В начале апреля компании LG Display и CSOT (TCL) завершили все формальности по сделке о продаже китайцам последнего завода по производству крупных ЖК-панелей, расположенного в Гуанчжоу. Договоренности о продаже были подписаны еще в сентябре 2024 года, но точку в этом вопросе поставили только весной. Теперь у корейских электронных гигантов не осталось своих заводов по производству ЖК-панелей для телевизоров и они полностью перейдут на китайские изделия. По сообщениям в прессе, вырученные от сделки деньги LG планирует инвестировать в развитие OLED.

Некоторые назвали это концом целой эпохи и даже успели своеобразно попрощаться с «ужасной» технологией ЖК, хотя и в оригинальном корейском пресс-релизе, и перепечатанных сообщениях о сделке говорится, что у LG Display остались еще производственные мощности по производству ЖК-матриц в самой Корее, но не для телевизоров, а для более компактных устройств. Так что даже формально подобное событие нельзя назвать «концом эпохи».
В чем же тогда смысл громких заявлений? ЖК-технология действительно уходит?
В реальности никуда она не уходит — наоборот, развивается и захватывает новые ниши. Например, сектор сверхбольших дисплеев, где попытались выступить microLED. В коммерческих решениях, например, рекламных панно, светодиодные дисплеи, собранные, как конструктор, из небольших модулей, закрепились основательно и надолго, вытеснив кое-где даже недорогие проекторы, несмотря на высокую стоимость.
Их часто можно встретить, например, на концертных площадках — даже небогатые клубы предпочитают вкладываться в такие дисплеи, потому что на сцене они дают на порядки лучшую картинку. Еще интересный пример — это киностудии, которые используют диодные дисплеи в качестве задника вместо полубесплатного хромакея, потому что итоговый кадр получается более естественным: с нормальными контурами и цветами, с подходящим освещением, ведь ни зеленый, ни синий цвета не «вырезаются» из того, что снимает камера.
Но попытка выпустить на основе микросветодиодов телевизоры для дома с треском провалилась. Не только из-за умопомрачительной цены — она могла бы в будущем чуть уменьшиться. Дело в том, что их выпуск потерял всякий смысл: китайцы уже выпустили 115-116-дюймовые ЖК-модели, в ближайшем будущем выпустят 130-132-дюймовые, а в отдаленном — 150-160-дюймовые. При этом не просто дешевле в 10-20 раз, но и без каких-либо артефактов разделения изображения на участки, мерцания и линейчатого спектра, которые характерны для MicroLED.

И если вы вдруг подумали, что китайцы, пользуясь массовостью производства, стали просто «нарезать» более крупные панели из материнских матриц, то нет: они поступили другим, более масштабным образом. Мы уже писали, как CSOT, дочерняя компания TCL, презентовала новый завод поколения 10,5 по производству ЖК-панелей. Формат новости тогда позволил лишь описать планы по выпуску 115- и 130-дюймовых панелей, но что за этим стоит, расскажем сейчас — это важно для понимания масштаба происходящих в индустрии процессов.
Заводов становится больше
Здесь стоит сразу сказать, что ни один производитель не будет закладывать план, в котором на первом же этапе из материнской матрицы будет «нарезаться» всего одна или две итоговых панели. Целесообразно выпускать как минимум пять: две больших и три маленьких, и то — на втором и третьем этапе производства.
Поэтому для выпуска панелей больше 100 дюймов китайцы из CSOT и BOE заказали по несколько линий принципиально другого класса. В них прессы и заливочные аппараты имеют рабочую площадь в 1,6 раз больше, чем у аппаратов поколения 8,5, которые применяли и применяют корейцы и японцы. Чтобы обеспечить ту же прецизионную точность при полном вакууме (без этого матрицы дисплеев выпускать просто невозможно), размеры этих аппаратов получаются больше в 6-8 раз в зависимости от операции.
То есть если станки для прежнего выпуска ЖК и актуальные для выпуска OLED имеют размеры двухэтажной дачи, то аппараты поколения 10,5 больше похожи по размерам на четырехэтажный двухподъездный дом — это огромные и сверхдорогие устройства.


Станки для заводов пятого поколения (8,5G такого же размера) впервые появились у японцев — на третьей очереди завода Sharp в Камеяме. Автор этих строк был там по случаю запуска. Так вот, эта третья очередь была в два раза больше, чем первые две вместе взятые. А сумма вложений была примерно в четыре раза больше, чем во вторую очередь. Эти пропорции сохраняются и для фабрик нового, четвертого технологического перехода (поколения от 1 до 10,5 — это техпроцессы, которые не всегда сопровождаются столь грандиозными вложениями).
Станки для всех очередей в Камеяме делали тоже японцы. Они же поставляли их для большей части других заводов по производству ЖК-панелей — в Японии, Корее, Тайване и материковом Китае. Кто поставил станки для заводов 10,5G BOE и CSOT, пока не афишируется, но известно точно, что никто больше такие мощности не потянуть не смог. Оцените масштаб инвестиций! И все это ради «умирающей» технологии?

А как там OLED?
Если основываться на новостях порталов, посвященных технологиям, то неизбежно создастся ощущение, что развивается именно OLED, а о ЖК все забыли. Регулярно показываются образцы, сделанные новыми способами вроде струйной печати; уже пошли в массовое производство миниатюрные панели, которым даже дали модное название microOLED, хотя принципиально от больших они не отличаются; «обычные» телевизионные и смартфонные панели становятся ярче, количество типоразмеров растет…
Но при этом не строится заводов нового поколения. Например, LG Display еще два года назад отложила на неопределенный срок строительство завода 10,5G для OLED-панелей. Одна из причин — все еще очень высокие цены. Панели больше 83 дюймов по диагонали не берут другие производители. Даже «родная» LG Electronics не спешит закупать их больших количествах и создавать на их основе новые модели.
Другая причина — техническая. У больших OLED-панелей обнаружились серьезные ограничения по питанию. В принципе, о них можно было бы догадаться давно, но актуальны они стали только сейчас. Дело в том, что в отличие от ЖК-матриц, у OLED драйвер панели берет на себя не только управление, но и обеспечение всей яркости конечной картинки. На малых диагоналях это не проблема, но на 97 дюймах на него приходится фактически все энергопотребление телевизора — а это больше киловатта на пиковых нагрузках. Именно поэтому 97-дюймовые панели не получили новых технологий по повышению яркости и на сегодняшний день телевизоры на их основе «отстают» от более компактных на 2-3 поколения.
Естественно, эта техническая проблема решаема — выпустят драйверы нового типа, оптимизируют питание, банально разделив его между платами… Но проблема высоких цен никуда не уйдет до появления более эффективного производства, которое смогут обеспечить только заводы нового поколения. А запускать их сейчас — не время. Появились новые материалы, способные кардинально изменить свойства OLED-панелей, тот же «синий» PHOLED, например, но способ его применения еще не отработан, его работа на длинной дистанции в реальных, а не лабораторных условиях еще не изучена, так что приходится использовать явно промежуточные варианты внедрения, а о создании принципиально новых панелей даже речи нет, не говоря уже о техпроцессе их изготовления.

А сообщения о всяких струйных печатях и прочем — это скорее опытные изыскания. Поэтому эти технологии производства и «отрабатывают» на панелях для смартфонов, срок потребительского использования которых значительно меньше, чем у телевизоров. Так что о новых заводах мы не услышим еще долго. А это значит, что и высокие цены на OLED-телевизоры с нами надолго.
Более того, производители в этих ценах кровно заинтересованы. Сегодня сам факт наличия OLED-панели в телевизоре делает его элитным продуктом, а потому и высокомаржинальным, на котором зарабатывают больше, чем на «обычных» моделях. Кто же от такого откажется? Правда, высокая прибыльность OLED-телевизоров относится не ко всем. В секторе относительно больших «органических» панелей, то есть тех, что применяются в телевизорах и мониторах, стадию убыточного производства из-за большого процента брака прошла только компания LG Display. Но и ей долго не придется почивать на лаврах.
CSOT не просто так купил у LGD последний завод по производству больших ЖК-панелей. Китайцы, судя по всему, намерены в этом секторе рынка не конкурировать, а диктовать свои условия, потому что у них есть свой козырь в рукаве. Точнее, этот козырь они уже и не прячут — просто об этом как-то недальновидно мало говорят.
Два года назад американская компания Merck, которая разрабатывает дисплейные решения, технологии и материалы для производства дисплеев, а также является поставщиком большинства этих материалов вроде жидких кристаллов для всех производителей панелей, объявила, что закрыла направление разработки решений на основе ЖК. Новостные порталы тогда интерпретировали это как конец развития ЖК, намерено «забыв», что сами же писали о развитии этой технологии в другой части планеты — в Китае.
О том, что Китай стал основным поставщиком ЖК-панелей в мире, известно давно. И то, что некогда крупные производители таких панелей в Корее давно используют китайские панели, тоже знают практически все. Но какие панели производит Китай, знают не все, хотя об этом написано даже в русскоязычной «Википедии».
Скажем, TCL, а с недавних пор японцы и Samsung, используют матрицы типа HVA. Это улучшенный тип известных всем панелей VA (Vertical Aligment), а с 2025 года TCL начал ставить на свои лучшие модели другой тип матриц — WHVA, то есть HVA с расширенным углом обзора, таким образом практически избавив ЖК-модели от одного из главных недостатков. При этом на выставке CES 2025 китайцы продемонстрировали прототипы на еще более продвинутых матрицах, которые были названы HVA Pro. По словам бывших на выставке специалистов, эти прототипы демонстрировали еще болeе улучшенную картинку, нежели новые модели на WHVA.

Казалось бы, что в этом особенного? А суть в том, что CSOT разработали все эти панели сами! Работы над улучшениями самой конструкции ЖК-панелей они ведут с 2008 года и ныне добились завидных успехов, фактически создав и запатентовав несколько типов новых панелей.
Чтобы понимать, насколько это фундаментальная работа, для сравнения приведу другой пример: все, что касается конструкции IPS-панелей, разработали американцы из Merck, а корейцы совершенствовали только техпроцесс массового производства, что тоже немало, но все же… Зная это, становится понятным, почему американцы перестали вкладываться в развитие ЖК: раньше они фактически были монополистами, контролировавшими создание и распределение технологий, а теперь у них не осталось заказчиков — корейцы отказались от ЖК, а китайцы и без них справляются.
Подсветка
Здесь уместно вспомнить, что ЖК-дисплеи не могут существовать без светодиодной подсветки. А ее развитие повлияло на качество изображения даже больше, чем развитие матриц. В итоге сегодня ей фактически уделяют все внимание при описании телевизоров: сколько и какие диоды стоят, сколько зон затемнения, какие технологии управления применяются и так далее.
При этом у покупателей упорно создается впечатление, что каждая компания предлагает на этом поприще свои оригинальные разработки, однако на деле все диоды давно делаются только в Китае, да и модули для управления ими — тоже. Более того, там же они и разрабатываются. И именно китайцы уже несколько лет определяют, какие диоды производить, а какие — нет.
Именно это обстоятельство фактически убило все планы корейцев выпустить microLED-телевизоры относительно небольших размеров, скажем, 99 или 110 дюймов по диагонали. Не помогли даже отлаженные механизмы продаж. Samsung заказал партию диодов для 110-й модели, выпустил несколько прототипов и даже пробную партию демообразцов со своей оригинальной упаковкой, направив их на ключевые рынки, включил модель в линейки на всех фирменных сайтах, утвердил цену…

Но китайцы отказались от массового производства диодов для них даже по более высоким ценам, и Samsung, распродав все демообразцы, просто остановил поставки. А через год объявил о приостановке работ над небольшими microLED-моделями.
Сегодня лишь некоторые модули для проекторов еще пока делают по оригинальным европейским и американским разработкам, в частности, модули дизайна Philips и Osram, но и они уже скоро будут заменены китайскими. Так что Поднебесная и тут фактически монополизировала весь сектор.
То, что не требует захвата
Последний компонент, без которого телевизоры и мониторы невозможно сделать — это электроника и ПО. Они вроде как напрямую не связаны с доминированием на рынке той или иной технологии отображения дисплеев, но ситуация с ними тоже дает понимание происходящих с отрасли процессов.
Электроника к телевизорам тоже фактически монополизирована, но не непосредственно Китаем. 90% всех телевизоров ныне выпускаются на платах, разработанных одной компанией — тайваньской MediaTek. И плат используется фактически четыре вида, принадлежащих одной серии под названием Pentonic. При этом каждая компания по маркетинговым соображениям заказывает свои версии этих плат с разным количеством входов, видом тюнеров, сетевых адаптеров и процессоров постобработки — отсюда и разнообразие оболочек и самих ОС, а единства как в смартфонах в использовании ПО не наблюдается.
Но, повторю, основа у всех единообразна, а китайцы пока даже не анонсируют своей архитектуры для телевизоров. Почему? Производителям контента нужна универсальность для оперативного реагирования на запросы потребителей, причем такая, чтобы при желании даже операционную систему можно было бы легко поменять у одной и той же модели, что некоторые производители телевизоров и предоставляют.
Однако работа над альтернативными архитектурами явно идет, одним из признаков чего стало утверждение нового стандарта для видеоразъемов — GPMI. Так что и в вопросе электроники для телевизоров нынешнее положение вещей временное.
Промежуточные итоги
ЖК-технология никуда не уходит. Дисплеи на ее основе будут занимать львиную долю рынка во всех устройствах еще долгие годы. Да, в смартфонах доля OLED будет расти, в том числе и стараниями китайских компаний, но телевизоры на основе органических диодов еще долго будут нишевым продуктом. Но, конечно, так будет не всегда - китайцы всенепременно захотят освоить крупномасштабное производство OLED-панелей большого размера, даже если это сократит в будущем долю ЖК-дисплеев. Тот же CSOT уже активно рекламирует свои наработки, но ни слова пока не говоря о сроках внедрения - потребителя нужно готовить заранее. С нынешней политикой Поднебесной они могут себе это позволить. И когда они выйдут на рынок действительно больших панелей, настанут очень интересные времена.