Серия Reference в линейке Klipsch занимает нижнюю позицию, несмотря на громкое название. Это фактически базовые колонки, проще и дешевле которых ничего не предлагается, однако детальное знакомство с парой моделей доказало, что свое звучное имя они носят по праву. Прошло чуть меньше двух лет с тех пор, как мы детально изучили пару напольников Reference, и пришло время заново знакомиться с этой серией — ведь производитель ее полностью обновил.

Два масштаба

Обновлённая серия Reference включает в себя по два размера практически всех типов колонок, включая сабвуфер и центральный канал, что позволяет создавать стереосистемы и домашние кинотеатры разных масштабов. Без оригинальных решений также не обошлось. Вполне типовая на вид акустика Dolby Atmos в линейке лишь одна, но она выполняет сразу две функции: помимо размещения на напольных колонках ее также можно подвешивать на стену, используя в роли тыловой и боковой акустики окружающего звука.

В ситуации, когда эта модель используется в роли высотных каналов Dolby Atmos, разработчики предлагают весьма оригинальный способ подключения — через кабельную линию, заложенную внутрь напольников. Входные клеммы и для основной стереопары, и для высотных колонок располагаются в нижней части напольника, а в верхней части корпуса скрыты выходные клеммы под разъемы типа «банан», к которым и подключаются высотные каналы.

Но и на этом чудеса не заканчиваются. Для истинных киноманов была разработана специальная версия младших напольников R-605FA, в которую уже интегрирована акустика Dolby Atmos. Но на момент теста самые интересные колонки со встроенными высотными каналами еще не были доступны, поэтому мы исследовали два классических напольника — R-600F и R-800F.

Дизайн и конструкция

Работая над дизайном новых Klipsch Reference, специалисты компании выполнили практически невозможную задачу — они изменили большинство элементов конструкции, не нарушив при этом классический дизайн серии. Смотришь издалека — самые обычные Klipsch: черные корпуса, квадратные рупоры, медного цвета динамики. Подходишь ближе, всматриваешься в детали — и впечатление противоположное: у новых Reference нет ничего общего со старыми.

Фактура отделки совершенно иная, более брутальная, с глубоким выраженным рельефом дерева. Окантовка фасадной части теперь скошенная, отчего выглядит сложнее и богаче, а сама передняя панель имеет черный цвет в тон корпуса. Фланцы СЧ/НЧ динамиков стали эстетичнее — они сплошные, без отверстий с головками шурупов.

Квадратный рупор Tractrix тоже вписан в дизайн передней панели более аккуратно, теперь он занимает всю верхнюю часть от края до края и опять же не имеет видимых отверстий для крепежа. Если поставить рядом прошлую и нынешнюю версию Refernece, они выглядят как брутальный рабочий прототип и доведенный до совершенства дизайнерами конечный результат.

Единственный элемент конструкции и дизайна, который, по-моему, совсем не поменялся — это опоры. В основании мы по-прежнему можем наблюдать пластиковые планки с агрессивными ножками, выступающими за пределы корпуса. Они придают акустике небольшой наклон назад, для более эффективного распространения звуковых волн в помещении, и при этом никак не регулируются по высоте.

А самое печальное — резьбовых втулок в корпусах колонок нет и опциональные ножки или шипы использовать не получится. Разве что поставить колонки на виброразвязывающий подиум с регулируемыми опорами. Или можно по-старинке регулировать высоту установки и наклон подкладыванием монеток. Тут, очевидно, потребуются даймы и четвертаки.

Что же касается конструкции корпуса — она вполне традиционная. МДФ, внутри усиление распорками и частичное заполнение звукопоглотителем. И в том, и в другом нетрудно убедиться, заглянув внутрь фазоинвертора.

Из приятных мелочей, делающих образ акустики завершенным, стоит отметить медную окраску твитеров. Если раньше в глубине рупора виднелось что-то серебристое, в новой версии наступила полная гармония — твитер, логотип и средне-низкочастотники имеют фирменный медный оттенок. Который, кажется, стал чуть более красным, чем был.

О всем, что касается изменения конструкции динамиков, разработчики по-прежнему предпочитают особенно не распространяться. Известно, что поменялся состав композита, из которого изготавливаются диффузоры СЧ/НЧ-излучателей, к тому же на вид чуть изменился их профиль. Подвесы СЧ/НЧ-излучателей достаточно упругие и оказывают заметное сопротивление при нажатии на диффузор, сами диффузоры предельно жесткие и не должны деформироваться даже при интенсивной работе. Такое сочетание дает максимально четкий, плотный и хорошо контролируемый бас.

Твитер по-прежнему имеет алюминиевый купол, закрепленный на легком каптоновом каркасе звуковой катушки. Но радикально изменилось его рупорное оформление. У всех моделей акустики ширина раскрытия фирменного рупора Tractrix теперь равна ширине передней панели, в то время как в прошлой версии колонок он был меньше фасада.

Угол раскрытия разработчики сохранили: и по вертикали, и по горизонтали он составляет 90 градусов. Это позволяет минимизировать самые вредные первые отражения звука от стен, пола и потолка, усиливает отдачу ВЧ-звена, повышает чувствительность. И при этом акустика не получается узконаправленной — зона комфортного прослушивания достаточно широка.

Сохранилась практически без изменений конструкция фазоинвертора — он имеет прямоугольное сечение и порт в виде рупора. Задача рупора в данном случае не направление излучения, а снижение турбулентности при прохождении воздушного потока.

Стоит также обратить внимание на тот факт, что младшие напольники R-600F теперь имеют два СЧ/НЧ-динамика — так же, как и старшие, только калибр другой и рупор поменьше. В связи с изменениями в конструкции излучателей кроссоверы колонок были переработаны.

Тут разработчики опять избегают подробностей, но, судя по всему, от чисто двухполосной схемы они перешли к включению в 2,5 полосы. Во всяком случае, так звучание динамиков воспринимается на слух — хоть в характеристиках и указана одна частота раздела.

Новый Reference-звук

Новые Klipsch Reference порадовали чистым и сфокусированным саундом, с первых же нот подтвердив преемственность поколений. Все основные признаки фирменного звукового почерка сохранились — с некоторыми изменениями, правда. Но начать стоит с главного.

Акустика Klipsch звучит куда более собранно и строго, чем многие домашние Hi-Fi колонки, а частотная характеристика стремится к линейной без смягчающих звучание провалов в области средних частот. Именно это сбивает некоторых ценителей домашнего аудио с толку и порождает разговоры о крикливых рупорах и прочих несовершенствах, обусловленных конструкцией.

Для того, чтобы разобраться в вопросе, достаточно послушать хорошие студийные мониторы. Они обладают ровной АЧХ без смягчения и затемнения середины, что делает звучание не только ярким и светлым, но также максимально информативным. Именно на них похоже звучание Klipsch. А при наличии рупорной окрашенности звук был бы ярким, но не информативным, с откровенной кашей в области средних частот.

Никакой каши в звуке R-600F и R-800F не наблюдается — напротив, обе модели отлично справляются с металом, не вызывая дискомфорта и делая отлично читаемым каждый гитарный рифф. Превосходную разборчивость по всему частотному диапазону дополняет отличная ритмичность и контролируемый бас, благодаря чему особенно интересным становится прослушивание альтернативных команд. Старые добрые Primus и Rage Against The Machine звучат великолепно. Надо ли говорить, что с классическим роком и современным инди проблем не возникает?

Рок и метал я привел в пример не потому, что Klipsch — это жанровые рокерские колонки, а потому, что эти музыкальные направления на акустике с мягким «домашним» саундом зачастую звучат недостаточно убедительно и реалистично. В целом же напольники Reference проявили себя абсолютно универсальными. Пожалуй, даже более универсальными, чем предыдущая версия.

Возможности новых Klipsch можно было ощутить в ходе калейдоскопической смены жанров. Только что идеально звучал рок — и сразу после этого столь же захватывающе звучит камерная классика. С технической точки зрения это диаметрально противоположные задачи.

В первом случае акустика должна быть максимально динамичной, чтобы эффектно рисовать звуковую картину крупными мазками, а во втором ей нужно максимально точно воссоздавать тонкие оттенки и обертоны, работать с нюансировкой звуков и прорисовывать красиво переливающиеся мелодии. В обоих случаях Klipsch Reference справлялись успешно, доносили суть музыки, не вызывали дискомфорта или ощущения нехватки каких-либо составляющих звуковой картины.

В качестве секретного ингредиента системы вполне можно было заподозрить усилитель. Бывают такие модели, которые заставляют играть совершенно «мертвые» колонки. Но ситуация оказалась обратная: акустика показала себя хорошо с принципиально разными моделями, в следствие чего подбор усилителя стал скорее способом изменить характер звучания системы.

Если нужен саунд максимально точный, детальный и сфокусированный, стоит выбрать усилитель класса D, хочется чуть потеплее — можно поискать среди транзисторных моделей класса АВ, еще теплее — гибридный усилитель с ламповым предварительным каскадом, он смягчит и скруглит звук, не лишив его драйва.

Ну и, пожалуй, самый мягкий, домашний и уютный саунд можно получить с ламповым усилителем. Причем к аппарату, выдающему 25-30 Вт, можно смело подключать даже большие R-800F, признаков перегрузки и недостатка громкости в такой ситуации не наблюдалось. Единственное, что стоит помнить при выборе усилителя и источника — их лучше присматривать в ценовой категории выше, чем та, к которой принадлежит акустика.

Сравнения

Возвращаясь к вопросу сравнения старых и новых Reference: звуковой почерк у них максимально похож, но обновленная аудиочасть превосходит прежнюю по целому ряду параметров. Не всегда эти отличия радикальны, но все они идут на пользу звуку. В результате подача музыки стала еще более цельной, слитной, детальной и сбалансированной. Заметно лучше новые Reference проявили себя на деликатном музыкальном материале, выдав больше оттенков и нюансов. Одним словом, разработчики успешно поколдовали над динамиками, да и стыковка полос получилась более бесшовной.

Второе сравнение, без которого не обойтись — сравнение малых и больших напольников, и разница между ними была заметна только в басовой части диапазона: на СЧ и ВЧ они были практически идентичны. Соответственно, заметить отличия можно только на записях, в которых имеются выраженный нижний бас и инфраниз — а это, как правило, электронная музыка.

Так, например, в треке «Fuzzy Logic» от Pangaea басовая партия прописана очень низко и на R-800F она отлично читается, в то время как на R-600F только слегка обозначается, а в треке «Giving Up» от TSHA бас, исполняемый 800-й моделью, внезапно «берет за душу» в самом буквальном смысле, заставляя грудную клетку вибрировать в такт, а с 600-ми не удается ощутить ничего подобного. Одним словом, если размер комнаты позволяет — выбор очевиден. Во всех остальных случаях можно попробовать трифоник.

Итог

В новой реализации Klipsch Reference разработчики превзошли себя. Акустика по-прежнему оправдывает свое название, и нужно очень постараться, чтобы найти в звучании какой-то изьян. О вкусах, конечно же, можно рассуждать бесконечно долго, на каждый характер саунда найдется свой ценитель, но то, что за свои деньги эти колонки звучат просто отлично — это уже практически аксиома.

По сбалансированности, точности и цельностью звучания эта серия оставляет позади многих конкурентов и вполне может использоваться в качестве референса в своем классе. А после удачного фейслифтинга и дизайн новых Reference можно брать за образец.

детальный и хорошо сбалансированный звук, отличное разрешение в своём классе, рупоры минимизируют первые отражения в помещении, хорошо совместимы с различными усилителями, улучшенный дизайн

нет выбора цветов, не регулируются опоры

Klipsch Reference R-600F, Klipsch Reference R-800F

Klipsch Reference R-600F — 69 990 рублей, Klipsch Reference R-800F — 94 990 рублей

Klipsch R-600F

ВЧ-динамик: 25 мм алюминиевый купол рупоре Tractrix

СЧ/НЧ-динамики: 2х 165 мм, композитный диффузор с графитовым наполнением

Диапазон частот: 34-21000 Гц (+\-3 дБ)

Чувствительность: 96 дБ

Мощность: 100 Вт (постоянная) / 400 Вт (пиковая)

Импеданс: 8 Ом

Частота раздела кроссовера: 1440 Гц

Акустическое оформление: фазоинвертор

Габариты: 1017х240х386 мм

Масса: 18,6 кг

Отделка: винил, черное дерево

Klipsch R-800F

ВЧ-динамик: 25 мм алюминиевый купол рупоре Tractrix

СЧ/НЧ-динамики: 2х 205 мм, композитный диффузор с графитовым наполнением

Диапазон частот: 34-21000 Гц (+\-3 дБ)

Чувствительность: 98 дБ

Мощность: 150 Вт (постоянная) / 600 Вт (пиковая)

Импеданс: 8 Ом

Частота раздела кроссовера: 1400 Гц

Акустическое оформление: фазоинвертор

Габариты: 1093х277х443 мм

Масса: 24,5 кг

Отделка: винил, черное дерево