Акустический бренд Old School появился на свет не так давно, но если не сами колонки, то как минимум разговоры о них слышали уже многие. Новые модели «Старой школы» появляются регулярно, однако объект сегодняшнего теста вызывает особенный интерес. Ведь Classic One HS — первая АС данной марки, при создании которой учитывались особенности лампового усиления.
Вкратце напомню, что концепция Old School появилась на свет в результате смелого эксперимента, задуманного и реализованного разработчиками Arslab. Они решились совместить характерный внешний облик колонок 70– 80-х годов прошлого века с самыми продвинутыми акустическими материалами и передовыми технологиями расчета корпусов и фильтров. Первая система Superb 90, в которой отчетливо угадывались черты культовой для советских меломанов колонки S-90, была принята покупателями с живым интересом, и очень скоро Old School выделилась в отдельный бренд. Сегодня она по-прежнему существует под родительским крылом компании «Аудиомания». Схемотехника и конструкция колонок разрабатываются в Москве, а производственные мощности расположены в Риге, бывшей в свое время Меккой советской радиоэлектроники.
Высокая чувствительность
Судя по названию, предмет сегодняшнего обзора является модификацией колонок Classic One, а индекс «HS» расшифровывается как High Sensitivity, то есть «Высокая чувствительность». Казалось бы, обе системы должны состоять в близкородственных отношениях, но не спешите с выводами. Тезки и однофамильцы — еще не близнецы. К примеру, ракеты-носители «Союз-2.1б» и «Союз-2.1в» предназначены для абсолютно разных задач, оснащены разными двигателями и даже внешне не похожи друг на друга.
C Classic One история не настолько парадоксальная, но в чем-то сходная. Корпуса обеих моделей идентичны по размерам, их фасады выполнены в узнаваемом фирменном цвете, а боковые панели декорированы высококлассным шпоном. И тем не менее спутать одну акустику с другой можно разве что в полной темноте.
Да и как иначе, если в Classic One HS используются абсолютно другие динамики, и даже акустическое оформление кабинетов у «тезок» разное? Впрочем, обо всем по порядку.
Закрыли ящик
Когда создатели дебютной системы Old School Superb 90 решали, как совместить внешние олдскульные нотки с качественным уровнем добротных современных систем, они приняли смелое, но абсолютно оправданное решение — предпочли фазоинверторной конструкции оригинальных S-90 закрытый ящик. За счет демпфирования драйверов статичным объемом воздуха удалось добиться хорошей линейности воспроизведения и заметно поднять басовую динамику, однако цена такой оптимизации хорошо известна. Чтобы понизить планку низкочастотного воспроизведения закрытого ящика, приходится понижать резонансную частоту басового динамика. То есть делать диффузор тяжелее, соответственно, снижая его чувствительность, и так не аховую из-за изрядного демпфирования.
Для обладателей мускулистых транзисторных усилителей, каковыми и являлась основная целевая аудитория Superb 90, ничего трагичного в данном факте не было. Тоже мне фокус! Подвернул немного ручку — и вот они, вожделенная, бьющая прямо в грудь бочка и сочные переборы бас-гитары. Благо, внушительный объем корпуса позволяет получить от закрытого ящика НЧ не только быстрые, но и достаточно глубокие. Одна беда, обладателям ламповых конструкций, да еще не дай бог однотактовых, просьба, как говорится, у прилавка не задерживаться.
Появившаяся чуть позже акустика Classic One первенцев Superb 90 по некоторым параметрам переигрывала, однако конструкцию корпуса, а значит, и не слишком дружелюбное отношение к маломощному тракту, она сохранила.
Бумага
Вот тут-то на сцене и появляется объект нашего повествования. Сохранив габариты и отделку базовой модели, Classic One HS изначально проектировались в первую очередь для тех, кто не привык считать мощность усилителя его единственной достойной внимания характеристикой. Потому фазоинвертор в корпус вернули, ну а разговор о подробностях конструкции мы начнем с милого сердцу любителей ламповой техники слова «бумага».
Итак, внушительный десятидюймовый диффузор НЧ-динамика изготовлен из пропитанной спецсоставом целлюлозы. Для увеличения свободного хода к корзине он крепится посредством весьма широкого резинового подвеса. Среднечастотник калибром шесть дюймов тоже бумажный, его мембрана смонтирована на тканевом гофрированном подвесе, явно не избежавшем пропитки. Официальная информация о производителе динамиков отсутствует, и если вуфер, как и в других моделях Old School, скорее всего, изготовлен Wavecor, то относительно среднечастотника и тем более довольно необычного твитера предположения строить труднее. Пищалка здесь рупорная, причем рупор, в отличие от подавляющего большинства современных конструкций, отнюдь не низкопрофильный. Это конструкция с классическими пропорциями, раструб которой, судя по всему, расширяется по экспоненте, хотя из-за черного матового покрытия точную его форму определить сложно. Купол мембраны выполнен из триацетатной пленки, но разглядеть его оказалось и вовсе проблематично.
В три слоя
Внешний дизайн Classic One HS выдержан в полном соответствии с уже сложившимися олдскульными канонами: бордовое покрытие фронтальной и тыловой панелей, плюс отлично подобранный и безукоризненно наклеенный натуральный шпон на остальных плоскостях. Их края создают вокруг фасада своеобразный бортик, внутренние поверхности которого скошены — явно во избежание интерференции звуковых волн.
Однако даже внешнее сходство корпусов в нашем случае обманчиво. В отличие от всех ранее выпущенных моделей, колонки повышенной чувствительности собраны из трехслойных панелей, в которых между двумя листами МДФ помещен довольно толстый (порядка 5 мм) слой твердого и жесткого, почти как камень, полимера. Такой сэндвич призван еще больше усилить механическую прочность конструкции, одновременно препятствуя зарождению в ней паразитных резонансов. Кстати, новый материал зарекомендовал себя настолько хорошо, что недавно было принято решение использовать его для сборки абсолютно всех АС Old School.
Взглянув на колонки с тыла, я обнаружил пару фазоинверторов, расположенных необычно высоко — прямо напротив твитера. Чувствую, их оформление скоро тоже станет одной из узнаваемых фирменных фишек бренда. Как и у компактных мониторов Music или башен Life, резонаторы представляют собой неокрашенные алюминиевые трубы, попросту вклеенные в отверстия корпуса — никаких накладок, якобы призванных бороться с аэродинамическими призвуками или увеличивать добротность крепления. Ни за что не поверю, что разработчики решили таким образом сэкономить пару долларов себестоимости. А значит, они сознательно отказались от ненужной на их взгляд декорации. Что ж, прослушивание расставит все по местам.
Еще один элемент, подтверждающий склонность создателей колонок к пуризму, — единственная пара входных клемм. Причем речь идет о крайне добротных винтовых терминалах WBT, то есть и это решение принято явно не из экономии.
Основой тестового cетапа стал, разумеется, ламповый усилитель — флагманский двухтактник Octave V 80 SE с мощными лучевыми тетродами КТ150 в выходных каскадах. Аппарат, прямо скажем, не самый слабый (его и колонки потуже не смутят), но зато он позволит сосредоточиться на звучании именно АС, не отвлекаясь на сомнения по поводу потенциала усилительного тракта. Роль основного источника в котором, кстати, исполнял SACD-плеер Esoteric X-03.
Не ради «теплоты и бархата»
В первые секунды прослушивания я ощутил изрядный когнитивный диссонанс: колонки с глубокими рупорами и вуферами на резиновых подвесах вдруг зазвучали легко, раскованно и прозрачно. Звуковая сцена не просто широкая: за счет отличной детализации и проработки легких пространственных нюансов она местами начинала казаться безграничной.
Основная заслуга в построении этого воздушного замка принадлежит, разумеется, высоким частотам. Они свободны, открыты и в равной мере могут похвастаться как отличной микродинамикой, так и завидным разрешением. Ни тени рупорной окраски в них уловить мне не удалось, хотя на диаграмму направленности конструкция твитеров влияние явно оказала. Да, колонки нуждаются в осознанном и достаточно точном позиционировании в пространстве, однако выцеливать акустические оси с миллиметровой точностью себе в голову не потребуется — все же направленность здесь далеко не такая острая, как иногда можно встретить, к примеру, в коаксиальных спикерах.
«Бумажные» средние частоты — излюбленная тема для поклонников лампового усиления, да и не только для них. Однако в данном случае поводов петь дифирамбы «теплому бархатному вокалу» оказалось куда меньше, чем я ожидал, приступая к тестированию. Подача голосов впечатляет, но не чуть приукрашенными (пусть и ужасно приятными на слух) тембрами, а именно натурализмом. Причем точность эта ассоциируется не с педантизмом, а с естественностью, которую системе удалось не потерять ни в усилительном, ни в акустическом тракте. Оказывается, вот чего можно добиться, если использовать лампы и бумагу не ради «теплоты и бархата», а как средство приблизиться к действительно правильному звуку.
Если же говорить о технической реализации вышеописанного эффекта, то, видимо, разработчикам удалось построить кроссовер так, чтобы избежать резких перепадов импеданса именно в вокальной области. Об этом говорят и частоты настройки фильтров (300 Гц и 2,8 кГц), оставляющие голосовой диапазон в распоряжении среднечастотника целым и неделимым.
Несмотря на более чем внушительные для полочников габариты и вес под 30 кг, заполнять комнату сверхнизкими сейсмическими ударами колонки не спешили. Но данный факт расстроил бы, наверное, только радикальных фанатов клубного саунда, если бы, конечно, они эти колонки ни с того ни с сего купили.
А по большому счету низкие звучали именно так, как их, вероятно, привыкли слышать в студии Рэй Браун или Крисчен Макбрайд. То есть басы динамичны, по-хорошему легки и не затянуты. Даже на относительно небольшой громкости отчетливо читаются тембры породивших их инструментов. Вальяжной инертности, которой я сначала побаивался, глядя на широкие выпуклые резиновые подвесы, и в помине не оказалось. Десятидюймовые драйверы отыгрывали сигнал едва заметными движениями обширных диффузоров, не создавая ни мутного тягучего уханья, ни призвуков со стороны фазоинверторов.
Лампа vs транзистор
Для полноты картины Octave V 80 SE было решено заменить на совсем другого немца — 200-ваттный транзисторный интегральник T+A PA 2000. Ни авторитетом, ни породой оба аппарата друг другу не уступают, и тем интереснее было ощутить последствия перевода Classic One HS на твердотельное усиление. И последствия ждать себя не заставили. Бас заметно уплотнился и сконцентрировался, то есть из рафинированно-джазового стал скорее драйвово-рокерским. Высокие зазвучали еще динамичнее и, я бы сказал, несколько брутальнее. Их разрешение, скорее всего, не уменьшилось, но легчайшая утонченность в саунде уступила место пусть и тщательно выверенному, но плотному, искристому напору — сразу захотелось поставить Metallica или Stevie Ray Vaughan.
Такое вот чудесное перевоплощение. И любопытно оно не столько тем, что с транзисторным усилением колонки заиграли плотнее и энергичнее, а сколько тем, что в обоих случаях им удалось сохранить чувство стиля, чистоту тембров и впечатляющие пространственные характеристики.
Но все же... Если бы мне предстояло слушать эти колонки дома, я бы не задумываясь остановился на хорошем ламповом усилении. Слишком уж изысканные звуковые материи способен раскрыть такой тандем. Ну а любителям бьющей через край энергетики стоит как следует присмотреться к той же модели без индекса HS. Впрочем, это уже совсем другая история.
Сочетание высокой чувствительности с филигранным воспроизведением высоких частот, натурализмом вокального диапазона и отличной динамикой мидбасов
Порты фазоинверторов оформлены все же простовато
349 300 рублей
Число полос: 3
Количество динамиков: 3
Акустическая схема: фазоинвертор
Воспроизводимые частоты (±3 дБ): 40 Гц – 20 кГц
Чувствительность: 91 дБ
Рек. мощность усилителя: 25 – 200 Вт
Импеданс: 8 Ом
Габариты (ШхВхГ): 340 х 650 х 405 мм
Вес: 27,9 кг