К началу 90-х годов однобитный способ конвертации аудио все чаще применялся в целом спектре аудиотехники. Bitstream-чипы стоили как семечки, но все-таки требовалось что-то эксклюзивное, чтобы можно было с чистой совестью ставить в топовый класс аппаратуры вместо мультибитных преобразователей.
Новый ЦАП TDA1547 появился в 1991 году и со своим рекордно низким уровнем искажений был предназначен для установки в технику высшего класса. Но сам по себе TDA1547 вообще работать не умел! Фактически это был просто финальный модулятор с разрядностью один бит на вход. Philips, который с битстримами хвастал решением «все в одном», теперь опять решил отводить под каждый процесс свою микросхему. Система конвертации, получившая обозначение DAC7, помимо TDA1547, содержала в себе еще два чипа.
Напомним, чтобы Bitstream сумел декодировать сигнал РСМ, его нужно перевести из текущей импульсно-кодовой в модуляцию плотности импульсов PDM. Этим в цепи DAC7 занимался чип с маркировкой SAA7350 и уже умевший принимать сигнал с разрядностью до 20 бит. Собственно, SAA7350 был вполне себе самодостаточным битстрим-ЦАПом, который уже применялся в ряде CD-проигрывателей. Он умел всё делать сам. Но в данном случае SAA7350 рылом не вышел и занимался лишь утилитарным процессом опрокидывания PCM в PDM и присыпкой псевдослучайного шума (нойзшейпинг) третьего порядка для уменьшения ошибок квантования.
Третьим элементом был цифровой фильтр SM5840AP с 8-кратным оверсемплингом, изготовленный японской компанией Nippon Precision Circuits, тесно сотрудничающей с Philips. Японцы же, кстати, не только взяли на себя производство серии TDA, но и активно снабжали собственными 1-битными ЦАПами недорогие проигрыватели Marantz: вот те самые модели вроде CD63, которую потом решил облагородить Кен Ишивата.
Все вместе: SM5840AP-> SAA7350-> TDA1547 представляли собой чипсет DAC7 – причем микросхемы работали именно в такой последовательности, а не как обычно пишут, почему-то начиная с TDA1547.
Связка DAC7 ставилась во множество солидной аудиотехники – верхние Marantz и Philips LHH, High-End-экзотика вроде Museatex Bidat и профессиональные конвертеры Prism Sound Dream DA-1 и DA-2. В 1993 году Philips предложила в пару к TDA1547 собственный фильтр TDA1307, но он использовался лишь в ограниченном круге техники. Так что мы сегодня рассмотрим классическую связку DAC7 на примере модели Philips CD950.
Серый стилек топового проигрывателя Philips может кому-то показаться опрятной нищетой, хотя определенно в этом что-то есть. Таковой была вся 900-я серия голландских зодчих: от усилителя до DCC-рекордера. О стилях можно дискутировать, но определенно мало кто будет рад, если аудиотехника становится похожей на оргтехнику и весит всего четыре килограмма, как CD950.
Пластиковая панель, скупая россыпь элементов управления. Уровень громкости и яркость дисплея с матричными символами можно регулировать только с модного пульта. А все музыкальные календари остались в 80-х, вместе с 880-м проигрывателем.
Матовое шершавое покрытие на крышке и лотке не очень практично для появления пятен. Сама крышка плотно фиксируется не только по бокам, но и на тыловой панели, обеспечивая практически герметичную посадку. Но винтики уже не медные, как бывало у 880-го. За этими украшениями теперь нужно обращаться в Marantz.
Зато с однобитными ЦАПами и новой сервосистемой уже не нужно буравить дырки для вентиляции и ловли пыли. Благодаря этому CD950 внутри выглядит так, будто плеер выпустили с конвейера вчера, а не почти тридцать лет назад.
В Philips CD950 установлена большая плата рептилоидного цвета, которая производит в целом весьма опрятное впечатление. Но больше никаких металлических салазок транспорта и алюминиевых литых шасси, что раньше позволял себе Philips даже в бюджетных моделях. Но при этом нет и вони гетинакса.
Все нужные детальки на своих местах: скромный трансформатор AMC, конденсаторы ELNA (краcые и большие синие). Выход реализован на традиционных для Philips ОУ NE5532N. Ну а сам чип TDA1547 совсем невелик по сравнению с предшественниками. Примечательно, что идентичная по дизайну младшая модель Philips CD930 использовала только SAA7350.
В качестве транспорта в CD950 установлен CDM-9/44. «Девятка» – это последнее поколение однолучевых пикапов Philips – с металлическими элементами и мощным лазером. Менялись времена и рынку требовался унифицированный транспорт для CD-ROM с высокой скоростью считывания. Поэтому следующая модель CDM12 была уже как у японцев – трехлучевая, с пластиковой рамой и линейным перемещением каретки лазера. Ну, и дерьмовая в плане долговечности. Многие младшие модели Philips и Marantz на CDM12 к этому моменту померли, либо плохо читают CD-R. А вот «медленным» Philips CDM прошлых поколений всё нипочем.
И какой-то замедленной реакции CDM-9/44 на диски у CD950 я не заметил. Все происходит также тихо, оперативно и четко, как и было у предшественника CD880. Для трекинга Audio-CD скорость тяжелых swing-arm пикапов Philips CDM более чем достаточная. Но, откровенно говоря, внутри 880-й или тот же CD960 производили впечатление навороченных аппаратов с крутой начинкой. А у CD950 внутри в целом хоть и неплохо, но пустовато и без излишеств. Т.е., примерно уровень, который мы ожидаем от Hi-Fi-модели нижне-среднего ценового диапазона.
Зато Philips CD950 демонстрирует самый низкий уровень искажений из всех CD-проигрывателей, который у меня побывали под измерительным сигналом. Приборы показывают чистейший аудиовыхлоп, всего 0,0051% на стандартном 1 кГц. И маленькая четная гармоника в доминанте, все по классике. Изменение громкости на отдельные выходы выполняется электронным способом, но оно происходит без грубых погрешностей математики в сигнале. Будучи подключенным напрямую к усилителю мощности Philips CD-950 даже понравился больше, чем на обычных линейных выходах. Хотя надо сказать, что на минимальном значении уровня на дисплее до нуля было еще далеко, а сам плеер при этом звучал чересчур громко для полуночного прослушивания.
Цифровая фильтрация здесь применена все еще фазолинейная, с симметричными фронтами звона. Будучи сначала включенным сам по себе Philips CD950 играл чистенько, но как-то скучновато, со слабым эффектом присутствия баса. При этом переключая затем селектор между CD880 и CD950 вслепую, я с трудом определял разницу, а несколько раз и вовсе ошибался. Как же так?
Звучание Philips CD950 только кажется похожим на CD880, но долговременное прослушивание показало, что новый проигрыватель все-таки чем-то напрягает. Вот не хочется на нем играть музыку весь день. Чем это вызвано? Тоской по дисплею космического корабля CD880? Но я вполне лоялен к простым серым панелям в технике. Перемодулированным в PDM сигналом? Каким-то незначительным сполохам в картине джиттера? Ну это вряд ли.
И все-таки, зарядив на день сначала один, а затем второй CD-проигрыватель, кажется, что Philips CD880 все-таки организует звуковое пространство более грациозно и «дорого». А CD950 хочется поменять на что-то еще, несмотря на рекордные показатели измерений.
Возможно, в середине 90-х подобное беспокойство осознали и другие аудиолюбители, уставшие от стерильной подачи без искры и начавшие эвакуацию на винил, о котором никто не заикался в 80-е. Разумеется, звучание Philips CD880 тоже далеко не было похожим на саунд пластинки, но кое-что ценное у него еще оставалось, какая-то пластичность в послезвучиях. Музыкальные события в подаче CD880 «выдуваются» легко и не давят на психику. В отличие от.
Давайте зафиксируем этот момент. С высокой вероятностью это случилось уже в 1992-93 годах, т.е., когда был выпущен Philips CD950 и другие аппараты с подобной концепцией. Несмотря на вполне комплементарные обзоры (да еще и с измерениями!) новой техники на однобитных конвертерах, аудиофилы растерялись, кому верить и... потянулись за утраченным естеством аналогового звука. Ну, а в это время в Москву только-только начали массово завозить диковинные CD-проигрыватели первым покупателям с горящими глазами.