Гюнтер Кёртен совсем недавно приобрел Thorens у предыдущего владельца компании, Хайнца Рорера: в кресле руководителя он сидит всего год. И по нему видно, что он горит музыкой и готов всю эту любовь вложить в свое приобретение. Гюнтер поделился с нами амбициозными планами на развитие бренда, рассказал о будущих разработках и о бережном отношении к более чем вековой истории Thorens.
— У вас очень большой опыт работы с аудиобрендами. Например, вы работали в Denon, как я знаю, а теперь в Thorens. Можете рассказать о своей истории, как так вышло?
— Вы пропустили важный этап — я был управляющим директором Elac, очень известного немецкого бренда. И я работал там несколько лет, но предыдущий владелец Thorens пришел в Elac и сказал, что вот, мол, я уже слишком старенький и хочу продать компанию. Он связался со мной, и я сказал ему, что Elac, в принципе, не то чтобы заинтересован в покупке Thorens: мы в тот момент уже запустили новую линейку собственных вертушек, и смысла покупать вертушечный бренд не было — они бы конфликтовали. Но, знаете, я был директором Elac, но не владельцем, и всегда хотел иметь собственную компанию. Поэтому через пару недель я позвонил Хайнцу и спросил: «Вы все еще продаете компанию?», — и он ответил: «Да, конечно». И после переговоров через полгода я смог купить Thorens.
— То есть это Thorens к вам пришел, получается, а не вы к Thorens?
— Выходит, так. Ну, индустрия небольшая, вы все просто общаетесь друг с другом. Мы поговорили и достигли соглашения.
— Я так понимаю, что вы в курсе, что у Thorens огромное наследие. Какие по вашему мнению наиболее значимые моменты в истории этого бренда, какие устройства наиболее знаковые?
— Если взглянуть на историю Thorens, есть такие устройства, которые сформировали ДНК бренда: например, TD124 или TD150, а еще TD160 и TD126. Очень много удивительных устройств, все прекрасные. И если сейчас вы хотите купить старый Thorens — вы за него отдадите огромные деньги. Я считаю, что вертушка есть вертушка, вы пытаетесь ее сделать как можно лучше, но если вы уважаете историю бренда — вам не то чтобы нужно многое менять. У нас есть отличные продукты, и понемногу я хочу привнести в линейку некоторые обновленные модели. Например, TD1600, которая станет наследником TD160 — и это только один пример.
— То есть вы планируете переиздать классические модели?
— Да, но не просто скопировать и выпустить заново.
— Взять основу и сделать ее лучше.
— Именно.
— Как вы оцениваете положение Thorens на рынке?
— Как мне кажется, в последние годы Thorens вел себя как-то слишком тихо — не было громких релизов. А ведь в 50х-60х Thorens был лидером. Это потом появились другие бренды и создали множество интересных проигрывателей, но Thorens — это именно что вертушечный бренд с абсолютно вертушечным бэкграундом. Нам 136 лет, что вообще невероятно. И Thorens — это бренд, который знают все в индустрии, так что я считаю, что у нас есть огромный потенциал для развития.
— А что, как вы думаете, делает проигрыватели Thorens торенсами? Вот смотрите на проигрыватель, шильдика не видно, но сразу ясно, что это — Thorens.
— Есть важные моменты. Обычно у Thorens очень традиционный дизайн с деревом, с субшасси и с пассиковым приводом — это эссенция Thorens. Хотя иногда мы от этого отклонялись.
— TD 309, например.
— Да, но у нее все равно пассиковый привод и субшасси.
— Просто она выглядит чуть более сумасшедше.
— Есть такое, но для повышения узнаваемости бренда она стала отличным решением, да и играет хорошо. Но я соглашусь, что дизайн у нее такой, что он либо нравится — либо не нравится.
— Мне нравится. Но и классический вариант тоже хорош и подходит большинству сетапов с точки зрения дизайна. Так, теперь о пластинках. Что вы думаете по поводу возрождения винила как явления?
— Для меня это не то чтобы удивительно, потому что людям хочется владеть музыкой, коллекцией. Тренд на компакты падает, на стриминг растет, но людям хочется иметь физический вариант музыки в руках, и если уж тратить на что-то деньги, то винил — лучшее решение. Можно рассмотреть конверт и тексты песен почитать — этого со стримингом не сделаешь. С другой стороны, слушать винил — это как дегустировать хорошее красное вино: на это требуется время, в процессе успокаиваешься, действительно вслушиваешься в музыку, и, конечно, качество звука прекрасное.
— Я всегда проводила параллель прослушивания винила с курением сигар: нужно время, чтобы подготовиться, полностью погрузиться в процесс и добиться правильного ощущения.
— Да, именно так.
— Но винил — не такой удобный формат, как стриминг, — если рассматривать, например, поиск новых исполнителей.
— Я думаю, что есть разные типы пользователей. В большинстве своем, молодежь не так заинтересована в виниле — и это нормально. Я тоже дома пользуюсь стримингом, но не для вдумчивого прослушивания — а как раз только для того, чтобы найти что-нибудь новое. И это прекрасно! Я слушаю, получаю там рекомендации и потом иду в магазин пластинок или на Discogs.
— А какая у вас дома система? Или их, быть может, несколько?
— Несколько, и, конечно, у меня есть вертушка Thorens — TD907 — и неплохие компоненты, но называть их не буду, потому что они от конкурирующих фирм, но есть колонки Elac. Я своими сетапами доволен — это главное.
— Был лейбл Thorens Music, есть ли планы по его возрождению?
— Это было сотрудничество с Music on Vinyl — суббрендом Universal Music. Они использовали наши проигрыватели, чтобы попасть в магазины — тогда можно было купить комплект из проигрывателя и пластинок. Но это была просто промо-акция, и не думаю, что мы этим еще раз займемся.
— А что вы думаете о новодельном виниле? Который с цифры пишется. Винил ли это или все-таки нет? Записи же не настолько аналоговые.
— Я считаю, что аудиоинженеры — молодцы. Потому что мастеринг во многом ориентирован на масс-маркет, который качество звука не заботит, но большинство студий работает на цифре, и избавиться от нее нельзя. Однако в некоторых случаях для виниловых изданий создаются специальные мастеры — и получается хорошо. Я не тот человек, который кривит нос при виде цифры и считает аналог единственно верным решением — всегда хороша комбинация.
— Так, вернемся к вертушкам. Какие технологии Thorens, представленные давным-давно, стоило бы вернуть в новые проигрыватели?
— У нас уже есть достаточно современная вертушка, 905, которая вполне традиционна в своем дизайне — пассик, субшасси. Но это дорогая вертушка. Хорошая, но далеко не доступная. И я считаю, что нам следует немножко снизить стоимость. Я не говорю, что мы будем продавать совсем дешевые проигрыватели — мы все-таки Thorens, мы такие просто не сможем сделать. Но создадим устройства, которые технологически близки к девятисотой серии, но доступнее — где-то по цене в 2–3 тысячи евро. Не все могут выложить за проигрыватель 10 тысяч евро, пусть и за премиальный.
— А есть ли планы на производство электронных компонентов для виниловых сетапов? Фонокорректоров или еще чего-нибудь?
— Конечно, и мы над этим уже работаем! У нас есть линейка фонокорректоров, но мы ее обновим. Я сейчас работаю над хайэндным фонокорректором и еще несколькими вещами, но сконцентрированы мы все же на вертушках. Есть и линейка аксессуаров, конечно, фетровые маты и всякое такое — людям нравится! Многие хотят, чтобы такие вещи украшали их проигрыватели.
— Интересно, а как глубоко конкретно вы вовлечены в процесс разработки? То есть инженеры трудятся у себя в лабораториях, приходят к вам и говорят: «Вот, у нас идея!», или наоборот — у вас рождается идея и вы ее выдаете инженерам?
— В основном — наоборот, от меня все идеи. Я всего год владею Thorens, и процессы еще налаживаются. У меня есть свой отдел разработки, но я и с другими, с внешними работаю, и мы собираем идеи вместе. К примеру, TD1600, которую мы покажем в мае на мюнхенской выставке, предложил я: поговорил с инженерами, обсудил, как мы можем модернизировать производство, как мы можем сделать вертушку лучше. И я сказал еще в начале: мне важно, чтобы у Thorens была чистая ДНК, и моя цель — чтобы вы с десяти метров могли распознать проигрыватель Thorens. И я считаю, что нам над этим еще работать и работать, поэтому мы возрождаем некоторые модели, в которых будет прослеживаться эта чистокровная «торенсовость»
— Ну, в последние годы проигрыватели Thorens очень сильно отличались друг от друга.
— Да, я полностью согласен, и мы от этого избавимся.
— Так, тонармы! Собираетесь ли вы разрабатывать тонармы?
— Да. У нас уже есть несколько, и мы еще разрабатываем новое поколение тонармов. TP92 — отличный и успешный тонарм, он у нас на нескольких вертушках стоит в разных версиях с разной длиной, но да, мы работаем над новыми тонармами.
— А на какой музыке тестируют устройства Thorens?
— Мне в первую очередь нравится джаз. А для тестов у меня есть подборка музыки, которую я слушаю очень-очень часто, отлично знаю мелодии и их качество и поэтому знаю, что происходит, когда я меняю картридж или тонарм. В этой подборке есть и классика, и джаз, и соул с роком. Но песен не так уж и много, и набор всегда одинаковый.
— У вас есть какой-нибудь точный план развития компании и видение того, как будет выглядеть Thorens через пять, десять лет? Или вы планируете работать на краткосрочную перспективу и плыть по течению?
— У меня есть идея того, как должен выглядеть бренд, чтобы его ДНК была узнаваемой, как я уже говорил. Модельный ряд должен быть четким, да и есть мысли вернуть некоторые легендарные устройства — но это как раз планы на следующий год или через год. Все-таки нужно время на разработку новых аппаратов.
— Окей, а теперь кощунственный вопрос: собираетесь ли вы создать вертушку со встроенным фонокорректором? Или даже с Bluetooth.
— Bluetooth — нет, а вот совсем скоро мы представим новые вертушки, TD201 и TD202, в которых как раз есть отключаемый фонокорректор, плюс ко всему у TD202 есть выход USB. Эти функции — они все в первую очередь для новичков, и мы хотим, чтобы даже у тех, кто не может потратить большую сумму на первый сетап, была возможность прикоснуться к качественному звуку и сделать хороший первый шаг в виниловом мире. Доступные устройства — не обязательно дешевые, Thorens все-таки имеет свою цену. И если удается хорошо спроектировать и встроить предусилитель, то почему бы и нет?
— Кстати, в последнее время появился тренд на прямой привод, очень много таких вертушек вышло. У Thorens таких не будет?
— М-м-м, а почему бы и нет? Технология хорошая. Я не считаю, что проигрыватели получаются только с пассиком: если все сделано правильно, и двигатель хороший, то можно и с прямым приводом сделать хорошую вертушку. У нас была раньше такая — коллаборация с EMT, студийным брендом, сейчас их продукты дико дорогие. Была TD524 с прямым приводом — так что мы выпускали такие устройства. И у нас, мо-о-ожет быть, есть планы на проигрыватели с прямым приводом. Опять же, почему бы и нет?
— А какие у вас мысли насчет всей индустрии проигрывателей винила? Развивается она или в упадке?
— Развивается, конечно. Иногда меня беспокоит, что сейчас очень много конкурентов на рынок выходит — китайские продукты, и японские бренды тоже возвращаются с винилом, но играют максимум в среднебюджетном диапазоне. Правда, именно они снимают все сливки.
— А что вы думаете о сегменте вертушек наиболее продвинутых технологически? С одной стороны, простая конструкция хороша, потому что мало что в ней может выйти из строя и, в принципе, быть изготовлено неправильно, а с другой стороны сложные устройства — они более контролируемые, их можно точнее настроить. К какому лагерю принадлежит Thorens?
— Ну, вот субшасси — это всегда тяжело. Поэтому не так много компаний его используют. Но с точки зрения звука мы считаем, что субшасси — это лучший вариант. Мы вертушками занимаемся очень много лет, знаем, как их делать, и понимаем, что иногда даже самые крошечные детальки оказывают огромное влияние на звук. Мы постоянно пересматриваем процесс производства, пытаясь сделать устройство лучше. К примеру, вот TD1600 — это модель, у которой как раз много небольших особенностей, которых, казалось бы, не должно быть в проигрывателе такой ценовой категории, но с точки зрения звука... вау! Мы уже создали несколько прототипов, сейчас на финальной стадии тестирования серийной версии, и у нас вышел удивительно хороший проигрыватель.
— Как вы думаете, сейчас проще производить вертушки, чем раньше, за счет использования новых технологий резки, новых станков, или раньше было проще?
— Я особой разницы не вижу, если честно. Да, производство изменилось, и теперь есть трехмерные станки с ЧПУ, за счет чего качество продукции может быть получше, но с другой стороны объемы производства, несмотря на возрождение винила, никогда не достигнут объемов семидесятых годов. Так что с точки зрения цены проще было производить сотни тысяч вертушек тогда, а сейчас у нас совсем другие цифры. Суть в том, что в 70-х и 80-х не было проблем, чтобы инвестировать в производство — потратил 30–50 тысяч евро и быстро эти деньги вернул, продав миллионы проигрывателей одной модели. А сейчас нужно продумывать реализацию вертушки в том числе и с финансовой точки зрения. Создание нового проигрывателя с нуля — это огромные инвестиции, и для производителя вертушек это главная головная боль.
Вспоминая о трендах... Поколение, которое сейчас коллекционирует винил — чаще всего это люди возрастом 40–50 лет. Есть и молодежь, что хорошо, но большинство — это вот из той демографической группы. И на рынке вы можете найти не так уж много автоматических или даже полуавтоматических проигрывателей. Это тот момент, который сложно реализовать — большинство наших конкурентов не знают, как сделать автолифт, поскольку механизм очень сложный. Я сам — большой фанат автостопа и считаю, что эта функция очень удобна — вы увидите ее в наших новых проигрывателях. Такая функция продлевает жизнь картриджа, да и под музыку же можно уснуть. Иногда приходишь домой и хочешь расслабиться, послушать музыку...
— Мне виниловая индустрия напоминает часовую — она в первую очередь про эмоции. Да, кварц удобнее, но механика — она как-то правильнее, качественнее и дарит ощущение такого живого механического компьютера на запястье.
— Да, и история похожа: когда появился кварц, механика пришла в упадок, но в последние годы она активно возрождается, потому что люди хотят качества и чего-нибудь новенького и интересного.
— Как вы вообще оцениваете то, как брендом управлял предыдущий владелец, и что в нем изменится с вашим приходом?
— В целом я хорошо оцениваю, с финансовой точки зрения компания выжила и чувствует себя хорошо, единственное, Хайнц сам не был меломаном. Он купил Thorens просто так, можно сказать, и если вы с ним поговорите — он к этому нормально относится. Для него это просто бизнес. А я всю жизнь провел в аудиоиндустрии, я люблю музыку и сделал хобби своей работой — и вот в чем наша основная разница. У нас разные идеи, разный взгляд на развитие, и, благодаря опыту работы, у меня много связей в аудиоиндустрии с разработчиками, производствами и так далее. Один ты ничего не сделаешь — нужна команда.
— Представители дистрибьюторской компании «Армада Саунд», кстати, мне сказали, что повозили вас по нашим местным салонам. Вы что-нибудь интересное заметили в российском подходе к построению сетапов, в которых есть место вертушкам Thorens?
— Я не про Thorens скажу, здесь есть общая такая особенность. Я увидел, что российские дилеры — очень скрупулезны и много внимания уделяют системе в целом и каждому ее компоненту в отдельности. Не просто ставят хороший усилитель и хорошую вертушку, они еще и провода подбирают, акустические панели, звук под комнату подгоняют — и этим отличаются от большинства салонов, которые я знаю.
— А что вы могли бы пожелать нашим виниловодам?
— Я бы пожелал, чтобы больше людей начало коллекционировать винил, оценило его и осознало, насколько же это расслабляющий процесс — слушать пластинки. Те, кто пришел сегодня на шоу — они об этом и так знают, но нам нужна аудитория побольше. И это должно начинаться в школах с уроков музыки, где учителя могут рассказывать не только о композиторах и жанрах, но и о способах слушать музыку: что можно не просто надеть наушники и радоваться, а еще и пластинку поставить.