На YouTube пользуются популярностью ролики, в которых люди демонстрируют звучание систем, записывая их звук с помощью различных устройств, начиная с простой записи на смартфон или экшн-камеру и заканчивая весьма дорогими и экзотическими конструкциями, состоящими из профессиональных аудиорекордеров и микрофонов, торчащих в разные стороны. Мы решили провести собственный эксперимент, поставив целью получить запись, наиболее достоверно передающую звучание представленных на выставке систем.
Поставленной задаче в наибольшей степени отвечает технология бинауральной записи. Такой подход позволяет наиболее достоверно передать не только характер звучания системы, но еще и звуковую сцену, а также влияние помещения на звук. Одним словом, мы получаем эффект полного погружения, но с единственным условием: бинауральная запись может быть воспроизведена только в наушниках.
Для того чтобы понять преимущество бинауральной записи, рассмотрим, что происходит со звуком, когда мы слушаем музыку, находясь в точке прослушивания. В ту самую заветную точку (которую наши англоязычные коллеги не зря называют «sweet spot») звуковые волны приходят оптимальным образом так, что создают максимально достоверную, объемную и реалистичную звуковую картину. При этом звук, приходящий справа, хорошо слышен правым ухом, а до левого уха эти же звуковые волны доходят ослабленными, поскольку огибают голову и попадают в левое ухо по касательной. Именно этот физический процесс позволяет нам понимать, с какой стороны находится источник звука. А более точное направление мы угадываем благодаря более мелким, локальным преломлениям звуковых волн, огибающих ушную раковину. Кроме того, ушная раковина, по сути, является рупором, направленным вперед и в стороны, и отсекающим звуки, идущие сзади.
Теперь представьте, какой путь проходят звуковые волны, идущие слева и справа к стереомикрофону, встроенному в видеокамеру, смартфон или даже профессиональный аудиорекордер. Звуки, идущие слева и справа, а также переотражения от всех четырех стен и потолка проходят практически один и тот же путь, ведь стереобаза у большинства устройств колеблется в пределах 1-3 см. Но даже если взять два внешних микрофона и поставить их пошире, достоверной стереокартины не получишь, ведь звуковым волнам не нужно огибать голову, а вокруг микрофонов нет ушной раковины, отсекающей приходящие сзади звуки и фокусирующей звуки, идущие спереди.
Именно поэтому наши микрофоны имеют эти забавные силиконовые уши! Более того, они разнесены на достаточное расстояние друг от друга, почти как человеческие. А окружают их большие силиконовые диски, обходя которые звуковая волна проходит путь, аналогичный тому, что прошла бы огибая человеческую голову. Остается поставить этот симулятор головы в точку, где звучание системы раскрывается наиболее полноценно, и мы получим ту самую заветную бинауральную запись, способную запечатлеть звучание системы как слышит ее человек.
Чтобы не быть голословным, предлагаю сравнить музыкальный фрагмент, записанный одновременно с одной точки на бинауральные микрофоны и аудиорекордер Zoom H1 с перекрестно расположенными стереомикрофонами. Для прослушивания бинауральных записей, как, собственно, и любых других записей, в которых вы хотите оценить звучание записанной каким-либо способом стереосистемы, рекомендуется использовать наушники. Причем наушники должны иметь нейтральное звучание, без ярких акцентов вроде звенящих верхних или гипертрофированного баса.
Сравните (аудиофайлы): бинауральная запись, стереозапись (рекордер Zoom H1).
Результат получился, на мой взгляд, довольно интересным и атмосферным. Во-первых, все достоинства и недостатки систем, равно как и артефакты их взаимодействия с помещением, оказались слышны даже лучше, чем вживую. Это происходит потому, что когда мы входим в помещение прослушивания, мозг моментально настраивает своеобразный «фильтр», отсеивающий якобы лишнюю информацию вроде отзвуков комнаты, а полезную информацию мы слышим отчетливее.
Во-вторых, в записях получилось немало презабавных артефактов с выраженным 3D-эффектом вроде хлопанья дверьми, разговоров посетителей, находящихся не просто сбоку, а буквально за спиной, ну и мои любимые моменты, когда кто-то проходит перед микрофоном. Это почти как демо-диск Dolby Atmos, только звучащий в наушниках. Вот несколько наиболее колоритных примеров:
Послушайте: разговор о Bowie, дверь, звук из другой комнаты, разговор перед микрофоном.
Как вы уже, наверное, убедились, бинауральная запись действительно позволяет сохранить звучание конкретных систем в конкретных условиях максимально близкими к оригиналу. И таких аудиоконсервов на выставке Hi-Fi & High End Show 2018 мы заготовили немало. Помимо видеороликов на YouTube, дающих общее аудиовизуальное представление о системах, к прослушиванию предлагаются оригинальные записи с качеством 48 кГц/16 бит.
Записи
Часть 1: KEF, DALI, Avantgarde Acoustics, Sonus Faber и Sonus Victor
Часть 2: Jamo, Acoustic Energy, Emotiva, OldSchool и Reezoldini
Часть 3: DALI, Audio Physic, Chario, Magnat и Acoustic Energy
Часть 4: S.A.Lab, Magnat, Sonus Faber, Neat и Steinway Lyngdorf
Часть 5: Q Acoustics, Magnat, Chario, Sonus Faber и Gryphon