В этой ценовой категории наконец-то инженерная мысль начинает выходить на оперативный простор: бюджет перестает быть сдерживающим фактором при разработке. Любые конструктивные схемы и излучатели, любые материалы. Кто кого, масса технологий или сдержанный и лаконичный продукт? Участники теста - напольные акустические системы в ценовом диапазоне от 50500 до 79800 руб.
Критерии оценки
В сегодняшнем тесте мы попробуем оценить несколько вещей. Во-первых, это звуковые достоинства конструкции, они во многом определяются матчастью. Во-вторых, попытаемся выяснить характер звучания наших сегодняшних претендентов. И наконец, в-третьих, что самое сложное, постараемся оценить музыкальные способности конкурсантов, что, скорее, является материализацией мыслей и чувств разработчика, это то, что не поддается объективной, тем более приборной оценке.
Triangle KUMA - 50500 руб.
Звук 3
Конструкция 4
Качество/цена 4
Достоинства
- Отличные высокие частоты
Недостатки
- Бас рыхловат
- Задвинутая середина
Конструкция
Эта новая модель фирмы выглядит солидно и дорого в своей лаковой отделке. В ней использованы наработки от флагманского проекта Magellan. Правда, конструкторы отказались от фирменного рупорного твитера в пользу обычного купольного. В СЧ/НЧ-динамиках используются бумажные диффузоры. Оформление колонки — фазоинвертор, порт которого выведен на переднюю стенку. Одна пара клемм расположена на задней стенке корпуса.
Звук
Звучание довольно светлое, мелковатое и немного в себя. При этом колонка имеет очень красивые и ясные высокие частоты, с хорошей атакой и детализацией. СЧ обладают чуть меньшим очарованием: там есть некоторая простоватость и монотонность. Низ понравился менее всего, он рыхлый, укрупняется и при этом маскирует голосовой диапазон. Настоятельно рекомендую тщательно подобрать акустический провод, для того чтобы подсобрать низ и вытянуть вперед середину.
АЧХ этой модели демонстрирует значительные подъемы на низких и высоких частотах, а также значительное ослабление отдачи на СЧ. Нижняя частотная граница получается аж на уровне 30 Гц. Правда, искажения ниже 40 Гц начинают резко возрастать, так что будем считать все же рабочей частотой именно 40, а не фантастические 30 Гц. Выше этой частоты КНИ модели очень стабилен и держится на весьма низком уровне. Пределы изменения импеданса достаточно умеренные, за исключением нижней границы 2,71 Ома, достигаемой на высоких частотах 6–12 кГц. Вероятно, для этой модели понадобится усилитель, способный держать умеренные перегрузки.
Heco Aleva 500 - 54000 руб.
Звук 4
Конструкция 4
Качество/цена 4
Достоинства
- Идеальная тональность
- Хорошая слитность
Недостатки
- Тускловатая середина
- Нехватка ВЧ
Конструкция
Все АС Heco оснащаются динамиками с диффузорами из особой бумаги. Наша модель представляет собой старший напольник, собранный по 2,5-полосной схеме. Твитер имеет сверхлегкий шелковый купол. Басовик и СЧ/ НЧ-динамик имеют алюминиевые корзины и мощные двойные магниты. Два порта фазоинвертора выведены на заднюю панель. Солидные винтовые клеммы предусматривают возможность увеличения чувствительности твитера на 2 дБ.
Звук
Сильная сторона Heco — это идеальная тональность и крупные образы. Самого верха немного не хватает, середина тускловата. Слитность на высоком уровне. Есть ощущение, что акустика играет немного в себя. Низ довольно глубокий и чуть крупнее голосового диапазона. Этим колонкам настоятельно рекомендуется подобрать акус-тический кабель с выпуклой и активной СЧ/ВЧ-областью, например, что-нибудь из посеребренной меди.
АЧХ в диапазоне 80 Гц — 2 кГц очень ровная. Далее наблюдается провал приблизительно на 3 дБ. Это в режиме твитера «linear». В положении его «+2 дБ» (малиновый график) АЧХ становится чуть лучше. На низких частотах спад АЧХ довольно резкий: при нижней частотной границе 59 Гц. Очень низкий КНИ отмечается на частотах от 80 Гц до 1 кГц. Выше 1 кГц искажения держатся приблизительно на уровне 0,5%. В сторону же низких частот КНИ растет плавно, достигая 3% на 24 Гц (высокая и средняя громкость) и 33 Гц (малая громкость). Хорошо заметно, что с увеличением громкости искажения сигнала уменьшаются. Импеданс имеет один неудобный выброс в области баса, достигающий 23 Ом. Впрочем, серьезной опасности для согласования это не представляет.
KEF Q500 - 55500 руб.
Звук 4
Конструкция 4
Качество/цена 4
Достоинства
- Отличная 3D-сцена
- Высокая ясность
Недостатки
- Светлая тональность
Конструкция
Модель Q500 — младший напольник из обновленной линейки фирмы. Все излучатели были существенно переработаны, подобрана нужная форма диффузора и оптимизирован подвес. Твитер увеличен в размере для большей эффективности и меньших искажений. Корпус модели делится на две части. Верхняя часть содержит новый Uni-Q динамик и настроенный под него пассивный радиатор. Нижняя часть отдана басовику и еще одному пассивному радиатору. Схема кроссовера упрощена до первого порядка.
Звук
Сильная сторона KEF — это высокая ясность и слитность звучания. Особенно на СЧ/ВЧ. Как следствие в звуке этих колонок много воздуха. Они рисуют отличную трехмерную сцену. Тональность, правда, здорово смещена к светлому. Бас не очень глубок, но он играющий и практически не склонный к укрупнению. Тембральная точность на среднем уровне. Общая подача очень энергичная и жизнерадостная.
Превосходно сбалансированная АЧХ говорит о тщательной настройке этой АС. Средние частоты изумительно ровны. На высоких частотах заметна небольшая дрожь, но баланс не нарушен. Спуск на низких частотах плавный настолько, что позволяет достигнуть нижней частотной границы в 34 Гц. Направленность не очень широкая, но довольно ровная, без традиционных завалов на верхней границе измерений. КНИ трудно назвать низким, однако он достаточно стабилен. Импеданс похож на классический случай. Минимальное значение составляет 3,57 Ома (меньше традиционно допустимых 4 Ом), однако достигается оно лишь на 20–30 Гц и поэтому вряд ли представляет опасность для обычного усилителя мощности.
Rega RS5 - 56800 руб. - Победитель теста.
Звук 5
Конструкция 5
Качество/цена 5
Достоинства
- Гармоничное неутомительное звучание
Недостатки
- Уменьшенный масштаб
Конструкция
Излучателей у этой модели три, но полос всего две, поскольку СЧ/ НЧ-динамик подключен параллельно к басовику, расположенному на боковой стенке корпуса. Твитер оснащен шелковым куполом и специальной тыльной камерой. Две пары клемм позволяют подключать колонки по двухпроводной схеме.
Звук
Звук открытый, пластичный и свободный. Масштаб рисуемого действия при этом невелик. Сцена на месте, строится вниз. Лечится, соответственно, наклоном назад. Замечательны тембры и телесность, плюс идеальная тональность способствуют неутомительному и музыкальному звучанию этих колонок. У твитера заметно незначительное отставание в классе от СЧ-излучителя, при этом сшиты они безупречно. НЧ-секция хорошо интегрирована в этот небольшой ансамбль, хоть и находится басовик на боковой стенке. Зато есть дополнительные возможности настройки баса. Вообще говоря, слитность звучания, это еще один большой плюс данной акустики.
Неравномерность АЧХ колонок довольно высокая. Хорошо заметны два подъема на высоких частотах и в басу. На верхних средних частотах, наоборот, — присутствует провал. Направленность колонки достаточно широкая, однако ее равномерность оставляет желать лучшего. Заметный подъем чувствительности (+5 дБ) на 80 Гц и относительно плавный спуск делают бас этой небольшой модели весьма глубоким — нижняя частотная граница составляет 38 Гц. В целом, уровень искажений находится ниже 0,5 %, не выявляя сколь-либо заметных резонансов. Импеданс приготовил нам сюрприз — высокий пик (46 Ом) на 10 кГц. Поведение такой колонки будет зависеть как от качества усилителя, так и от музыкального материала.
Diapason Ares - 58000 руб. - Приз симпатий.
Звук 5
Конструкция 4
Качество/цена 5
Достоинства
- Открытая подача
- С музыкой на ты
Недостатки
- Мелкие образы
Конструкция
В итальянских Diapason Ares применяется особый динамик, работающий напрямую, т.е. без фильтра (Diapason Direct Drive), что заметно улучшает звучание. Он работает в паре с небольшим шелковым твитером. Внутренняя разводка осуществляется посеребренными проводами от Van den Hul.
Звук
Эти отважные малыши обладают отличной тональностью и сильно уменьшенным масштабом. Правда, для своих размеров он все же больше, чем ожидаешь. Твитер на самом верху довольно рано закругляется, но неплохо дополняет основной динамик. Который чуть-чуть коротит в плане послезвучий и звучит тембрально простовато. Такова, видимо, цена, заплаченная за гладкий и естественный спад отдачи полимерного диффузора. При этом подкупает замечательно свободная и открытая подача этой акустики. Как ни странно, не пасуют малыши и на большой громкости. Весьма симпатичная музыкально одаренная акустика.
Частотный баланс колонки немного смещен в сторону высоких частот. Точнее говоря, низкие частоты немного ослаблены. Однако это легко выправляется поворотом АС от слушателя на 30°. Отсутствие подъема АЧХ на низких частотах немного компенсирует плавный спуск чувствительности, однако ниже 60 Гц нижняя частотная граница опуститься не смогла. КНИ модели находится на среднем уровне. Некоторое беспокойство вызывает повышенный КНИ именно на средних частотах (500–800 Гц), доходящий почти до 1%. На низких частотах рост уровня КНИ вполне согласуется с падением АЧХ. От уровня громкости величина искажений почти не зависит. Импеданс системы меняется в приемлемых пределах, не предвещая каких-либо проблем при согласовании с усилителем.
Canton Chrono 509.2 DC - 60200 руб.
Звук 4
Конструкция 4
Качество/цена 4
Достоинства
- Отличные пространственные впечатления
Недостатки
- Качество мидбаса
Конструкция
Линейка Chrono занимает среднее положение в ряду акустики немецкой компании Canton. Конструкция АС трехполосная. Купол твитера выполнен из сплава алюминия и магния. СЧ-динамик установлен над твитером и оснащен алюминиевым диффузором с патентованным волнообразным резиновым подвесом. Аналогично выполнены и два басовика, расположенные в средней части корпуса. Портом фазоинвертора является щель между дном колонки и подиумом.
Звук
Эта акустика порадовала передачей воздуха и объемом пространства. Сцена действительно достойна звания 3D. Тональность светлая, тембры узнаваемы и богаты. Связка ВЧ+СЧ достойна похвалы. К сожалению, низ несколько выпадает из цельного образа этой колонки. Он играющий, но в мидбасу присутствует некая вязкая монотонность. Заметно также укрупнение образов в этой области. Вообще, масштаб звучания у Canton получается весьма приличный.
АЧХ ровная на середине, чуть больше неравномерности на высоких частотах без завала, немного приподнятые низы на 100 Гц. Довольно резкий спад чувствительности на низких частотах сочетается с подъемом в верхнем басу, позволяя нижней границе опуститься лишь немногим менее 50 Гц. Это несколько неожиданно для двух немаленьких НЧ-динамиков, используемых в конструкции колонки. КНИ вполне удачно подстроен под АЧХ и на нижней частотной границе не превышает 3%. В остальном уровень искажений достаточно низок, за исключением области 2–3 кГц, на которой происходит согласования СЧ-динамика с твитером (здесь КНИ возрастает до 0,5%). Импеданс меняется в совсем небольших пределах, не предвещая каких-либо проблем согласования.
Davis Acoustics Vinci 2 — 64900 руб.
Звук 4
Конструкция 4
Качество/цена 4
Достоинства
- Роскошный внешний вид
Недостатки
- Укрупняющийся бас
- Мельчат на СЧ-ВЧ
Конструкция
Davis Acoustics относит модель Vinci 2 к линейке Lifestyle. Четыре излучателя поделены на три полосы. Твитер с мягким куполом и СЧ-динамик с кевларовым диффузором помещены в отдельную камеру. Низкие частоты воспроизводятся двумя басовыми динамиками с бумажными диффузорами, работающими на общий фазоинвертор.
Звук
Акустика отличается хорошо сшитыми полосами и небольшим масштабом звучания на СЧ-ВЧ. На басу же звук здорово укрупняется. Направленность у АС очень высока, поэтому установка в помещении потребует высокой точности. ВЧ на самом верху ощутимо ослаблены. В голосовом диапазоне есть незначительная вуаль и потеря ясности. Но при этом акустика очень старательная, слова певцы прямо-таки выговаривают. Подозреваю наличие в твитере феррофлюида, а также кроссовера высокого порядка. Скорее всего, эти хорошо оснащенные колонки нуждаются в довольно длительном прогреве.
АЧХ колонок не идеальная, но отклонения чувствительности невелики и имеют довольно пологий вид на графике. Общий тональный баланс немного смещен в сторону высоких частот. Под углом 30° он выравнивается. СЧ довольно ровные. Нижняя частотная граница скромная, всего 55 Гц. А вот направленность у колонки широкая и достаточно ровная. Модель показала очень низкий уровень искажений практически на всем своем рабочем диапазоне. КНИ не выходит за рамки 1% вплоть до нижней частотной границы. Чем громче система играет — тем меньше искажения (по крайней мере до 94 дБ). Импеданс ведет себя гладко, меняется в небольших пределах и не выявляет опасных для усилителя участков.
Martin Logan Motion 12 - 67900 руб.
Звук 4
Конструкция 4
Качество/цена 4
Достоинства
- Отличная передача пространства
Недостатки
- Бас звучит несколько отдельно
Конструкция
Наша модель — старший напольник в кинотеатральной серии Motion. Колонку можно условно поделить на две части. Верхняя часть содержит фирменный твитер и СЧдинамик с бумажным диффузором, выполненным в открытом оформлении. Акустика имеет довольно сложный кроссовер, который разместился там же. Нижняя часть колонки содержит два басовых динамика с диффузорами из пропитанной бумаги. Басовики расположены почти в самом низу передней панели. Порт фазоинвертора размещен в нижней части задней стенки.
Звук
Акустика обладает практически идеальной тональностью и довольно высокой тембральной точностью. Подача в голосовом диапазоне ощутимо вогнутая, отсюда настоятельно рекомендуется яркий и выпуклый на середине акустический провод. Низ достаточно глубокий, правда, он немного выпадает из общего звучания колонки. Масштаб невелик, пространство при этом рисуется довольно правдоподобно и трехмерно.
АЧХ имеет явный акцент на ВЧ и небольшой подъем в области верхнего баса. В результате нижняя частотная граница довольно скромная — 51 Гц. Направленность колонки широкая и весьма ровная. Приятно радует стабильный и низкий КНИ системы. Особенно аккуратно работает фирменный ленточный твитер независимо от громкости. Низкие частоты и вовсе достигают пределов наших измерений (23 Гц), лишь совсем немного превысив 3% КНИ. Только на малой громкости басовики работают менее уверенно (до 40 Гц). Импеданс очень ровный, но проблема в очень низком минимальном значении: 2,68 Ома. Будучи локализованным в области верхнего баса, такой импеданс может составить серьезную нагрузку для усилителей.
Polk Audio LSi15 - 72600 руб.
Звук 4
Конструкция 4
Качество/цена 4
Достоинства
- Хорошая тональность
- Могучий бас
Недостатки
- Отдача твитера слабовата
Конструкция
Это вторая сверху модель из топовой линейки фирмы. Конструкция АС трехполосная, фазоинверторного типа. В шелковом кольцевом твитере используются мощный неодимовый магнит, алюминиевая звуковая катушка, а также специальная тыловая камера. Два СЧ-динамика с диффузорами из вспененного полипропилена. Басовый динамик с диффузором из полимерного композита расположен на боковой стенке. Портом фазоинвертора служит щель между дном и подиумом колонки.
Звук
Основа звучания этой хорошо оснащенной колонки, конечно же, могучий и основательный бас, который, правда, гораздо крупнее СЧ/ ВЧ-диапазона. Твитера на самом верху явно не хватает, да и среднечастотник звучит слишком мелко и округло. Подачу этой акустики можно назвать слегка флегматичной. Слитность в голосовом диапазоне при этом достойна похвалы. Тональность близка к идеальной. Тембры богаты.
Модель демонстрирует исключительно ровную АЧХ в области СЧ и ВЧ и явный рост отдачи в мидбасу. Без особого труда колонки дотягивают нижнюю частотную границу до приличного уровня 40 Гц. Также начиная с этой частоты уровень искажений выходит за пределы 3% для средней и малой громкости. Странно, но на высокой громкости искажения начинают расти немного раньше. В целом, колонка показывает довольно низкий, стабильный уровень искажений на всем рабочем интервале частот. Импеданс системы характерен высоким сопротивлением на высоких частотах, доходящим почти до 40 Ом. Могут быть проблемы с согласованием. Или это может повлиять на характер звучания колонки на разном музыкальном материале.
ASW Cantius 504 - 73600 руб. - Приз симпатий.
Звук 5
Конструкция 5
Качество/цена 4
Достоинства
- Цельное звучание
- Выпуклая подача
Недостатки
- Маловат масштаб
Конструкция
Эта модель представляет линейку среднего уровня немецкой компании ASW. За высокие частоты отвечает твитер с 30-мм шелковым куполом. Пара основных 130-мм динамиков с алюминиевыми диффузорами расположены по схеме d'Apollito. Динамики закрываются прочной защитной сеткой на раме из MDF. Акустическое оформление модели — фазоинвертор. Его порт расположен в самом низу задней стенки корпуса, под клеммами. Предусмотрена возможность двухкабельного подключения.
Звук
Акустика обладает замечательной выпуклой подачей, высокой информативностью и разрешением. Тембры правильные, голосовой диапазон просто замечательный. Общая тональность чуть светлая, масштаб при этом несколько уменьшен. Высокие частоты с хорошей атакой, они отлично состыкованы с серединой. Низкие частоты не очень глубоки, но также весьма органично вписаны в весьма цельное звучание этой колонки.
Спад АЧХ начинается прямо от 1 кГц и плавно продолжается вплоть до пределов измерений. Резких и больших перепадов, как у большинства других колонок, здесь нет. Однако и уровень чувствительности при 100 Гц падает на целых 5 дБ. Более плавный спад отмечается и в противоположную сторону от 1 кГц. По общей картине можно это назвать небольшим превалированием средних частот (+1–+2 дБ). Приятно удивляет график КНИ модели. Искажений мало и на средних, и на низких частотах. Только высокие частоты на малой громкости показывают повышение КНИ в пределах 1%. График импеданса еще менее правдоподобный — разница между максимальным и минимальным значением меньше 4 Ом! Абсолютно стабильная нагрузка.
Quadral Platinum M4 - 75 000 руб.
Звук 4
Конструкция 4
Качество/цена 4
Достоинства
- Высокое разрешение.
Недостатки
- Светлая тональность
Конструкция
Эта трехполосная конструкция включает в себя последнее поколение кольцевого твитера RiCom-M с титановой мембраной и шелковым подвесом, СЧ-динамик с алюминиевым диффузором и два басовика, также оснащенных алюминиевыми диффузорами. Басовые динамики установлены в углублении корпуса, образующем компрессионную камеру, и нагружены на фазоинвертор. Предусмотрены две пары клемм.
Звук
Эти колонки прозвучали очень уверенно и ярко, с большим количеством воздуха и хорошей прорисовкой пространства. Голосовой диапазон чист, но порой резок. Направленность очень высокая, что характерно для ленты. Для правильной сцены колонки желательно наклонить назад. Тональность светлая. Звуковой информации очень много. Порой это изобилие мешает сосредоточиться на музыкальном действии. Бас играющий и довольно глубокий. Соединять эти колонки лучше спокойной медью, может быть, даже луженой.
АЧХ на средних частотах очень ровная. На высоких частотах есть небольшой подъем. Верхний бас немного приподнят, но это помогает не сильно — резкий спуск ниже 70 Гц позволяет достичь нижней границы всего на 50 Гц. Направленность колонки широкая и ровная. АЧХ модели остается очень ровной вплоть до 8 кГц на любых углах. На высокой громкости график КНИ стелется около нуля от 60 Гц и до 20 кГц. С уменьшением громкости искажения немного растут на высоких и низких частотах. Импеданс обходится без резких пиков и провалов. Разброс его значений невелик, однако минимальное значение все же переходит границу 4 Ом (3,62 Ома). Небольшой запас мощности усилителя оказался бы в этой ситуации не лишним.
Dynaudio Excite X32 - 79 800 руб.
Звук 4
Конструкция 4
Качество/цена 4
Достоинства
- Слитный, плотный звук
- Хорошая сцена
Недостатки
- Немного упрощают тембры
Конструкция
Dynaudio со своей линейкой Excite начала борьбу за средний сектор Hi-Fi. Напольная модель Excite X32, несмотря на наличие трех излучателей, выполнена по двухполосной схеме. Твитер используется традиционный, с мягким 28-мм шелковым куполом. В качестве СЧ/ НЧ-динамиков выступают два переработанных 6,5-дюймовых излучателя, использующих диффузоры из фирменного магнийполимерного композита. Порт фазоинвертора находится на задней стенке. Под ним в небольшой нише расположилась одна пара винтовых клемм.
Звук
Эта акустика прозвучала довольно выпукло, ясно и разборчиво. Породисто. Чуть суховато и немного резко. Тональность практически идеальная, тембры правильные, но слегка обедненные. Послезвучия также коротковаты. Слитность звучания на высоком уровне. Стыковка СЧ и ВЧ практически незаметна. Колонки рисуют замечательную сцену. Хорошо держат ритм.
Dynaudio показывает очень достойные результаты измерений. И дисбаланс, и неравномерность минимальные. Спуск в область низких частот плавный, но слишком ранний. Нижняя частотная граница, соответственно, довольно скромная: 58 Гц. Направленность колонок широкая и достаточно ровная. КНИ очень низкий и ровный. Разве что только твитер на малой громкости показывает повышение искажений. Ниже 3% уровень КНИ достигает уже на 30 Гц, а ниже 1% — на 50 Гц. Самые лучшие показатели получились на высокой громкости. К импедансу тоже никаких претензий не возникает. Колебания этой характеристики происходят во вполне приемлемых рамках.
Результаты
Итоги теста
Анализируя звучание наших участников сразу и пару недель спустя после прослушивания, сравнивая впечатления, можно лишний раз проверить правильность сделанных ранее выводов. Свойства моей памяти таково, что в ней остаются только положительные моменты. Короче, остается только позитив. Самые сильные впечатления остались от напольников Rega RS5. Свобода и музыкальность, неутомительность и какая-то легкость в подаче, свойственная этим колонкам, хорошо отпечатались в моем сознании. Они по праву заслуживают называться победителем теста. Следом за ними хочется отметить колонки ASW Cantus 504, которые получают приз симпатий за гармоничное и выпуклое звучание. Второй приз симпатий отправляется к итальянским малышам Diapason Ares. Невозможно забыть их отважную готовность играть любую музыку, причем на любой громкости.
К сожалению, в озвученных ценовых рамках преимущества напольников предполагают достаточно эфемерный рост в качестве и классе звучания. То есть за эти деньги я бы выбрал полочник. Однозначно!
Текст: Александр Князев, Николай Баландин