Перед многими из нас порой возникает задача: определить, подходит ли нам некий компонент системы. Или же на каком материале можно относительно объективно сравнить одну и ту же композицию в CDDA и пресловутом MP3. Что может послужить мерой подобного рода оценки?
Впервые я столкнулся с этой темой года три назад, когда начал поиски универсального проигрывателя компакт-дисков. Коллекция набралась довольно приличная и весьма разножанровая. Не стану упоминать в этой статье модели прослушанной мной техники, я писал об этом ранее, а если кому-то интересно, можно задать вопрос в обсуждении этой статьи — я с удовольствием отвечу.
С постепенным ростом требований к качеству звучания хочешь не хочешь, упираешься в проблему того, что один аппарат отлично отыгрывает Slipknot или Clawfinger, но скромничает при воспроизведении Pink Floyd. Держать три–четыре проигрывателя под разные жанры могут позволить себе далеко не все по целому ряду причин, начиная от банальных финансов, заканчивая местом для парковки этой кучи параллелепипедов в компактных квартирных условиях.
Вторая сторона этой темы появилась передо мной, когда возникло желание услышать разницу между CDDA, FLAC, MP3 и Spotify. Я писал об этом ранее здесь и здесь. И вот тут очень многое зависит от музыкального материала, который надлежит использовать для прослушивания.
В итоге, у меня образовалась «экспресс-подборка» дисков, на материале которых я слышу, подходит ли моему уху тот или иной компонент системы и есть ли разница в звучании цифрового источника.
№1. David Bowie «1 Outside Version 2» (BMG, Sonopress, Germany 1996)
Трек №4. «A Small Pilot of Land»
С самого начала и на протяжении двух первых минут, особенное место начинается на 1:11, там где разноглазый Дэйв вступает с вокалом. Это бомба. Это шиза. Где-то на 2:30 происходит нарастание, на 3:03 голос Дэйва несколько ломает общую мелодику и вот тут для меня происходит «момент истины».
№2. Ray Lamontagne «Ouroboros» (SONY Music Entertainment, Europe, 2015)
Трек №1. «Homecoming»
Здесь все начинается на 17-й секунде: на самом заднем плане слышится отзвук арфы. Бархатный, нежный, едва слышный. Он повторяется на 34-й секунде более явственно и четко. Вообще, этот трек отлично проверяет компоненты на умение читать легкие, едва слышные нюансы.
К слову, один весьма и весьма именитый CD-проигрыватель стоимостью более 100 000 рублей при прослушивании эту ауру потерял напрочь, чем вызвал мое справедливое недоумение и загадочную улыбку сотрудника салона pult.ru, с которым проходило прослушивание.
№3. Jacques Loussier «The Best of Play Bach» (Universal Music, 1984)
Трек №2. «Siciliano in G Minor»
Музыка просто живет и дышит. Диск записывали на Philips и сделали это просто превосходно. Все инструменты исключительно на своих местах, а послезвучия от рояльных пассажей прекрасно показывают способность системы отыгрывать переходы от динамичных сцен в легкие и нежные моменты. Инструментальные перепады (а это, на секундочку, сам Бах!) иллюстрируют возможность быстрой отработки разноплановых по насыщенности фрагментов.
№4. Nirvana «Nevermind» (Universal Music, 2011)
№1. «Smells Like Teen Spirit»
На 50-й секунде начинается партия на тарелках. Если тарелки «сыплются», т.е. звон переходит в дребезг, то в системе что-то нужно менять. В моем случае пришлось менять все (адски смеюсь, но это чистая правда).
№5. Rammstein «Rammstein» (Universal Music, 2019, Germany)
№1. «Deutschland»
Тут тоже все просто. С самого начала звучит вступление на синтезаторе, потом подключается гитара и ударные. Звучание с первой по 55-ю секунду должно быть относительно ровным, без эффекта дребезжания. Синтезатор не должен «подгуживать», а гитара «резать».
Мясо начинается на 1:50 на припеве. Припев должен звучать красиво, гармонично. Если же вы слышите резкие звуки, доставляющие некий аудиальный дискомфорт — что-то в системе не так. Сам диск записан отлично.
Буду рад, если в комментариях вы напишете, какую музыку используете в аналогичных целях.
Всем добра!