Гюнтер Кёртен совсем недавно приобрел Thorens у предыдущего владельца компании, Хайнца Рорера: в кресле руководителя он сидит всего год. И по нему видно, что он горит музыкой и готов всю эту любовь вложить в свое приобретение. Гюнтер поделился с нами амбициозными планами на развитие бренда, рассказал о будущих разработках и о бережном отношении к более чем вековой истории Thorens.

— У вас очень большой опыт работы с аудиобрендами. Например, вы работали в Denon, как я знаю, а теперь в Thorens. Можете рассказать о своей истории, как так вышло?

Вы пропустили важный этап — я был управляющим директором Elac, очень известного немецкого бренда. И я работал там несколько лет, но предыдущий владелец Thorens пришел в Elac и сказал, что вот, мол, я уже слишком старенький и хочу продать компанию. Он связался со мной, и я сказал ему, что Elac, в принципе, не то чтобы заинтересован в покупке Thorens: мы в тот момент уже запустили новую линейку собственных вертушек, и смысла покупать вертушечный бренд не было — они бы конфликтовали. Но, знаете, я был директором Elac, но не владельцем, и всегда хотел иметь собственную компанию. Поэтому через пару недель я позвонил Хайнцу и спросил: «Вы все еще продаете компанию?», — и он ответил: «Да, конечно». И после переговоров через полгода я смог купить Thorens.


— То есть это Thorens к вам пришел, получается, а не вы к Thorens?

Выходит, так. Ну, индустрия небольшая, вы все просто общаетесь друг с другом. Мы поговорили и достигли соглашения.


— Я так понимаю, что вы в курсе, что у Thorens огромное наследие. Какие по вашему мнению наиболее значимые моменты в истории этого бренда, какие устройства наиболее знаковые?

Если взглянуть на историю Thorens, есть такие устройства, которые сформировали ДНК бренда: например, TD124 или TD150, а еще TD160 и TD126. Очень много удивительных устройств, все прекрасные. И если сейчас вы хотите купить старый Thorens — вы за него отдадите огромные деньги. Я считаю, что вертушка есть вертушка, вы пытаетесь ее сделать как можно лучше, но если вы уважаете историю бренда — вам не то чтобы нужно многое менять. У нас есть отличные продукты, и понемногу я хочу привнести в линейку некоторые обновленные модели. Например, TD1600, которая станет наследником TD160 — и это только один пример.


— То есть вы планируете переиздать классические модели?

Да, но не просто скопировать и выпустить заново.


— Взять основу и сделать ее лучше.

Именно.


— Как вы оцениваете положение Thorens на рынке?

Как мне кажется, в последние годы Thorens вел себя как-то слишком тихо — не было громких релизов. А ведь в 50х-60х Thorens был лидером. Это потом появились другие бренды и создали множество интересных проигрывателей, но Thorens — это именно что вертушечный бренд с абсолютно вертушечным бэкграундом. Нам 136 лет, что вообще невероятно. И Thorens — это бренд, который знают все в индустрии, так что я считаю, что у нас есть огромный потенциал для развития.


— А что, как вы думаете, делает проигрыватели Thorens торенсами? Вот смотрите на проигрыватель, шильдика не видно, но сразу ясно, что это — Thorens.

Есть важные моменты. Обычно у Thorens очень традиционный дизайн с деревом, с субшасси и с пассиковым приводом — это эссенция Thorens. Хотя иногда мы от этого отклонялись.


TD 309, например.

Да, но у нее все равно пассиковый привод и субшасси.


— Просто она выглядит чуть более сумасшедше.

Есть такое, но для повышения узнаваемости бренда она стала отличным решением, да и играет хорошо. Но я соглашусь, что дизайн у нее такой, что он либо нравится — либо не нравится.


— Мне нравится. Но и классический вариант тоже хорош и подходит большинству сетапов с точки зрения дизайна. Так, теперь о пластинках. Что вы думаете по поводу возрождения винила как явления?

Для меня это не то чтобы удивительно, потому что людям хочется владеть музыкой, коллекцией. Тренд на компакты падает, на стриминг растет, но людям хочется иметь физический вариант музыки в руках, и если уж тратить на что-то деньги, то винил — лучшее решение. Можно рассмотреть конверт и тексты песен почитать — этого со стримингом не сделаешь. С другой стороны, слушать винил — это как дегустировать хорошее красное вино: на это требуется время, в процессе успокаиваешься, действительно вслушиваешься в музыку, и, конечно, качество звука прекрасное.


— Я всегда проводила параллель прослушивания винила с курением сигар: нужно время, чтобы подготовиться, полностью погрузиться в процесс и добиться правильного ощущения.

Да, именно так.


— Но винил — не такой удобный формат, как стриминг, — если рассматривать, например, поиск новых исполнителей.

Я думаю, что есть разные типы пользователей. В большинстве своем, молодежь не так заинтересована в виниле — и это нормально. Я тоже дома пользуюсь стримингом, но не для вдумчивого прослушивания — а как раз только для того, чтобы найти что-нибудь новое. И это прекрасно! Я слушаю, получаю там рекомендации и потом иду в магазин пластинок или на Discogs.


— А какая у вас дома система? Или их, быть может, несколько?

Несколько, и, конечно, у меня есть вертушка Thorens — TD907 — и неплохие компоненты, но называть их не буду, потому что они от конкурирующих фирм, но есть колонки Elac. Я своими сетапами доволен — это главное.


— Был лейбл Thorens Music, есть ли планы по его возрождению?

Это было сотрудничество с Music on Vinyl — суббрендом Universal Music. Они использовали наши проигрыватели, чтобы попасть в магазины — тогда можно было купить комплект из проигрывателя и пластинок. Но это была просто промо-акция, и не думаю, что мы этим еще раз займемся.


— А что вы думаете о новодельном виниле? Который с цифры пишется. Винил ли это или все-таки нет? Записи же не настолько аналоговые.

Я считаю, что аудиоинженеры — молодцы. Потому что мастеринг во многом ориентирован на масс-маркет, который качество звука не заботит, но большинство студий работает на цифре, и избавиться от нее нельзя. Однако в некоторых случаях для виниловых изданий создаются специальные мастеры — и получается хорошо. Я не тот человек, который кривит нос при виде цифры и считает аналог единственно верным решением — всегда хороша комбинация.


— Так, вернемся к вертушкам. Какие технологии Thorens, представленные давным-давно, стоило бы вернуть в новые проигрыватели?

У нас уже есть достаточно современная вертушка, 905, которая вполне традиционна в своем дизайне — пассик, субшасси. Но это дорогая вертушка. Хорошая, но далеко не доступная. И я считаю, что нам следует немножко снизить стоимость. Я не говорю, что мы будем продавать совсем дешевые проигрыватели — мы все-таки Thorens, мы такие просто не сможем сделать. Но создадим устройства, которые технологически близки к девятисотой серии, но доступнее — где-то по цене в 2–3 тысячи евро. Не все могут выложить за проигрыватель 10 тысяч евро, пусть и за премиальный.


— А есть ли планы на производство электронных компонентов для виниловых сетапов? Фонокорректоров или еще чего-нибудь?

Конечно, и мы над этим уже работаем! У нас есть линейка фонокорректоров, но мы ее обновим. Я сейчас работаю над хайэндным фонокорректором и еще несколькими вещами, но сконцентрированы мы все же на вертушках. Есть и линейка аксессуаров, конечно, фетровые маты и всякое такое — людям нравится! Многие хотят, чтобы такие вещи украшали их проигрыватели.


— Интересно, а как глубоко конкретно вы вовлечены в процесс разработки? То есть инженеры трудятся у себя в лабораториях, приходят к вам и говорят: «Вот, у нас идея!», или наоборот — у вас рождается идея и вы ее выдаете инженерам?

В основном — наоборот, от меня все идеи. Я всего год владею Thorens, и процессы еще налаживаются. У меня есть свой отдел разработки, но я и с другими, с внешними работаю, и мы собираем идеи вместе. К примеру, TD1600, которую мы покажем в мае на мюнхенской выставке, предложил я: поговорил с инженерами, обсудил, как мы можем модернизировать производство, как мы можем сделать вертушку лучше. И я сказал еще в начале: мне важно, чтобы у Thorens была чистая ДНК, и моя цель — чтобы вы с десяти метров могли распознать проигрыватель Thorens. И я считаю, что нам над этим еще работать и работать, поэтому мы возрождаем некоторые модели, в которых будет прослеживаться эта чистокровная «торенсовость»


— Ну, в последние годы проигрыватели Thorens очень сильно отличались друг от друга.

Да, я полностью согласен, и мы от этого избавимся.


— Так, тонармы! Собираетесь ли вы разрабатывать тонармы?

Да. У нас уже есть несколько, и мы еще разрабатываем новое поколение тонармов. TP92 — отличный и успешный тонарм, он у нас на нескольких вертушках стоит в разных версиях с разной длиной, но да, мы работаем над новыми тонармами.


А на какой музыке тестируют устройства Thorens?

Мне в первую очередь нравится джаз. А для тестов у меня есть подборка музыки, которую я слушаю очень-очень часто, отлично знаю мелодии и их качество и поэтому знаю, что происходит, когда я меняю картридж или тонарм. В этой подборке есть и классика, и джаз, и соул с роком. Но песен не так уж и много, и набор всегда одинаковый.


— У вас есть какой-нибудь точный план развития компании и видение того, как будет выглядеть Thorens через пять, десять лет? Или вы планируете работать на краткосрочную перспективу и плыть по течению?

У меня есть идея того, как должен выглядеть бренд, чтобы его ДНК была узнаваемой, как я уже говорил. Модельный ряд должен быть четким, да и есть мысли вернуть некоторые легендарные устройства — но это как раз планы на следующий год или через год. Все-таки нужно время на разработку новых аппаратов.


— Окей, а теперь кощунственный вопрос: собираетесь ли вы создать вертушку со встроенным фонокорректором? Или даже с Bluetooth.

Bluetooth — нет, а вот совсем скоро мы представим новые вертушки, TD201 и TD202, в которых как раз есть отключаемый фонокорректор, плюс ко всему у TD202 есть выход USB. Эти функции — они все в первую очередь для новичков, и мы хотим, чтобы даже у тех, кто не может потратить большую сумму на первый сетап, была возможность прикоснуться к качественному звуку и сделать хороший первый шаг в виниловом мире. Доступные устройства — не обязательно дешевые, Thorens все-таки имеет свою цену. И если удается хорошо спроектировать и встроить предусилитель, то почему бы и нет?


— Кстати, в последнее время появился тренд на прямой привод, очень много таких вертушек вышло. У Thorens таких не будет?

М-м-м, а почему бы и нет? Технология хорошая. Я не считаю, что проигрыватели получаются только с пассиком: если все сделано правильно, и двигатель хороший, то можно и с прямым приводом сделать хорошую вертушку. У нас была раньше такая — коллаборация с EMT, студийным брендом, сейчас их продукты дико дорогие. Была TD524 с прямым приводом — так что мы выпускали такие устройства. И у нас, мо-о-ожет быть, есть планы на проигрыватели с прямым приводом. Опять же, почему бы и нет?


— А какие у вас мысли насчет всей индустрии проигрывателей винила? Развивается она или в упадке?

Развивается, конечно. Иногда меня беспокоит, что сейчас очень много конкурентов на рынок выходит — китайские продукты, и японские бренды тоже возвращаются с винилом, но играют максимум в среднебюджетном диапазоне. Правда, именно они снимают все сливки.


— А что вы думаете о сегменте вертушек наиболее продвинутых технологически? С одной стороны, простая конструкция хороша, потому что мало что в ней может выйти из строя и, в принципе, быть изготовлено неправильно, а с другой стороны сложные устройства — они более контролируемые, их можно точнее настроить. К какому лагерю принадлежит Thorens?

Ну, вот субшасси — это всегда тяжело. Поэтому не так много компаний его используют. Но с точки зрения звука мы считаем, что субшасси — это лучший вариант. Мы вертушками занимаемся очень много лет, знаем, как их делать, и понимаем, что иногда даже самые крошечные детальки оказывают огромное влияние на звук. Мы постоянно пересматриваем процесс производства, пытаясь сделать устройство лучше. К примеру, вот TD1600 — это модель, у которой как раз много небольших особенностей, которых, казалось бы, не должно быть в проигрывателе такой ценовой категории, но с точки зрения звука... вау! Мы уже создали несколько прототипов, сейчас на финальной стадии тестирования серийной версии, и у нас вышел удивительно хороший проигрыватель.


— Как вы думаете, сейчас проще производить вертушки, чем раньше, за счет использования новых технологий резки, новых станков, или раньше было проще?

Я особой разницы не вижу, если честно. Да, производство изменилось, и теперь есть трехмерные станки с ЧПУ, за счет чего качество продукции может быть получше, но с другой стороны объемы производства, несмотря на возрождение винила, никогда не достигнут объемов семидесятых годов. Так что с точки зрения цены проще было производить сотни тысяч вертушек тогда, а сейчас у нас совсем другие цифры. Суть в том, что в 70-х и 80-х не было проблем, чтобы инвестировать в производство — потратил 30–50 тысяч евро и быстро эти деньги вернул, продав миллионы проигрывателей одной модели. А сейчас нужно продумывать реализацию вертушки в том числе и с финансовой точки зрения. Создание нового проигрывателя с нуля — это огромные инвестиции, и для производителя вертушек это главная головная боль.

Вспоминая о трендах... Поколение, которое сейчас коллекционирует винил — чаще всего это люди возрастом 40–50 лет. Есть и молодежь, что хорошо, но большинство — это вот из той демографической группы. И на рынке вы можете найти не так уж много автоматических или даже полуавтоматических проигрывателей. Это тот момент, который сложно реализовать — большинство наших конкурентов не знают, как сделать автолифт, поскольку механизм очень сложный. Я сам — большой фанат автостопа и считаю, что эта функция очень удобна — вы увидите ее в наших новых проигрывателях. Такая функция продлевает жизнь картриджа, да и под музыку же можно уснуть. Иногда приходишь домой и хочешь расслабиться, послушать музыку...


— Мне виниловая индустрия напоминает часовую — она в первую очередь про эмоции. Да, кварц удобнее, но механика — она как-то правильнее, качественнее и дарит ощущение такого живого механического компьютера на запястье.

Да, и история похожа: когда появился кварц, механика пришла в упадок, но в последние годы она активно возрождается, потому что люди хотят качества и чего-нибудь новенького и интересного.


— Как вы вообще оцениваете то, как брендом управлял предыдущий владелец, и что в нем изменится с вашим приходом?

В целом я хорошо оцениваю, с финансовой точки зрения компания выжила и чувствует себя хорошо, единственное, Хайнц сам не был меломаном. Он купил Thorens просто так, можно сказать, и если вы с ним поговорите — он к этому нормально относится. Для него это просто бизнес. А я всю жизнь провел в аудиоиндустрии, я люблю музыку и сделал хобби своей работой — и вот в чем наша основная разница. У нас разные идеи, разный взгляд на развитие, и, благодаря опыту работы, у меня много связей в аудиоиндустрии с разработчиками, производствами и так далее. Один ты ничего не сделаешь — нужна команда.


— Представители дистрибьюторской компании «Армада Саунд», кстати, мне сказали, что повозили вас по нашим местным салонам. Вы что-нибудь интересное заметили в российском подходе к построению сетапов, в которых есть место вертушкам Thorens?

Я не про Thorens скажу, здесь есть общая такая особенность. Я увидел, что российские дилеры — очень скрупулезны и много внимания уделяют системе в целом и каждому ее компоненту в отдельности. Не просто ставят хороший усилитель и хорошую вертушку, они еще и провода подбирают, акустические панели, звук под комнату подгоняют — и этим отличаются от большинства салонов, которые я знаю.


— А что вы могли бы пожелать нашим виниловодам?

Я бы пожелал, чтобы больше людей начало коллекционировать винил, оценило его и осознало, насколько же это расслабляющий процесс — слушать пластинки. Те, кто пришел сегодня на шоу — они об этом и так знают, но нам нужна аудитория побольше. И это должно начинаться в школах с уроков музыки, где учителя могут рассказывать не только о композиторах и жанрах, но и о способах слушать музыку: что можно не просто надеть наушники и радоваться, а еще и пластинку поставить.