Эту модель японская компания TEAC представила в начале текущего года. Одновременно с ней на рынок вышла и вертушка TN-550, отличие которой лишь в том, что в ней нет встроенного ММ-фонокорректора и АЦП. Вообще, для проигрывателей вне бюджетной категории такие опции редкость, и если в TEAC TN-300 (тест) встроенная электроника кажется логичной, то здесь еще нужно послушать, стоит ли выбирать именно 570-ю модель. Впрочем, тест этот будет о проигрывателе как таковом, а значит и об альтернативной 550-й, и о том, стоит ли чуть доплатить за дополнительный функционал.

Конструкция

Продается проигрыватель в полностью укомплектованном и в частично настроенном виде. Сборка и настройка сводятся к распаковке, установке шелла с головкой (сама головка предустановленна на заводе), потом нужно установить противовес, выставить прижимную силу, антискейтинг и подключить внешний блок питания и выходной сигнальный кабель. Проще почти некуда, а так как есть встроенный фонокорректор, то подключить вертушку можно по обычному линейному выходу.

В конструкции стола TEAC TN-570 использован искусственный камень. Интересное решение, и выглядит, к тому же, хорошо

Напомню, что в модели TEAC TN-550 нет встроенных опций, поэтому, чтобы охватить разом обе модели, тест я построю с упором на привод, тонарм и прочие свойства. Отмечу, что апргейдить TN-570 внешним фонокорректором при желании не проблема — встроенный легко отключается.

Теперь давайте разберемся с конструкцией. Она традиционная: привычной формы и пропорций стол, штатная крышка на съемных петлях, 9-дюймовый тонарм, диск обычной толщины. Японские производители сейчас выпускают не так уж много проигрывателей, и в конструкциях моделей намного чаше встречаются элементы, свойственные классическим аппаратам из 70-80х годов.

У стола проигрывателя есть одна очень необычная особенность — он двухслойный, причем верхний (он же основной) слой изготовлен из искусственного камня. Это редкий прием, как по современным меркам, так и по меркам прошлых лет. Нижняя часть стола сделана из МДФ и покрыта рояльным лаком. Пластик с внутренней стороны кожуха, закрывающего проигрыватель, имеет сотовую структуру. Между искусственным камнем и МДФ есть еще какая-то плотная прослойка, но понять, из чего она сделана, не повредив проигрыватель, не получится.

На этом фото хорошо видны слои стола

На поверхность аппарат устанавливается при помощи трех ножек, их регулировка осуществляется за счет резьбы, а винты запрессованы в резиновые чашеобразные ножки, которые, в свою очередь, помещены в алюминиевые внешние оболочки. Таким образом, металл с поверхностью не соприкасается, его роль не только декоративная: он обеспечивает долговременную сохранность формы резиновой детали. Конструкция простая, но эффективная, ножки неплохо защищают аппарат от внешних вибраций. Непосредственно для регулировки производитель рекомендует использовать металлические шайбы, идущие в комплекте, но даже это не обязательно — если выкрутить ножку на пару-тройку оборотов, ничего страшного не произойдет.

Два слоя стола используются для того, чтобы закрепить узлы и детали на разных уровнях, тем самым улучшив их взаимную развязку. Так подшипник и тонарм крепятся к верхнему слою из камня, а мотор, ножки, плата фонокорректора и АЦП — к нижнему слою из МДФ.

Мотор у проигрывателя не слишком мощный и не самый тихий — при работе его чуть слышно. Хотя это не критично, так как работают и уровни развязки стола, и дополнительная развязка при креплении самого двигателя.

Мотор со снятым декоративным кожухом, пассик и край диска проигрывателя

Вращение передается на основной диск с мотора при помощи плоского пассика. Субдиска в конструкции нет, шкив мотора имеет только один диаметр, а переключение скоростей (33,3 и 45 оборотов в минуту) осуществляется не механическим, а электронным способом.

Все управление проигрывателем сводится к одной-единственной ручке, у которой есть три положения: стоп и две скорости. И никакой световой индикации, что очень приятно.

Возможности подстройки скорости нет, а за точность отвечает электроника, которая снимает показания вращения оптическим датчиком и делает автоподстройку. Повлиять на ее работу пользователь не может.

Еще в конструкции привода есть одна интересная декоративная деталь — мотор закрывается металлическим колпачком, снабженным двумя пазами, через которые проходит пассик. Просто и изящно.

Подшипник у проигрывателя условно-неразборный, на пользовательское обслуживание не рассчитанный. Стальной шкив, бронзовые элементы — сообразно размерам диска подшипник выглядит вполне крепким. Производитель указывает, что в его конструкции для дополнительной развязки используется что-то вроде внешнего углеволоконного корпуса или обтяжки. Но увидеть эту конструкцию, не разобрав проигрыватель целиком, невозможно.

Основной диск изготовлен из прозрачного акрила, а для установки на шкив подшипника в него вмонтирована бронзовая шайба. Встает диск плотно, без люфтов, но и без усилия.

Тонарм у проигрывателя несъемный, 9-дюймовый, статически сбалансированный с классической конструкцией поворотного узла, S-образной трубкой и съемным шеллом. Судя по всему, тонарм собственной разработки: он только отдаленно напоминает тот, что идет вместе с TEAC TN-300.

Тонарм у TEAC TN-570 имеет привычную конструкцию и все необходимые настройки

Что важно — он имеет все необходимые настройки, включая настройку азимута (хотя в инструкции она и не заявлена, но крепление шелла можно ослабить и подрегулировать). Добавлю, что тонарм рассчитан на достаточно тяжелые головки, имеет большой ход противовеса и при штатных значениях можно оперировать прижимной силой вплоть до 5 грамм. Противовес имеет подвижную шкалу и удобный шаг настройки, поэтому со штатной головкой можно справиться и вовсе без весов. Результаты я проверил, точность хорошая. То же самое скажу и в отношении настройки антискейтинга: шаг шкалы далеко не условный, а результат — точный. Но это я говорю о штатной головке, если ее менять, не лишним будет проверить все по тестовым дискам, а не только выставить рекомендуемое значение. Регулировка тонарма по высоте удобная, но ход не очень большой, впрочем, достаточный для большинства случаев.

О проводке от шелла до выходных RCA разъемов сначала ходили слухи, что она производства японской компании SAEC, однако сейчас на сайте производитель пишет о «PC-Triple C» (Pure Copper-Continuous Crystal Construction) — меди японского происхождения.

Включение и переключение скоростей осуществляется при помощи одной единственной ручки. И никакой светодиодной индикации. Штатный шелл тонарма — обычной конструкции и неплохого качества. Логотип Hi-Res Audio отличает модель TEAC TN-570 по той причине, что проигрыватель оснащен встроенным АЦП

По описанию, предустановленная на штатном шелле головка, — «эквивалент» Audio-Technica AT100E, правда, почему-то с корпусом иглы зеленого, а не красного (как положено сотой модели) цвета, то есть они действительно сильно похожи. На практике это означает, что добротная, с хорошей репутацией MM-головка, недорогая и беспроблемная в плане смены игл. Отличный вариант для базовой поставки.

Электронная часть, отличающая 550-ю и 570-ю модели, состоит из отключаемого ММ-фонокорректора и АЦП. У корректора никаких настроек нет, кроме того, что можно его или использовать, или пустить сигнал в обход. В свою очередь, АЦП определенно сложнее того, что ставится на TEAC TN-300. Он оснащен оптическим и USB-выходом, причем, если по USB можно получить сигнал 16 бит/48 кГц, то по оптике — вплоть до 24 бит/192 кГц. Но нужно понимать, что АЦП там стоит не профессионального уровня (иначе стоимость вертушки бы получилась совсем другой), а бытового, для сохранения личной коллекции.

В комплекте есть все необходимое, даже адаптер для сорокопяток. Единственное, к инструкции не приложен настроечный шаблон для тонарма. Вопрос поправимый, но если кто-то решит сразу менять головку — это стоит учесть. Весов нет, но как я писал выше, тонарм довольно точно настраивается и без них.

Из опций производитель предлагает только необычный сменный мат из прессованной японской бумаги WASHI. Вот это интересно, жаль, что не было возможности попробовать — штатный фетровый мат в данной конструкции не кажется мне идеальным, но резина и пробка так же оказались не очень подходящими.

Пару слов о возможных апгрейдах. Оценить проигрыватель хочется и в базе, и в качестве основы для построения более серьезной системы. Со столом-тонармом здесь особо ничего не сделать, но поменять головку, использовать более совершенный фонокорректор, прикинуть, насколько целесообразен фонокабель повзрослее — это возможно. В качестве вариантов подобрались следующие комплектующие: ММ-головка Clearaudio Maestro V2, сменный шелл Jelco HS-25, ММ/МС фонокорректор Clearaudio Smart Phono V2. И для комплекта я взял пару старых фонокабелей Craft из самой младшей линейки.

Конечно же, прослушивание я начинал с базовой комплектации, предварительно проверив все настройки и дав проигрывателю немного поработать.

Звучание

Рассказа о приработке головки не получится: аппарат на тест мне достался уже не новым, но предположу, что трудностей в этом процессе нет, порекомендую лишь потратить на процедуру 20-30 часов.

Прослушивание я начал с пластинки Isao Suzuki «Blow Up». Проигрыватель явно расставляет акценты на основные тона, не огрубляя при этом звук. Послезвучия немного отходят на задний план, но совсем не теряются. Звучание динамичное, немного превалирует средневерхний диапазон, но высокие играют чисто, деликатно.

На задней панели проигрывателя сосредоточена вся коммутация и все настройки встроенной электроники — фонокорректора и АЦП

Бас не так глубок, как можно было ожидать от этой пластинки, но быстрый, с хорошей наполненностью. Середина получается насыщенная, открытая и воздушная; детальность выше средней и ожидаемой. В целом можно отметить, что отдельные черты складываются в узнаваемый характер: схожим почерком нередко обладали японские Hi-Fi-проигрыватели 70-80 годов прошлого века. Звук не склонен к грубости и неповоротливости, а приподнятый средневерхний диапазон придает легкий эффект радости и праздничного настроения.

Сцена строится нормально — она средней ширины и глубины, без подчеркнутой масштабности, есть воздух, образы и планы неплохо разделены.

И еще: я сразу отметил, что уровень выходного сигнала со встроенного фонокорретора немного ниже обычного — пришлось на предусилителе подобрать примерно полтора деления.

Диск проигрывателя совершенно прозрачен, только в центре имеется бронзовая шайба-втулка, при помощи которой диск и устанавливается на шкив

На очереди The Dave Brubeck Quartet «Jazz Impressions Of Japan». Проигрыватель рисует музыку крупными мазками и чуть упрощает мелкие детали. Чтобы расслышать нюансы, необходимо прислушаться. Помимо уже упомянутого характера средневернего спектра, звук правильный, с точной динамикой, ровный по скорости не медлит и не торопится.

И по ходу несколько советов. Во-первых, головка в связке с тонармом хорошо отрабатывает старые пластинки и не обращает внимания на дефекты. Во-вторых, к работе микролифта нужно приспособиться — он резче обычного, поэтому рычажок лучше опускать плавно, а не ронять одним движением. Наконец, система развязки при всей своей простоте работает хорошо: проигрыватель будет функционировать нормально не только на специализированной стойке, но и на обычной мебели при условии, что она надежно установлена.

Подшипник у TEAC TN-570 условно-неразборный, на обслуживание владельцем он не рассчитан

По окончании прослушивания пластинки я сделал еще несколько выводов о звуке. Сама по себе запись «Jazz Impressions Of Japan» немного тусклая, но с хорошей детальностью и одновременно слишком ярким верхом. В сочетании со свойствами проигрывателя получилось неплохо: яркость не перешла в то количественное состояние, когда она начинает мешать, но нюансы слышны, и все это в целом совершенно не мешает восприятию музыки.

Следующий диск: Donald Fagen «Sunken Condos». Звук объемный, басовитый, округло-насыщенный, хотя почему-то чуть мягче ожидаемого. В остальном же — цельно, эмоционально, без излишеств и по существу. Баланс между эмоциями и информативностью хороший, а вот сцена, вопреки ожиданиям, не так широка и глубока.

На этом этапе прослушивания уже можно сделать выводы и попробовать усовершенствовать тракт. Первым делом я решил отключить встроенный фонокорректор и заменить его на Clearaudio Smart Phono V2 — если узким местом стал фонокорректор, то более серьезная головка не раскроется, а если с фонокорректором все ок, то я услышу, на что способна штатная головка.

Фонокорректор Clearaudio Smart Phono V2

Переподключился, перенастроил (благо, что корректор позволяет не только работать с разными типами головок, но и подстраивать параметры импеданса для МС и емкости для ММ). Отмечу, что у корректора есть своя собственная регулировка громкости. Не скажу, как она реализована конкретно — разобрать аппарат не вышло, но функция интересная. Я уже говорил, что с корректором, встроенным в проигрыватель, звук получался чуть тише, а с Clearaudio Smart Phono V2 привычный уровень громкости я получил где-то на двух третях от верхнего положения встроенного регулятора. Вернул громкость на предусилителе в обычное положение — можно слушать дальше.

Первое, что заметно — определенно более высокий уровень детальности, лучшая проработка тихих звуков, оттенков. Плюс к этому бас стал основательнее и многограннее, а сцена перестала тяготеть к камерности. Акцент на основных тонах в какой-то мере сохранился, но звук стал сложнее, интереснее, заиграл новыми красками и оттенками эмоций.

Настроечные переключатели у Clearaudio Smart Phono V2 расположены на нижней панели корпуса

Такой результат подтверждает, что базовая головка, пусть она и простая, очень хороша для своего сегмента, а проигрыватель (привод, тонарм, вся система в целом) со своими задачами легко справляется, и имеет свой почерк.

МС-головки для нашего испытуемого у меня не нашлось, и я поставил имеющуюся ММ Clearaudio Maestro V2. Эта головка слишком дорогая, для постановки ее в проигрыватель в реальных условиях, однако для изучения свойств тракта во время теста — вполне сгодится.

Послушал предыдущие записи из теста и ряд других композиций. Звук стал деликатнее и аккуратнее, с очень изящной долей смягчения, но с хорошей детальностью и динамикой. Точная проработка всего диапазона — честная, только на некоторых сложных записях басу не хватило упругости и оттенков.

Специфики ММ-головок почти не слышно, но надо отдать должное, Maestro V2 —прекрасный представитель своего класса, почти лишенный корневых недостатков головок этого типа. По итогам использования тестовых дисков скажу, что система отлично настраивается, чутко реагирует на незначительные изменения, позволяет подгонять звук под индивидуальные особенности в рамках диапазона регулировок. Однако как я написал выше, Maestro V2 — головка для другого класса проигрывателя. Я вернул штатную головку, настроил ее максимально точно, а внешний фонокорректор оставил. В таком виде и решил заканчивать тест.

ММ-головка Clearaudio Maestro V2 и сменный шелл Jelco HS-25

Поставил юбилейное издание Pink Floyd «The Division Bell», послушал и основные пластинки и бонусные синглы-сорокопятки. Играет вертушка воздушно, атмосферно, пусть не так детально, как с более дорогой головкой, но в целом — хорошо. Динамика достойная, детальность выше ожидаемой, тембральное разнообразие присутствует. Легкая упрощенность — от нее легко можно абстрагироваться. Все это компенсирует дружелюбный характер проигрывателя, его умение маскировать собственные мелкие недостатки и создавать эмоциональную вовлеченность.

Дальше взял старую запись исполнения «Дафны» Рихарда Штрауса. Чувствуется, что запись старая, но тусклость и тембральная бедность, которую я иногда слышу от современных проигрывателей, отсутствует. В исходной записи тембры просты, однако проигрыватель воспроизводит их ровно, не упрощая. Сцена, насколько это возможно в данном случае, правильно разложилась по глубине. Края диапазона отыгрываются честно, динамика в целом достаточна, но на сложных фрагментах стройность чуть теряется.

Запись Гольдбергских вариаций Баха в исполнении Гленна Гульда для тракта, на первый взгляд, не настолько сложное испытание: все получается точно, аккуратно, лишь с небольшой формализацией нюансов. Но в плане музыки и ее восприятия ничто особенно не страдает, а за счет ровной уверенной динамики самое важное в этой записи слышно хорошо.

TEAC TN-570 со штатной пылезащитной крышкой

Да, и последнее, что можно сделать с этим аппаратом — изучить АЦП. На самом обывательском уровне — подключиться к компьютеру по USB, скачать бесплатный софт для записи и с минимальными вмешательствами в настройки попробовать что-то записать. Два полученных таким образом фрагмента, без какой-либо дальнейшей обработки можно прослушать и попробовать составить свое впечатление. Скачать Fagen, Gould.

Выводы

Разработчики в этой вертушке совместили современный подход и опыт прошлых лет, когда виниловая пластинка была основным источником. В итоге вышел классический Hi-Fi начального уровня, оснащенный вдобавок аналогово-цифровым преобразователем.

Сделан аппарат аккуратно, а по ряду моментов выглядит лучше одноклассников. Если сравнивать 550-ю и 570-ю модели — каждый может сам решить, насколько для него важны встроенный фонокорректор и АЦП, интересны ли они вообще, или только как некий промежуточный вариант. Если же рассматривать оба проигрывателя без привязки к корректору и АЦП — это весьма гибкие системы, удобные в настройке и отвечающие всем формальным требованиям своего класса. И позволяющие в достаточной мере развивать систему путем подбора головки, фонокорректора и аксессуаров.

Музыкальный материал

1.Isao Suzuki — Blow Up - Three Blind Mice TBM-15 / Stereo

2.The Dave Brubeck Quartet — Jazz Impressions Of Japan — Columbia CS 9012 / Stereo

3.Donald Fagen – Sunken Condos – Reprise Records – 9362-49478-4 / Stereo

4.Pink Floyd - The Division Bell / Parlophone 825646293261 / Stereo

5.J.S.Bach – The Goldberg Variations - Glenn Gould / CBS/Sony 28AC1608 / Stereo

6.R.Strauss – Daphne – Hilde Guden, James King, Fritz Wunderlich, Karl Bohm, Weiner Symphoniker / Deutsche Grammophon 18956/57 / Mono

102 000 руб. (TEAC TN-550 — 84 000 руб)

Проигрыватель виниловых пластинок TEAC TN-570

Тип привода: пассиковый

Мотор: постоянного тока

Скорости вращения: 33,3 и 45 об/мин без ручной подстройки, с системой самоконтроля

Колебания скорости: +/–0.05% (на 33,3 об/мин)

Уровень рокота: 0,1%

Соотношение сигнал/шум: > 67 дБ

Основной диск: акриловый, 1,4 кг

Тонарм: S-образный, статически-сбалансированный

Эффективная длинна: 223 мм

Заход: 18 мм

Ход по вертикали (VTA): около 6 мм

Вес головки с шеллом и крепежом: 15-23 г.

Вес штатного шелла с крепежом: 10 г

Диапазон прижиной силы: до 5 г.

Головка звукоснимателя (эквивалент Audio-technica AT100E)

Тип: ММ

Выходное напряжение: 4,5 мВ

Рекомендуемый прижим: 1.4 г +/–0.4 г

Вес: 6,5 г

Встроенный фонокорректор:

Тип: ММ, отключаемый

Настройки: нет

Встроенный АЦП:

USB-выход: PCM, 8k / 11.025k / 16k / 22.05k / 32k / 44.1k / 48kHz, 16bit

Оптический выход: PCM (S/PDIF), 48k / 96k / 192kHz, 24bit

Размеры проигрывателя (ШхВхГ): 430 x 131.5 x 355

Вес: 9 кг

Фонокорректор Clearaudio Smart Phono V2

Цена: 46 000 руб.

Коэффициент усиления на 1 кГц: 54 - 68 дБ (MC), 34 - 48 дБ (MM)

Входной импеданс:

МС: 50 Ом, 100 Ом, 500 Ом, 1 кОм, 5 кОм / 150 пФ, 250 пФ, 400 пФ
ММ: 47 кОм / 150 пФ, 250 пФ, 400 пФ

Гармонические искажения: < 0,004% (МС), 85 дБ / MM

Разделение каналов: > 90 дБ

Максимальное выходное напряжение: 10 В

Внешний блок питания: ± 18 В / 300 мА

Коммутация: небалансная, один вход и один выход

Вес: 600 г

Размеры основного блока: (ШхГхВ) 95 x 125 x 34 мм

Головка звукоснимателя Clearaudio Maestro V2

Цена: 60 000 руб.

Тип: ММ

Частотный диапазон: 20 Гц - 20 кГц

Выходное напряжение: 3.6 мВ

Разделение каналов: (1 кГц): > 30 дБ

Разбаланс каналов: (1 кГц): ≤ 0.2 дБ

Tracking Ability

Прижимная сила: 2.2 г ± 0.3 г

Импеданс: (1 кГц): 0.66 кОм

Индуктивность: 0.42 Гн

Сопротивление нагрузки: 47 кОм

Емкость: 100 пФ

Иглодержатель: бор

Вес: 8.4 г