В любом колоночном семействе самое активное любопытство вызывает старшая модель, ведь именно по ней судят о сильных и слабых сторонах линейки в целом. Ну а если учесть, что DALI свой каталог по пустякам не меняет, станет понятно, почему тестирования флагманских башен Oberon 7 я ждал с особенным интересом.
Вкратце напомню, что Oberon — новая серия акустики, в конце лета выставленная датчанами на замену второй по доступности линейки Zensor. Впрочем, стопроцентным аналогом «Цензоров» новые колонки все же не назовешь. Главным образом из-за применения в них куда более продвинутых динамиков, магнитные системы которых построены с применением элементов из фирменного материала SMC. Отсюда, понятное дело, и несколько более высокая стоимость. Так что и качественный, и ценовой отрыв от самой доступной серии Spektor в случае Oberon стал куда ощутимее, чем был во времена Zensor.
Ничего драматичного в такой ситуации нет, скорее наоборот, решение «продвинуть» вторую снизу линейку — отличная новость. Для покупателей она означает возможность выйти на более высокий уровень саунда с минимальными финансовыми потерями. Ведь раньше технологии вроде SMC были доступны только в куда более дорогих Opticon. Ну а для максимально бюджетных решений по-прежнему остается Spektor, и плодить в этой нише дополнительные варианты — только путать начинающих меломанов.
Западноевропейский фольклор
Многие настолько привыкли к окончаниям «on» в названиях моделей DALI, что давно воспринимают их как имена собственные, не особенно пытаясь вникать в этимологию. Некоторые даже не все в курсе, что Spektor и Zensor не удостоились заветной частицы именно из-за отсутствия в их драйверах компонентов, выполненных по технологии SMC.
Однако в нашем случае не могу отказать себе в небольшом мифологическом отступлении, тем более, что оно имеет непосредственное отношение к музыке. Итак, в средневековом западноевропейском фольклоре имя Оберон носил король эльфов и фей, фигурирующий в массе литературных и музыкальных произведений. Самые знаменитые из них — шекспировский «Сон в летнюю ночь» и цикл вагнеровских опер «Кольцо нибелунга». Собственно, Оберон и есть тот самый нибелунг, просто по-немецки он зовется Альберихом.
Кстати, именно громовые раскаты «Золота Рейна» стали для Oberon 7 одним из проверочных испытаний на басовую динамику — вполне подобающий тест для флагмана семейства.
На полтора ценника
Итак, при высоте чуть больше метра и ширине фасадов 20 см «Семерки» будут вполне весомо смотреться даже в просторной студии. Более того, по внешности они тянут как минимум на полтора своих ценника. Чего стоит одна только рельефная отделка с древесной структурой. Из четырех возможных вариантов — белый, черный ясень, темный орех и светлый дуб — меня больше всего впечатлил последний. Даже глядя на синтетическое покрытие почти в упор, трудно поверить, что это не натуральное дерево.
Сам корпус изготовлен из высокоплотного МДФ и усилен двумя поперечными распорками. Демпфирующим материалом покрыты все внутренние поверхности (кроме оборота фронтальной панели) — по мнению инженеров DALI такой ход улучшает динамические характеристики фазоинверторной системы и делает бас более точным, заодно улучшая и атаку в СЧ-диапазоне.
14,8-килограммовый кабинет покоится на прочном, но изящном металлическом основании. Оно представляет собой тонированную под титан алюминиевую рамку, в которую вкручиваются шипы или ножки с резиновыми основаниями.
Легкости и шарма в дизайн добавляют и вынесенные примерно на сантиметр от корпуса грили со слегка скругленными углами. В случае темной отделки фасада (варианты Black Ash и Dark Walnut) они обтянуты черной тканью, а в отделках White и Light Oak — очень модной сейчас дерюгой. Которая, правда, вносит в саунд легкую расфокусировку.
На тыловой поверхности корпуса обнаружился крупный порт фазоинвертора с раструбом и одна пара добротных акустических клемм. Биампинг «Оберонам» по статусу не полагается.
Диаметр растет
Под грилем обнаружилась пара семидюймовых мидбасовых драйверов и твитер с укрупненной до 29-мм диафрагмой из чрезвычайно тонкого и легкого тканного материала. По информации разработчиков, его удельный вес значительно меньше, чем у похожих продуктов конкурентов — 0,06 мг/кв. мм. Для лучшего охлаждения в рабочий зазор между катушкой и мощным ферритовым магнитом помещена магнитная жидкость.
В «семерках» подросший диаметр пищалки особенно важен, причем не только в силу большей мощности системы, но и из-за того, что тут ВЧ-излучатель начинает работать с порога 2,3 кГц, то есть на сотню герц ниже, чем в младших башнях Oberon 5 и старших полочниках Oberon 3. Кстати, микрорельеф, покрывающий внешнюю накладку твитера, позаимствован из акустического оформления куда более высокопоставленной линейки Opticon. Он формирует широкую дисперсию излучения без внесения дополнительной окраски.
Во всей линейке используется двухполосное частотное разделение, а значит, в нашем случае СЧ/НЧ-диапазон тандемом озвучивают два внушительных динамика. Диффузоры их, разумеется, выполнены из фирменного материала, с отлично знакомой многим аудиофилам внешностью: на фоне однородной целлюлозной массы, изготовленной из строго определенных сортов древесины, отчетливо просматриваются разнокалиберные пряди отдельных волокон, призванные увеличивать жесткость диафрагмы и подавлять резонансы в достаточно широком частотном диапазоне.
Как я уже упоминал, в их магнитных системах применяются компоненты, изготовленные по фирменной технологии SMC. Речь идет о деталях, сформированных из гранулярного компаунда с хорошей магнитной проницаемостью, но достаточно высоким электрическим сопротивлением. Такой ход позволяет улучшить равномерность магнитного поля вокруг катушки и существенно уменьшить искажения, вызываемые вихревыми токами.
Правда, в динамиках «Оберонов» из SMC изготовлен только 10-миллиметровый наконечник центрального керна, в то время как, скажем, у драйверов для Callisto или Rubicon данный элемент выполнен из SMC целиком, да еще и медным колпачком снабжен. Ничего не попишешь, это модели совсем другой весовой категории.
Еще одна продвинутая технология в динамиках Oberon касается исполнения звуковых катушек, которые намотаны в четыре слоя омедненным алюминиевым проводом.
Высокочастотный потенциал
В тестовом тракте использовались компоненты Naim Uniti и Densen B120, подключенные акустическими кабелями Atlas Hyper. Тугой нагрузкой Oberon 7 не назовешь, но, забегая немного вперед, скажу, что к классу усиления она достаточно чувствительна, и пытаться жестко экономить тут точно не стоит. Яркость и энергетика без должного контроля могут обернуться грубоватостью и невниманием к мелочам.
С расстановкой колонок в комнате проблем возникнуть не должно, поскольку заявленная минимальная дистанция от портов фазоинвертора до стены составляет всего 20 см. На мой взгляд, так резко экранировать басы все же не стоит, но с расстояния сантиметров 60–70 они начинают звучать действительно гармонично.
Одна из основных фишек акустики DALI — умение по максимуму раскрывать потенциал высоких частот, и новая линейка полностью соответствует фирменным традициям. Увеличенные диафрагмы купольных твитеров создают на высоких частотах легкую, отлично структурированную музыкальную ткань с живой микродинамикой и очень неплохим разрешением. Еще один плюс, по большей части приходящийся на счет 29-миллиметровых куполов, это объемная музыкальная сцена с четко локализованными музыкальными образами. Я даже пару раз замечал, что на фонограммах, где позиционированию и/или перемещению инструментов еще при записи было уделено особое внимание, сцена становилась настолько рельефной, что даже мелодика слегка отходила на второй план. Но, подчеркну еще раз, происходило это в полном соответствии с авторским замыслом произведения. Самый яркий пример — «Money» от Pink Floyd.
Вообще же, главное слово при описании звучания Oberon 7 — это «выразительность». Они четко, но эмоционально отыгрывают высокие, не менее эффектно берутся за вокал и, не сбавляя напора, переходят к басу. Но самое главное, что по всему частотному диапазону мы получаем не просто яркий или рельефный, но абсолютно слитный и однородный саунд. В котором, кстати, действительно ощущается достойный уровень ясности и микродинамики голосового диапазона, за которые мы наверняка должны быть благодарны SMC, а также тонким каучуковым подвесам мидбасовых драйверов. Сюда же прибавим и глубокие подвижные басы с хорошим контролем, которые, к сожалению, не смогут как следует прочувствовать обладатели других моделей «Оберонов».
Вывод
Итак, Oberon 7 — колонки яркие, энергичные, способные поддержать даже самый сложный ритмический рисунок фонограммы и отрисовать весьма объемную и детальную музыкальную сцену. К сожалению, мне не удалось послушать их в составе кинотеатральной инсталляции, но практически не сомневаюсь, что в этой стихии с новой линейкой DALI смогут конкурировать очень немногие одноклассники.
С другой стороны, понятно, что по абсолютному музыкальному разрешению или тональной утонченности им трудно конкурировать со своими старшими братьям, для которых инженеры DALI, разумеется, приберегли отдельные козыри.
Но если вы сойдетесь с нескучными «Семерками» характерами, жалеть о покупке точно не придется. Их светлая энергетика и живой динамичный музыкальный почерк просто заряжают позитивом. Так и должны играть по-настоящему современные колонки для современного ритма жизни.
По-хорошему яркий, но абсолютно сбалансированный саунд. Впечатляющая динамика и тембральная точность по всему диапазону
Любителям непростых жанров, особенно минорной классики, их подача может показаться излишне светлой и искристой
76 300 рублей
Акустическая схема: фазоинверторная
Воспроизводимые частоты (±3 дБ): 36 Гц – 26 кГц
Импеданс: 6 Ом
Чувствительность (2,83 В/1 м): 88,5 дБ
Макс. звуковое давление: 110 дБ
Частота разделения полос: 2300 Гц
Частота настройки фазоинвертора: 39,5 Гц
Рекоменд. мощность усилителя: 30 – 180 Вт
Габариты: 1015х200х340 мм
Вес: 14,8 кг