Если кому лениво скачивать и читать весь номер Радио, привожу отфайнриденную выдержку.
Высококачественный усилитель мощности
В начале статьи идет анализ современного состояния усилителестроения, который опускаю. По поводу акустики, на кторой проводилось прослушивание, явным образом не пишется, вскользь упоминается флагман тех времен 35АС1.
...
На
высших частотах полосы пропускания и
тем более за ее пределами парамет-
ры обычного усилителя мощности ухуд-
шаются, в частности, возрастает уро-
вень искажений. К тому же они в
этой области частот значительно за-
метнее, так как хуже маскируются
полезным сигналом (в реальных фо-
нограммах вблизи границы полосы про-
пускания спектр сигнала спадает).
В результате наблюдается явление,
которое разные авторы называют по-
разному (хриплость, призвуки, отсутст-
вие прозрачности звучания, неестест-
венное звучание и т. д.), но означа-
ет оно одно и то же: ухудшение
звучания на высших частотах. Чтобы
как-то поправить положение, часто
просто поднимают уровень высших ча-
стот регулятором тембра. При этом
амплитуда высокочастотных компонен-
тов полезного сигнала увеличивается,
а среднечастотных, которые порожда-
ют гармоники, лежащие вблизи верх-
ней границы полосы пропускания,
остается практически неизменной. В ре-
зультате гармоники в области высших
частот маскируются полезным сигна-
лом и субъективно звучание высших
частотулучшается. Гармоники высоко-
частотных компонентов усиленного сиг-
нала лежат за пределами звуково-
го диапазона, порождаемые ими интер-
модуляционные продукты хорошо мас-
кируются более мощными среднечастот-
ными составляющими сигнала, поэто-
му подъем усиления на высших
частотах дает эффект улучшений каче-
ства звуковоспроизведения. В высоко-
качественном усилителе уровень гар-
моник меньше, и они могут маски-
роваться без подъема АЧХ в облас-
ти высших частот. Сказанное объяс-
няет тот факт, что одинаковое, субъ-
ективно сбалансированное по тембру
звучание в разных усилителях полу-
чается при различных положениях
регуляторов тембра.
...
Далее автор описывает "собственную" разработку. Это - клон известного усилителя Quad 405, но на советской элементной базе. Интересны результаты сравнительного прослушивания:
...
Особое внимание было уделено субъ-
ективным экспертизам. Качество зву-
чания усилителей сопоставлялось с ка-
чеством звучания таких известных ра-
диолюбителям конструкций, как про-
мышленный усилитель высшего класса
«Электроника Tl-002-стерео» [7], уси-
литель мощности на основе так назы-
ваемого «параллельного» усилителя
(8), усилитель с выходным каскадом
на МДП-транзисторах [9] и некоторые
другие. Источники сигналов и акусти-
ческие системы, естественно, во всех
случаях были одними и теми же.
В ходе экспертиз отмечено более
естественное звучание описываемого
усилителя. При воспроизведении од-
ной и той же фонограммы для полу-
чения примерно одинаково сбалансиро-
ванного по тембру звучания в боль-
шинстве сравниваемых усилителей тре-
бовался подъем АЧХ в областивыс-
ших частот от 3 до 10 дБ.
Интересно, что фонограммы,которые
при прослушивании через другие уси-
лители воспринимались как одинако-
вые по качеству, с новым усилителем
стали звучать по-разному. Еще более
интересно то, что преимущества опи-
сываемого усилителя отмечались даже
при использовании источника сигнала
среднего качества. В частности, оцени-
валось звучание при работе от кассет-
ного магнитофона с электрическими
характеристиками, соответствующими
второму классу. Несмотря на то, что
его параметры были значительно ху-
же, чем у любого из сравниваемых
усилителей (коэффициент гармоник —
около 2 % на частоте 1 кГц, рабочий
диапазон частот — 40...14 ООО Гц, от-
ношение сигнал/шум, взвешенное по
кривой МЭК-А, — около 56 дБ), при
включении в тракт описываемого уси-
лителя мощности явственно ощуща-
лось улучшение звучания. В большин-
стве случаев оказалось возможным
слушать фонограммы, не пользуясь
темброблоком, подавая сигнал непо-
средственно на усилитель мощности.
Ю. Солнцев, г. Москва