности не указаны, материал назван именно кожей, а понять по внешнему виду — натуральная она или искусственная я не смог. Впрочем, это не столь важно, выглядит он красиво, а для звука должен сыграть позитивную роль, особенно на передней панели корпуса.
Верхняя часть корпуса прикрыта закаленным черным стеклом с логотипом Focal. Нижнее основание изготовлено из алюминия и отделано чем-то похожим на черную порошковую краску — поверхность получилась шершавая, фактурная.
Опора и ключ
На конструкции основания есть смысл остановиться подробнее. Первая особенность — система ножек-опор и шипов. В базовом положении шипы выкручены, и тогда основание опирается на закрепленные на нем резиновые ножки-опоры. Но если шипы вкрутить, они проходят через отверстия в ножках насквозь, и акустика уже опирается не на резиновые ножки, которые в таком случае просто повисают в воздухе, а на массивные шипы.
Регулировка у шипов осуществляется сверху — процесс вполне удобный. Специальный «ключ» для регулировки шипов прячется потом в защелку, расположенную снизу, с внутренней стороны одного из защитных грилей. Замечу, что под шипы желательны какие-либо подставки, однако в комплекте их нет.
Вторая особенность подставок акустики — пространство между корпусом и нижней основой. И это вполне логично, так как на нижнюю поверхность корпуса выведен второй фазоинвертор. Сам по себе фазоинвертор, направленный в основание, не редкость, но в нашем случае все несколько сложнее.
У напольных моделей акустики в линейке Focal Aria в конструкции используется по нескольку фазоинверторов. У модели помладше их три, а у Aria 948 — два, один на нижней поверхности корпуса, а второй на передней части. По описанию, цель такой конструкции в том, чтобы обеспечить одновременно глубокий и быстрый бас.
Льняные волокна
Focal сама делает динамики для своих АС, поэтому конструкция и материалы могут быть необычными — многолетние наработки и собственная производственная база расширяют возможности для реализации идей на практике.
Твитер, традиционно для Focal, купольный, но вогнутый. Такую форму разработчики используют не первый год и в разные времена для купола применялись разные материалы. Сейчас у старших линеек акустики это бериллий, а у линейки Aria купол сделан из алюминиево-магниевого сплава. Конструкция дополнена демпфирующим материалом Poron и не глубоким, но отчетливо видимым рупороподобным волноводом. Отмечу, что если грили сняты, твитер открыт и его ничто не защищает.
Среднечастотники и низкочастотники оснащены фирменными диффузорами — мембраны толщиной около полумиллиметра сделаны из слоя льняных волокон, проклеенного с обеих сторон тончайшей стеклотканью. Производитель дает следующие цифры по соотношению: 0,4 мм хлопкового волокна и два слоя по 0,04 мм стекловолокна. В целом, если осмотреть и ощупать диффузоры, становится понятно, что конструкция и правда очень тонкая, легкая, но вместе с тем жесткая.
Включение
Акустика позволяет только двухкабельное подключение. На мой взгляд, это — оптимальный вариант. Внешне клеммы невзрачные за счет обрезиненных ручек, но в использовании удобные, особенно если подключать кабели с лопатками. Конструкция же позволяет использовать и лопатки, и «бананы» или «перья», и неразделанный или просто обжатый гильзами кабель.
Производитель рекомендует для этой акустики площадь помещения от 30 квадратных метров. Расстановку лучше пробовать на месте, в моем случае небольшой разворот оказался предпочтительней параллельной позиции.
Тестовая система состояла из интегрированного усилителя Denon PMA-2500NE, CD/SACD проигрывателя Denon DCD-2500NE и кабельной обвязки Inakustik серии Referenz. С одной стороны, я пожалел о невозможности использовать комплект Audionet, с которым тестировал линейку Focal Sopra, и для этого теста, но с другой стороны — слишком значимым получился бы ценовой и классовый перекос между компонентами и акустикой. Конечно, в процессе теста нужно делать поправку на особенности источника и усиления, но в данном конкретном случае они — величина известная, так что определиться со свойствами акустики не составит особого труда.
Звук: голосистый и породистый
Первая запись для этого теста — альбом Jacintha «Here's To Ben». Звук объемный, насыщенный, бархатный, но в то же время воздушный и быстрый. Без труда можно заметить некоторую яркость и теплоту, звук светлый и явно эмоционально-насыщенный. Но все это очень хорошо оттеняется подвижностью, легкостью — несмотря на объем и масштаб, звук не пытается превратиться в тяжеловесную малоподвижную стену.
Грубости в звуке тоже не наблюдается, как, впрочем, и явной резкости. Подача слитная, музыкальная, с упором на эмоции и открытость. Сцена строится правильная, с хорошей шириной и только чуть меньшей, чем хотелось бы, глубиной. Ощущение воздушности и объема присутствует в должной мере, а может быть, и даже чуть больше.
Инструментальные и вокальные партии пропорциональны, хотя на примере этой записи можно заметить, что вокал немного подчеркнут. Тут не приходится удивляться, имея представление именно о французской музыкальной культуре. Да и сама компания Focal не раз отмечала, что отношение к воспроизведению вокала у них особенное. Похожий почерк я встречал в разных системах и с современной, и с винтажной техникой. По моим наблюдениям, он хорошо приживается у владельцев, в фонотеках которых много разных вокальных произведений. Пожалуй, даже при наличии некоторой окраски и специфики звучания эти качества можно поставить акустике в плюс.
Следующая запись — Arnett Cobb, Guy Lafitte «The Defenitive Black&Blue Sessions». Звучание живое, воздушное, насыщенное. По ощущениям есть некоторое смягчение верхнего баса и нижней середины. Хотя в целом бас многогранный, а явную его глубину и предельную скорость по этой записи определять сложно. Верхние частоты прозрачные, умеренно яркие, но без синтетики и явной жесткости. Середина одновременно бархатная и прозрачная.
Детальность достаточно высокая и динамика неплоха, но в звуке в целом нет подчеркнутого акцента на детальность и явную аналитичность подачи. Наоборот, преобладают неутомительная эмоциональность, слитность, певучесть и музыкальность. И хотя лично я привык к другой подаче, не могу не отметить способность этой акустики вызывать интерес, увлеченность, погружать слушателя в эмоции музыки. И что еще существеннее — делать это крайне ненавязчиво.
Еще альбом — Nils Landgren «Sentimental Journey». По ощущению запись воспроизводится чуть ярче и экспрессивнее, чем обычно. Присутствует, но не слишком заметна, некоторая нордическая прохлада, сочетающаяся с тонким романтизмом. Вокальные партии хорошо очерчены и прорисованы. Вокал не акцентирован, но тем не менее характерно выразителен для этих колонок. В целом детальность и динамика на приличном уровне, не оставляет ощущение ровного, слитного звука. В нюансах и послезвучиях иногда просматривается некоторая «второстепенность», сглаженность. Но это свойство выражено очень слабо, и я бы скорее отнес его к специфике сочетания тестового тракта с акустикой, нежели только к акустике как таковой. При определенной сглаженности в нюансах звук полновесный, легкий, объемный и подвижный, что в сочетании с прочими качествами создает весьма увлекательную музыкальную картинку.
Звук: мягкий и беззлобный
Звучание первого альбома Queen мне откровенно понравилось. Изначально суховатая, зажатая и грязноватая запись отыгралась интереснее, чем я ожидал. Хорошая детальность и воздушность здесь явно в плюс, отчетливое выделение из общей «каши» вокальных партий — несомненно, тоже не лишнее. И края диапазона записи не воспринимались настолько зажатыми и заваленными, как это часто бывает. Также в плюс то, что при хорошей разборчивости и даже при наличии яркости и акцентированности на эмоциях не было ощущения перебора по верхам или крикливой резкости.
Дальше интересно было попробовать что-то новее (по времени записи и издания) и «позлее». Выбрал альбом Katatonia «Viva Emptiness». Быстро, достаточно детально, воздух и объем неплохи. Бас не столь глубокий и массивный как я ожидал, но есть скорость и подвижность. Единственное, чего явно не вышло, — «злого» звука. Это довольно сложно описывать в тексте, но другого определения я придумать не могу. И совершенно нет ощущения «маршевого солдафонства». Вообще нет, даже в виде намека.
Запись Первой симфонии Малера я поставил на диске SACD, благо что проигрыватель позволяет. Звук получился подробным, объемным и воздушным, с неплохой передачей и собственно музыки, и ощущения объема зала. Но окраска показалась уже неуместной, а звучание слишком мягким и слитным, что заметно на примере того, как воспринимаются отдельные инструменты и оркестр в целом. Хотелось бы большей точности и разборчивости.
По ощущениям выходит так, что окраска-то и не сильно выражена, и равномерно распределена практически по всему диапазону, но то, что в одном случае воспринимается, как характер и почерк, в других условиях уже может оказаться недостатком. Хотя тут многое зависит от слушателя — даже в плане записей классической музыки мне встречались издания изначально исполненные, записанные и сведенные более вычурно, чем все то, что в данном случае привнес тракт, но эти записи, несомненно, кому-то нравились и нравятся.
И последняя запись в рамках этого теста — Glenn Gould «J.S.Bach, The French Suites». Объемное и наполненное звучание, вполне живое и эмоциональное, но мне не хватило и стройности, и точной передачи тонких нюансов, оттенков исполнения. Хотя если не пытаться вслушиваться в детали, то как раз манера исполнения Гленна Гульда оказывается хорошо слышимой и легко опознаваемой.
Выводы
Focal Aria 948 — крупная акустика для не самых маленьких помещений. Она эмоциональная и с характером. Она явно располагает к долгим и неутомительным прослушиваниям самых разных жанров. Не стоит ждать от Focal Aria 948 мониторной точности или той детальности, которую можно услышать у колонок из серий Sopra и Utopia. Но наверняка можно рассчитывать на живой и нескучный звук (между прочим, сейчас это качество встретишь не так часто).
Отмечу, что к выбору усилителя нужно отнестись серьезно. Сочетаний много, но я советую остерегаться моделей, которые подчеркивает и украшают звук или делают его жестким.
Однако прежде всего следует сопоставить характер звука этих систем с личными предпочтениями и взглядами. Если они совпадают, вероятно знакомство окажется долгим.
Музыкальный материал
1. Arnett Cobb, Guy Lafitte — The Defenitive Black&Blue Sessions / Black&Blue BB 958.2 / Stereo CD
2. Glenn Gould — J.S.Bach — The French Suites / Columbia — Sony Music SMK87764 / Stereo CD
3. Jacintha — Here's To Ben — A Vocal Tribute To Ben Webster / FIM XRCD 020 / Stereo XRCD
4. Katatonia — Viva Emptiness / Peaceville CDVILED103 / Stereo CD
5. Mahler — Symphonie №1 — Klaus Tennstedt, Chicago Symphony Orchestra / EMI — Esoteric ESSE90068 / Stereo SACD
6. Nils Landgren – Sentimental Journey / ACT 9409-2 / Stereo CD
7. Queen — Queen / Parlophone – CDPCSD 139 / Stereo CD
209 900 руб (отделка Black High Gloss и White High Gloss) и 189 900 руб (отделка Noyer).
Частотный диапазон: 37—28 000 Гц
Нижняя граница диапазона (-6дБ): 31 Гц
Количество полос: 3
Частота раздела кроссовера: 280/2600 Гц
ВЧ-динамик: 25 мм, Al/Mg TNF
СЧ-динамик: 165 мм, Flax
НЧ-динамик: 2х210 мм, Flax
Акустическое оформление: фазоинвертор
Чувствительность: 92,5 дБ
Импеданс (номинальный/минимальный): 8/2.5 Ом
Номинальная мощность: 50-350 Вт
Габариты (ВхШхГ): 1150х371х420 мм
Вес: 35 кг