Elysian означает «райский». Эпитет, прямо скажем, с претензией. Тем более интересно его появление в каталоге добротного хайфайного бренда, на экстремальные музыкальные высоты доселе не претендовавшего. Что ж, посмотрим, насколько близко к небесным сферам сумели подобраться эти принципиально новые для Wharfedale колонки.

Серия Elysian впервые была представлена на мюнхенской выставке High End 2019 — и даже среди тамошней публики сумела обратить на себя внимание. Не секрет, что в мире акустики соотношение цены и исполнительских качеств — вопрос особенно неоднозначный, а с ростом ценников он становится лишь актуальнее и острее. Поэтому эксперименты с расширением модельного ряда вверх всегда вызывают живой интерес. Особенно, если за них берется бренд с именем и историей.

На равных с роялем

Если не считать ностальгической реконструкции Heritage, то Elysian — единственное семейство Wharfedale, не предполагающее кинотеатральную комплектацию. Собственно, моделей в нем всего две: напольные башни Elysian 4 и полочники Elysian 2. Ими мы сегодня и займемся.

Начнем с того, что назвать данную акустику «полочниками» можно только условно. Судите сами: высота 70 см при ширине фасада 33 см и глубине почти полметра (43 см плюс 3-см терминалы). Книжная полка этих 30-кг «малышей» точно не выдержит — они так и просятся на мощные, подходящие по стилю и нагрузочной способности опоры. О стойках для «двоек» в Wharfedale действительно позаботились, но сначала поговорим о дизайне самих кабинетов.

Колонки поставляются в трех вариантах отделки: белый или черный рояльный лак, а также грецкий орех. Тестовый экземпляр поблескивал белым глянцем, и, надо сказать, качество покрытия оказалось крайне высоким — уж точно не хуже, чем у большинства настоящих концертных роялей. И точно так же, как у них, сочетание добротного покрытия, внушительной массы и жесткости корпуса (при постукивании — почти как камень) создает ощущение вещи высококлассной и изготовленной явно с душой.

Визуально корпус разделен на три секции тонкими канавками, которые на грилях переходят в изящные хромированные накладки. Вроде бы мелочь, но они не только уменьшают визуальные размеры, но и делают акустику оригинальным элементом интерьера.

Еще одно горизонтальное сечение — на этот раз сугубо функциональное — расположено у самого основания. Оно отделяет основной корпус от опорной плиты, в которую сверху вниз стреляет порт фазоинвертора. В зазоре установлено два поролоновых демпфера, которые можно вынуть, чтобы поэкспериментировать с плотностью баса.

Родные стойки вписываются в дизайн колонок настолько гармонично, что не сразу понимаешь, где кончается одна конструкция и начинается другая. С первого взгляда многие наверняка решат, что плита под фазоинвертором — уже часть подставки, но это не так.

Опора состоит только из четырех трубок и платформы, смонтированной на крупных, вынесенных в стороны шипах. Все детали выполнены из высокоуглеродистой стали — за исключением нижней декоративной площадки, оформленной в цвет корпуса.

На выходе фазоинвертора установлены съемные поролоновые демпферы

Кстати, кабинеты изготовлены по фирменной технологии PROS (панель с оптимизированными резонансными характеристиками). На практике речь идет о сэндвиче из древесины разной плотности, благодаря которому резонансная частота корпуса оказывается ниже пределов рабочего диапазона.

Более того, панели из деревянного композита разработчикам удалось сформовать таким образом, что внутри корпуса параллельных плоскостей практически не осталось. Боковины изогнуты по широкой дуге, тыловая панель совсем узкая, а у фронтальной отражающая акустическая поверхность невелика за счет врезанных динамиков. На дне, как мы помним, расположен порт фазоинвертора, так что разгуляться стоячим волнам негде.

Привет из Дании

Цветовое оформление — конечно, дело вкуса, но, на мой взгляд, выигрышнее всего Elysian 2 смотрятся именно в светлой отделке. Каждый излучатель выглядит идеальной черной окружностью на белом глянцевом поле, причем пропорции этих кругов на редкость гармоничны.

Все спикеры, включая прямоугольный твитер, окружены рельефной окантовкой, без сомнения помогающей бороться с интерференцией по краям диффузоров. Заметим, что стоящие в каталоге на ступеньку ниже EVO4 данного элемента не удостоились.

Драйвер AMT работает в связке с круглым рупороподобным отражателем

Тут нужно прояснить важный момент. Сложно не заметить, что и конструкцией корпуса, и реализацией ВЧ-секции Elysian сильно напоминает своих младших собратьев. Но ключевое слово здесь именно «напоминает».

На самом деле, перед нами вовсе не улучшенная и облагороженная версия другой серии, но бескомпромиссная референсная разработка, на базе которой (хотя и почти одновременно с ней) путем существенных упрощений создавалось новое поколение EVO. Именно этим и объясняется, что наши сегодняшние полочники стоят ровно в три с половиной раза дороже, чем старшие напольники EVO4.

Но вернемся к динамикам. Ленточный твитер представляет собой излучатель Хейла — он же акустический трансформатор АМТ. По официальной информации, выпускается головка одной из компаний концерна IAG Group, в состав которого входит и сама Wharfedale.

Других подробностей нет, однако по внешнему виду она совсем не похожа на ВЧ-драйверы серии EVO. Во-первых, площадь мембраны заметно больше, а во-вторых, даже ее цвет (а скорее всего, и материал) другой. Не знаю, как у EVO4, но в нашем случае «гармошка» изготовлена из экстремально тонкой пленки PET, то есть из полиэтилентерефталата.

Фазовыравнивающая пуля, стеклоткань с антирезонансным покрытием, подвес из вспененного полимера и внешнее кольцо для подавления интерференции

А вот о происхождении головок СЧ- и НЧ-данные куда более конкретны. Выпускает их датская Scan-Speak, что для Wharfedale само по себе крайне примечательно.

Конкретно речь идет о серии Discovery, поэтому среднечастотник — это однозначно 15-см головка 15M/4624G00 с фазовыравнивающей пулей и диффузором из стеклоткани с демпфирующим покрытием. Ну а вуфер, скорее всего, 22-см 22W/4534G00 с мембраной такой же структуры на антирезонансном подвесе из вспененного полимера.

Неокрашенное пространство

Тестовый тракт сложился чисто британский: сервер Naim Uniti Core как источник, комбайн Quad Artera Solus Play в качестве преда и пара моноблоков Quad Elite QMP на выходе. Мощники эти интересны тем, что фактически представляют собой два усилителя, работающие одновременно (с сумматором на выходе) на один и тот же входной сигнал.

Схема класса А отвечает за полнокровное звучание на небольшой громкости, а когда требуется поддать драйва, на помощь ей приходит модуль класса В. Как результат — мощность 260 Вт на 8 Ом и способность уверенно контролировать даже самую сложную акустику.

Компоненты Quad и Naim смотрятся так же породисто и лаконично, как и сами спикеры

Первое, что я осознал после включения — поводов для снисходительного обращения эти колонки не дадут никому. Общий характер саунда удивительным образом соответствовал внешнему виду — такой же интеллигентный, нейтральный и светлый.

Сложенная гармошкой мембрана твитера АМТ предсказуемо выдавала высокую детальность и завидную микродинамику, но спецификой именно головок Elysian оказался крайне низкий уровень искажений. Проявлялось это в отсутствии малейших признаков характерной жесткости и в тембральной точности даже по самой высокой части диапазона.

Пресловутые тарелочки были не просто отчетливо слышны, но воспринимались как инструмент — с рельефным, по-настоящему многогранным звуком. Его броский саунд грамотно вписан в микс, и не пытается стянуть на себя внимания больше, чем ему было отпущено при сведении трека.

Настолько строгий, но притягательный дизайн не выйдет из моды никогда

Подобная же картина наблюдалась и с духовыми — с той лишь разницей, что более низкочастотные составляющие их звука, уже явно попадающие во власть СЧ-драйвера, абсолютно не теряли монолитности и тонального баланса, а значит, естественности.

В этом смысле очень показательным оказался диск Аркадия Шилклопера «Presente para Moscou»: альпийский рог и валторна в сопровождении контрабаса и экзотической перкуссии воспринимались просто как акустическое путешествие — причем в объемном, математически точно выстроенном пространстве.

Голографичность и выверенность размеров и расположения музыкальных образов, прямо скажем, впечатлили. Но особенно порадовало, что при этом звучание не становилось сухим или аналитичным. Наоборот, в каждом инструменте (а в вокале — особенно) чувствовались дыхание и пластика. Разумеется, если создатели об этом позаботились.

Пылезащитный колпачок у вуфера, по нынешним понятиям, совсем небольшой.

Официальная информация об устройстве кроссоверов Elysian ограничивается лишь тем, что они построены на компонентах аудиофильского уровня, а их настройка и доводка потребовала сотен часов тестового прослушивания. Как бы там ни было, но фазовая согласованность и строгость тонального баланса действительно вызывают уважение.

Еще один пример — Rammstein, «Wo Bist Du». За напористым брутальным вокалом Тилля Линдеманна призрачно (как и было задумано), но однозначно читаемо проступают детали мрачного бэкграунда, на системах попроще склонные тонуть в пучине тяжелых басов.

Кстати, о басах. Низкочастотная секция Elysian 2 реализована на уже знакомой многим фирменной технологии SLPP (Slot Loaded Profiled Port). НЧ-драйвер направлен вниз, а открытый на все четыре стороны объем между его диффузором и нижней опорной плитой служит для согласования акустического давления.

Из этого следует, что, во-первых, риск появления турбулентных призвуков сведен к абсолютному минимуму, а во-вторых — колонки допускают чуть больше вольностей в позиционировании относительно стен.

На редкость массивные, универсальные и приятные в обращении терминалы
Вынесенные за периметр корпуса могучие шипы придают внушительной конструкции отличную устойчивость

Вообще же, низы оказались быстрыми, энергичными и совершенно не склонными к приукрашиванию и потаканию массовым стереотипам. То есть баса вы получите ровно столько, сколько его присутствует в фонограмме. При этом он достаточно глубок (особенно для полочников): 28/35 Гц по уровню -6/-3 дБ — и, еще раз повторюсь, очень точен и энергичен.

Ему под силу действительно сложная ритмика, но для ее реализации потребуется соответствующий контроль со стороны усиления, так что моноблоки Quad Elite QMP оказались очень кстати. Одним словом, к тракту эти колонки довольно требовательны, но собранный, точный и в то же время по-настоящему интеллигентный звук такие запросы однозначно оправдывает.

Вывод

В финале хочется сказать вот что. За свою долгую историю, начавшуюся в английском Бредфорде в 1932 году, Wharfedale прошла большой, но достаточно прямой и целенаправленный путь. Даже вхождение в состав IAG Group и смещение производства в Китай — на фирменную стратегию особо не повлияли. Главным козырем бренда всегда оставался соблазнительный баланс дизайна, музыкальных качеств и, понятное дело, цены.

Elysian 2 удивительным образом и выпадает из этого тренда, и поддерживает его. С одной стороны, эта акустика — заявка на присутствие по-настоящему в высоком классе, а с другой — еще одно подтверждение фирменной идеи, что за свои деньги меломан должен получить как можно больше звука. И стесняться за свой ценник Elysian 2 уж точно не придется.

Изысканный дизайн, очень интеллигентный саунд, точность практически во всем — от микродинамических контрастов общей организации звукового пространства.

«Полочный» формат этих спикеров условен — место на полу они вам вряд ли сэкономят.

Wharfedale Elysian 2

433 389 рублей (стойки 42 390 рублей)

Акустическая схема: фазоинвертор

Количество полос: 3

Воспроизводимые частоты (±3 дБ): 35 Гц — 22 кГц

Импеданс (номинальный/минимальный): 4/3,6 Ом

Чувствительность (2,83 В/1 м): 89 дБ

Макс. звуковое давление: 109 дБ

Частоты разделения полос: 360, 2 900 Гц

Рекомендуемая мощность усилителя: 25–250 Вт

Габариты: 700х334х432 мм

Вес (одна колонка): 30,5 кг